Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право». Урок способствует чувственно-эмоционально обозначить отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир 4 класс. Вахрушев Как жить в мире людей? А.А. | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
6 февраля 2016 года
Учитель высшей категории Савинова В.Ю.
Урок окружающего мира (4 класс)
по теме: «Как жить в мире людей?»
Учебник Вахрушев А.А.
Цели и задачи:
Линия 1. Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право».
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву) – личностные УУД – нравственно-этическая ориентация.
Формируются следующие УУД:
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка (рефлексия) своей деятельности.
Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.
Познавательные логические: развитие умения анализировать, сравнивать, группировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку логических рассуждений.
Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания различного типа; развитие умения работать в группе.
Оборудование: проблема урока на доске (напечатанная крупным шрифтом и закрыта ватманом); карточки: внутренний голос, совесть, другие люди, право, мораль; карточки с заданиями для групп; таблички для рефлексии «Ресторан», листочки бумаги у детей; электронная презентация.
План урока:
.Организационный момент.
Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки. Пожелайте удачи друг другу.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
- Закрепление усвоенных понятий.
- Что такое «общество»? (группа людей с общими интересами). Назовите синонимы этого слова (совокупность, круг людей, социум).
- Когда интересы и желания людей не совпадают или противоречат друг другу, то … (может возникнуть «конфликт»). Синонимы… (разногласие, столкновение).
-Как вы понимаете, что такое «компромисс»? (попытка выслушать друг друга; сделать взаимные уступки; попробовать договориться). Синоним … соглашение.
- Постановка проблемы.
- Представьте, что вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас испытываете? (положительные: радость, удовольствие)
На слайде появляется надпись: «Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо».
- Представьте, что уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш сосед-музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно слушали на концерте. Какие эмоции вы испытываете сейчас? (отрицательные: раздражение, недовольство, возмущение)
На слайде появляется ещё одна надпись: «Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо».
- Посмотрите на экран. Какое противоречие вы заметили? (музыка одна и та же, но поступок музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой.
- Какой возникает вопрос? Давайте сформулируем проблему урока – его главный вопрос.
На слайде появляется проблемный вопрос: « Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?»
- Актуализация знаний.
Работа с иллюстрацией в учебнике.
- Опишите, какая ситуация изображена на рисунке-заставке.
(Мальчики разбили стекло футбольным мячом).
- Какой они совершили поступок? (плохой)
- А как вы это определили?
- А сами ребята поняли, какой они совершили поступок?
(Да, они осторожно заглядывают в комнату, им стыдно, это видно по их лицам)
- Ребятам кто-нибудь сказал, какой они совершали поступок?
- А как ребята сами поняли, что совершили плохой поступок – ведь им никто не подсказывал? Можно предположить, что их что-то «грызёт» изнутри?
(«внутренний голос», совесть)
- А если бы «внутренний голос» не подсказал ребятам, кто бы это сделал?
- Другие люди.
(на доске выстраивается схема)
Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?
⇓⇓
внутренний голос другие люди
⇓
совесть
- Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Работа в учебнике с.32. Наш внутренний советчик.(Читаем текст, ведя диалог с автором)
- Совесть, мораль.
- Так что же такое совесть? (способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом).
- Какого человека называют «бессовестный»?
(того, кто совершает плохие поступки и при этом не испытывает угрызений совести).
- Чего, по-вашему, нужно стыдиться в жизни? Что такое «неблаговидный» поступок?
Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (Ожегов С.И.)
- Прочитаем пословицы.
Совершай поступки по велению собственной совести, а не для того, чтоб тебя похвалили.
Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.
Работа в группах.
Задание группам: написать 10 самых важных правил поведения, которые необходимо соблюдать любому человеку. Затем первая справившаяся группа читает свои правила, а остальные отмечают в своих записях знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты. Правила, отмеченные «+» подтверждают, что существуют общие, принятые всем обществом правила поведения.
- Как называются общие, принятые всем обществом правила поведения (с.33 учебника). Катя, найди в толковом словаре толкование слова «мораль»?
- Молодцы! Это многозначное слово:1) нравственные нормы поведения, совокупность норм и принципов поведения; 2) логический поучительный вывод (мораль басни); 3) нравоучение (читать мораль).
- Назовите синонимы «морали» (нравственность, этика).
(на доске под надписью «другие люди» появляется слово «мораль»).
Задание группам:
- Назовите качества человека, который живёт:
по совести не по совести
добрый злой
честный бессовестный
добросовестный лживый
трудолюбивый грубый
вежливый безответственный
справедливый жестокий
внимательный
- Опираясь на написанное вами (10 правил и качества), попробуйте вывести «золотое правило нравственности».
(«Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).
Физминутка. « Робот»
Учитель: Чем, по-вашему, мнению, роботы отличаются от людей?
Робот только подчиняется нам, а люди сами решают, что им делать.
- Право.
- Сейчас будут разыграны ситуации, а вы скажете, что помогает людям оценить свой поступок.
а) Перед мамой стоит дочка и говорит: «Мама, прости, что я тебя вчера обманула…»
- Девочка совершила хороший поступок?
- А что помогло ей понять, что она была не права? (совесть)
б) По улице идёт человек на костылях. Мальчик, проходящий мимо, дразнит его. Старушка, сидящая на скамейке, сказала: «Как тебе не стыдно!»
- Мальчик совершил хороший поступок?
- Его совесть говорит ему о том, что так поступать нельзя?
- Кто напомнил ему принятые в обществе устные правила поведения?
- Как эти правила называются? (мораль)
в) Школьник перебегает дорогу на красный свет светофора, полицейский останавливает егои говорит: «Ты нарушил правила дорожного движения!»
- Какой поступок совершил мальчик? Говорит ли ему это его совесть?
Кто напомнил ему, что так делать нельзя?
- Как называются такие правила? (мораль)
- Прочитайте в учебнике ещё раз, что такое «мораль».
- Эти правила записаны в государственных документах? А правила дорожного движения? (это государственный документ).
- Как называются правила поведения людей, записанные в государственных документах? (законы, права)
(на доске под надписью «другие люди» добавляется слово «право»).
Право – совокупность норм и правил, установленных и охраняемых государственной властью для регулирования отношений людей в обществе.
- Если человек не слышит голоса совести и не подчиняется требованиям морали, то, что защищает порядок в обществе? (право)
- Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
- Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
- Как люди отличают, что хорошо, а что плохо?
- Чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения – мораль и право.
- Придумайте по теме сегодняшнего урока синквейн.
Совесть
Чистая светлая
Не мучает, не болит, не тревожит
Постоянно очищается, становясь кристальной.
Не обмани!
- Давайте на закрепление поиграем.
Тема нашего урока потребует от нас с вами умения размышлять и анализировать. Послушайте слова Бернарда Шоу « Родившийся львом, львом и останется. Родившийся человеком не всегда им остаётся». Мы постараемся выявить причины, мешающие людям порой оставаться людьми, тем самым тормозящим процесс достижений в современном обществе.
Игра «У кого доводов больше?»
Актуальна ли русская народная сказка
«Волк и семеро козлят»
в наше время?
- Я думаю, что сказка актуальна. В нашей жизни встречаются ситуации где люди, как звери. Добрые – «козлята». Злые – «волки».
- На улице подошёл мальчик. Он попросил телефон позвонить. Взял и убежал.
- В этой ситуации я поверила мальчику. Но он оказался плохим- «Волком».
- Однажды в подъезде дома на лестничной площадке я встретила девочку. Она попросила попить, я её впустила. В квартире пропало золотое кольцо.
- Здесь я забыла, что нельзя впускать в квартиру чужих людей. Оказывается и девочки бывают плохие.
- Вывод:
- Ситуации, в которых я оказалась, говорят, что в современной жизни люди бывают – «Волки» и «Козлята»- злые и добрые.
- Друзья!
- Давайте жить по – совести.
Утверждение «Лучше жить по совести». Учащиеся приводят доводы, подтверждающие его.
- Итог.
-Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д. И мы делаем выбор. Не замечаем порой тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки самый большой кусок торта, подставить подножку первокласснику, швырнуть камень в кошку или собаку, прочитать чужое письмо, спрятаться за чью-то спину, а можно в ущерб себе поступать честно.
- И в заключение я хочу познакомить вас с мудрой притчей.
«Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, – ответил слепой.
VII. Рефлексия.Метод «Ресторан» (АМО - активный метод обучения) - Оцените свои ощущения после урока. Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов (только у нас ресторан интеллектуальный):
- Я съел бы ещё этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Рефлексия.
- Я понял …
- Я узнал для себя…
- Я задумался …
Домашняя работа. Параграф учебника на с.32-35, читать., ответить на вопросы.
- Пригодятся ли вам полученные знания? Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающий мир (4 класс) по теме "Жизнь леса"
План-конспект урока...
Разработка плана - конспекта урока "Окружающий мир" 2 класс по теме "Водоёмы"
Разработка плана-конспекта по курсу "Окружающий мир" , программа Школа России, 2 класс, "Водоёмы", с мультимедийной презентацией...
Открытый урок окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие растений"
Тема урока: « Разнообразие растений».Цели:Познакомить учащихся с понятием «ботаника», сформировать представление о разнообразии растений;Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отнош...
Конспект урока окружающий мир 2 класс по теме: "В гости к зиме"
Это урок-путешествие по зимнему лесу. Дети наглядно увидят какие тайный хранит лес в это время года и разгадают происхождение удивительных узоров.В презентации я использовала личные фотографии,...
урока литературного чтения 2 классе по теме «Необычное в обычном мире»
Урок (дана технологическая карта) отражает опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения)...
Презентация к уроку окружающий мир (4 класс) по теме:" Равнины и горы России"
Презентацию можно использовать на уроке окружающего мира в 4классе по программе " Школа России"...
План-конспект урока окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие мира растений".
Конспект урока окружающий мир 3 класс "Разнообразие мира растений"....