Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Космические тела. Планета Земля" (урок - исследование)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Шестакова Наталья Васильевна

Урок - исследование по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_issledovanie_2.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №7 города Лыткарино

Московской области

Конспект урока окружающего мира

в 4-м классе

«Космические тела. Планета Земля»

 (урок - исследование)

                                                                             Учитель: Шестакова Н.В.

2012 г.

Тема урока: «Космические тела».

Цели урока.

Обучающая цель.

- формирование целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе: Солнце, планеты, звезды.

- познакомить с планетой Земля, ее формой и размерами, создать условия для формирования представлений о науке «астрономия».

Развивающая цель.

-развивать интеллектуальные умения(сравнивать, классифицировать, анализировать)

-практические умения (работа с картинами, справочниками, дополнительной литературой).

Воспитывающая цель.

-воспитывать любовь к Родине

-воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи  к друг другу

Оборудование:

. Учебник по окружающему миру. Плешаков А.А. Просвещение 2001г.

. Опорные схемы.

. Глобус

.Атлас.

.Справочники, журналы, книги о космосе.

.Модели, изготовленные детьми.

Базовые понятия урока:

Космические тела                                     Луна,  орбита

Земля,                                                                Солнечная система

Планеты                                                    Звезды        

Спутники                                             Астрономия

Подготовка к уроку.

Учащиеся должны:

- иметь первичные представления о Космосе, Вселенной, звездах, планетах.

- активно готовиться к уроку, подбирать дополнительные материалы, готовить сообщения, доклады.

- выполнять практические  задания, делать из бумаги, пластилина модели Земли и  Солнечной системы.

Учитель должен:

- организовать и направлять учащихся в процессе  исследовательской работы по группам.

- помогать детям найти необходимые материалы о космосе, планетах и звездах.

- подготовить бумагу, ватман, скотч, маркеры, рисунки различных планет, Солнца.

- придумать оформление доски.

- подбирать тесты для учеников.

Определение   понятий урока.

1.Земля- планета Солнечной системы.

2.Солнце-это ближайшая к Земле звезда. Огромное раскаленное космическое тело, которое постоянно излучает тепло и свет.

3.Астрономия- наука о космических телах.

4.Космические тела: Солнце, Земля, планеты, звезды, кометы, метеориты.

5.Луна-спутник Земли.

6.Орбита- путь движения планеты.

7.Планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

8.Планета- в переводе с греческого «планетос»- «блуждающий».

9.Астрономы-это ученые, которые изучают звезды.

10.Звезда- это большой  газовый шар, испускающий огромное количество света и тепла. Солнце—ближайшая к Земле звезда, его  диаметр 1,4 млн км.

11. Созвездие- это группа звезд, видимая на небе.

                Опорная схема -  помощник № 1.

Расположение планет по отношению к Солнцу.

1. Меркурий                        58млн км.

2. Венера                        108 млн км.

3. Земля                        150 млн км.

4.Марс                        228 млн км.

5.Юпитер                        778 млн км.

6.Сатурн                        1427 млн км.

7.Уран                                2870 млн км.

8.Нептун                        4497 млн км.

9. Плутон                        5950 млн км.

                Опорная схема № 2.

                Размер планет.

                                                              (диаметр)                                        ( время обращения)

1. Юпитер                                142800 км в кв.                        12 лет

2. Сатурн                                120860 км в кв.                        29,5 лет

3. Уран                                52000 км в кв.                        84 года

4. Нептун                                484000 км в кв.                        165 лет

5. Земля                                12756 км в кв.                          365 дней

4. Венера                                121000 км в кв.                        225 дней

3. Марс                                6790 км в кв.                                 687 дней

2. Меркурий                                 4880 км в кв.                                88 дней

1. Плутон                                3000 км в кв.                                248 лет

        

                                               Ход урока.

  1. Приветствие, орг. момент.

  1. Беседа. Актуализация базовых знаний.

Учитель: Наша Земля- это моря, горы, реки, озера, равнины, низменности, Наша Земля- это бескрайние поля, луга, густые леса, тундры и пустыни. Но  наша Земля – это еще и планета Солнечной системы.

- Как вы думаете, что означает слово «планета»?

Прием «мозговой штурм»(учащиеся высказывают различные версии.)

- Планета- это шар, дорога, земля, жизнь, живая, путь, движение, круглая.

Учитель: Планета в переводе с греческого языка «планетос» означает «блуждающий».

 Астрономы давно заметили, что время о времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами.

      - Скажите, а что мы можем видеть на небе невооруженным взглядом?   (Звезды,     Солнце, планеты, НЛО, кометы, Луну, метеориты).

3.Сообщение темы и целей урока.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке. ( о космосе, о Земле)

Учитель. У нас сегодня урок-исследование, и вы будете не просто учениками, а настоящими исследователями, которые попытаются  ответить на вопросы , которые перед вами.

- Что такое Земля?

-  Какова форма и размер Земли.

-  Что такое Солнце?

-   Что такое  Солнечная система?

-  Сколько планет входит в солнечную систему?

-  Как называется наша Галактика?

-  Какой естественный спутник есть у Земли?

  1. Изучение нового материала.

 

Учитель: Путь нашего исследования представлен на схеме.(приложение).

Как вы думаете с чего мы начнем разговор? (поговорим о планете Земля).

В нашем классе готовились четыре  исследовательские группы, которые предоставят свои доклады и сообщения по следующим темам.

1 группа. Тема: «Назад в прошлое».

Доклады:

1.Представление древних о Земле.

2.Первые ученые- исследователи Земли.

2 группа. Тема: «Планета Земля».

Сообщения:

1.Форма и размер Земли.

2.Спутник Земли-Луна.

Практическая работа: изготовление модели» Планета Земля»

3 группа. Тема: «Солнечная система».

Доклады:

  1. Солнце- что это такое?
  2. Форма и размер Солнца.
  3. Значение Солнца в жизни планет.

4 группа. Тема:»Космические тела».

Сообщения :

  1. Планеты Солнечной системы.
  2. Кометы, метеориты, астероиды.
  3. Наша Галактика.

Практическая работа: изготовление модели Солнечной системы.

Учитель: Я предоставляю слово 1 группе , они исследовали исторический аспект развития Земли, как планеты.

Итак, 1 тема:  «Назад в прошлое».

Доклад № 1. «Представления древних о Земле».

Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый, наверняка, задавался вопросом: что там, далеко-далеко? Есть ли  жизнь на других планетах? Кто создал этот удивительный  мир?

Задавать эти вопросы люди начали давным-давно. Тысячелетия люди ищут на них ответы. На часть вопросов уже ответили, а многие и сейчас остаются великой тайной.

Сейчас каждому малышу известно, что Земля круглая , а раньше люди думали иначе.

Считалось, что Земля- плоский или  выпуклый круг, который держится на подпорках. Древние индусы считали, что Землю держат четыре слона, а слоны стоят на громадной черепахе, но они не задумывались, а на чем же стоит черепаха?

Инсценировка. (исполняют докладчики группы).

У нас на Руси в старину можно было услышать  такой разговор

- Дедушка, скажи, на чем Земля стоит?

- На китах, дитятко! На больших пребольших китах.  А как те киты шевелятся, бывает на Земле трясение.

- А на чем же киты, дедушка?

-  На воде , дитятко.

- А  вода на чем, дедушка?

- На Земле, дитятко.

- А Земля на чем, дедушка?

- Какой же ты беспонятливый.! Ведь тебе сказано, что Земля на китах стоит!

И такой разговор мог продолжаться без конца. Но кто же первый догадался, что Земля круглая?

Доклад № 2. «Первые ученые-исследователи Земли».

Первый ученый, кто догадался об этом, был древнегреческий астроном Птолемей,. Нов некоторый вопросах он ошибался, утверждая, что Земля-центр  Вселенной, вокруг которой вращается  Солнце. Обратное доказал астроном из Польши Коперник, который жил 400 лет назад

Вопросы для первичного контроля ( участники группы задают вопросы другим группам).

  1. Как древние представляли  себе Землю?
  2. Кто первым из ученых догадался, что Земля- шар?
  3. В чем ошибался Птолемей?
  4. В чем был прав Коперник?
  5. Как  люди доказали ,что Земля круглая?

Учитель: Выступает  2 группа. Тема: «Планета Земля».

Доклад № 1 . «Форма и размер Земли».

Земля-планета Солнечной системы, которая вращается на третьей орбите от Солнца. Земля- сравнительно небольшая планета. Ее диаметр равен 12740 км, а масса 5,98 х10х24 кг. Земля,вероятно, единственная планета, на которой есть вода. Нашу планету называют «голубой жемчужиной Вселенной».

Земля- это огромный тверды2й шар, вращающийся в космическом пространстве. Шар этот не совсем круглый, а приплюснутый сверху и снизу. В самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия-экватор. Земля имеет около 40000млн км по экватору. Возраст Земли примерно 4500 млн лет.

Доклад № 2. «Спутник Земли- Луна».

Луна-это спутник Земли, твердый шар, который вращается вокруг нашей планеты. Луна вращается , потому, что сила тяготения между ними действует как невидимая привязь. Если бы эта сила отсутствовала, Луна улетела бы в космос. Луна сияет не своим собственным, а  отраженным солнечным светом. Первым человеком, ступившим на  ленную поверхность, был американский астронавт Нил Армстронг.

                    Практическая работа «Строение Земли».

                           Теоретическая часть.

Земля подобна большому шару, разделенному на слои. В центре находится ядро, состоящее из железа и никеля, отчасти в расплавленном  состоянии. Следующий слой- это мантия, образуемая каменной породой. Она раскалена и местами медленно движется. Поверхностный слой Земли- кора толщиной приблизительно 50км. На глубине 6300 км к центру Земли температура  такая же высокая, как на солнце.

Из чего же состоит земная кора?

Кора, лежащая под океанами, в основном состоит из твердых бальзатовых пород. Материковая кора менее плотная и состоит из гранита.

                           Практическая часть.

Учащиеся дома изготавливают из пластилина модель Земли в уменьшенном виде. Модель делается так, чтобы были видны основные слои строения Земли.

Вопросы группы № 2 для первичного контроля.

  1. Какую форму имеет Земля?
  2. Каков диаметр Земли?
  3. Какова масса Земли?
  4. Как называют нашу планету?
  5.  Сколько лет Земле?
  6. Каково строение Земли (основные слои).
  7. Из чего состоит каждый слой Земли?
  8. Луна- что это такое?

Учитель. Выступает 3 группа.  Тема: «Солнечная система».

Сообщение № 1. «Солнце- что это такое»?

Солнце-это ближайшая к Земле звезда, огромное раскаленное космическое тело, состоящее из газа. Ученые-астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты, масса составляет  величину, в 330 тысяч раз большую массы       Земли. Диаметр Солнца- 1,4 млн км. Внутри солнца мог  бы  поместиться  миллион  таких планет, как Земля. В центре Солнца страшная температура- 15-20 млн градусов.

        

                                  Немного  истории…

Еще в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, римляне- Аполлоном или Фебом, а славяне-Ярилой. Солнце существует миллиарды лет.

Сообщение № 2. «Значение Солнца в жизни планеты».

Солнце- это мощный источник энергии в Солнечной системе, а энергия- источник жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и  этого

тепла  хватает для всего живого на Земле.

Что дает Солнце? Солнце дает Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царили бы темнота  и такой холод, что все живое не могло бы  существовать. Таким образом, Солнце дает нам жизнь!

Вопросы группы № 3 для первичного контроля:

1.Что такое Солнце?

2.Как называли Солнце древние славяне?

3.Каковы размеры Солнца (масса, диаметр)

4.Каково значение Солнца для Земли?

5.Что будет, если Солнце погаснет?

Учитель:  Я предоставляю слово 4 исследовательской группе. Их тема: «Космические тела».

Доклад на тему :  «Солнечная система и ее планеты».

Солнечная система- это семья, в которой живет 9 планет. Вот как они расположены по мере удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, У большинства планет есть спутники. У Марса 2 спутника, а у Сатурна-17. Марс иногда называют Красной планетой, так как он  состоит из красного камня.

Венера такая яркая, что ее часто принимают за НЛО. Ее поверхность скрывают плотные белые облака. Нептун и Уран состоят из газов. Они так далеки от Солнца, что на них темно и холодно. Вокруг Сатурна имеются огромные кольца из кусков камня и льда, он , также как и Юпитер, состоит из газов и жидкостей и не имеет твердой поверхности.

Сообщение на тему:  «Кометы, метеориты и астероиды».

Кометы состоят из частиц пыли, льда и газа. Когда комета приближается к Солнцу, лед в ее ядре начинает таять, образуя облако. Это облако составляет  хвост кометы.

     Астероиды- это каменные глыбы, которые движутся вокруг Солнца. Их, вероятно, около миллиона. Большинство из них находится  между орбитами Марса и Юпитера, в полосе, названной  поясом астероидов.

       Метеориты- это твердые частицы планет. Влетая в земную атмосферу, они сгорают. Это выглядит как вспышка света, и кажется ,что с неба падает звезда.

Итак, Солнечная система- это Солнце, девять планет с их спутниками ( всего 62 космических тела) и миллионы астероидов и комет, которые движутся по орбитам вокруг Солнца.

Сообщение на тему:  «Наша Галактика».

Галактика- это огромное скопление звезд, удерживаемое силой тяготения. Наша  галактика- это Млечный путь, она имеет форму спирали. От  основной центральной массы в разные стороны вытягиваются несколько «ветвей». Расстояние от  одного конца Млечного пути до другого равно приблизительно 100 000 световых лет, а глубина 20 000 световых лет.

Вопросы для первичного контроля:

1.Что такое Солнечная  система?

2.Какие планеты входят в Солнечную систему?

3.Что такое кометы?

4.Что такое метеориты и астероиды?

5.Как называется наша Галактика, каковы ее размеры?

Практическая работа.

Учащиеся выполняют модель Солнечной системы в виде рисунков, аппликаций из бумаги, пластилиновой мозаики.

 Большая модель, которая изготавливается на ватмане, вывешивается на доске.

5. Закрепление изученного.

1.Блиц-опрос в форме опросов одной группы другим  группам.

-Где мы живем?- На Земле.

- Где находится Земля? – В Солнечной системе.

- Где находится Солнечная система?- В галактике Млечный путь.

- Где  находится галактика? – Во  Вселенной.

2. Составление модели Солнечной системы на доске (практическая работа)

6.Самоконтроль.

Выполнение  заданий теста  разноуровневого типа. (Работа  выпоняется  с применением ИКТ  в программе MY TEST.

Учитель: Красива наша Земля! Здесь текут быстрые реки,  зеленеют поля и леса. Цветут чудесные цветы, на разные голоса поют птицы. Шумит морской  прибой. Голубая планета Земля-наш дом. Будем беречь и умножать красоту нашей родной планеты! А в заключение послушайте стихи, которые  посвящаются нашей голубой жемчужине Вселенной!

- Эй, Земля, моя планета, где твой край?

-  А вовсе нету.

Вокруг своей оси вращаюсь,

Солнцем я обогреваюсь.

Вокруг Солнца  я кружу,

Знать не на китах лежу.

- Кто ж они – твоя семья,

Солнца дочь и сыновья?

То Венера и Меркурий.

И еще  шесть братьев хмурых.

Марс, Юпитер и Сатурн

Да Плутон, Уран, Нептун.

- Эй, Земля, а с кем ты дружишь?

Иль одна вкруг Солнца кружишь?

- Я в компании приличной:

Братьев семь, одна сестричка.

Мы горды своей почтенной

Нашей Солнечной  системой.

- И с такой семьей солидной

Где живете вы – не видно?

- Ты на небе можешь видеть

Часть от дома, лишь чуть-чуть.

Дом- галактика большая

Под названьем Млечный путь!

-  А  Галактика, одна?

- Есть галактики другие,

Неизвестные совсем,

И живут они все вечно

Во Вселенной бесконечной!

7.Домашнее задание.

Написать сочинение о нашей планете, или  сочинение о своей собственной выдуманной планете.

8.Итог урока.