Значение воды для всего живого на Земле
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Мещерякова Людмила Витальевна

технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса по УМК Гармония

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока по окружающему миру.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Программа: УМК Гармония

Автор урока: Мещерякова Людмила Витальевна, учитель начальных классов

первой квалификационной категории МБОУ СОШ №5 г. Лысково, Нижегородской области.

Тема урока: Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов.

Место урока в тематическом планировании:

Раздел-Природа вокруг тебя, урок №27

Тип урока: Урок обобщения знаний.

Цель урока: формирование осознанного понимания значения воды в природе и в жизни человека на основе исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;

2. Формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;

3. Продолжить развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать знания, работать с блок-схемами алгоритмов;

4.  Воспитывать бережное отношение к питьевой воде, желание сохранять чистоту и красоту местных водоёмов.

Формирование УУД: Регулятивные универсальные учебные действия: планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия; принимать и сохранять учебную задачу; контролировать результаты своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия: находить на экране необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач; строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные универсальные учебные действия: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности в парах и группах, осуществлять самоконтроль.

Личностные универсальные учебные действия: формировать умение общаться, сотрудничать; способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся; формировать познавательный интерес к урокам окружающего мира.

Вид урока: коммуникативно - деятельностное общение

Продолжительность: 45 минут

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, лабораторный комплект «Окружающий мир», макеты капелек воды разного цвета.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

1 слайд

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Несколько уроков мы с вами говорили о воде, о ней продолжим разговор и сегодня. Подумайте и поднимите ту капельку воды, которая выражает ваши мысли. Белая капелька - знаю всё про воду, голубая - знаю про воду недостаточно, хочу узнать больше; красная капелька- ничего не знаю о воде.      

Приветствуют учителя

Поднимают макеты капелек воды(они у каждого ученика),

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность

Определение темы и задач урока детьми.

 2 слайд- Значение воды на Земле. Загрязнение водоёмов. Задачи урока: повторить, выяснить, исследовать, узнать, обобщить

     Для определения темы урока послушаем ученика- чтение стихотворения наизусть( учебник с.50-51, школьника Вани Волкова)О чём было стихотворение? Как сформулируем тему урока?

Слушают стихотворение, высказывают своё мнение об услышанном. Формулируют тему урока и знакомятся с задачами.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Актуализация знаний.

3 слайд- задание из ТПО с.27,№46

Введение в тему урока

4 слайд - Пресная вода в реках, озёрах, болотах, ледниках.

Организует  проверку д/з. Давайте повторим, какие водоёмы знаем? Для этого откроем ТПО на с.27 №46. Это было домашним заданием. Ученик работает с алгоритмом на экране, мне несколько ребят дают тетради, а остальные проверяют у себя сами, а потом оценивают.

Рассмотрим блок данных этого задания. Какой водоём мы убрали бы из этого задания?

Почему? Давайте вспомним какие водоёмы пресные?

Проверяют, сравнивают домашнюю работу с эталоном на экране на экране, оценивают.

Отвечают на вопрос учителя, выслушивают мнения учеников

Обобщают знания о пресных водоёмах,

Читают слайд.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности.

 Коммуникативные: осуществлять самоконтроль

Познавательные:

Развивать операции мышления

Коммуникативные : осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

5- слайд: загадка.

Изображение озера.

Отгадайте загадку о пресном водоёме: Молодые берёзки Свои перед ним Поправляют причёски...

В нём всё отражается.. Как это зеркало называется?(Озеро)

Отгадывают загадку, доказывают почему озеро, а не другой пресный водоём

Коммуникативные : осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Работа с интерактивной доской. Использование диска УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» )

Давайте выясним, где на карте нашей страны находятся самые крупные озёра, что про них знаем.

Что нужно делать, чтобы озеро дольше просуществовало?

Показывают на карте нашей страны  озёра, выбирают правильные ответы, как сохранить озеро.

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, делать выводы. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме, проявлять активность.

Физкультминутка

Очень нам нужна вода,

Делай раз и делай два,

Звери из ручья попили,

Влево, вправо наклонились,

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора.

Встанем из-за парт,

Немного отдохнём.

Говорят слова физкульминутки,

Делают упражнения.

Личностные: способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся, сохранению здоровья.

Региональный компонент.

Назовите озёра нашей местности.

Сейчас пойдём с вами в нашу лабораторию и будем исследовать пресную воду из разных источников. Вспомните правила работы в лаборатории и в парах.

Называют озёра.

(Окишинское, Макарьевское, Чёрное, Жёлтое)

Личностные: формировать интерес и любовь к родному краю

Практическая работа.

6-слайд( план проведения исследования)

Поднимите голубую капельку у кого фильтр чистый, красную - у кого фильтр грязный.

Какой вывод?  Грязная вода была из Окишинского озера, чистая вода - из реки Валава, наш город снабжается питьевой водой из этой реки . Ученики Лысковских школ осенью занимались очисткой берегов Окишинского озера, есть об этом фильм, посмотрим на следующем уроке

Исследуют пресную воду из разных источников.

Формулируют вывод- Не вся пресная вода является питьевой

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности

Познавательные: делать выводы, формулировать их. Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности в парах.

Региональный компонент.

7-слайд (Реки Сундовик и Керженец)

8, 9 слайды. Дают всему живому питьевую воду, дают пищу, по рекам везут грузы и людей, на реках сооружают плотины и строят электростанции, водохранилища и каналы

А какие реки, кроме Валавы, есть в нашем районе?

Чтобы реки нашего района были чистыми, что мы можем сделать? Почему мы должны заботиться о чистоте рек?

Прочитаем на экране. Чем важны реки?

Что дают реки?

Определим источники питьевой воды (Работа в ТПО с.26№45)

 Двое ребят сообщают о проблемах рек и их значимости, дети слушают.

Отвечают на вопросы, рассуждают о значимости рек, воды, обобщают.

Работают в тетрадях, обсуждают в парах

Личностные и метапредметные: давать нравственную оценку отношения людей к воде, рекам.

Работать с разными источниками информации.

Развивать экологическое мышление.

Познавательные: делать выводы, формулировать их.

Личностные: формировать умения общаться.

Вывод

10 слайд - 22марта всемирный день воды. Чистая вода-проблема всего человечества.

11 слайд. Воду надо беречь!

 Выяснили что большие и малые реки важны для человека. Оказывается на земле питьевой воды очень мало. Если мы планету сравним с апельсином, в котором 10 долек, то 3 дольки - это пресная вода, а из этих трёх долек только одна - питьевая вода. Поэтому всё человечество, люди задумались, как сохранить питьевую воду. Экологические проблемы возникшие в результате человеческой деятельности не только лишают людей питьевой воды но и губят живые существа, обитающие в водоёмах и на их берегах. Давайте в группах создадим капельки-плакаты о бережном отношении к воде, сформулируем правила

Давайте прочитаем вывод на экране.

Создают аппликации в группах и правила. Договариваются между собой, выступает делегат от группы.:

Правила по охране воды:(рассказывают дети)

-Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми. - Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины.- Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Заводы и фабрики должны устанавливать фильтры или очистные сооружения.

Читают дети хором

Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные Приводить убедительные доказательства, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками.

Итог урока. 

2слайд

Домашнее задание.

Возвращаемся к задачам урока  -Что повторили?

-Что выяснили?

-Что исследовали?

- Что узнали?

-Где обобщили свои знания?

По выбору ученика ТПО с.23 №40 или №41, в учебнике прочитать с.52

 Дети отвечают- Какие бывают водоёмы

-Расположение озёр России на карте, как сохранить пресные водоёмы, значение воды

-Пресную воду из разных источников --Не всякая пресная вода является чистой и питьевой, 22 марта - Всемирный день воды

 -Правила по охране воды

Записывают учащиеся в дневник.

Познавательные:

Уметь представить полученную информацию.

Коммуникативные: Проявлять активность , уметь оформлять мысли в устной форме.

Рефлексия.

12 слайд

 Поднимите голубую капельку те ребята, которые расширили свои знания о воде, красную -ничего нового не узнали.

Закончи своим мнением:  Я понял, что...

- Было интересно..

-Было трудно..

-Мне захотелось…

-У меня получилось...

-На следующем уроке…

Поднимают макеты капелек.

 Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Высказывают своё мнение.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, ставить адекватную самооценку.