Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imyon_prilagatelnyh_vo_mnozhestvennom_chisle.rar1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Цели:

Познакомить с особенностями  склонения имен прилагательных во множественном числе;

Совершенствовать умение распознавать род и падеж имен прилагательных.

Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение) , коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

Способствовать формированию уважительного отношения к людям труда с "золотыми руками" совершенствовать навыки каллиграфического письма.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:   умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действий;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

- Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Использованные технологии:  (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, ИКТ  в  практике работы на уроке,  метод организации работы в группе, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке, проектный метод).

Ход урока

Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин.).

Цель: 1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки. (Слайд 2)

- Прочитайте: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».  Г.Паустовский

- Определите, какое это предложение по цели высказывания и интонации.

- С какой интонацией вы его должны прочитать?

- Прочитайте.

 –Что вы чувствуете, когда читаете эти строки?

- О чём это предложение?

-Как писатель говорит о языке?

-Слова какой части речи он использует?

- Назовите художественные определения, как их называют в литературе? (эпитеты)

Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора.  Кого напоминает поэту наш язык?

Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться  не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка.

II. Актуализация знаний.

Цель:

1. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам, числам).

2. Актуализировать мысленные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

3. Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных по падежам во множественном числе.

Повторение изученного об имени прилагательном.

- Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок?  (С повторения)

-Запишите имена прилагательные с орфографическими задачами.

Б_гатый, ме_кий, м_ гучий,  в_ лшебный,  ру_кий.

- Укажите  общие признаки имён прилагательных. (прилагательные  в форме единственного числа мужского рода)

-Как вы определили число и род имён прилагательных?

-Вам предстоит работа в группах. Подготовьте  сообщение об изменениях имён существительных и имён прилагательных  по плану. Заполните таблицу. (карточка)

Могут ли имена существительные и имена прилагательные изменяться по числам и падежам?

 Какая из названных частей речи изменяется ещё и по родам, а какая не может этого делать?

Какая из двух частей речи, имя существительное или имя прилагательное, главная, а  какая – зависимая?

-Занесите данные в таблицу.

Изменяется по числам

Изменяется по родам

Изменяется по падежам

существительное

прилагательное

-Занесите данные в таблицу на доске. (слайд 3).  Учащиеся каждой из групп по очереди выходят к доске и заполняют таблицу.

- Правила бывают не только орфографические. В речи нам приходится

соблюдать ещё  и правила употребления слов, правила их связи друг с другом.

- Прочитайте про себя отрывок из произведения Е.Серовой "Золотые руки". (стихотворение на доске). (слайд 4)

Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золот..?
А в ответ колоски шелестят:
- Золот.. руки растят!

-Определите жанр. (стих, есть рифма, т.е. созвучные окончания слов).

- Какие рифмы? (парные)

- Какие окончания вставили?

- Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами?

- Как вы понимаете значение выражения Золотая рожь?(слайд 5)

- Золотую рожь очень красиво показал в своей картине Иван Иванович Шишкин. Наш соотечественник. Родился и вырос в городе Елабуга.

- Что изображено на картине? (На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.)

- Какое время дня нарисовал художник?

-Спелая рожь какого цвета? (жёлтая, оранжевая)

-Как называют эти цвета в изобразительном искусстве? Таким образом художник изобразил ещё тепло земли, тепло России. Ведь сколько таких полей в России.

- Что вы видите кроме ржаного поля на картине? (Сосны – могучие, величавые высокие)

- А сколько им лет? (Им уже не один десяток лет. Многое они повидали на своём веку: и обильные урожаи, и неурожаи, когда человек подбирал каждый колосок, каждое зёрнышко. А может быть они были свидетелями войны. А одна сосна уже погибла. Умерла.)

- Найдите её. Может она напоминает, что все мы не вечны. И жизнь надо прожить достойно.

- Что изображено на переднем плане картины? (дорога)

- Как вы думаете, почему художник изобразил её на переднем плане? (Перед вами, молодыми, растущими, расстилается дорога, уходящая в будущее. И какой будет эта дорога, зависит от самого человека)

-Прочитайте стихи русских поэтов о ржаном поле.  Найдите строки, которые подойдут к этой картине:

1.С тихим ветром в разговоре
  Рожь волнуется, как море,
  Необъятное кругом.
  А на небе голубом
  Солнце весело сияет,
  Всё живёт и ошивает
  Золотым своим огнём. (И.С.Дрожжин)

2. Зреет рожь над жаркой нивой,

    И от нивы и до нивы

    Гонит ветер прихотливый

    Золотые переливы. (А.А.Фет)

III  Выявление места и причины затруднения.

-Выпишите словосочетания.  Учащиеся выписывают словосочетания:

(С тихим ветром, на небе голубом, золотым огнём, над жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы.)

-Укажите род прилагательных.

- У всех ли прилагательных можно определить род? Почему?

- Как изменяются имена прилагательные единственного числа? (по падежам - склоняются)

- Как вы думаете, у всех ли прилагательных мы сможем определить падеж?

- Определите  падеж имён прилагательных.

- Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

- А хотелось бы вам узнать, изменяются они по падежам или нет?

IV. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.)

Цели:

1. Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.

2. Согласовать цель и тему урока.

- Как вы думаете, о каких прилагательных мы сегодня будем говорить? (о прилагательных множественного числа)

-Какая проблема возникла?

-Прочитайте словосочетания слайд 6)

Хлебное поле

Хлебному полю

Хлебным полем

- Сравните прилагательные, найдите сходство и различие.

- Рядом запишите эти же словосочетания, изменив число.

- Что произошло с окончаниями? Сделайте вывод.

-Имена прилагательные изменяются по падежам.

- Сформулируйте тему урока. (слайд 7)

Склонение прилагательных множественного числа.

Какие задачи перед вами стоят? (слайд 8)

Создание проекта «Окончания имён прилагательных во множественном числе».

Научиться определять падеж у прилагательных множественного числа.

IV. Построение  проекта выхода из затруднения. (10-11 мин.).

Цели:

Организовать коммуникативное воздействие для наблюдения над особенностями склонения имен прилагательных множественного числа.

Зафиксировать алгоритм склонения в знаковой и вербальной форме.

Наблюдение над особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.

-Как вы думаете что нам предстоит сделать? (просклонять прилагательное во множественном числе)

-Найдите в последней строфе слово, которое по значению похоже на глагол, но является другой частью речи? (переливы)

-Какое слово с ним согласуется? (золотые)

- Выпишите словосочетание, просклоняйте .

- Зафиксируем  окончания имен прилагательных во множественном числе в нашей таблице.(слайд 9)

И.п. (какие?)  -ые, -ие,

Р.п. (каких? )-ых, -их,

Д.п.( каким?) -ым, -им,

В.п. (какие?)-ые, -ие,

Т.п. (какими?) -ыми, -ими,

П.п. (о каких?) -ых, -их.

Проверка.

- Что нового узнали о прилагательных множественного числа? (склоняются)

- Вспомните те задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока.

-Подготовьте проект «Окончания имён прилагательных во множественном числе».

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи во внешней речи.(4-5 мин.).

Цели:

1.Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи.

- Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.

- Прочитайте правило (про себя и вслух).

- Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

- Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

Физминутка.

- Поупражняемся в определении падежей имен прилагательных во множественном числе, выполнив упражнение 343.

- Прочитайте текст упр. 346.

- Что нового вы узнали из текста? (слайд 10)

- Подготовьтесь написать ответ на вопрос: как получают хлеб из плодов хлебного дерева? (фронтальная работа)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь). (5-6 мин.).

Цели:

1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

2. Проверить умение определять падеж имен прилагательных множественного числа.

Тест.

Определи падеж имени прилагательного в предложении.

В январе царство длинных  ночей отступает.

И.п.

Т.п.

Р.п.

В.п.

2.Укажи общий признак имён прилагательных в словосочетаниях:

Горячему чаю, по сосновым шишкам, синей тучке.

Употреблены в форме единственного числа

Употреблены в форме мужского рода

Употреблены в форме дательного падежа

Употреблены в форме творительного падежа

3.Где все признаки имени прилагательного указаны верно?

Под старыми соснами виднелся домик лесника.

1) во мн.ч,  в ж.р., в П.п

2)во мн.ч., в ж.р., в Т.п.

3) во мн.ч., в П.п

4) во мн.ч, в Т.п

VII. Рефлексия учебной деятельности: (3 мин.)

Цели:

1. Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа.

2. Оценить результаты учебной деятельности.

3. Согласовать домашнее задание.

- Вспомним тему нашего урока.

- Чем отличается имя прилагательное множественного числа от имен прилагательных единственного числа?  (Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, а в единственном - изменяются по падежам и родам.)

- Как определить падеж прилагательного?

 - Назовите падежные окончания имени прилагательного во множественном числе.

- Проверим, как вы поняли материал урока.

- Кто понял и готов объяснить другим - поднимет зеленый кружок.

- Кто понял, но нужно ещё потренироваться -  поднимет желтый.

 - У кого есть затруднения -  поднимет красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)

Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

Цель: учить распознавать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания таких имен прилагательных.Тип урока: урок открытия новых знаний и ум...

технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему:" Склонение имён прилагательных во множественном числе". Школа России

Дать понятие, что такое склонение имён прилагательных во множественном числе. Научить склонять прилагательные во множественном числе....

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе"

Урок построен в соответствие ФГОС НОО.  Дополнительный материал поможет обучающимся хорошо усвоить тему урока....

Конспект урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс  по теме" Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"...