Консект урока и презентация к уроку окружающий мир (4 класс) по теме : Пустыня
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект с подробными заданиями и всеми материалами для урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 «б» классе.
Тема: Пустыни
Тип: Изучение нового материала.
Цель урока: Познакомить с природой пустыни, географическим положением, климатом, особенностями растений и животных данной зоны, экологическими проблемами.
Задачи урока:
Cформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире, раскрыть ее экологические проблемы.
Развивать умение работать с географической картой, атласом – определителем, дополнительной литературой. Развивать мышление, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе; умение выслушивать мнение товарища.
По завершении урока учащийся должен знать: названия растений и животных пустыни, основные причины экологических проблем.
Уметь: находить зону пустыни на карте России, применять полученные знания в повседневной жизни.
Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: наглядный, поисковый, беседа, самостоятельная работа.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, экран.
Этапы урока:
- Организационный
- Повторение предыдущего материала.
- Переход к новому материалу.
- Введение новых знаний
- вступление учителя: Границы и зоны
- индивидуальная работа с картой
- групповая работа по плану: климат, растения,
- Физкультминутка.
- Продолжение исследования : животные, экология
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний.
– Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь, с точки зрения каждой группы.
(После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о зоне степей).
- Каждая группа свой ответ.
– Вы все решили, что в текстах говорится о степи.
– Я с вами согласна. Послушайте, как поэт пишет о степи.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
- Почему он так пишет?
3. Введение в тему. Игра «Кто где живёт?»
– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России.
- Сейчас я вам предлагаю поработать в качестве зоологов, каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки).
Я даю вам 1 минуту на обсуждение того в какой природной зоне обитают эти животные. Затем по моему приглашению вы помещаете карточки с изображением животных на той части доски.
(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся, догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).
(Сразу проверить после каждой группы) Нет ли ошибок!
( Если в пустой, то почему – этого животного в тех зонах не обитает)
– Посмотрите, что у нас получилось.
– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?
– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?
– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. ( Подписать квадрат) Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.
- Какой цвет вы представили себе , слушая это стихотворение?
– Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.
– Природу пустыни будем исследовать по плану:
Границы зоны.
Поверхность в пустыне.
Климат.
Растения.
Животные.
Экология.
4. Изучение нового материала. Работа с картой.
- С чего мы начнем наше исследование?
- Какой источник информации нам может помочь в исследовании границ?
- Откройте атласы на стр.14 и попробуйте определить границы зоны пустынь.
– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане.
– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?
– Какую зону сменяет пустыня?
- Что мы будем исследовать дальше по плану?
– Переходим к следующему пункту плана.
Исследуем поверхность.
Посмотрим слайды.
-Что вы можете сказать о поверхности пустыне ? (ответы детей)
Давайте послушаем рассказ ученика. (2) ( Слайд 2,3,4)
-Что нового вы узнали из рассказа о поверхности пустыне?
- Какой у нас следующий пункт плана?
Климат ( слайд 5,6)
-Ребята давайте вернемся к атласу.
- Что вы можете сказать про расположение пустыни на материке?
(Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору)
– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, , сухо).
Послушаем рассказ ученика эколога (слайд)
- Что вы узнали про климат из рассказа эколога?
– Чем пустыни отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни. Обсудите в группах. ( 2 мин)
- Ответы детей!!!!!
– Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?
– Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так.
- А вы знаете какие растения там растут, что вы знаете об этих растениях?
Предлагаю вам узнать побольше о растениях (слайд)
Ботаники рассказ
-Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)
- В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами (просмотр картинки).
- Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного от дохнуть!
Про растения мы узнали, а про животных
-А какие животные ?
-А что вы про них знаете?
А сейчас предоставим слово нашим зоологам. Рассказ ученика.
- в каждой природной зоне есть свои экологические проблемы, давайте узнаем какие экологические проблемы в этой природной зоне.
Рассказ экологов.(слайд)
- Наше исследование заканчивается.
Подведение итогов занятия. Рефлексия
- С какой природной зоной мы познакомились на уроке?
- Что нового вы узнали о пустынях?
-Что вас удивило?
Всем научным группам спасибо за работу!
Дополнительный материал:
Поверхность пустыни
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые –это такыр.
Климат
- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.
Растения
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка .У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое .
Джузгун - это не большой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья
Животные
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им не где спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков). Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки
Текст с которым ребята работают
Пустыни
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка .У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое .Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.
- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) . Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им не где спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка . Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки.
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые –это такыр.
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. Для сохранения природы в 1990 го ду в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» .В этом заповеднике есть участки пустынь и полу пустынь, встречаются все виды животных.
Одни из них роют норы, другие –тушканчики- быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки – чернотелки, священные скарабеи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.
Программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева. Тема: Правописание частицы не с глаголами ....
Презентация к уроку "Папоротники,мхи и водоросли". Окружающий мир.2 класс
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе УМК ПНШ ...
Презентация к уроку "Здоровье и безопасность. Пожар" Окружающий мир, 2 класс в двух частях
Презентация к уроку "Здоровье и безопасность. Пожар" Окружающий мир, 2 класс в двух частях...
Презентация к уроку "Рыбы, птицы, звери " по окружающему миру(1 класс)
Материал к урокам окружающего мира 1 класс...
Кейс -урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"
Кейс-урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"...
Презентация к року окружающего мира 3 класс по теме"Природные богатства и труд людей-основа экономики"
Полезная презентация к уроку окружающего мира....