Главные вкладки

    Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

    Лебеденко Олеся Григорьевна

    Цели:

    • познакомить с растительным и животным миром тайги;
    • развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;
    • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

    Планируемые результаты:

    Личностные

    - определять и высказывать правила поведения;

    - делать выбор, при поддержке учителя и ребят, как поступить организовать и упорядочить знания;

    - принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

    - отстаивать свое мнение и права.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД:

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

     Коммуникативные УУД:

    - слушать и понимать речь других;

    - совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им;

    - учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

    Познавательные УУД:

    -перерабатывать полученную информацию;

    -преобразовывать информацию из одной формы в другую;

    -осуществлять поиск информации из различных источников;

    -понимать содержание прочитанного.

    Предметные:

    -получить представление о природной зоне тайги;

    -познакомиться с географическим положением тайги;

    -познакомиться с климатическими условиями зоны;

    -узнать особенности растительного и животного мира тайги;

    - познакомиться с населением тайги и его деятельностью;

    Оборудование:

    -карта природных зон;

    -презентация

    -плакат животного и растительного мира тайги

    -проекты учащихся

    - Окружающий мир. 4 класс: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой. - М. :  Просвещение, 2012. -  224 с.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okr.mir_4_klass.docx23.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна,  учитель начальных классов.

    Цели:

    • познакомить с растительным и животным миром тайги;
    • развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;
    • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

    Планируемые результаты:

    Личностные

    - определять и высказывать правила поведения;

    - делать выбор, при поддержке учителя и ребят, как поступить организовать и упорядочить знания;

    - принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

    - отстаивать свое мнение и права.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД:

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

     Коммуникативные УУД:

    - слушать и понимать речь других;

    - совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им;

    - учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

    Познавательные УУД:

    -перерабатывать полученную информацию;

    -преобразовывать информацию из одной формы в другую;

    -осуществлять поиск информации из различных источников;

    -понимать содержание прочитанного.

    Предметные:

    -получить представление о природной зоне тайги;

    -познакомиться с географическим положением тайги;

    -познакомиться с климатическими условиями зоны;

    -узнать особенности растительного и животного мира тайги;

    - познакомиться с населением тайги и его деятельностью;

    Оборудование:

    -карта природных зон;

    -презентация

    -плакат животного и растительного мира тайги

    -проекты учащихся

    - Окружающий мир. 4 класс: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой. - М. :  Просвещение, 2012. -  224 с.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    Если долго-долго-долго
    В самолёте нам лететь,
    Если долго-долго-долго
    На Россию нам смотреть,
    То увидим мы тогда
    И леса, и города,
    Океанские просторы,
    Ленты рек, озёра, горы…

    Мы увидим даль без края,
    Тундру, где звенит весна,
    И поймём тогда, какая,
    Наша Родина большая,
    Необъятная страна.
    (В. Степанов)

    -Действительно, ребята, другой такой удивительной страны в мире нет. Наша страна уникальна по своим размерам, положению, по количеству соседей, по богатству растительного и животного мира, полезных ископаемых, природных ресурсов, часовых поясов, тепловых поясов, природных зон.

    И сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим небольшое путешествие по нашей стране, чтобы ещё раз убедиться в её уникаль-ности и неповторимости. Чтобы нам отправиться в путешествие, мы проведём небольшую разминку:

    2. Проверка знаний. Актуализация знаний.

    - С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

    - Что вы знаете о лесной зоне? Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

    Карта “Природные зоны России”. 1 слайд..

    - На какие части делится зона лесов? (Таблица “Части лесной зоны”). 2 слайд.

    -Ребята, по желанию вам было задано найти интересный материал о нашем богатом русском лесе. ( Подготовленные ребята рассказывают).

    3. Сообщение темы и целей урока.

    - Сегодня мы узнаем об одном из видов леса.

    Послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком. 3 слайд.

    Пойдем со мной в наш тихий лес,
    Там есть черника и морошка,
    Там всевозможнейших чудес
    Сто тысяч – и еще немножко!
    Присев под кедром отдохнуть,
    Вдохнем смолистый запах шишек,
    И пусть ровней задышит грудь,
    Стряхнув усталости излишек.

    - О каком виде леса идет речь? Как вы догадались?

    - Определите тему и цели урока.

    (Лесная зона. Тайга. Познакомимся с растительным и животным миром тайги)

    4. Новая тема.

    Приглашение в тайгу.

    Видеоролик “Тайга”. 4 слайд

    1. Растительный мир тайги.

    - Что же означает слово ТАЙГА?

    Словарь С.И.Ожегова – дикий хвойный лес.

    В.И.Даля – обширные, сплошные леса, непроходимая глушь.

    В.В.Репкина – дикий, труднопроходимый лес.

    Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.

    Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна .

    - Чем же различаются эти деревья?

    5, 6 слайды

    Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

    Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины “В сосновом лесу”).

    7 слайд

    Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

    8 слайд

    Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).

    9 слайд

    Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки (показ шишки и ее семян).

    10 слайд

    В нижнем ярусе тайги растут кустарники: шиповник, малина, смородина, можжевельник;

    11, 12, 13 слайды

    травянистые растения: кислица, брусника, голубика, черника, клюква, морошка и т.д. а так же мхи, лишайники, грибы.

    - И так: какие же растения типичны для тайги?

    14 слайд

    2. Животный мир тайги.

    Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.

    - Посмотрите на карту и назовите животных тайги. (Атлас с.14–15)

    В зоне тайги живут: лоси, медведи, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

    15 слайд

    Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

    Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

    Лиса – хищница, охотник-одиночка.

    Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

    16 слайд. Ёжик

    17 слайд. Белка

    18 слайд. Бурундук

    19 слайд. Кабаны

    Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

    Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо, подкрадывается к ней.

    20 слайд

    Вот птицы, живущие в лесной полосе.

    Дятел, клест, снегирь, синица.

    21 слайд. Скворец

    22 слайд. Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

    23 слайд. Краснозобая казарка

    В лесах живут не только звери, птицы, насекомые, но и лягушки, жабы, змеи (гадюка, уж). В Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.

    В реках и озёрах тайги водится огромное количество рыбы.

    Люди с давних пор охотились на многих лесных животных. Из-за неумеренной охоты лось, кабан, соболь были почти полностью истреблены. Их удалось спасти только благодаря строгой охране.

    Чтобы сохранить растения и животных тайги, созданы заповедники, заказники и национальные парки.

    Видеоролик “Животные леса”. 24 слайд

     (Показ слайда “Сообщество”). 25 слайд

    5. Закрепление.

    - Составьте цепи питания.

    26 слайд

    - Сегодня мы ближе познакомились с одним из видов леса – тайгой. Но у нас еще есть 2 вида. Поставьте цели на следующий урок. (Познакомиться с растениями и животными смешанного и широколиственного леса). Подготовьте дополнительный материал по изученной теме.

    6. Домашнее задание.

    Подготовить доклад на тему : “ Животный мир тайги”

    7. Оценивание ( у каждого ученика на парте табличка с оцениванием)

    -Ребята, вы все сегодня молодцы, старались активно работать и отвечать, перед вами табличка для оценивания каждый из вас может поставить себе ту оценку, которую он считает заслужил.

    8. Итог урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Птицы и звери-позвоночные животные" по программе "Начальная школа 21 века"

    Конспект  урока и презентация  по предмету "Окружающий мир". 3 класс. Программа "Школа ХХ1 века". Тема урока: "Птицы и звери - позвоночные животные".Урок способствует формированию ключевых к...

    Конспект урока окружающего мира"Обобщение по теме"Путешествие по природным зонам России"

    Это обобщающий урок по теме "Путешествие по природным зонам России" УМК "Перспективная начальная школа"...

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Растительный и животный мир степи.

    Урок построен с учетом требований ФГОС, основных принципов работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Авторы используемого учебника Н.Я. Дмитриева,...

    конспект урока окружающего мира "Лесная зона. тайга"

    материал предназначен для урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"....

    конспект урока окружающего мира "Лесная зона. тайга"

    материал предназначен для урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"....

    конспект урока окружающего мира "Лесная зона. тайга"

    материал предназначен для урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"....

    Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

    Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...