Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме "Свойства воды". 3 класс. Программа "Гармония"
    план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

    Шрам Ирина Васильевна

    Тип урока: урок-исследование объекта.

    Цели урока:

    Обучающие:

    формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;

    формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

    формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения,

    делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

     учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

     Развивающие:

    создать условия для личностного развития ученика;

    активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;

    развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

    Воспитательные:

    создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию

    природных богатств;

    создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать

    мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

    Основной структурный элемент: постановка проблемы ( какими свойствами обладает вода?)

     и поиск путей её решения.

    Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых

    доказательств, наблюдение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока окружающего мира

    «Вода в природе. Вода и её свойства. »

    2014/2015 учебный год. 3 класс УМК «Гармония»

    Тема: « Вода и её свойства. »

    Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

    Задачи:

    -Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.

    -Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования свойств воды; развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы.

    -Воспитывающие: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать  в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

    Планируемые результаты:

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    - знать, почему вода необходима для жизни на земле,

    - уметь определять признаки воды,

    - уметь проводить несложные исследования,

    - освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

    - понимать и принимать учебную задачу,

    - планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

    - работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

    - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

    - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

    - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

    - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

    - проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

    - оценивать себя, границы своего знания и незнания,

    - соблюдать экологическую культуру

    Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления (прием «верные – неверные суждения»), ИКТ.

    Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка; репродукции картин, показывающие красоту моря, реки, водопада, родника; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, молоком, соком; ложки; ёмкости разного объёма и формы; сахарный песок, обычный песок, кусок льда, медицинская груша).

    Ход урока:

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

     Организационный этап.

    Прозвенел звонок, и в срок начинается урок.

    Сегодня здесь закон  простой – учись и думай головой.

    А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай.

    Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда! /слайд/

    Настраиваются психологически на совместную работу с учащимися и учителем.

     Регулятивные:

    - волевая саморегуляция;

     Личностные:

    - смыслообразование (Я должен посмотреть...)

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    -Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

       Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

    -  Как вы понимаете эти слова писателя?

    - Что вы знаете о воде?

     

    -Какая задача осталась у нас нерешенной?

    -Назовите цель сегодняшнего  урока.

    -Какие задачи поставите перед собой для достижения этой цели?

    /Учитель добавляет свою задачу - запомнить свойства воды./        

    Вода.

    Дети отвечают.

    - Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь.

    - Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду  мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить животные. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях…

    -Свойства воды.

    -Познакомиться со свойствами воды.

    -Выявить свойства воды, проделать опыты, дружноь работать, .../вывешивают вопр. знаки/

     Познавательные:

    - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    3) Регулятивные:

    - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

    Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

     Актуализация знаний.

    -Итак, сегодня вы опять будете исследователями. Нос у нас в классе будет работать  не одна, а несколько лабораторий. Прежде чем вы начнете работать в своих лабораториях, давайте вспомним как мы изучали свойства воздуха?/На доске перепутанный план работы/. Приложение.

    -У каждой лаборатории есть свой план работы, по которому вы бедете  исследовать свойства воды. Приложение. Но для начала вспомните правила работы в группе.

    Один ученик составляет план, ребята проверяют правильность

    Дети перечисляют правила работы в группе.

    Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные:

    - целеполагание как постановка учебной задачи,

    - планирование,

    - прогнозирование.

    Работа над новым материалом.

    1.Самостоятельная исследовательская деятельность детей.

    Организует деятельность, помогает в ходе работы.

    - Сделайте общий вывод. Это не все свойства воды. Работая дома, вы обнаружите другие свойства, запишите в карту иссл. и расскажете на следующем уроке.

    - Как вы думаете, зачем необходимо знать свойства воды?

    -Оцените работу своей группы.

    Физкультминутка (Учитель называет предметы. Если предмет имеет прямое отношение к воде, дети встают.)

    У каждой группы на столе микролаборатория для опытов. 

    Исследователи выполняют задание согласно плана.  Выдвигают гипотезы, исследуют, делают выводы.Приложение.

    Эксперт выносит результат на доске. По мере выступления групп появляется таблица "Свойства воды"

    Каждая группа рассказывает о проведенных опытах и полученных результатах. Остальные группы внимательно слушают и записывают результаты в свои индивидуальные  карты исследования.

    - Вода – это жидкость, которая не имеет запаха, цвета, собственной формы, она прозрачная и текучая. Вода – растворитель.

    - В быту, на различных производствах, в промышленности, в сельском хозяйстве человек использует свойства воды.

    -После короткого обсуждения ребята коментируют свои оценки.

    Играют в игру.

    1) Регулятивные:

    - целеполагание как постановка учебной задачи,

    - планирование,

    - прогнозирование.

    2) Познавательные:

    - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

    3) Общеучебные:

    Моделирование,

    выбор наиболее эффективных способов решения задач.

     Первичная проверка понимания.

    -Вспомните,  какую задачу я поставила перед вами?

    -Хотите проверить себя, как хорошо вы их запомнили?

    Организует работу в тетрадях на печатной основе.

    /презентация/.

    -Запомнить свойства воды.

    Заполняют изображение фонтана свойствами воды, которые запомнили. ,Проверяют правильность, ориентируясь на доску и свою карту исследования.

    После работы делают выводы о необходимости повторения.

    1) Регулятивные:

    - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

    2) Познавательные:

    -умение осознанно и произвольно строить высказывания.

    Постановка цели на следующий урок.

    Беседа об охране воды.

    - Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.

     - О чём эта презентация?

    Учитель создает ситуацию затруднения.

    -А что вы можете сделать для охраны воды?

    -Как вы думаете, можно ли очистить  загрязненную воду?

    -Как это можно сделать?

    -Откуда к нам в дом поступает вода и как она очищается?

    Учащиеся просматривают презентацию «Загрязняя воду, мы убиваем себя»

    youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8

    - Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Вода очень важна для человека. Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Загрязнение воды несёт гибель всему живому. Возникла необходимость в охране природы. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.

    Пытаются ответить на вопросы, высказывают свои предположения. Ставят  цель на следующий урок.

    Регулятивные:

    - целеполагание, как постановка учебной задачи,

    - планирование,

    - прогнозирование.

    Познавательные:

    - умение структурировать знания

    Первичное закрепление.

    Просмотр фильма "Вода чудесное вещество"

    Повторяют знания о воде как веществе.

    Коммуникативные:

    - умение выражать свои мысли

     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Домашнее задание индивидуальное по выбору /презентация/.

    1.Повторить все о свойствах воды, пользуясь учебником (с.99)  и  картой исследования.

    2. Повторить свойства воды, проделав дома опыты (№28 в тпо)

    3.Нарисуй плакат на тему «Охрана воды»

    Слушают информацию о д.з. На перемене выбирают  задания для себя.

    Познавательные:

    - умение структурировать знания

    - оценка процессов и результатов деятельности) Регулятивные:

    - волевая саморегуляция

    - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

     Рефлексия.Подведение итогов занятия.

    Организует рефлексивную деятельность детей, подведение итогов урока.

    Заполняют листы самооценки работы на уроке.

    Делятся впечатлениями, полученными на уроке.

    Коммуникативные:

    - умение выражать свои мысли

    - оценивание качества своей и общей учебной деятельности

    ПРОЗРАЧНАЯ  ЖИДКОСТЬ

    ______________________

    БЕСЦВЕТНАЯ

    РАСТВОРИТЕЛЬ, но не все вещества в ней растворяются

    НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА

    НЕ ИМЕЕТ ВКУСА

    ТЕКУЧАЯ

    НЕ ИМЕЕТ СВОЕЙ ФОРМЫ

    ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯТСЯ

    ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ СЖИМАЕТСЯ

    СВОЙСТВА   ВОДЫ

    __________________


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Прозвенел звонок, и в срок начинается урок. Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой. А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай. Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда !

    Слайд 2

    Исследовательская станция «Кладовая солнца»

    Слайд 3

    « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!» Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал об этом веществе:

    Слайд 5

    Карта исследований. Что такое вода? _____________. Свойства воды: Опыт 1. _____________________. Опыт 2. _____________________ . Опыт 3. _____________________ . Опыт 4. _____________________. Опыт 5. _____________________. Опыт 6. _____________________. Опыт 7. _____________________. Опыт 8. _____________________. Опыт 9. _____________________.

    Слайд 6

    Карта исследований. Что такое вода? Вода – вещество. Свойства воды: Опыт 1. Вода прозрачна. Опыт 2. Вода бесцветна. Опыт 3. Вода – растворитель, но не всех веществ. Опыт 4. Не имеет запаха . Опыт 5. Не имеет вкуса. Опыт 6. Вода течё т. Опыт 7. Не имеет формы. Опыт 8. При нагревании расширяется. При охлаждении сжимается.

    Слайд 7

    Сколько воды на планете?

    Слайд 8

    Какая вода встречается в природе ?

    Слайд 9

    Выскажи своё мнение по поводу увиденного. Почему погибли эти животные?

    Слайд 10

    Валим отходы и мусор мы в реки, Дескать вода унесет, Но у воды есть пределы терпенья , Смотрите же, люди, вперед! Пусть на Земле не умирают реки , Пусть стороной обходит их беда. И будет оставаться в них навеки Чистая и вкусная вода!

    Слайд 11

    Вывод: 1.Нельзя в водоёмы выбрасывать мусор. От загрязнения воды страдает всё живое. 2. Большой вред водоёмам приносит отравление нефтяными продуктами. От них погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. 3. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека. Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.

    Слайд 12

    Домашнее задание: 1.Повторить все о свойствах воды, пользуясь учебником (с.99) и картой исследования. 2. Повторить свойства воды, проделав дома опыты (№28 в тпо ) 3.Нарисуй плакат на тему «Охрана воды»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира. Три состояния воды. Значение воды.

    Урок посвящен Форуму "Чистая вода-2010"...

    Урок окружающего мира по теме "Вода на Земле" во 2 классе, УМК Гармония

    Интерактивный урок окружающего мира во 2 классепо тема: «Вода на Земле». УМК "Гармония"УУДØ  Предметные понятия: источники воды на Земле; Мировой океан;Ø  Умения: познавательные – работать с...

    Урок окружающего мира по теме "Вода на Земле" во 2 классе, УМК Гармония

    Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Вода на Земле" . УМК "Гармония"с использованием интерактивной доски...

    Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".

    В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....

    Конспект урока окружающего мира в 3»А» классе на тему: « Берегите воду.» УМК «Школа России»

    Урок в 3 классе на тему "Берегите воду" с практической работой....

    Урок окружающего мира по теме "Вода - растворитель" УМК ПНШ 3 класс

    Урок по окружающему миру по теме"вода - растворитель" групповая работа на уроке...

    Урок «окружающего мира» (природоведения) в 3 классе с использованием лаборатории «Фильтрация воды»

    Урок «окружающего мира» (природоведения) в 3 классе с использованием лаборатории «Фильтрация воды»...