Значение воды для всего живого на Земле
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса по УМК Гармония
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Программа: УМК Гармония
Автор урока: Мещерякова Людмила Витальевна, учитель начальных классов
первой квалификационной категории МБОУ СОШ №5 г. Лысково, Нижегородской области.
Тема урока: Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов.
Место урока в тематическом планировании:
Раздел-Природа вокруг тебя, урок №27
Тип урока: Урок обобщения знаний.
Цель урока: формирование осознанного понимания значения воды в природе и в жизни человека на основе исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;
2. Формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;
3. Продолжить развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать знания, работать с блок-схемами алгоритмов;
4. Воспитывать бережное отношение к питьевой воде, желание сохранять чистоту и красоту местных водоёмов.
Формирование УУД: Регулятивные универсальные учебные действия: планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия; принимать и сохранять учебную задачу; контролировать результаты своей деятельности
Познавательные универсальные учебные действия: находить на экране необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач; строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные универсальные учебные действия: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности в парах и группах, осуществлять самоконтроль.
Личностные универсальные учебные действия: формировать умение общаться, сотрудничать; способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся; формировать познавательный интерес к урокам окружающего мира.
Вид урока: коммуникативно - деятельностное общение
Продолжительность: 45 минут
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, лабораторный комплект «Окружающий мир», макеты капелек воды разного цвета.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. 1 слайд | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. Несколько уроков мы с вами говорили о воде, о ней продолжим разговор и сегодня. Подумайте и поднимите ту капельку воды, которая выражает ваши мысли. Белая капелька - знаю всё про воду, голубая - знаю про воду недостаточно, хочу узнать больше; красная капелька- ничего не знаю о воде. | Приветствуют учителя Поднимают макеты капелек воды(они у каждого ученика), | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность |
Определение темы и задач урока детьми. 2 слайд- Значение воды на Земле. Загрязнение водоёмов. Задачи урока: повторить, выяснить, исследовать, узнать, обобщить | Для определения темы урока послушаем ученика- чтение стихотворения наизусть( учебник с.50-51, школьника Вани Волкова)О чём было стихотворение? Как сформулируем тему урока? | Слушают стихотворение, высказывают своё мнение об услышанном. Формулируют тему урока и знакомятся с задачами. | Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
Актуализация знаний. 3 слайд- задание из ТПО с.27,№46 Введение в тему урока 4 слайд - Пресная вода в реках, озёрах, болотах, ледниках. | Организует проверку д/з. Давайте повторим, какие водоёмы знаем? Для этого откроем ТПО на с.27 №46. Это было домашним заданием. Ученик работает с алгоритмом на экране, мне несколько ребят дают тетради, а остальные проверяют у себя сами, а потом оценивают. Рассмотрим блок данных этого задания. Какой водоём мы убрали бы из этого задания? Почему? Давайте вспомним какие водоёмы пресные? | Проверяют, сравнивают домашнюю работу с эталоном на экране на экране, оценивают. Отвечают на вопрос учителя, выслушивают мнения учеников Обобщают знания о пресных водоёмах, Читают слайд. | Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль Познавательные: Развивать операции мышления Коммуникативные : осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
5- слайд: загадка. Изображение озера. | Отгадайте загадку о пресном водоёме: Молодые берёзки Свои перед ним Поправляют причёски... В нём всё отражается.. Как это зеркало называется?(Озеро) | Отгадывают загадку, доказывают почему озеро, а не другой пресный водоём | Коммуникативные : осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Работа с интерактивной доской. Использование диска УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» ) | Давайте выясним, где на карте нашей страны находятся самые крупные озёра, что про них знаем. Что нужно делать, чтобы озеро дольше просуществовало? | Показывают на карте нашей страны озёра, выбирают правильные ответы, как сохранить озеро. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, делать выводы. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме, проявлять активность. |
Физкультминутка Очень нам нужна вода, Делай раз и делай два, Звери из ручья попили, Влево, вправо наклонились, Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали, Дождик вдруг полил с утра, За работу нам пора. | Встанем из-за парт, Немного отдохнём. | Говорят слова физкульминутки, Делают упражнения. | Личностные: способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся, сохранению здоровья. |
Региональный компонент. | Назовите озёра нашей местности. Сейчас пойдём с вами в нашу лабораторию и будем исследовать пресную воду из разных источников. Вспомните правила работы в лаборатории и в парах. | Называют озёра. (Окишинское, Макарьевское, Чёрное, Жёлтое) | Личностные: формировать интерес и любовь к родному краю |
Практическая работа. 6-слайд( план проведения исследования) | Поднимите голубую капельку у кого фильтр чистый, красную - у кого фильтр грязный. Какой вывод? Грязная вода была из Окишинского озера, чистая вода - из реки Валава, наш город снабжается питьевой водой из этой реки . Ученики Лысковских школ осенью занимались очисткой берегов Окишинского озера, есть об этом фильм, посмотрим на следующем уроке | Исследуют пресную воду из разных источников. Формулируют вывод- Не вся пресная вода является питьевой | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности Познавательные: делать выводы, формулировать их. Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности в парах. |
Региональный компонент. 7-слайд (Реки Сундовик и Керженец) 8, 9 слайды. Дают всему живому питьевую воду, дают пищу, по рекам везут грузы и людей, на реках сооружают плотины и строят электростанции, водохранилища и каналы | А какие реки, кроме Валавы, есть в нашем районе? Чтобы реки нашего района были чистыми, что мы можем сделать? Почему мы должны заботиться о чистоте рек? Прочитаем на экране. Чем важны реки? Что дают реки? Определим источники питьевой воды (Работа в ТПО с.26№45) | Двое ребят сообщают о проблемах рек и их значимости, дети слушают. Отвечают на вопросы, рассуждают о значимости рек, воды, обобщают. Работают в тетрадях, обсуждают в парах | Личностные и метапредметные: давать нравственную оценку отношения людей к воде, рекам. Работать с разными источниками информации. Развивать экологическое мышление. Познавательные: делать выводы, формулировать их. Личностные: формировать умения общаться. |
Вывод 10 слайд - 22марта всемирный день воды. Чистая вода-проблема всего человечества. 11 слайд. Воду надо беречь! | Выяснили что большие и малые реки важны для человека. Оказывается на земле питьевой воды очень мало. Если мы планету сравним с апельсином, в котором 10 долек, то 3 дольки - это пресная вода, а из этих трёх долек только одна - питьевая вода. Поэтому всё человечество, люди задумались, как сохранить питьевую воду. Экологические проблемы возникшие в результате человеческой деятельности не только лишают людей питьевой воды но и губят живые существа, обитающие в водоёмах и на их берегах. Давайте в группах создадим капельки-плакаты о бережном отношении к воде, сформулируем правила Давайте прочитаем вывод на экране. | Создают аппликации в группах и правила. Договариваются между собой, выступает делегат от группы.: Правила по охране воды:(рассказывают дети) -Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми. - Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины.- Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Заводы и фабрики должны устанавливать фильтры или очистные сооружения. Читают дети хором | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные Приводить убедительные доказательства, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками. |
Итог урока. 2слайд Домашнее задание. | Возвращаемся к задачам урока -Что повторили? -Что выяснили? -Что исследовали? - Что узнали? -Где обобщили свои знания? По выбору ученика ТПО с.23 №40 или №41, в учебнике прочитать с.52 | Дети отвечают- Какие бывают водоёмы -Расположение озёр России на карте, как сохранить пресные водоёмы, значение воды -Пресную воду из разных источников --Не всякая пресная вода является чистой и питьевой, 22 марта - Всемирный день воды -Правила по охране воды Записывают учащиеся в дневник. | Познавательные: Уметь представить полученную информацию. Коммуникативные: Проявлять активность , уметь оформлять мысли в устной форме. |
Рефлексия. 12 слайд | Поднимите голубую капельку те ребята, которые расширили свои знания о воде, красную -ничего нового не узнали. Закончи своим мнением: Я понял, что... - Было интересно.. -Было трудно.. -Мне захотелось… -У меня получилось... -На следующем уроке… | Поднимают макеты капелек. Делают самооценку своей деятельности на уроке. Высказывают своё мнение. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, ставить адекватную самооценку. |