Главные вкладки

    Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"
    презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

    Ольга Владимировна Костромина

    Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется как научный термин, синином нового для детей слова ощущение, и теперь такие понятия, как зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, можно назвать одним общим словом – внешние чувства. Особое внимание на уроке уделяется беседам о том, как беречь органы чувств. Это даст возможность перейти к следующей теме – «Что такое здоровье».Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется как научный термин, синином нового для детей слова ощущение, и теперь такие понятия, как зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, можно назвать одним общим словом – внешние чувства. Особое внимание на уроке уделяется беседам о том, как беречь органы чувств. Это даст возможность перейти к следующей теме – «Что такое здоровье».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное Общеобразовательное Учреждение

    Средняя Общеобразовательная Школа № 121

    г.  Санкт – Петербург

    Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI век»

    Тема: «Наши помощники – органы чувств».

    Разработка учителя начальных классов

    Костроминой О.В.

    Цель: уточнить представления об органах чувств.

    Задачи:

    1.  Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
    2. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;
    3. Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

    Ход урока.

    1. Проверка готовности к уроку.
    2. Объявление темы и целей урока.

    -На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы. Давайте вспомним, как они называются. У вас лежит мнебольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд1)

    1.У зверушки на макушке,

    А у нас – выше глаз. (Ухо)

    2.На ночь два оконца

    Сами закрываются,

    А с восходом солнца

    Сами открываются. (Глаза)

    3.Мы в нее зимой и летом
    С головы до ног одеты,
    Даже на ночь снять не можем,
    Потому что это… (Кожа)

    4.Меж двух  озер стоит утес,

    В нем две пещеры – это…(Нос)

    5. Первым пробовать привык

    Угощенья все ….(Язык)

    3  к

    1 у

    о

    5 я

      х

    ж

    з

      о

    р

    2 г

    а

    4  н

    ы

      л

    о

    к

      а

    с

      з

    -Сегодня мы на уроке познакомимся с органами чувств,  которые присутствуют в нашем организме.

    1. Работа по теме.
    1. Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.

    В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

    - У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

    - Какой цвет этого предмета?

    - Почему не можем сказать? (Не видим)

    - А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

    - Что вам помогло?

    - Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)

    -А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей. Возможно составление правил о том, как беречь глаза)

    Глаза - орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа - глазницах, защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

    Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

    расположение.

    2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.

    -Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий  должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

    - Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)

    - Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом - это часть уха - ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В  среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где  находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.

    - Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?

    Высказывания детей.

    Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

    3. Работа с учебником. Орган обоняния.

    -А сейчас  вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)

    -Что? Как узнали?

    -Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?

    - Как называется этот орган чувств?  (Орган обоняния, слайд 5)

    -. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.

    - Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?

    Обоняние – это способность чувствовать запахи.

               Выступление ребенка:  Парфюме́р  — человек, занимающийся составлением      парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.

    4.Орган вкуса

    - А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)

    - Прочитаем об этом органе на стр.22.

    -Как он называется?

    -Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)

    Язык помогает различать вкус еды.

    5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»

    - И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или  кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).

    - Что чувствуешь?  (Тепло, боль, холод)

    -Что помогает определить, какой это предмет?

    -С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд 7)

    - Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

    Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

    6. Работа в  рабочей тетради.

    1. Итог урока.

    -Мы сегодня говорили о внешних органах чувств. Давайте вспомним, как они называются? Можно предложить заполнить заранее подготовленные карточки, например:  

    Напиши органы чувств.

    ухо -____________      язык - ______________          глаз - ________________

    нос - ____________     кожа - __________

    и  проверка  Слайд 8

    - Какую роль для человека они выполняют?

    Этими органами мы можем чувствовать окружающий мир. К органам чувств надо относится бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.

    - Вам понравился урок?

    -Вы хорошо работали. Молодцы.

    Дополнительно можно предложить интересные данные о шестом чувстве.

    Раньше считали, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И только поэтов, которые как-то иначе, тоньше, глубже воспринимают мир, наделяли «шестым чувством». Правильно ли это?

    Закройте-ка глаза и встаньте в какую-нибудь позу, потом «смирно», а потом опять в ту же позу. Какой из пяти названных выше органов чувств позволил вам повторить движение?

    Это было «шестое чувство» — кинестезическое, то есть чувство движения, вызванное раздражением специальных рецепторов (концевых образований нервных волокон), заложенных в мышцах, сухожилиях, суставах.

    При ходьбе, танцах, езде на велосипеде вы чувствуете изменение скорости или направления вашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Это он воспринимает изменение положения головы и направления движения тела.

    Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и так далее.

    Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов: «интериор» — внутренний и «рецептио» — прием) чувства.

    Вот, оказывается, сколько у любого человека, а не только у поэта, «шестых чувств», хотя во всех этих случаях правильнее говорить об ощущениях и анализаторах, а не о чувствах и органах чувств. «Шестое чувство», о котором говорят поэты, — это чувство прекрасного и интуиция. Об интуиции мы уже писали.

    Использовались материалы:

    Загадки:

    http://zanimatika.narod.ru/Nachalka3.htm 

    Картинки:

    http://zanimatika.narod.ru/Nachalka3.htm

    http://www.all-plastic.ru/stati/otoplastika_ushi.html

    http://stud.ibi.spb.ru/183/lapteli/pages/facecharacteristics.shtml

    http://www.photoshop-master.ru/users.php?id=279700&page=4

    http://misswomen.ucoz.ru/publ

    http://theinnerjourney.wordpress.com/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка и презентация к уроку по письму и развитию речи по теме "Правописание имен собственных" 4 класс

    Данную методическую разработку и презентацию можно использовать на уроке письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида при прохождении раздела программы "Слово" . На сл...

    Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: "Органы чувств"

    Файл содержит помимо презентации интересные факты об органах чувств, расширяющие кругозор учащихся....

    Методическая разработка и презентация к уроку литературного чтения во 2 классее

    Данная презентация  содержит разнообразный материал, направленный на  формирование у  учащихся универсальных учебных действий. Здесь можно найти работу по развитию речи , словарную рабо...

    Методическая разработка и презентация к уроку "Войдем в буддийский храм"

    Урок распользованием учебника "Основы духовно-нравственной культуры  народов России". На уроке получены ответы на вопросы: Что такое буддизм? Кто такой Будда? Что такое пагода? Рассказывается о п...

    Методическая разработка календарно-тематического планирования уроков надомного обучения в 3 классе для детей с ОВЗ.

    В методической разработке представлено календарно-тематическое планирование уроков надомного обучения за 3 класс....

    Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Органы чувств"

    Презентация к уроку-исследованию "Органы чувств"...

    Разработка и презентация к уроку окружающего мира по теме "Посмотри вокруг"

    В данной разработке размещены материалы для проведения урока по теме "Посмотри вокруг"...