Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме "Вода - растворитель" УМК ПНШ 3 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Фурман Ольга Леонидовна

    Урок по окружающему миру по теме"вода - растворитель" групповая работа на уроке

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                       Урок  окружающего  мира  по  УМК  ПНШ  3 класс

                                              Тема:   Вода – растворитель.

                                                       (Третье заседание клуба)

    Цель:    Формирование учебно-познавательного интереса к новому способу    действия через работу в группах при изучении свойств воды.

    Планируемые результаты:

    Предметные: научиться определять свойства воды.

    Личностные:  учебно-познавательный интерес к новым способам действий.

    Метапредметные:

    Регулятивные: определять цель на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенной инструкции.

    Познавательные: делать выводы в результате совместной работы.

    Коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

    Оборудование:  Учебник, тетрадь для самостоятельной работы №1, хрестоматия. Наборы: стакан с кипячёной водой, коробочки с поваренной солью, сахарным песком, речным песком, глиной, чайные ложечки, воронки, фильтровальная бумага, ножницы.

                                                               Ход урока

    1. Организационный   момент.

    Уч:   - Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.  Садитесь.

            - Проверьте свою готовность к уроку.

    1. Актуализация   знаний.

    Уч:   - Давайте вспомним, что вам уже известно о  воде.

    Д:            1.  В кружево будто одеты

                         Деревья, кусты, провода

                         И кажется сказкою это

                         А, в сущности, только вода.

                     2. Безбрежная ширь океана

                         И тихая заводь пруда

                         Каскад водопада и брызги фонтана

                         А всё это только вода.

                     3. В бирюзовой дали исчезая

                         Лебедями  плывут облака

                         Вот туча идёт грозовая

                         А, в сущности, только вода.

    Уч:  - Какое свойство воды вы вспомнили прослушав поэтические строки?

    Д:  Высказываются.

    (Вода – это уникальное вещество, которое в природе может находиться одновременно в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.)

    Уч:  - А какие ещё свойства воды вам известны?

    Дети называют известные им свойства ( Не имеет формы в жидком и газообразном состояниях; бесцветна; прозрачна; текуча; без запаха и вкуса; при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)

    Уч:  - Замечательно, ребята, но это ещё на всё, что мы  знаем о воде.

    1. Формирование новых знаний.

    1. Уч:  - Ребята, мы сегодня открываем очередное  заседание клуба «Мы и окружающий мир»  Тема нашего заседания  «Вода – растворитель»

    Я предлагаю вам послушать притчу и определить, как она связана с темой нашего урока.

    Притча:

                 Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл, едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша.  Второй – шёл весело и легко.

                 Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный  солью, остановился в воде и стал купаться: он,  то ложился в воду, то снова становился на ноги. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться.  Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него  вата.

    Уч:  - Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

    Д:  Высказываются.

    (Соль растворилась в воде, а вата от воды стала тяжелее)

    Уч:  - Откройте учебники на странице 85 и зачитайте, что сказал Костя Погодин, открывая заседание клуба.

    Д: Читают текст.

    Уч:  - Постарайтесь определить, какова цель нашего урока.

    Д: Высказываются.

    (Определить все ли вещества могут растворяться в воде)

    Уч:  - Прочитайте из учебника далее,  что предложила Маша.

    Д: Читают текст.

     

    1.  Уч:  - Наша работа будет проходить в группах. У каждой группы своё задание. Выполнив задание, вывод записываете в рабочую тетрадь на стр. 30.

    Уч:   - Перед проведением опытов, повторим «Правила работы в группе»

    Д:  Перечисляют правила.

    1. Внимательно прочитать задание.
    2. Определить цель.
    3. Договориться, как будем выполнять задание.
    4. Обмениваться мнением друг с другом нужно тихо, не мешая другим.
    5. Группа выбирает выступающего, который делает вывод о проделанной работе.

    Уч:   - Проверьте, у каждой группы на столах стоит оборудование, необходимое для опытов. О каких правилах безопасности вы должны помнить, приступая к работе.

    Д:  Называют правила.

    1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
    2. Во время проведения опыта можно не только сидеть, но и стоять.
    3. Без указания в задании вещества, которые лежат на столе пробовать нельзя.
    4. Работать аккуратно.
    5. Соблюдать осторожность при работе с ножницами.

    1. Проведение опытов.

    Уч:  - У каждой группы на столе инструкция. Предлагаю всем выполнить задания с 1 по 4 и записать результат в тетрадь.

    Д: проделывают опыт.

    Уч:  - Какая группа готова к выступлению?

    1. Выступление групп.

    1 группа.

             Мы взяли стакан с кипячёной водой. Всыпали в него чайную ложку поваренной соли. Размешали и наблюдали, что происходило с кристалликами соли.

             Мы сделали вывод.  В стакане нет соли, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она солёная. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде.

    2 группа.

             Мы взяли стакан с кипячёной водой. Всыпали в него чайную ложку сахарного песка. Размешали и наблюдали, что происходило с сахаром.

             Мы сделали вывод.  В стакане нет сахара, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар  не исчез, а растворился в воде.

    3 группа.

             Мы взяли стакан с кипячёной водой.  Добавили  в него чайную ложку речного песка. Размешали и наблюдали, что происходило с песком.

             Мы сделали вывод.  Песок не растворился, он лежит на дне стакана.

    Вода стала мутной и грязной.  Вода не смога растворить песок.

    4 группа.

             Мы взяли стакан с кипячёной водой.  Добавили  в него немного  глины. Размешали и наблюдали, что происходило.

             Мы сделали вывод.  Глина не растворилась, она лежит на дне стакана.

    Вода стала мутной и грязной.  Вода не смога растворить глину.

    1. Изготовление фильтра.

    Уч:   - Прочитайте задание в инструкции под номером 5 первая и  вторая группа, и задание под номером 6 третья и четвёртая группа.

            - Какая общая задача у нас  стоит?

            - Как вы думаете, что такое фильтр?

    Д:   Высказываются.

    Уч:  - Давайте зачитаем, какое значение слову «фильтр» даёт толковый словарь.

    Д:     Фильтр – прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от ненужных примесей.

    Уч:  - Поможет изготовить фильтр иллюстрация в учебнике на стр. 86.

           - Расскажите по рисунку, как будете его делать.

    Д:  1. Возьмём бумагу, сложим её пополам, а затем ещё раз пополам.

          2. Обрежем края ножницами.

          3. Сложим  лист в виде конуса.

          4. Положим фильтр в воронку.

    Уч:  - Группы приступаем к изготовлению фильтра. Проверяю.

    Уч:   - Продолжайте  работать с инструкцией и выполните оставшиеся задания.

    Д:   Дети заканчивают опыт.

    Уч:  - Какая группа готова представить свои результаты?

    Д:   Выступления групп.

    1 группа

             Мы пропустили солёную воду через фильтр. На фильтре соли не осталось. Вода на вкус по-прежнему солёная. Фильтр не  смог очистить воду от соли.

    2 группа

             Мы пропустили сладкую воду через фильтр. На фильтре сахара  не осталось. Вода на вкус сладкая.  Фильтр не  смог очистить воду от сахара.

     3 группа

             Мы пропустили содержимое нашего  стакана  через фильтр. Вода прошла через фильтр, а песок нет, он  остался на стенках фильтра. С помощью фильтра можно очистить воду от песка.

    4 группа

           Мы пропустили  воду и глиной  через фильтр. Вода прошла через фильтр, а глина  осталась на фильтре. С помощью фильтра можно очистить воду от частиц глины.

    Уч: - К какому общему выводу мы пришли, проделав опыты?

          -  О каком свойстве воды вы узнали  из опытов?

    Д:  Высказываются.

    Уч:  - Давайте подтвердим наши выводы чтением текста учебника.

    Д:  Читают текст на стр. 87.

    Уч:  - Ребята, у меня в руке стакан воды. Можем ли мы утверждать, что  вода в нём абсолютно чистая?

    Д: Высказываются.

    Уч:  -  Давайте прочитаем  хрестоматию и посмотрим, кто из вас был прав.

           -  Определите по содержанию, на какой странице будем работать.

    Д:  Чтение текста подготовленным ребёнком.

     

    Уч: - Прочитав текст, заполните лежащий на столе каждой группы кластер.

    Д:  Заполняют кластер.  Делают вывод, что абсолютно чистой воды нет.

    1. Итог  урока.

    Уч:  - Какую цель мы поставили в начале урока?

           -  К какому выводу мы пришли?

           -  Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?

    Д:    Да, мы действительно достигли поставленной цели, определили, что вода  может быть растворителем для некоторых веществ, но всё же не все вещества вода растворяет.  Ещё мы узнали, что абсолютно чистой воды нет.

            Очень важно помнить, что вода может растворять не только полезные для человека вещества, но и вредные. Поэтому в народе  есть  такая пословица  «Не каждая водица для питья годиться»

    1. Домашнее  задание. (разноуровневое)

    1. Подготовить выступление на тему «Вода – растворитель»
    2. Ответить на вопрос учебника на стр.87

    - Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?

          3.  Написать письмо в клуб любителей природы «Мы и окружающий мир»

    1. Рефлексия.

    1. Дети оценивают свою работу в группах.

    - Было интересно …

    - Я научился …

    - Для меня было открытием то, что…

    - мне показалось важным …

    1. Учитель ставит оценки.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    `

    Слайд 10

    Заседание клуба «Мы и окружающий мир» «Вода – растворитель»

    Слайд 11

    Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир» по теме Задание всем присутствующим: Подготовить доклад по теме «Вода – растворитель» Многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. Предлагаю провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет. Что берём? Что наблюдаем? Поваренная соль ? Сах ар ный песок ? Речной песок ? Глина ?

    Слайд 12

    Правила работы в группе Внимательно прочитайте задание. Определите цель. Договоритесь, как будете выполнять задание. Обменивайтесь мнением друг с другом тихо, не мешая другим. Выберите выступающего, который сделает вывод о проделанной работе.

    Слайд 13

    Изменилась ли прозрачность воды? Изменился ли цвет воды? Изменился ли вкус воды? Можно ли сказать, что соль исчезла?

    Слайд 14

    Изменилась ли прозрачность воды? Изменился ли цвет воды? Изменился ли вкус воды? Можно ли сказать, что сахар исчез?

    Слайд 15

    Изменилась ли прозрачность воды? Изменился ли цвет воды? Исчезли ли песчинки?

    Слайд 16

    Изменилась ли прозрачность воды? Изменился ли цвет воды? Исчезли ли частицы глины?

    Слайд 18

    ФИЛЬТР, –а, м. Прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей , газов от твёрдых частиц, примесей.

    Слайд 20

    Осталась ли соль на фильтре? Изменился ли вкус воды? Что происходит с солью в воде?

    Слайд 21

    Остался ли сахар на фильтре? Изменился ли вкус воды? Остался ли сахар на фильтре?

    Слайд 22

    Что проходит через фильтр, а что остаётся на нём? Что происходит с речным песком в воде?

    Слайд 23

    Что проходит через фильтр, а что остаётся на нём? Очистилась ли вода от глины?

    Слайд 25

    « Не каждая водица для питья годится»

    Слайд 26

    Домашнее задание 1. Подготовить выступление на тему «Вода – растворитель» 2. Учебник, стр. 87 3. Написать письмо в клуб «Мы и окружающий мир»

    Слайд 27

    Рефлексия - Сегодня на уроке я научился… - Было интересно… - Для меня было открытием то, что… - Мне показалось важным… - Больше всего мне понравилось… - Могу похвалить одноклассников за то, что…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

    Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

    Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

    Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

    Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

    Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

    Урок окружающего мира "Здоровое питание" (2 класс)

    Классный час  знакомит детей с правилами здорового сбалансированного питания, воспитывает чувство ответственности за свое здоровье. Внимательное отношение к питанию укрепляет иммунитет и здоровье...

    Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс

    Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество"....

    Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

    Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

    Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

    Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...