Урок окружающего мира по теме: Значение воды для всего живого на земле. Загрязнение водоемов. 2 класс, Гармония
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цель: формировать представление о значении воды для  человека и других живых существ, об экологических проблемах на водоёмах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._ur_okr.mir_.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

УМК  «Гармония»

Класс : второй

Тема: «Значение воды для всего живого на земле. Загрязнение водоемов»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формировать представление о значении воды для человека и других живых существ, знание об экологических проблемах на водоемах.

Задачи:

Образовательная:

- выявить знания детей по теме; формировать представление о значении воды для человека и других живых существ; о разнообразии источников питьевой воды; формировать знание правил экологически грамотного  поведения на водоемах; продолжить формировать умения сравнивать, обобщать знания, работать со схемами.

Развивающая:

Развитие познавательных УУД

-  развивать умение осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные на уроке; развивать умение выделять главное, в учебном материале, делать выводы, переносить раннее полученные знания на новый учебный материал, способствовать развитию творческой активности;

Развитие коммуникативных УУД

- развивать умение принимать активное участие в работе в парами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости;

Развитие регулятивных УУД

- развивать умение принимать учебную задачу, следовать инструкции учителя; планировать свои действия с учебными задачами и инструкцией учителя.

Воспитательная:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира, интерес к различным видам деятельности; воспитывать бережное отношение к питьевой воде,  желание сохранять красоту и чистоту водоемов

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

 

Включение детей в деятельность.

Ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока.  Желаю вам удачи и успеха.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Постановка темы

(звучит музыка)

Блистают звезды, цвет меняют горы,

Снега сползают, листья опадают.

Мне очень жаль людей, которых

На свете ничего не удивляет.

(Музыка выключается)

- А чему вы удивляетесь в окружающем мире?

- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, я думаю, вы скажите,  отгадав загадку

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Актуализация знаний и постановка целей

- Итак, мы сегодня будем с вами говорить о…воде.

- На предыдущих уроках мы уже говорили о воде. Многое знаем. А сегодня дополним свои знания.

- Прочитайте слова на доске. (река, пруд, океан, озеро, водохранилище)

-Отгадайте ребус и  назовите  всё это одним словом. ( водоёмы)

1)Работа в малых группах

-Предлагаю поработать в малых группах и распределить  слова на 2 группы.

-Покажите как ваша группа распределила  на доске.

-По какому признаку вы это сделали?( Естественные , Искусственные)

-Есть группы , которые  по другому распределили?

Естественные                                 Искусственные

 река        пруд

 океан        

озеро        водохранилище

- Почему  реку, океан и озеро вы отнесли к естественным водоёмам? (они созданы природой,  а искусственные- человеком)

- Сегодня на уроке мы не  только будем повторять, всё что знаем, но и поговорим  о значении воды  для всего живого на Земле.

--Посмотрите на доску и выберите только те, на которые  по вашему мнению мы будем отвечать в течении всего урока. ( поднимают руку и читают)

1.Зачем нужна вода человеку и другим  живым существам?

2. Какие бывают равнины?

3.Почему  нужно использовать воду бережно и экономно?

4.Чем различаются метеоры и метеориты?

5Что является источниками загрязнения водоёмов?

-Что нам поможет ответить на эти вопросы?

-Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.

( один читает)

(если не догадаются  -ребус)

Постановка познавательной задачи

Разбивают водоемы на две группы

Естественные: река, океан, озеро, море, болото

Искусственные: пруд, канал, водохранилище

Отвечают на вопросы

Открытие новых знаний

2) Работа с учебником.

-Никита прочитай первый вопрос. Как бы вы ответили на него.

-А вот как Ваня Волков  объяснил младшему брату о значении воды для природы и человека мы узнаем, прочитав стихотворение в учебнике на с. 50.

-Будем читать по  частям и делать вывод, зачем нужна вода. (Начинает читать учитель)

1)Вода моет всех людей, животных, города,  дороги. Одним словом вода необходима для поддержания чистоты. Грамотнее сказать: вода- это средство гигиены.

(На доске табличка- средство гигиены)

- Если кому-то из вас не понятно значение слова . Куда нужно обратиться.

-Чтобы время не тратить слово мы нашли. Арина, прочитай, что такое гигиена.

  1. 2)- Что объясняет Ваня младшему брату?

-Без воды не замесить тесто для хлеба,  не попить чаю, не  постирать, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды,  ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды

-Одним словом вода нужна в быту.

3)-Зачем вода нужна?

-В воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше. На небольших глубинах, где много света, мир животных и растений разнообразен.

-Значит вода-это среда обитания.

 4)-Правильно вы всё говорите.

Вода это красота, отдых. Люди наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов

5)- Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

6) А ёщё вода нужна для получения электрического тока.

-Молодцы, ребята, теперь мы знаем, что вода играет большую роль в нашей жизни.

Вывод:-Я думаю, что теперь мы можем дать полный ответ на 1 вопрос.

Зачем нужна вода человеку и другим  живым существам? (Вода- это средство гигиены, она нужна в быту…)

Физминутка

3)Просмотр  видеофрагмента.

- Посмотрите видеофрагмент и скажите, к чему он призывает людей? (Беречь воду)

4)Работа с глобусом

– Глобус – модель Земли ( медленно раскрутить глобус).
– Какого цвета больше на глобусе? Почему?
( Это потому, что  воды  на нашей планете больше, чем суши.)
- А зачем  же нужно беречь её, ведь её так много. Давайте проведём небольшой опыт.

5) Опыт

-Приглашаю выйти  2-х учащихся. Клим и Жанат. (учитель ставит 2 стакана воды).

-В один  стакан  насыпь ложку соли.

- Какой стакан выберете напиться? Почему?

-Какой вывод сделаете. Значит человеку нужна какая вода?

- В каких водоемах находится пресная вода?( реки,  озёра, болота, ледники)

- Много ли на планете пресной воды?

-Если представить себе, что вся вода на планете уместится в трехлитровой банке, то пресная занимает меньше, чем пол стакана. (Показать)

Вывод:-Ответим на 2 вопрос. Почему  нужно использовать воду бережно и экономно?

(Потому что пресной воды мало)

6)Загрязнение водоёмов.

- Пресной воды на планете становится все меньше и меньше. И не потому, что запасы ее заканчиваются. Над водой нависла угроза.

-Посмотрите сказку. Сказка исключительная, сказка поучительная. И ответьте на вопрос, какая угроза нависла над водой.

Сказка

Рыбак:

Из страны заморской, дальней 
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
На Илек я  поспешил
Леску в воду опустил

Друзья: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друзья:

Какую?

Может, рыбку золотую?

Рыбак:

Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь:

речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь:

Грязь всю в речку к нам сливают 
От нее все погибает 
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда, браток, какая!

Рыбак:

Что же делать? Как нам быть?
Соберу-ка, я друзей
И решим вопрос скорей.

У. Грустная сказка! Но и быль не радостней. 

- Какая угроза нависла? ( Ответы детей)

 -Посмотрите видеофрагмент и  ответьте на последний вопрос. Что является источниками загрязнения водоёмов?

-Заводы и фабрики потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её продуктами отходов. Со сточными водами в реки попадают ядовитые вещества.

-По берегам рек  расположились фермы и поля совхозов. Фермы сливают нечистоты в воду, коровы купаются в реках, с полей стекает вода с удобрениями.

-На берегах реки расположились пляжи. . Отдыхая, люди тоже приносят вред водоёму. Оставляют мусор, моют машины, купают домашних животных.

- Как помочь сберечь воду?- Какую помощь можем оказать мы?

Наблюдают

- Пресная

- Пресная вода в реках, озерах, прудах,  а в морях и океанах соленая.

Потому что пресной воды мало.

- Не останется пресной воды

Перерабатывать мусор. Не засорять мусором пляжи, берега водоемов, на заводах и фабриках ставить фильтры и очистные сооружения.

- Закрывать краны,  бережно использовать воду, убирать за собой места отдыха.

Берегите воду!

Сохраним водоемы чистыми!

Обобщение и систематизация знаний.

Первичный контроль

-Предлагаю выполнить небольшой тест. Сверху   подпишите. Если вы согласны  с утверждением ставите +. Не согласны-. На премене дежурные собирут листочки и передадут мне.

- Вода- это средство гигиены

- Для питья годится и пресная и соленая вода

- При помощи воды добывают электрический ток

- Без воды погибнет все живое

- Пресная вода находится в морях и океанах

- Воду нужно использовать бережно, потому что пресной воды мало.

Выполняют  задания.

 

Подведение итогов рефлексия.

 -Мы ответили на всё вопросы. Давайте  вернёмся к ним  и обобщим .

- У вас на столе лежат капельки воды. Большая и маленькая. Если  на уроке вам было легко, вы чувствовали себя комфортно, выберите большую капельку. Если вам было неинтересно и ничего нового вы не узнали выберите маленькую.

-А теперь своими капельками заполните сосуд.

-Сосуд наполнился быстро. Потому что капельки большие

Вы все сегодня молодцы! Спасибо за урок!

Формировать самоконтроль и самооценку успеха работы на уроке,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по УМК Гармония 2 класс "Водоемы. Значение воды для всего живого на Земле"

Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб...

Урок окружающего мира по теме "Свойства воды". 3 класс. Программа "Гармония"

Тип урока: урок-исследование объекта.Цели урока:Обучающие:формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;формировать знания об основных свойствах воды в...

Значение воды для всего живого на Земле

технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса по УМК Гармония...

Урок по окружающему миру "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов." 2 класс, УМК "Гармония"

Урок по окружающему миру "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов", 2 класс, УМК "Гармония"....

Конспект урока окружающий мир во 2 классе "Значение воды для всего живого на Земле"

В данном уроке показан элемент исследовательской работы на уроке окружающего мира. Работа детей в "экспериментальной лаборатории" по очистке естественных и искусственных загрязнителей....

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Значение воды для всего живого на Земле"

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Значение воды для всего живого на Земле" Конспект урока предусматривает использование презентации для SMART доски. Скачать ее можно перейдя по ссылке htt...

Урок окружающего мира "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов"

Урок окружающего мира с элементами исследования по УМК "Гармония"...