Главные вкладки

    Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Карнакова Галина Николаевна

    Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russ_2.docx30 КБ
    Файл russ_yazyk_1_2.pptx1.4 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка, 4 класс

    Тема «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

    Цель:  узнать окончания ИП мн.ч. в других  падежах.

    Задачи: 1. Просклонять ИП во мн.ч.

                  2. Устанавливать связь: существительное и прилагательное

                  3. Учиться писать окончания ИП мн.ч.

                                 Ход урока

    I.- Мы начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.  СЛ 1         Двадцать восьмое января.  Классная работа.

    - Послушайте стихотворение и узнайте о какой части речи мы с вами будем говорить на уроке.

       Я – часть речи интересная,

       Широко в миру известная,

    Опишу любой предмет –

         В этом равных со мной нет.

           Речь со мною выразительна,

    И точна, и удивительна.

    Чтоб красиво говорить,

                          Мною нужно дорожить. (О. Головко)

    - О какой части речи  говорится в стихотворении?  ( о прилагательном)

    -Значит, мы сегодня на уроке будем продолжать работать над именами  прилагательными. Дополните предложения прилагательными.

    Настроение у нас … .  ( чудесное)    СЛ 3

    Ждут задания вас … .    ( интересные)

    На уроке всегда будь … . (внимательный)

    И урок выйдет … .   ( замечательный)

    - Вот на такой нотке мы и будем работать весь урок.

    - Прочитайте стихотворение на эл. доске.

                     Красненькие щёчки,     СЛ 4

     Пёстрые платочки.

       Хлопают в ладошки

     Весёлые матрёшки.

    - Назовите словосочетания – прилагательное с  существительным.

    - Что объединяет все эти прилагательные? ( они стоят во мн. ч., в.И.п.)

    Что вы уже знаете об именах прилагательных множественного числа И.п.?

    (они отвечают на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие)

     - А известны ли нам окончания имён прилагательных  мн.ч. в других падежах?              (нет)

    - А хотите узнать?

    -  Скажите тогда, как называется изменение ИП по падежам? (склонение)

    - Таким образом мы подошли к названию темы нашего урока.

       Кто может сформулировать её? (Склонение имён прилагательных во множественном числе)

    -Раз мы знаем окончания ИП  мн.ч. только в И.п.

    Какую же цель мы должны перед собой поставить?  

    Цель:  узнать окончания ИП мн.ч. и в других  падежах.

    - Для того, чтобы добиться нашей цели, что мы должны сделать?- задачи

    1. Просклонять ИП во мн.ч.

    2. Устанавливать связь – существительное и прилагательное

    3. Учиться писать окончания ИП мн.ч.

    II   Новый материал

    - Чтобы приступить к осуществлению  нашей цели, я предлагаю просклонять ИП на листочках.

    Работаем в группах.  Рассаживайтесь по группам.                                                     1 группа склоняет словосочетание СТРОЙНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ СОСНЫ,                2 гр.  - СТРОЙНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ КУСТЫ,

     3 гр.- СТРОЙНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕРЕВЬЯ,

    4 гр. БЫСТРЫЕ МАЛЕНЬКИЕ КОНИ

    -Не забудьте выбрать того, кто будет отвечать

    И.п. какие?

    Р.п. каких?

    Д.п. каким?

    В.п. какие? каких?

    Т.п. какими?

    П.п. каких?

    Проверяем.

     - Называете падеж, словосочетание и окончание

        Пожалуйста, 1группа ….. , 2 группа… …….

    - Слушая ваши ответы, у меня получилась вот такая таблица.

    - Что интересного заметили? ( имеют одинаковые окончания ИП в И.п. и В.п., Р,В,П,п.)

    - А теперь назовите род сущ. с которыми связаны эти прилагательные?

    - Чем различаются падежные вопросы ИП во мн. ч. с сущ.  м.,с.,и ж. родов? ( они не различаются)

    - А почему у прилагательных в В.п. два вопроса?  ( Это зависит от сущ., если сущ. неодуш., то вопрос какие?, если сущ. одуш., то каких?)

    - Какой мы можем сделать вывод? ( ИП во мн.ч. изменяются только по падежам)

    А где мы можем проверить правильность нашего умозаключения? ( в учебнике)

    - Откройте учебник на с. 38.

    Посмотрите на табличку, где столбик с окончаниями и сверьте, такие у вас окончания? ( да)

    Прочитайте, на что вы должны ещё обратить внимание? ( с. 38)

    - Скажите, к такому мы пришли умозаключению?(да)

    - Исходя из всего этого,  скажите, чему мы учились выполняя задание в группе?

    ( склонять  ИП мн.числа)

    -Что нового узнали? ( узнали, какие бывают окончания ИП во мн. ч.)

    Рассаживайтесь по своим местам.

    - Посмотрите на лист самооценки, подумайте, как вы работали в группе и оцените свою работу в баллах.( п.1)

    III  Физминутка.  А теперь немного отдохнём. Встаньте.

    - Я буду называть словосочетания с прилагательными во мн.ч. и в ед.ч. Если в словосочетании назову прилагательное  в ед.ч., вы делаете наклон вперёд, если во мн.ч.  – наклон назад.

      Зимние дни, осенняя погода, зелёные вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения, воздушный шар, крутые берега, яркий огонь, глубокие корни, родной человек.

    IV. Закрепление. Продолжаем работать.

     - Посмотрите упр. 82 в учебнике на с. 39.

    Прочитайте задание про себя.

    - Для его выполнения давайте составим план.

    1. Прочитать загадку и её отгадать.

    2. Придумать красивое название.

    3. Найти к словам синонимы в загадке.

    4. Списать.

    5. Указать падеж ИП во мн.ч. и выделить окончание.

    6? Морфологический разбор слова чёрной

    -Отвечаем на вопросы плана.

    1. Прочитать загадку и её отгадать.

    2. Придумать красивое название.

    3. Найти к словам синонимы в загадке. Красный – пунцовый, бирюзовый – голубой, тёмный – чёрный, жёлтый – золотой, невиданный – небывалой.

    -А вот на 4и 5 пункты плана вы ответите самостоятельно.

    Четвёртый пункт – это списать, 5 - указать падеж ИП во мн.ч. и выделить окончание. Выполняем.

    Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и сверьте   с доской.

    Вернули тетрадку соседу.

    - Чему мы учились выполняя это задание? ( определять падежи ИП мн.ч., а ещё устанавливать  связь между существительным и прилагательным)

    Оцените свою самостоятельную работу, проверенную соседом  и поставьте балл в лист самооценки.(п.2)

    V. Словарная работа.

      - А скажите, по какому поводу устраиваются салюты? ( на праздники, д/рожд, )

    - А когда у нас бывает самый красивый  большой салют? ( 9 мая)

    - Что это за день- 9 мая?  Это прежде всего – ( праздник, день победы над фаш )

    Запишите его.

    - Как называют  человека, который защищает нашу Родину? ( солдат)

    А как называют человека, который совершает  какие  – то подвиги? ( герой)

    - Прочитайте слова, которые вы записали.

    Что их объединяет? (они словарные)

    А теперь образуйте от этих слов имена прилагательные во мн.ч. и подберите к ним, подходящие по смыслу, имена существительные, составив словосочетание.

    - Поставьте  словосочетания праздничные дни, солдатские сапоги, командирские часы, героические поступки     СЛ

    1ряд в И.п. ,       2ряд- в  Р.п.

    3ряд в Д.п.,         4 –в  В.п.

    5 ряд в Т.п.,        6 – в  П.п.

    Самопроверка с доски.

    - Скажите, чему вы учились, выполняя это задание? (склонять ИП во мн.ч. и писать окончания)

    Оцените свою самостоятельную работу  и поставьте балл в лист самооценки. (п.3)

    - Посчитайте сумму баллов и поставьте себе за урок оценку.

    - После урока сдадите мне лист самооценки, я проверю и выставлю оценки в журнал.

    VI. Итог.

    - Давайте подведём итог нашего урока.

    Скажите,  какую цель ставили на уроке? (узнать окончания ИП мн.ч. в других  падежах) СЛ

    - Что вы для этого делали, и удалось ли вам достигнуть цели?

     Начните со слов МНЕ ( НЕ) УДАЛОСЬ…

    Я работал ….

    Я научился…

    Урок помог мне……….

    Для меня было сложным………

    Мне понравилось задание…

    VII .  Д/З

    Кто ещё испытывает трудности при склонении ИП во мн.ч., тот выполняет в учебнике упр.81.

    Кто уверен в себе, задание потруднее, это в Т.с. 26 № 58.

    Ну, а кого тема сильно заинтересовала – могут сделать оба задания.

    СЛ    Домашнее задание

    1. Учебник с. 38 № 81
    2. Т.с. 26 № 58
    3. С. 38 № 81, Т.с. 26 № 58

    Лист самооценки             ФИ______________________________

    Вид работы

    Критерии

    Баллы

    Оцениваю сам

    Оценивает учитель

    1.Склонение имён прилагательных в группе

    Умение работать коллективно, прислушиваться к мнению других

    Активно работал

    3

    Принимал участие

     2

    Редко прини-мал участие

     1

    Не работал, наблюдал

     0

    2.Определить падеж и выделить окончание у ИП мн.ч. Упр. № 82

    Умение определять падеж у ИП во мн.ч., устанавливать связь с существительным

    Нет ошибок

    3

    1  ошибка

     2

    2 ошибки

     1

    3 ошибки и более

     0

    3. Самостоятельно склонять имена прилагательные во мн.ч. с существительными

    Нет ошибок

    3

    1  ошибка

     2

    2 ошибки

     1

    3 ошибки и более

     0

    9 баллов – отметка «5»                                               ИТОГО

    7-8 баллов – отметка «4»

    5-6 баллов – отметка «3»

    4 и меньше  баллов – отметка «2»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Русский язык Д А И Б В Ж Е З К А Б В Ж З Е К http://aida.ucoz.ru

    Слайд 2

    28.01.2016 2 Двадцать восьмое января. Классная работа.

    Слайд 3

    28.01.2016 3 Я – часть речи интересная, Широко в миру известная, Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. Имя прилагательное

    Слайд 4

    Настроение у нас … . Ждут задания вас … . На уроке всегда будь … . И урок выйдет … . 28.01.2016 4 Дополни высказывание прилагательным

    Слайд 5

    28.01.2016 5 Красненькие щёчки, Пёстрые платочки. Хлопают в ладошки Весёлые матрёшки. мн. ч. мн. ч. мн. ч.

    Слайд 6

    28.01.2016 6

    Слайд 7

    28.01.2016 7 Узнать окончания имён прилагательных множественного числа Цель урока

    Слайд 8

    ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПАДЕЖИ ВОПРОСЫ ОКОНЧАНИЯ И. как ие ? -ые, -ие Р. как их ? -ых, -их Д. как им ? -ым, -им В. как ие ? как их ? - ые , - ие -ых, -их Т. как ими ? -ыми, -ими П. (о) как их ? -ых, -их

    Слайд 9

    28.01.2016 9 Вдруг из чёрной тёмноты В небе выросли кусты, А на них-то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты… Салют

    Слайд 10

    28.01.2016 10 Вдруг из чёрной тёмноты В небе выросли кусты, А на них-то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты… И. п. И. п. И. п. Салют

    Слайд 11

    28.01.2016 11 9 Мая праздник герой праздничные дни героические поступки солдат солдатские сапоги

    Слайд 12

    28.01.2016 12 И. Р. Д. В. Т. П. праздничные дни праздничным дням праздничные дни праздничными днями о праздничных днях праздничных дней солдатские сапоги солдатских сапог солдатским сапогам солдатские сапоги солдатскими сапогами о солдатских сапогах героические поступки героическими поступками о героических поступках героических поступков героическим поступкам героические поступки

    Слайд 13

    28.01.2016 13 Узнать окончания имён прилагательных множественного числа Цель урока

    Слайд 14

    Мне (не) удалось… Я знаю… Я научился… Я смог… Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось задание… 28.01.2016 14

    Слайд 15

    Домашнее задание 1. Учебник с. 38 №81 2. Т.с. 26 № 58 3. С.38 №81, Т.с.26 № 58 28.01.2016 15


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку "Родовые окончания имён прилагательных".

    Конспект урока по русскому языку " Родовые окончания имён прилагательных"....

    Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...

    Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

    Конспект урока по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

    Урок русского языка в 4 классеТема: Правописание падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже...

    Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...