Главные вкладки

    Консект урока и презентация к уроку окружающий мир (4 класс) по теме : Пустыня
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

    Кононова Евгения Алексеевна

    Конспект с подробными заданиями и всеми материалами для урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект23.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  окружающего мира в 4 «б» классе.

    Тема: Пустыни

    Тип: Изучение нового материала.

    Цель урока: Познакомить с природой пустыни, географическим положением, климатом, особенностями растений и животных данной зоны, экологическими проблемами.

    Задачи урока:

     Cформировать у учащихся представление о природной зоне   пустынь,  ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире, раскрыть ее экологические проблемы.

      Развивать умение работать с географической картой, атласом – определителем, дополнительной литературой. Развивать мышление, умение наблюдать, рассуждать,  делать выводы.

      Воспитывать бережное отношение к природе; умение выслушивать мнение товарища.

    По завершении урока учащийся должен знать: названия растений и животных пустыни, основные причины экологических проблем.

    Уметь: находить зону пустыни на карте России, применять полученные знания в повседневной жизни.

    Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:  наглядный, поисковый, беседа, самостоятельная работа.

    Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, экран.

                    Этапы урока:

    1. Организационный
    2. Повторение предыдущего материала.
    3. Переход к новому материалу.
    4. Введение новых знаний

    - вступление учителя:  Границы и зоны

    - индивидуальная  работа с картой

    - групповая работа по плану: климат, растения,

    1. Физкультминутка.
    2. Продолжение исследования : животные, экология
    3. Итоги урока.
    4. Домашнее задание.

    1. Орг. момент.

    2. Актуализация опорных знаний.

     – Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь, с точки зрения каждой группы.

    (После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о зоне степей).

    -   Каждая группа свой ответ.

     – Вы все решили, что в текстах говорится о степи.

     – Я с вами согласна. Послушайте, как поэт пишет о степи.

     На все стороны путь:

     Ни лесочка, ни гор!

     Необъятная гладь!

     Неоглядный простор!

    - Почему он так пишет?

    3. Введение в тему. Игра «Кто где живёт?»

     – Продолжаем наше путешествие по природным зонам России.

    - Сейчас я вам предлагаю поработать в качестве зоологов,  каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки).

    Я даю вам 1 минуту на обсуждение того в какой природной зоне обитают эти животные. Затем по моему приглашению вы помещаете карточки  с изображением животных на той части доски.

     (В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся,  догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).

    (Сразу проверить после каждой группы) Нет ли ошибок!

    ( Если в пустой, то почему – этого животного в тех зонах не обитает)

     – Посмотрите, что у нас получилось.

    – Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?

     – Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?

     – Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. ( Подписать квадрат) Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:

     Солнечный, жаркий

     Жёлтый поток

     Льётся в пустыне

     На жёлтый песок.

     В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.

     Жёлтая птица неслышно плывёт.

    - Какой цвет вы представили себе , слушая это стихотворение?

     – Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.

     – Природу пустыни будем исследовать по плану:

    Границы зоны.

    Поверхность в пустыне.

    Климат.

    Растения.

    Животные.

    Экология.

    4. Изучение нового материала. Работа с картой.

    - С чего мы начнем  наше исследование?  

    - Какой источник информации нам может помочь в исследовании границ?

     - Откройте атласы на стр.14 и попробуйте определить границы зоны пустынь.

     – В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане.

     – Каким цветом обозначают пустыни? Почему?

     – Какую зону сменяет пустыня?

    -  Что мы будем  исследовать дальше по плану?

     – Переходим к следующему пункту плана.

    Исследуем поверхность.

    Посмотрим слайды.

    -Что вы можете сказать о поверхности пустыне ? (ответы детей)

    Давайте послушаем рассказ ученика. (2) ( Слайд 2,3,4)

    -Что нового вы  узнали из рассказа о поверхности пустыне?

     - Какой у нас следующий пункт плана?

    Климат ( слайд 5,6)

    -Ребята давайте вернемся к атласу.

    - Что вы можете сказать про расположение пустыни на материке?

    (Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору)

     – Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, , сухо).

    Послушаем рассказ ученика эколога (слайд)

    -  Что вы узнали про климат  из рассказа эколога?

     – Чем пустыни  отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни. Обсудите в группах. ( 2 мин)

     - Ответы детей!!!!!

    – Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?

     – Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так.

    - А вы знаете какие растения там растут, что вы знаете об этих растениях?

    Предлагаю вам узнать побольше о растениях (слайд)

    Ботаники рассказ

    -Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)

          - В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами (просмотр картинки).

    - Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного от дохнуть!

    Про растения мы узнали, а про животных

    -А какие животные ?

    -А что вы про них знаете?

     А сейчас предоставим слово нашим зоологам.  Рассказ ученика.

    - в каждой природной зоне есть свои экологические проблемы, давайте узнаем какие экологические проблемы в этой природной зоне.

    Рассказ экологов.(слайд)

    - Наше исследование заканчивается.

    Подведение итогов занятия. Рефлексия        

    - С какой природной зоной мы познакомились на уроке?

    - Что нового вы узнали о пустынях?

    -Что вас удивило?

    Всем научным группам спасибо за работу!

    Дополнительный материал:

    Поверхность пустыни

    Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

       - Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые –это такыр.

    Климат

    - Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

    - Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.

       Растения

       Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка .У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое .

    Джузгун - это не большой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья

      Животные

    Большинство животных пустыни некрупные, потому что им не где спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

    В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков). Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки

         Текст с которым ребята работают                              

    Пустыни

       Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка .У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое .Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.

    - Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

    - Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) . Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.

    Большинство животных пустыни некрупные, потому что им не где спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

    В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка . Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки.

     Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

       - Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые –это такыр.

      Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. Для сохранения природы в 1990 го ду в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» .В этом заповеднике есть участки пустынь и полу пустынь, встречаются все виды животных.

      Одни из них роют норы, другие –тушканчики- быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину.  Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки – чернотелки, священные скарабеи


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

    Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

    Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Великая война-Великая победа"

    Презентация может пригодиться учителю во время подготовки к внеклассным занятиям и урокам по теме "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА"...

    Презентация к уроку окружающий мир (4 класс) по теме:" Равнины и горы России"

    Презентацию можно использовать на уроке окружающего мира в 4классе по программе " Школа России"...

    Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме Великая Отечественная Война

    Данная презентация содержит видео и аудио материал к уроку окружающего мра в 4 классе по теме "Великая Отечественная война" ....

    Конспект и презентация к уроку обучения грамоте (письмо) УМК "Планета знаний" 1 класс по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к"

    Ресурс представляет собой конспект урока письма для 1 класса  по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к»" с презентацией.  Материал подготовлен по УМК "Планета знаний". В ходе...

    презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Мир древности: далекий и близкий"

    Яркая и красочная презентация станет хорошим дополнением к уроку....

    Кейс -урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"

    Кейс-урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"...