Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Океаны Земли" (УМК "Гармония")
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Терещенко Лидия Владимировна
    Данный урок плановый, тип урока - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу. Учебный материал не давался в готовом виде. На протяжении всего урока дети «добывали» знания сами, благодаря умелому использованию учителем современных педагогических технологий через кратковременный проект.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okeany_zemli.docx49.09 КБ

    Предварительный просмотр:

     УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

    Учитель: Терещенко Лидия Владимировна

    УМК : «Гармония»

    Дата проведения: 12.04.2018 г.

    Тема урока : Океаны Земли.

    Цель урока: сформирование более полного представления и расширение знаний об океанах Земли;

    Задачи:

    Образовательная:

    Довести до сознания учащихся, что в природе всё взаимосвязано и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни человека; формировать экологическое, эмоционально-образное мышление;

    Развивающая:

    Способствовать развитию информационной компетенции, учебно-познавательной компетенции учащихся, логического и образного мышления

    Воспитательная:

    Воспитывать сознательное отношение к учебе; формировать интерес к изучению родной природы.

    Технологии:

    Технология деятельностного подхода, развивающего обучения, личностно-ориентированного, гуманистического отношения к обучающимся, элементы проблемного обучения, здоровье сберегающая, ИКТ-технология.

    Методы: Словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа.

    Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

    Используемое оборудование:  презентация на электронном носителе; карточки для рефлексии, карточки для работы в группах.

    Тип урока: Урок «открытия новых знаний»;

    Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

    Основные понятия, термины: Мировой океан, Тихий океан, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный, Индийский

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    Иметь представление о таком понятии как океан, количестве океанов на планете и уметь дать характеристику каждому из океанов.

    Личностные:

    Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

    Метапредметные:

    Регулятивные:

    Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение действовать по плану и планировать свою деятельность, высказывать свое предположение.

    Коммуникативные:

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам.

    Познавательные:

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Организация пространства: компьютер, проектор, раздаточный материал.

    Оборудование:  учебник, глобус, карта полушарий,

    Ход урока

    Этапы урока

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    1. Самоопределение к учебной деятельности

    1 мин

    -Здравствуйте!

     -Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями!

      -Присаживайтесь.

    - Сегодня у нас урок окружающего мира .

    Ужасно интересно

    Всё то, что неизвестно!

    Мы тайны разгадаем

    И мир большой познаем!

     Готовы?

    Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

    1. Проверка домашнего задания

    3 мин

    -Прежде, чем мы отправимся в морское путешествие , проверим наши знания по предыдущей теме.

    _ Какая перед нами стоит учебная задача?

    - Проверить знания.

    У вас на столах лежат карточки.  Приложение № 1 с тестом. Приложение 1

    Тест                                                                             Фамилия имя ____________

    Дата

    Событие

    1917

    Октябрьская революция

    1922

    Образовался Советский Союз

    1941

    Великая Отечественная война

    1945

    9 мая

    Праздник победы над фашистской Германией

    1961

    12 апреля

    Первый полёт человека в космос

    1991

    Распался Советский Союз

    12 июня

    День России

    Подпишите фамилию в правом углу.

    На эту работу даётся 3 минуты.

    Все отметки будут выставлены в журнал.

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о (Коммуникативные УУД).

    3.Постановка целей и задач.

    5 мин

    4.Подготовка к изучению нового материала

    7 мин

     Изучение нового материала

    15 минут

    III. Целеполагание урока

    - Послушайте загадку:

    Кругом вода, а с питьём беда.

    - О чём идёт речь? Почему вы так считаете?

    - Откройте учебник на стр. 122

    - Рассмотрите задания.

    - Над какой темой будем работать?

    =«Океаны Земли»                 Слайд 1

    - Спланируйте свою работу. (ответы обучающихся)

                                          План

    1. Ответить на вопросы.
    2. Узнать, чем важен Мировой океан.
    3. Узнать, чем знамениты океаны.

    - Начнём работу с ответов на вопросы учебника стр. 122

    - Прочитайте вопросы. Кто готов ответить? (Фронтальный опрос).

    - Какая часть земной поверхности покрыта Мировым океаном?                            Слайд 2, Слайд 3, 4, 5

    - На сколько океанов он разделён?             Слайд 6

    -Какой из них самый большой?

    - Ребята, я думаю, у Вас уже имеются какие-то знания об океанах, предлагаю вам игру

    «Верите ли вы, что….»

    Для этого возьмите на ваших столах карточку  Приложение № 2.

     (Я читаю, они отмечают, что правильно.)

    Если вы согласны с утверждением, ставите + , если  не согласны – .

    1. Самый  глубокий океан Тихий….

    1. Верите ли вы, что Атлантический океан назван в честь древнегреческого мифического титана Атланта…?.

    1. Верите ли вы, что синие киты достигают 30 метров?

    1. Верите ли вы, что в океане богатый животный мир?

    1. Верите ли вы, что большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдами…?

    - Отложите карточки на край стола.

    В конце урока мы вернёмся к вопросам.

     -Итак, мы отправляемся в Плавание на таком корабле (и показываю корабль +звучит музыка)

    В нашем плавании будем внимательными и активными путешественниками. Я надеюсь, нам удастся создать свой океан- океан Знаний.

    - Что нам понадобится в морском путешествии? / учебник, карта, глобус/

    - Какой второй пункт плана?

    - Поставьте учебную задачу. (Узнать, чем важен Мировой океан).

    Для решения данной задачи обратимся к учебнику на стр. 122-123.

    Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст и разбейте его на смысловые части. /Учащиеся самостоятельно читают текст /

    - Сколько смысловых частей получилось? (3)

    -Какая главная мысль 1 части? Прочитайте.

    / Огромно его значение для Земли и её обитателей/.

    - Как вы понимаете?

    -Найдите главную мысль 2 части.

    /Океаны хранят несметные богатства. /

    - Как понимаете смысл слова НЕСМЕТНЫЕ? Словарь?

    -- Кто согласен?

    - Найдите главную мысль 3 части.

    / Океан сможет обеспечить человечество в будущем всем необходимым./

    - Как вы это понимаете? Слайд 7

    - Какая учебная задача стояла перед нами? / Узнать, чем важен Мировой океан/.

    - Справились с её решением?

    ФИЗМИНУТКА.

    - Вернёмся к плану урока.

    - Какая учебная задача стоит перед нами? /Узнать, чем знамениты океаны/.

    - Вспомним, какие океаны находятся на Земле?  Слайд 8

    - Продолжим черпать информацию из учебника.

    Работу выполним в группах. 5 групп по 5 человек.

     (5 глобусов, 5 атласов, карта полушарий, указки).

    -Наша цель: расширить свои знания об океанах Земли.  

    Откройте учебник на странице 124-130. Здесь вы найдёте информацию про каждый, из пяти океанов.

     Используя данную информацию, выполните задания.

       На столе каждой группы домик с названием океана, информацию о котором вы будете готовить.

    Вспомните правила поведения в группе.

    /На доске правила ./

     Приступаем.

    /На столах карточки с пропущенными данными про океаны. Приложение № 3 Каждая группа готовит материал о своём океане.
    Первая группа готовит сообщение о Тихом океане, Слайд 9

     вторая об Атлантическом океане,   Слайд 11, Саргассово море Слайд 12

    третья об Индийском океане,   Слайд 10

    четвертая о Южном океане, Слайд 14

     пятая группа о Северном Ледовитом океане.  Слайд 13

    (Дети самостоятельно работают в группах,)

    - Как только группа будет готова, покажите знаком.

    Приложение № 3

    Тихий океан

    1. Тихий – этот океан является самым   …… и глубоким океаном.
    2. На дне этого океана находится …….
    3. Кто дал название этому океану………….
    4. Является ли Тихий океан одним из самых бурных океанов
    5. Назовите глубину Тихого океана

    Атлантический океан

    1. В северной и южной частях океана дрейфуют…….
    2. В водах Атлантического океана обитают…..
    3. В Атлантическом океане есть…….         море
    4. Берегами Саргассовому морю  служат …….
    5. Глубина Саргассового моря …..

    Индийский океан

    1. Индийский океан раньше называли …..
    2. Географы полагают, что Индийский океан был освоен …..

    1. Какой рыбой богат этот океан?........
    2. Какую  птицу выделяют в этом океане?…..
    3. До какой страны можно добраться по этому океану?.....

    Южный океан

    1. Самая большая глубина…..
    2. Этот океан очень холодный,  в нём ………
    3. В этом океане обитают такие морские млекопитающие как…….
    4. Символ Южного океана………..
    5. Размах крыльев альбатроса достигает………….

    Северный Ледовитый океан

    1. Этот океан располагается вблизи………….
    2. Этот океан считается самым …..
    3. Зимой площадь ледяного панциря …….
    4. На дне северных морей обнаружены…..
    5. Здесь обитают…..

    - Итак , ребята, вы много узнали новой информации про океаны, поделитесь ею.

    ( Каждая группа выступает со своей информацией).

    - С какой информацией знакомились? ( работа с картой).

    Наша группа знакомилась с информацией о ………….океане.

    - К какому выводу вы пришли? (чтение информации с карточки)

    - Как вы оцениваете работу группы? / по критерию правильность/

    - Кто более активно работал в группе? / отметка/

    -Все группы хорошо работали. / учащиеся получают фигурки дельфинов/

    - Какую задачу мы решали на данном этапе? / Узнали, чем знамениты океаны/

    - Справились с её решением?

    - Что помогло получить новые знания? /статья учебника, карта полушарий, глобус, атлас/

    - Мировой океан густо населён живыми организмами. Слайд 15

    - Ребята хотят поделиться своими знаниями, которые они приобрели самостоятельно.

     ( сообщение готовил ребёнок  )

    -А вы, ребята, должны будете оценить рассказ одноклассника по  критериям.

    -Вам понятны критерии?

    Критерии:

    1.Новизна информации.

    2.Интересно ли было слушать.

       

    -Какие способы сбора информации использовал?

    -Оценка (ребята), отметка (учитель).

    Отгадайте загадки.  Слайды 16, 17,18

    1. Ловко мусор собирает,
    Дно морское очищает.
    ( Краб)

    Краб бегает по дну теплых морей.  У него широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем.  Также, у него пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней он разрезает свою пищу на кусочки и отправляет её в рот.  Как и другие обитатели морского дна,- хороший мусорщик.   Поедает гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.

    2.Через море – океан
    Плывет чудо – великан,
    А ус во рту прячет  (Кит)

    Кит - крупнейшее животное на нашей планете. Самые большие из нас – синие киты – достигают длины 30 метров и вес 150 тонн. Они похожи на огромных рыб, но   не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детенышей они, как и другие млекопитающие, кормят молоком.    Киты – теплокровные животные, а от переохлаждения их защищает толстый слой подкожного жира.

    3.Как плывут они красиво – 
    Очень быстро и игриво!
    Нам показывают спины
    Из морской воды… (дельфины).

     Одна красивая легенда рассказывает, что дельфины – это ушедшие когда – то в море люди, а потому между людьми и ними, много общего. И действительно, они – самые разумные обитатели океана. К людям дельфины относимся по- особому.  Часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Легко приручаются человеком. Созданы многочисленные дельфинарии, где дрессировщики обучают их различным цирковым трюкам. Есть такие дельфинарии и у нас в стране.

    -  Проверим, кто из вас был самым внимательным, слушая информацию об обитателях океанов.

    1.У кого из обитателей океанов такое же строение, как у человека?

    2.Кого называют хорошим мусорщиком?

    3.Кого из обитателей моря легче всего приручить человеку?

    -ОКЕАН ПРОСИТ ПОМОЩИ… Слайд 19

    - Какую опасность для океанов несут люди?

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

    Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

    Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

    Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

    1.

     

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

    Уметь проводить   сравнение по заданным критериям(Познавательные УУД).

    Подведение итогов

     рефлексия

    5 мин

    Запись домашнего задания

    V. Подведение   итога урока. 

    -Давайте сравним наши знания в начале урока и в конце.  

    - Ребята, в начале урока я предложила вам игру « Верите ли вы…»

     Возьмите ваши карточки   Приложение № 2. Вернёмся к вопросам.

    Если вы согласны с утверждением , ставите + , где не согласны – .

    1. Самый  глубокий океан Тихий….

    +

    1. Верите ли вы, что Атлантический океан назван в честь древнегреческого мифического титана Атланта…?.

    +

    1. Верите ли вы, что синие киты достигают 30 метров?

    +

    1. Верите ли вы, что в океане богатый животный мир?

    +

    1. Верите ли вы, что большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдами…?

    +

    - Совпали ли ваши догадки?

     - Вернёмся к плану урока.

    - Какие учебные задачи ставили?

    - Справились с их решением?

    VI. Рефлексия.

    - Ребята, вот подошло к концу наше плавание.

    - Оцените своё участие в уроке.

    - Я предлагаю вам в свой океан Знаний запустить ваших дельфинов.

    - Ребята, запишите домашнее задание.

    1. Стр. 124-130 пересказать. Это задание является обязательным.

         2.    Составьте кроссворд по теме.

    Творческое задание выполняете по желанию, но за правильное выполнение, учащийся получит дополнительную отметку.

    - Предлагаю вам познакомиться с библиотечной выставкой.

    Материалы этих книг помогут расширить ваши знания о Мировом океане.

    - Спасибо за урок!

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов(Познавательные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

    Приложение 1

    Тест                                                                             Фамилия имя ____________

    Дата

    Событие

    Октябрьская революция

    Образовался Советский Союз

    Великая Отечественная война

    Праздник победы над фашистской Германией

    Первый полёт человека в космос

    Распался Советский Союз

    День России

    Приложение 1

    Тест                                                                             Фамилия имя _____________

    Дата

    Событие

    Октябрьская революция

    Образовался Советский Союз

    Великая Отечественная война

    Праздник победы над фашистской Германией

    Первый полёт человека в космос

    Распался Советский Союз

    День России

    Приложение № 2

    1.        Самый  глубокий океан Тихий….

    2.        Верите ли вы, что Атлантический океан назван в честь древнегреческого мифического титана Атланта…?.

    3.        Верите ли вы ,что синие киты достигают 30 метров?

    4.        Верите ли вы, что в океане богатый животный мир?

    5.        Верите ли вы, что большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдами?….

    Приложение № 2

    1.        Самый  глубокий океан Тихий….

    2.        Верите ли вы, что Атлантический океан назван в честь древнегреческого мифического титана Атланта…?.

    3.        Верите ли вы, что синие киты достигают 30 метров?

    4.        Верите ли вы, что в океане богатый животный мир?

    5.        Верите ли вы, что большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдами….?

    Приложение № 2

    1.        Самый  глубокий океан Тихий….

    2.        Верите ли вы ,что Атлантический океан назван в честь древнегреческого мифического титана Атланта…?.

    3.        Верите ли вы, что синие киты достигают 30 метров?

    4.        Верите ли вы ,что в океане богатый животный мир?

    5.        Верите ли вы ,что большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдами…?.

    Приложение № 3

    Тихий океан

    1.Тихий – этот океан является самым   …… и глубоким океаном.

    2.На дне этого океана находится …….

    3.Кто дал название этому океану………….

    4.Является ли Тихий океан одним из самых бурных океанов……….

    5.Назовите глубину Тихого океана………..

    Приложение № 3

    Атлантический океан

    1.В северной и южной частях океана дрейфуют…….

    2.В водах Атлантического океана обитают…..

    3.В Атлантическом океане есть…….                 море

    4.Берегами Саргассово морю  служат …….

    5.Глубина Саргассового моря …..

    Приложение № 3

    Индийский океан

    1.Индийский океан раньше называли …..

    2.Географы полагают, что Индийский океан был освоен …..

    3.Какой рыбой богат этот океан?........

    4.Какую птицу выделяют в этом океане?…..

    5.До какой страны можно добраться по этому океану?.....

    Приложение № 3

    Южный океан

    1.Самая большая глубина….

    2.Этот океан очень холодный в нём ………

    3.В этом океаны обитают такие морские млекопитающие как…….

    4.Символ Южного океана………..

    5.Размах крыльев альбатроса достигает………….

    Приложение № 3

    Северный Ледовитый океан

    1.Этот океан располагается вблизи………….

    2.Это океан считается самым …..

    3.Зимой площадь ледяного панциря …….

    4.На дне северных морей обнаружены…..

    5.Здесь обитают…..

     1.Узнать, что такое океан.

    2. Узнать о значении океана.

    3. Изучить животных океана.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

    Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Россия при Петре I" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

    Урок новых знаний. Материалы урока направлены на знакомство с личностью Петра I и преобразованиями, связанными с эпохой его правления .  Групповая работа способствует реализации системно-деятельн...

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Растениеводство в нашем крае".

    Технология проблемного обучения на данном уроке дает возможность учащимся самостоятельно добывать знани и я и работать в группе. Материал урока содержит большой объем информации, позволяющий расширить...

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Мир крестьянской избы. Жизнь крестьян".

    Урок -экскурсия  проведён в школьном музее с использованием ИКТ....

    Материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "В царстве льда и снега"

    Дидактические материалы включают план урока, презентацию, кроссворд по теме, видеофильмы....

    Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» Тема: «Лес и человек» учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна

    Конспект урока с презентацией по предмету "Мир вокруг нас" Цели: Воспитательные:Научить детей бережному отношению к лесу.Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.Разв...

    урок окружающего мира в 4 классе по теме « Мир глазами историка»

    Продолжительность: 40 минКласс: 4 АТип урока: объяснение нового материалаМетод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный, метод ценностного анализа. Средства обучения:экран, к...