Главные вкладки

    Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sklonenie_imyon_prilagatelnyh_vo_mnozhestvennom_chisle.rar1.01 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку.

    Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

    Цели:

    Познакомить с особенностями  склонения имен прилагательных во множественном числе;

    Совершенствовать умение распознавать род и падеж имен прилагательных.

    Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение) , коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

    Способствовать формированию уважительного отношения к людям труда с "золотыми руками" совершенствовать навыки каллиграфического письма.

    Формировать УУД:

    - Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    - Регулятивные УУД:   умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действий;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

    - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

    - Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Использованные технологии:  (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, ИКТ  в  практике работы на уроке,  метод организации работы в группе, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке, проектный метод).

    Ход урока

    Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин.).

    Цель: 1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки. (Слайд 2)

    - Прочитайте: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».  Г.Паустовский

    - Определите, какое это предложение по цели высказывания и интонации.

    - С какой интонацией вы его должны прочитать?

    - Прочитайте.

     –Что вы чувствуете, когда читаете эти строки?

    - О чём это предложение?

    -Как писатель говорит о языке?

    -Слова какой части речи он использует?

    - Назовите художественные определения, как их называют в литературе? (эпитеты)

    Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора.  Кого напоминает поэту наш язык?

    Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться  не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка.

    II. Актуализация знаний.

    Цель:

    1. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам, числам).

    2. Актуализировать мысленные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

    3. Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных по падежам во множественном числе.

    Повторение изученного об имени прилагательном.

    - Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок?  (С повторения)

    -Запишите имена прилагательные с орфографическими задачами.

    Б_гатый, ме_кий, м_ гучий,  в_ лшебный,  ру_кий.

    - Укажите  общие признаки имён прилагательных. (прилагательные  в форме единственного числа мужского рода)

    -Как вы определили число и род имён прилагательных?

    -Вам предстоит работа в группах. Подготовьте  сообщение об изменениях имён существительных и имён прилагательных  по плану. Заполните таблицу. (карточка)

    Могут ли имена существительные и имена прилагательные изменяться по числам и падежам?

     Какая из названных частей речи изменяется ещё и по родам, а какая не может этого делать?

    Какая из двух частей речи, имя существительное или имя прилагательное, главная, а  какая – зависимая?

    -Занесите данные в таблицу.

    Изменяется по числам

    Изменяется по родам

    Изменяется по падежам

    существительное

    прилагательное

    -Занесите данные в таблицу на доске. (слайд 3).  Учащиеся каждой из групп по очереди выходят к доске и заполняют таблицу.

    - Правила бывают не только орфографические. В речи нам приходится

    соблюдать ещё  и правила употребления слов, правила их связи друг с другом.

    - Прочитайте про себя отрывок из произведения Е.Серовой "Золотые руки". (стихотворение на доске). (слайд 4)

    Ветерок спросил, пролетая:
    - Отчего ты, рожь, золот..?
    А в ответ колоски шелестят:
    - Золот.. руки растят!

    -Определите жанр. (стих, есть рифма, т.е. созвучные окончания слов).

    - Какие рифмы? (парные)

    - Какие окончания вставили?

    - Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами?

    - Как вы понимаете значение выражения Золотая рожь?(слайд 5)

    - Золотую рожь очень красиво показал в своей картине Иван Иванович Шишкин. Наш соотечественник. Родился и вырос в городе Елабуга.

    - Что изображено на картине? (На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.)

    - Какое время дня нарисовал художник?

    -Спелая рожь какого цвета? (жёлтая, оранжевая)

    -Как называют эти цвета в изобразительном искусстве? Таким образом художник изобразил ещё тепло земли, тепло России. Ведь сколько таких полей в России.

    - Что вы видите кроме ржаного поля на картине? (Сосны – могучие, величавые высокие)

    - А сколько им лет? (Им уже не один десяток лет. Многое они повидали на своём веку: и обильные урожаи, и неурожаи, когда человек подбирал каждый колосок, каждое зёрнышко. А может быть они были свидетелями войны. А одна сосна уже погибла. Умерла.)

    - Найдите её. Может она напоминает, что все мы не вечны. И жизнь надо прожить достойно.

    - Что изображено на переднем плане картины? (дорога)

    - Как вы думаете, почему художник изобразил её на переднем плане? (Перед вами, молодыми, растущими, расстилается дорога, уходящая в будущее. И какой будет эта дорога, зависит от самого человека)

    -Прочитайте стихи русских поэтов о ржаном поле.  Найдите строки, которые подойдут к этой картине:

    1.С тихим ветром в разговоре
      Рожь волнуется, как море,
      Необъятное кругом.
      А на небе голубом
      Солнце весело сияет,
      Всё живёт и ошивает
      Золотым своим огнём. (И.С.Дрожжин)

    2. Зреет рожь над жаркой нивой,

        И от нивы и до нивы

        Гонит ветер прихотливый

        Золотые переливы. (А.А.Фет)

    III  Выявление места и причины затруднения.

    -Выпишите словосочетания.  Учащиеся выписывают словосочетания:

    (С тихим ветром, на небе голубом, золотым огнём, над жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы.)

    -Укажите род прилагательных.

    - У всех ли прилагательных можно определить род? Почему?

    - Как изменяются имена прилагательные единственного числа? (по падежам - склоняются)

    - Как вы думаете, у всех ли прилагательных мы сможем определить падеж?

    - Определите  падеж имён прилагательных.

    - Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

    - А хотелось бы вам узнать, изменяются они по падежам или нет?

    IV. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.)

    Цели:

    1. Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.

    2. Согласовать цель и тему урока.

    - Как вы думаете, о каких прилагательных мы сегодня будем говорить? (о прилагательных множественного числа)

    -Какая проблема возникла?

    -Прочитайте словосочетания слайд 6)

    Хлебное поле

    Хлебному полю

    Хлебным полем

    - Сравните прилагательные, найдите сходство и различие.

    - Рядом запишите эти же словосочетания, изменив число.

    - Что произошло с окончаниями? Сделайте вывод.

    -Имена прилагательные изменяются по падежам.

    - Сформулируйте тему урока. (слайд 7)

    Склонение прилагательных множественного числа.

    Какие задачи перед вами стоят? (слайд 8)

    Создание проекта «Окончания имён прилагательных во множественном числе».

    Научиться определять падеж у прилагательных множественного числа.

    IV. Построение  проекта выхода из затруднения. (10-11 мин.).

    Цели:

    Организовать коммуникативное воздействие для наблюдения над особенностями склонения имен прилагательных множественного числа.

    Зафиксировать алгоритм склонения в знаковой и вербальной форме.

    Наблюдение над особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.

    -Как вы думаете что нам предстоит сделать? (просклонять прилагательное во множественном числе)

    -Найдите в последней строфе слово, которое по значению похоже на глагол, но является другой частью речи? (переливы)

    -Какое слово с ним согласуется? (золотые)

    - Выпишите словосочетание, просклоняйте .

    - Зафиксируем  окончания имен прилагательных во множественном числе в нашей таблице.(слайд 9)

    И.п. (какие?)  -ые, -ие,

    Р.п. (каких? )-ых, -их,

    Д.п.( каким?) -ым, -им,

    В.п. (какие?)-ые, -ие,

    Т.п. (какими?) -ыми, -ими,

    П.п. (о каких?) -ых, -их.

    Проверка.

    - Что нового узнали о прилагательных множественного числа? (склоняются)

    - Вспомните те задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока.

    -Подготовьте проект «Окончания имён прилагательных во множественном числе».

    V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи во внешней речи.(4-5 мин.).

    Цели:

    1.Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи.

    - Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.

    - Прочитайте правило (про себя и вслух).

    - Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

    - Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

    Физминутка.

    - Поупражняемся в определении падежей имен прилагательных во множественном числе, выполнив упражнение 343.

    - Прочитайте текст упр. 346.

    - Что нового вы узнали из текста? (слайд 10)

    - Подготовьтесь написать ответ на вопрос: как получают хлеб из плодов хлебного дерева? (фронтальная работа)

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь). (5-6 мин.).

    Цели:

    1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

    2. Проверить умение определять падеж имен прилагательных множественного числа.

    Тест.

    Определи падеж имени прилагательного в предложении.

    В январе царство длинных  ночей отступает.

    И.п.

    Т.п.

    Р.п.

    В.п.

    2.Укажи общий признак имён прилагательных в словосочетаниях:

    Горячему чаю, по сосновым шишкам, синей тучке.

    Употреблены в форме единственного числа

    Употреблены в форме мужского рода

    Употреблены в форме дательного падежа

    Употреблены в форме творительного падежа

    3.Где все признаки имени прилагательного указаны верно?

    Под старыми соснами виднелся домик лесника.

    1) во мн.ч,  в ж.р., в П.п

    2)во мн.ч., в ж.р., в Т.п.

    3) во мн.ч., в П.п

    4) во мн.ч, в Т.п

    VII. Рефлексия учебной деятельности: (3 мин.)

    Цели:

    1. Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа.

    2. Оценить результаты учебной деятельности.

    3. Согласовать домашнее задание.

    - Вспомним тему нашего урока.

    - Чем отличается имя прилагательное множественного числа от имен прилагательных единственного числа?  (Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, а в единственном - изменяются по падежам и родам.)

    - Как определить падеж прилагательного?

     - Назовите падежные окончания имени прилагательного во множественном числе.

    - Проверим, как вы поняли материал урока.

    - Кто понял и готов объяснить другим - поднимет зеленый кружок.

    - Кто понял, но нужно ещё потренироваться -  поднимет желтый.

     - У кого есть затруднения -  поднимет красный.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

    Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые...

    Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"

    Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"...

    Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)

    Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...

    Открытый урок по русскому языку с презентацией в 4 классе по теме « Склонение имен прилагательных во множественном числе».

    Тип урока: открытие новых знанийОборудование:·        интерактивный комплекс,·        карточки с разноуровневыми заданиями,·...

    Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)

    Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....

    Конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

    Цель: учить распознавать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания таких имен прилагательных.Тип урока: урок открытия новых знаний и ум...

    технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему:" Склонение имён прилагательных во множественном числе". Школа России

    Дать понятие, что такое склонение имён прилагательных во множественном числе. Научить склонять прилагательные во множественном числе....