Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Карнакова Галина Николаевна

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ_2.docx30 КБ
Файл russ_yazyk_1_2.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 4 класс

Тема «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Цель:  узнать окончания ИП мн.ч. в других  падежах.

Задачи: 1. Просклонять ИП во мн.ч.

              2. Устанавливать связь: существительное и прилагательное

              3. Учиться писать окончания ИП мн.ч.

                             Ход урока

I.- Мы начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.  СЛ 1         Двадцать восьмое января.  Классная работа.

- Послушайте стихотворение и узнайте о какой части речи мы с вами будем говорить на уроке.

   Я – часть речи интересная,

   Широко в миру известная,

Опишу любой предмет –

     В этом равных со мной нет.

       Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

                      Мною нужно дорожить. (О. Головко)

- О какой части речи  говорится в стихотворении?  ( о прилагательном)

-Значит, мы сегодня на уроке будем продолжать работать над именами  прилагательными. Дополните предложения прилагательными.

Настроение у нас … .  ( чудесное)    СЛ 3

Ждут задания вас … .    ( интересные)

На уроке всегда будь … . (внимательный)

И урок выйдет … .   ( замечательный)

- Вот на такой нотке мы и будем работать весь урок.

- Прочитайте стихотворение на эл. доске.

                 Красненькие щёчки,     СЛ 4

 Пёстрые платочки.

   Хлопают в ладошки

 Весёлые матрёшки.

- Назовите словосочетания – прилагательное с  существительным.

- Что объединяет все эти прилагательные? ( они стоят во мн. ч., в.И.п.)

Что вы уже знаете об именах прилагательных множественного числа И.п.?

(они отвечают на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие)

 - А известны ли нам окончания имён прилагательных  мн.ч. в других падежах?              (нет)

- А хотите узнать?

-  Скажите тогда, как называется изменение ИП по падежам? (склонение)

- Таким образом мы подошли к названию темы нашего урока.

   Кто может сформулировать её? (Склонение имён прилагательных во множественном числе)

-Раз мы знаем окончания ИП  мн.ч. только в И.п.

Какую же цель мы должны перед собой поставить?  

Цель:  узнать окончания ИП мн.ч. и в других  падежах.

- Для того, чтобы добиться нашей цели, что мы должны сделать?- задачи

1. Просклонять ИП во мн.ч.

2. Устанавливать связь – существительное и прилагательное

3. Учиться писать окончания ИП мн.ч.

II   Новый материал

- Чтобы приступить к осуществлению  нашей цели, я предлагаю просклонять ИП на листочках.

Работаем в группах.  Рассаживайтесь по группам.                                                     1 группа склоняет словосочетание СТРОЙНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ СОСНЫ,                2 гр.  - СТРОЙНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ КУСТЫ,

 3 гр.- СТРОЙНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕРЕВЬЯ,

4 гр. БЫСТРЫЕ МАЛЕНЬКИЕ КОНИ

-Не забудьте выбрать того, кто будет отвечать

И.п. какие?

Р.п. каких?

Д.п. каким?

В.п. какие? каких?

Т.п. какими?

П.п. каких?

Проверяем.

 - Называете падеж, словосочетание и окончание

    Пожалуйста, 1группа ….. , 2 группа… …….

- Слушая ваши ответы, у меня получилась вот такая таблица.

- Что интересного заметили? ( имеют одинаковые окончания ИП в И.п. и В.п., Р,В,П,п.)

- А теперь назовите род сущ. с которыми связаны эти прилагательные?

- Чем различаются падежные вопросы ИП во мн. ч. с сущ.  м.,с.,и ж. родов? ( они не различаются)

- А почему у прилагательных в В.п. два вопроса?  ( Это зависит от сущ., если сущ. неодуш., то вопрос какие?, если сущ. одуш., то каких?)

- Какой мы можем сделать вывод? ( ИП во мн.ч. изменяются только по падежам)

А где мы можем проверить правильность нашего умозаключения? ( в учебнике)

- Откройте учебник на с. 38.

Посмотрите на табличку, где столбик с окончаниями и сверьте, такие у вас окончания? ( да)

Прочитайте, на что вы должны ещё обратить внимание? ( с. 38)

- Скажите, к такому мы пришли умозаключению?(да)

- Исходя из всего этого,  скажите, чему мы учились выполняя задание в группе?

( склонять  ИП мн.числа)

-Что нового узнали? ( узнали, какие бывают окончания ИП во мн. ч.)

Рассаживайтесь по своим местам.

- Посмотрите на лист самооценки, подумайте, как вы работали в группе и оцените свою работу в баллах.( п.1)

III  Физминутка.  А теперь немного отдохнём. Встаньте.

- Я буду называть словосочетания с прилагательными во мн.ч. и в ед.ч. Если в словосочетании назову прилагательное  в ед.ч., вы делаете наклон вперёд, если во мн.ч.  – наклон назад.

  Зимние дни, осенняя погода, зелёные вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения, воздушный шар, крутые берега, яркий огонь, глубокие корни, родной человек.

IV. Закрепление. Продолжаем работать.

 - Посмотрите упр. 82 в учебнике на с. 39.

Прочитайте задание про себя.

- Для его выполнения давайте составим план.

1. Прочитать загадку и её отгадать.

2. Придумать красивое название.

3. Найти к словам синонимы в загадке.

4. Списать.

5. Указать падеж ИП во мн.ч. и выделить окончание.

6? Морфологический разбор слова чёрной

-Отвечаем на вопросы плана.

1. Прочитать загадку и её отгадать.

2. Придумать красивое название.

3. Найти к словам синонимы в загадке. Красный – пунцовый, бирюзовый – голубой, тёмный – чёрный, жёлтый – золотой, невиданный – небывалой.

-А вот на 4и 5 пункты плана вы ответите самостоятельно.

Четвёртый пункт – это списать, 5 - указать падеж ИП во мн.ч. и выделить окончание. Выполняем.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и сверьте   с доской.

Вернули тетрадку соседу.

- Чему мы учились выполняя это задание? ( определять падежи ИП мн.ч., а ещё устанавливать  связь между существительным и прилагательным)

Оцените свою самостоятельную работу, проверенную соседом  и поставьте балл в лист самооценки.(п.2)

V. Словарная работа.

  - А скажите, по какому поводу устраиваются салюты? ( на праздники, д/рожд, )

- А когда у нас бывает самый красивый  большой салют? ( 9 мая)

- Что это за день- 9 мая?  Это прежде всего – ( праздник, день победы над фаш )

Запишите его.

- Как называют  человека, который защищает нашу Родину? ( солдат)

А как называют человека, который совершает  какие  – то подвиги? ( герой)

- Прочитайте слова, которые вы записали.

Что их объединяет? (они словарные)

А теперь образуйте от этих слов имена прилагательные во мн.ч. и подберите к ним, подходящие по смыслу, имена существительные, составив словосочетание.

- Поставьте  словосочетания праздничные дни, солдатские сапоги, командирские часы, героические поступки     СЛ

1ряд в И.п. ,       2ряд- в  Р.п.

3ряд в Д.п.,         4 –в  В.п.

5 ряд в Т.п.,        6 – в  П.п.

Самопроверка с доски.

- Скажите, чему вы учились, выполняя это задание? (склонять ИП во мн.ч. и писать окончания)

Оцените свою самостоятельную работу  и поставьте балл в лист самооценки. (п.3)

- Посчитайте сумму баллов и поставьте себе за урок оценку.

- После урока сдадите мне лист самооценки, я проверю и выставлю оценки в журнал.

VI. Итог.

- Давайте подведём итог нашего урока.

Скажите,  какую цель ставили на уроке? (узнать окончания ИП мн.ч. в других  падежах) СЛ

- Что вы для этого делали, и удалось ли вам достигнуть цели?

 Начните со слов МНЕ ( НЕ) УДАЛОСЬ…

Я работал ….

Я научился…

Урок помог мне……….

Для меня было сложным………

Мне понравилось задание…

VII .  Д/З

Кто ещё испытывает трудности при склонении ИП во мн.ч., тот выполняет в учебнике упр.81.

Кто уверен в себе, задание потруднее, это в Т.с. 26 № 58.

Ну, а кого тема сильно заинтересовала – могут сделать оба задания.

СЛ    Домашнее задание

  1. Учебник с. 38 № 81
  2. Т.с. 26 № 58
  3. С. 38 № 81, Т.с. 26 № 58

Лист самооценки             ФИ______________________________

Вид работы

Критерии

Баллы

Оцениваю сам

Оценивает учитель

1.Склонение имён прилагательных в группе

Умение работать коллективно, прислушиваться к мнению других

Активно работал

3

Принимал участие

 2

Редко прини-мал участие

 1

Не работал, наблюдал

 0

2.Определить падеж и выделить окончание у ИП мн.ч. Упр. № 82

Умение определять падеж у ИП во мн.ч., устанавливать связь с существительным

Нет ошибок

3

1  ошибка

 2

2 ошибки

 1

3 ошибки и более

 0

3. Самостоятельно склонять имена прилагательные во мн.ч. с существительными

Нет ошибок

3

1  ошибка

 2

2 ошибки

 1

3 ошибки и более

 0

9 баллов – отметка «5»                                               ИТОГО

7-8 баллов – отметка «4»

5-6 баллов – отметка «3»

4 и меньше  баллов – отметка «2»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Д А И Б В Ж Е З К А Б В Ж З Е К http://aida.ucoz.ru

Слайд 2

28.01.2016 2 Двадцать восьмое января. Классная работа.

Слайд 3

28.01.2016 3 Я – часть речи интересная, Широко в миру известная, Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. Имя прилагательное

Слайд 4

Настроение у нас … . Ждут задания вас … . На уроке всегда будь … . И урок выйдет … . 28.01.2016 4 Дополни высказывание прилагательным

Слайд 5

28.01.2016 5 Красненькие щёчки, Пёстрые платочки. Хлопают в ладошки Весёлые матрёшки. мн. ч. мн. ч. мн. ч.

Слайд 6

28.01.2016 6

Слайд 7

28.01.2016 7 Узнать окончания имён прилагательных множественного числа Цель урока

Слайд 8

ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПАДЕЖИ ВОПРОСЫ ОКОНЧАНИЯ И. как ие ? -ые, -ие Р. как их ? -ых, -их Д. как им ? -ым, -им В. как ие ? как их ? - ые , - ие -ых, -их Т. как ими ? -ыми, -ими П. (о) как их ? -ых, -их

Слайд 9

28.01.2016 9 Вдруг из чёрной тёмноты В небе выросли кусты, А на них-то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты… Салют

Слайд 10

28.01.2016 10 Вдруг из чёрной тёмноты В небе выросли кусты, А на них-то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты… И. п. И. п. И. п. Салют

Слайд 11

28.01.2016 11 9 Мая праздник герой праздничные дни героические поступки солдат солдатские сапоги

Слайд 12

28.01.2016 12 И. Р. Д. В. Т. П. праздничные дни праздничным дням праздничные дни праздничными днями о праздничных днях праздничных дней солдатские сапоги солдатских сапог солдатским сапогам солдатские сапоги солдатскими сапогами о солдатских сапогах героические поступки героическими поступками о героических поступках героических поступков героическим поступкам героические поступки

Слайд 13

28.01.2016 13 Узнать окончания имён прилагательных множественного числа Цель урока

Слайд 14

Мне (не) удалось… Я знаю… Я научился… Я смог… Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось задание… 28.01.2016 14

Слайд 15

Домашнее задание 1. Учебник с. 38 №81 2. Т.с. 26 № 58 3. С.38 №81, Т.с.26 № 58 28.01.2016 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

Конспект урока по русскому языку по теме "Окончание существительных во множественном числе Р. П." 3 класс ПНШ

Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.Планируемые результатыПредметные: Знать окончания имен существи...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...