Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль», «право». Урок способствует чувственно-эмоционально обозначить  отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву).

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 февраля 2016 года

    Учитель высшей категории Савинова В.Ю.

Урок окружающего мира (4 класс)

по теме: «Как жить в мире людей?»

                                        Учебник Вахрушев А.А.

Цели и задачи:

Линия 1. Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль», «право».

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву) – личностные УУД – нравственно-этическая ориентация.

Формируются следующие УУД:

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка (рефлексия) своей деятельности.

Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.

Познавательные логические: развитие умения анализировать, сравнивать, группировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку логических рассуждений.

Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания различного типа; развитие умения работать в группе.

Оборудование: проблема урока на доске (напечатанная крупным шрифтом и закрыта ватманом); карточки: внутренний голос, совесть, другие люди, право, мораль;  карточки с заданиями для групп; таблички для рефлексии «Ресторан», листочки бумаги у детей; электронная презентация.

План урока:

.Организационный момент.
Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки. Пожелайте удачи друг другу.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

  1. Закрепление усвоенных понятий.

     - Что такое «общество»? (группа людей с общими интересами). Назовите синонимы этого слова (совокупность, круг людей, социум).

    - Когда интересы и желания людей не совпадают или противоречат друг другу, то … (может возникнуть «конфликт»). Синонимы… (разногласие, столкновение).

   -Как вы понимаете, что такое «компромисс»? (попытка выслушать друг друга; сделать взаимные уступки; попробовать договориться). Синоним … соглашение.

  1. Постановка проблемы.

- Представьте, что вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас испытываете? (положительные: радость, удовольствие)

На слайде появляется надпись: «Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо».

- Представьте, что уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш сосед-музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно слушали на концерте. Какие эмоции вы испытываете сейчас? (отрицательные: раздражение, недовольство, возмущение)

На слайде появляется ещё одна надпись: «Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо».

- Посмотрите на экран. Какое противоречие вы заметили? (музыка одна и та же, но поступок музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой.

- Какой возникает вопрос? Давайте сформулируем проблему урока – его главный вопрос.

На слайде появляется проблемный вопрос: « Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?»

  1. Актуализация знаний.

 Работа с иллюстрацией в учебнике.

- Опишите, какая ситуация изображена на рисунке-заставке.

(Мальчики разбили стекло футбольным мячом).

- Какой они совершили поступок? (плохой)

- А как вы это определили?

- А сами ребята поняли, какой они совершили поступок?

(Да, они осторожно заглядывают в комнату, им стыдно, это видно по их лицам)

- Ребятам кто-нибудь сказал, какой они совершали поступок?

- А как ребята сами поняли, что совершили плохой поступок – ведь им никто не подсказывал? Можно предположить, что их что-то «грызёт» изнутри?

(«внутренний голос», совесть)

- А если бы «внутренний голос» не подсказал ребятам, кто бы это сделал?

- Другие люди.

(на доске выстраивается схема)

 Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?

⇓⇓

внутренний голос                                                              другие люди

               совесть

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа в учебнике с.32. Наш внутренний советчик.(Читаем текст, ведя диалог с автором)

  1. Совесть, мораль.

- Так что же такое совесть? (способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом).

- Какого человека называют «бессовестный»?

(того, кто совершает плохие поступки и при этом не испытывает угрызений совести).

- Чего, по-вашему, нужно стыдиться в жизни? Что такое «неблаговидный» поступок?

Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (Ожегов С.И.)

 - Прочитаем пословицы.

Совершай поступки по велению собственной совести, а не для того, чтоб тебя похвалили.

Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.

Работа в группах.

Задание группам: написать 10 самых важных правил поведения, которые необходимо соблюдать любому человеку. Затем первая справившаяся группа читает свои правила, а остальные отмечают в своих записях знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты. Правила, отмеченные «+» подтверждают, что существуют общие, принятые всем обществом правила поведения.

- Как называются общие, принятые всем обществом правила поведения (с.33 учебника). Катя, найди в толковом словаре  толкование слова «мораль»?

- Молодцы! Это многозначное слово:1) нравственные нормы поведения, совокупность норм и принципов поведения; 2) логический поучительный вывод (мораль басни); 3) нравоучение (читать мораль).

- Назовите синонимы «морали» (нравственность, этика).

(на доске под надписью «другие люди» появляется слово «мораль»).

Задание группам:

- Назовите качества человека, который живёт:

по совести                                                                   не по совести

добрый                                                                        злой

честный                                                                      бессовестный

добросовестный                                                        лживый

трудолюбивый                                                          грубый

вежливый                                                                  безответственный

справедливый                                                           жестокий

внимательный

- Опираясь на написанное вами (10 правил и качества), попробуйте вывести «золотое правило нравственности».

(«Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).

 Физминутка. « Робот»

Учитель: Чем, по-вашему, мнению, роботы отличаются от людей?

Робот только подчиняется нам, а люди сами решают, что им делать.

  1. Право.

 - Сейчас  будут разыграны ситуации, а вы скажете, что помогает людям оценить свой поступок.

а) Перед мамой стоит дочка и говорит: «Мама, прости, что я тебя вчера обманула…»

- Девочка совершила хороший поступок?

- А что помогло ей понять, что она была не права? (совесть)

б) По улице идёт человек на костылях. Мальчик, проходящий мимо, дразнит его. Старушка, сидящая на скамейке, сказала: «Как тебе не стыдно!»

- Мальчик совершил хороший поступок?

- Его совесть говорит ему о том, что так поступать нельзя?

- Кто напомнил ему принятые в обществе устные правила поведения?

- Как эти правила называются? (мораль)

в) Школьник перебегает дорогу на красный свет светофора, полицейский останавливает егои говорит: «Ты нарушил правила дорожного движения!»

- Какой поступок совершил мальчик? Говорит ли ему это его совесть?

Кто напомнил ему, что так делать нельзя?

- Как называются такие правила? (мораль)

- Прочитайте в учебнике ещё раз, что такое «мораль».

- Эти правила записаны в государственных документах? А правила дорожного движения? (это государственный документ).

- Как называются правила поведения людей, записанные в государственных документах? (законы, права)

(на доске под надписью «другие люди» добавляется слово «право»).

Право – совокупность норм и правил, установленных и охраняемых государственной властью для регулирования отношений людей в обществе.

- Если человек не слышит голоса  совести и не подчиняется требованиям морали, то, что защищает порядок в обществе? (право)

  1. Выражение решения проблемы.

Применение нового знания.

- Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

- Как люди отличают, что хорошо, а что плохо?

- Чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения – мораль и право.

 - Придумайте по теме сегодняшнего урока синквейн.

Совесть

Чистая светлая

Не мучает, не болит, не тревожит

Постоянно очищается, становясь кристальной.

Не обмани!

- Давайте на закрепление поиграем.

Тема нашего урока потребует от нас с вами умения размышлять и анализировать. Послушайте слова Бернарда Шоу « Родившийся львом, львом и останется. Родившийся человеком не всегда им остаётся». Мы постараемся выявить причины, мешающие людям порой оставаться людьми, тем самым тормозящим процесс достижений в современном обществе.

Игра «У кого доводов больше?»

Актуальна ли русская народная сказка
«Волк и семеро козлят»
в наше время?

  • Я думаю, что сказка актуальна. В нашей  жизни встречаются ситуации где люди, как звери. Добрые – «козлята». Злые – «волки». 
  • На улице подошёл мальчик. Он попросил телефон позвонить. Взял и убежал.
  • В этой ситуации я поверила мальчику. Но он оказался плохим- «Волком». 
  • Однажды в подъезде дома на лестничной площадке я встретила девочку. Она попросила попить, я её впустила. В квартире пропало золотое кольцо.
  • Здесь я забыла, что нельзя впускать в квартиру чужих людей. Оказывается и девочки бывают  плохие.
  • Вывод:
  • Ситуации, в которых я оказалась, говорят, что в современной жизни люди бывают – «Волки» и «Козлята»- злые и добрые.
  • Друзья!
  •                                                               Давайте жить по – совести.

Утверждение «Лучше жить по совести». Учащиеся приводят доводы, подтверждающие его.

  1. Итог.

-Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д. И мы делаем выбор. Не замечаем порой тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки самый большой кусок торта, подставить подножку первокласснику, швырнуть камень в кошку или  собаку, прочитать чужое письмо, спрятаться за чью-то спину, а можно в ущерб себе поступать честно.  

- И в заключение я хочу познакомить вас с мудрой притчей.

«Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше.                   Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, – ответил слепой.

VII. Рефлексия.Метод «Ресторан» (АМО - активный метод обучения)                                                                                                                      - Оцените свои ощущения после урока.  Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и  директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов (только у нас ресторан интеллектуальный):
- Я съел бы ещё этого…                                                    
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…

Рефлексия.

 - Я понял …

 - Я узнал для себя…

 - Я задумался …    

Домашняя работа.  Параграф учебника на с.32-35, читать., ответить на вопросы.

              - Пригодятся ли вам полученные знания? Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана - конспекта урока "Окружающий мир" 2 класс по теме "Водоёмы"

Разработка плана-конспекта по курсу "Окружающий мир" , программа Школа России, 2 класс, "Водоёмы", с мультимедийной презентацией...

Открытый урок окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие растений"

Тема урока: « Разнообразие растений».Цели:Познакомить учащихся с понятием «ботаника», сформировать представление о разнообразии растений;Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отнош...

Конспект урока окружающий мир 2 класс по теме: "В гости к зиме"

Это урок-путешествие по зимнему лесу. Дети наглядно увидят какие тайный хранит лес в это время года и разгадают происхождение удивительных узоров.В презентации я использовала личные фотографии,...

урока литературного чтения 2 классе по теме «Необычное в обычном мире»

Урок (дана технологическая карта) отражает опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения)...

Презентация к уроку окружающий мир (4 класс) по теме:" Равнины и горы России"

Презентацию можно использовать на уроке окружающего мира в 4классе по программе " Школа России"...

План-конспект урока окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие мира растений".

Конспект урока окружающий мир 3 класс "Разнообразие мира растений"....