ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Аленникова Светлана Владимировна

В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostich._programma_2.docx60.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ДОВЕРИЕ»

УЛ.САФРОНОВА,Д.5А, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,198412 ТЕЛ. /ФАКС (812) 422-48-36

PPMS@INBOX.RU

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Программа составлена, систематизирована и адаптирована учителем-логопедом высшей квалификационной категории Аленниковой С.В.



Диагностическая программа состоит из нескольких этапов.

 1. Пояснительная записка.

   Раскрывается проблема возможных трудностей при поступлении детей в 1 класс в теоретическом и практическом аспектах. Предлагается методика, система работы по эффективной диагностике готовности  дошкольников  к обучению в начальной школе с учётом современных требований к содержанию школьного обучения.

 Для учителей-логопедов школьных логопунктов.

 

 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

    Младший школьный возраст характеризуется формированием нового вида деятельности– учебной. Её качество будет зависеть от того, насколько были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном возрасте, т.е.:

  • общее физическое развитие ребёнка, состояние слуха, моторики, нервной системы;
  • овладение достаточным объёмом знаний и представлений об окружающем мире, пространстве и времени;
  • владение чёткой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять слоговой и звукобуквенный анализ слов;
  • развитие произвольного внимания, умения слушать речь, сосредотачиваться на задании и т.п.

        Приходя в 1 класс, детям приходится адаптироваться к условиям школьного обучения, и, естественно, у них возникают трудности. Такие дети представляют собой разнородную группу (различны происхождения трудностей, их причины, проявления и характер). Рассматривая различные виды нарушений письма, анализируя их, можно отметить следующие группы детей, подверженных трудностям, связанным с овладением письмом.

       Одна из основных групп «риска» – дети, имеющие в анамнезе патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные заболевания. Ещё одна группа «риска» – дети ослабленные и часто болеющие. Значительная часть детей, у которых проявляются трудности – дети с различными неврологическими нарушениями. И, наконец, большую группу составляют дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций (моторная неловкость, речевое недоразвитие…). Отдельно следует отметить детей медлительных и леворуких. Т. о. необходимо учитывать своеобразие и индивидуальные особенности  каждого пишущего. Так, детям с нарушением моторной функции очень трудно  усвоить конфигурации элементов букв из-за непонимания соотношения и расположения их на строке. У таких учащихся очень медленный темп письма, иногда присутствует тремор, характерны неправильные соединения букв, буквы «растопыренные», линии неровные, много дополнительных штрихов. Довольно  часто среди трудностей фигурирует «зеркальное» письмо, что особенно характерно для левшей истинных, скрытых или переученных, т.к. у них затруднена ориентировка в «правом – левом». Особые трудности при письме отмечаются у учеников с задержкой речевого развития и неправильной артикуляцией, т.к. из процесса письма исключается элемент проговаривания, значит будет затруднён звукобуквенный анализ слов, что в свою очередь ведёт к пропускам букв или частей слов, недописыванию, замене букв, т.е. на письме могут проявляться все недостатки произношения, ведущие к дисграфии.

         Дети с такими нарушениями нуждаются в особом контроле педагога, в своевременной и качественно организованной логопедической помощи. Для этого организуются специальные  групповые занятия с детьми по обучению грамоте и подготовке к школе.  

Предварительно обследуя детей по предложенной методике,  обращается внимание логопеда на формирование показателей будущей учебной готовности:  развитие мотивационной сферы, зрительно-пространственных ориентировок, состояние латералиты, двигательных функций, слухо-моторных координаций, слухового внимания, фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя речи и звукопроизношения. Используется стандартная методика обследования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

        Работа по предлагаемой  диагностической программе  в период до школы приносит положительные результаты прежде всего для самого ребёнка. За летний период,  до поступления в 1 класс, учитывая результаты диагностики, будущий ученик сможет усовершенствовать  свои знания и умения, частично сформировать необходимые для успешного обучения виды деятельности: моторные навыки, навыки чтения, речевые навыки.

ЦЕЛЬ  диагностики:  эффективная помощь в подготовке детей к школе.

ЗАДАЧИ диагностики: исследование.

  1. Формирования фонетико-фонематической базы для усвоения навыков чтения и письма;
  2. Развития слухового внимания и фонематического восприятия;
  3. Развития артикуляционной моторики;
  4. Развития  слухо-произносительных дифференцировок;
  5. Развития  простых форм фонематического анализа и синтеза;
  6. Развития  зрительного восприятия и внимания, анализа и синтеза;
  7. Формирования пространственного восприятия и представлений, умений отображать эти отношения речевыми средствами;
  8. Формирования временных представлений;
  9. Развития зрительно-моторной и графо-моторной деятельностей;
  10. Закрепления связей между зрительно-графическим изображением букв и произнесением звуков;

2.Организация процесса диагностики.  

Диагностика проводится в период с мая по август, перед поступлением в 1 класс. Законный представитель ребёнка заранее записывается на диагностику в удобное для него время и приводит с собой ребёнка.

На момент беседы учителя-логопеда с ребёнком, родитель заполняет бланк анамнеза развития будущего ученика. Пример бланка прилагается .

Учитель-логопед записывает в журнал данные ребёнка: Ф. И.О., год рождения, возраст при поступлении в 1 класс. Далее начинается диагностика.  

Схема обследования формирования готовности к обучению в 1 классе.

     1. Состояние латералиты и пространственных ориентировок:  

  • методика «рука - ухо-глаз»;
  • схема тела;
  • пробы Хэда;
  • ориентировка в пространстве;
  • ориентировка на листе бумаги, зрительно- моторные координации (графические упражнения по копированию точек, геометрических фигур, копирование буквенных сочетаний);
  • зрительное восприятие, память (узнавание предмета по частям, пунктирные изображения предметов, узнавание фигур, наложенных друг на друга, поиск недостающих деталей предметов);
  • пространственный праксис, буквенный гнозис и мнезис (для детей, знающих буквы и читающих);

  1. Состояние процессов ориентировки во времени.
  • рядоговорение с помощью опорных слов или картинок (дни недели, части суток, месяцы, времена года);
  • узнавание временных категорий по логическим признакам с использованием картинок;
  • лингвистические пробы;
  • понимание категорий времени глаголов;  

  1. Состояние двигательных функций рук:
  • исследование динамического праксиса (ритмы, стуки);
  • проба «кулак- ребро- ладонь»;
  • пальцевый праксис;
  • штриховка, обводка предмета.

  1. Состояние слухо- моторной координации:
  • тест на рисование бусин;
  • рисование картинки по команде.

  1. Состояние артикуляционного аппарата. Состояние звукопроизношения.
  2.  Состояние словарного запаса. Лексика.
  • понимание и знание слов- предметов, действий и признаков;
  • понимание и знание обобщенных понятий;
  • понимание слов, редко употребляемых;
  • лексическое сочетание слов;
  • понимание и употребление предлогов;
  • понимание смысла слов, сходных по звучанию.

  1. Состояние грамматического строя речи:
  • согласование слов- предметов и действий, слов- предметов и признаков;
  • согласование сущ. мн. ч. с глаголами;
  • понимание смысла приставок  глаголов;
  • составление предложения по опорным словам;
  • составление сложноподчинённого  предложения;
  • самост. составление предложения по картинке;
  • определение количества слов в предложении;
  • составление предложения из слов, данных в нарушенной последовательности;
  1. Связная речь.
  2. Исследование состояния слоговой структуры слова:
  • повторение  слов и предложений;
  • самостоятельное называние предметов по картинкам;
  • умение определять количество слогов в слове;
  • придумывание слов на заданный слог;
  • самост. составление слога из 2-3 звуков.

 

  1. Состояние фонематических процессов:
  • фонематическое восприятие (повторение серии слогов из акустически близких звуков; повторение слов- паронимов);
  • фонематические представления (придумывание слов на заданный звук, звук дан в определённой позиции);
  • фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение места звука, количества звуков в слове, порядковое называние звуков в слове, графический диктант);
  • фонематический синтез (составление слога из заданных звуков, составление слова из звуков).

  1. Исследование процесса чтения (для читающих детей). Для чтения используются наборы слов, различные по слоговой структуре (прилагаются к программе).    

3. Подведение итогов диагностики, беседа с родителями, при необходимости, оформление речевой карты предрасположенности к ошибкам письма и чтения (пример карты прилагается к программе).    


РЕЧЕВАЯ КАРТА

                                 (Исследование предрасположенности ребенка к ошибкам чтения и письма) для учащихся 1 классов

I. Анкетные данные учащегося

1  Фамилия _________________ Имя _________________________Отчество____________________________

2 Год рождения_______________

3  Школа, класс

Адрес

4  Дата обследования                      «___» _________201_ г

5  Дата зачисления на логопункт   «___»_________201_г

II. Данные о ходе развития

> раннее психо-моторн. развитие

>     болезни на 1 г жизни _______________________________________________________________________

>        наличие  неблагоприятных  факторов в семье ________________________

>        слоговый лепет

>        фразовая речь _____________________________________________________________________________________________

>      обращались  ли  к специалистам  (повод) ______________________________________________________________________

III. Раннее развитие

  • воспитывался (лась) дома  __________________________________________________________________
  • увлечения ребенка _______________________________________________________________________
  • возраст  при поступлении в школу ____________________________________________________________
  • биологический слух _______________________________________________________________________
  • биологическое зрение  ____________________________________________________________________
  • общее физиологическое развитие ____________________________________________________________
  • состояние общей моторики ______________________________________________________
  • состояние мелкой моторики __________________________________________________________

IV. Исследование гнозиса

  • ориентировка на теле______________________________________________________________________

 -- в пространстве

  -- во времени  ________________________________________________________________________________________________

  • зрительно- пространств. ориентировки
  • на листе бумаги __________________________________________________________________________
  • узнавание предмета по детали _____________________________________________________________
  • поиск недостающего элемента _____________________________________________________________
  • составление фигур по образцу _______________________________________________________________
  • пространств.  праксис

•        составление букв из палочек, элементов ______________________________________________________

•        рисунок по словесной  инструкции __________________________________________________________

  • динамический  праксис
  • воспроизведение ритмов _______________________________________________
  • тест Озерецкого  ______________________________________________________
  • пробы  Хэда __________________________________________________________
  • тест  рука - ухо - глаз

V. Состояние артикуляционного аппарата

Губы

Зубы________________________

Язык

Челюсти _______________________________________________________________

Мягкое нёбо ____________________________________________________________

Подъязычная связка ______________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппар. _______________________________________________

VI.  Общая  характеристика  речи

  • Словарный запас (использование картинного материала)

называние предметов _______________________________________

    действий ________________________________________

   признаков _____________________________________________

знание  обобщенных понятий ___________________________________________________________

лексическая сочетаемость слов ___________________________________________________________

понимание и употребление предлогов _________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 понимание сходных по звучанию слов ________________________________________________________

  • Грамматический строи речи

согласование сущ. с прилаг. ____________________________________________________________________

согласование сущ. с глаг. ______________________________________________________________________

согласование сущ. с пригяж. местоим. ____________________________________________________________

согласование сущ. с числит. 2 и 5 ________________________________________________________________

составление предложения по опорн. словам ______________________________________________________

составление сложноподчиненных предлож. ______________________________________________________

составление предлож. из слов в нарушенной последовательности ___________________________________

образование существ.  мн. числа _____________________________________________________________

употреблен. приставок в образовании существ. и глагол. ____________________________________________

понимание смысла слов, редко употребл. в речи __________________________________________________

определ. к-ва и послед. слов в предложении _____________________________________________________

  • Пересказ краткий_______________________________________________________________________________

выборочный

                       по плану__________________________________________________________________________

рассказ по серии картинок

рассказ по сюжетной картине ___________________________________________________________________

VII. Состояние звукопроизношения

 дифференц, звуков на слух ___________________________________________________________

по зв.-глух.

тв.мягк.     _____________________________________________________________________

• темп, внятность речи

VIII. Состояние фонематических процессов

  • Анализ. Умение определять:
  • выделять звук в слове
  • место зв. в слове _________________________________________________________________
  • кол-во зв. в слове ___________________________________________________________________
  • порядок зв. в слове
  • дифф. слов, сходн. по звучанию __________________________________________________________
  • Синтез

•        умение состав, слоги и слова из последов. данн. зв. ________________________________________

•        умение сост. слоги и слова из зв., данн. в наруш. последов. _________________________________

•        представления ______________________________________________________________________

IX. Исследование слоговой структуры слова

  • умение определять к-во и послед, слогов в слове __________________________________________  
  • придум. слов с заданн. слогом в нужн. позиции _______________________________________________
  • состав. слов по звукам, заданн. в определ. порядке  _____________________________________________

X. Буквенный гнозис  

  • знание и назыв. букв печатн. шрифта ________________________________________________________
  • узнавание налож. др. на др. букв _____________________________________________________________
  • дифф. прав. и зеркально написанн. букв _______________________________________________________
  • сравнение букв, сходн., графически __________________________________________________________
  • конструиров. букв из палочек _______________________________________________________________

XI. Чтение

  • побуквенное _____________________________________________________________________________
  • послоговое _______________________________________________________________________________
  • словесно-фразовое _______________________________________________________________________
  • темп чтения______________________________________________________________________________

ХII. Заикание

ХШ. Проводилась ли коррекция нарушения зв./пр. Результат ____________________________

_____________________________________________________________________________________________

XIV. Результаты обследования. Выявлены нарушения

в лекс.- грамм, строе

в зр. простр. ориент.

  • букв. гнозис ______________________________________________________________________________
  • ориент. в простр-ве _______________________________________________________________________

в формиров. фонематич. процессов ______________________________________________________________

в динамическ. праксисе ________________________________________________________________________

XV. Характеристика ребенка ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

XVI. Результаты обучения __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по математике для будущих первоклассников

Данная программа по математике предназначена учителям начальных классов для проведения занятий по подготовке к школе...

Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (для детей 6 -7 лет)

Программа предшкольной подготовки для детей 6 -7лет на базе образовательного учреждения по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), была разработана адаптированная типовая программа ...

Речевое развитие будущих первоклассников

Авторская разработка логопеда МАОУ СОШ№ 1...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ТМПК.

В данной программе представлены приблизительные этапы диагностического обследования детей , направленных на ТПМПК....

Обследование речевого развития первоклассников

Готовность к обучению в школе складывается из разных составляющих, в том числе и речевого развития. Используя данную презентацию, можно определить, готов ли ребёнок к обучению в школе и узнть, что у н...

Экспресс-диагностика речевого развития будущих первоклассников

Уважаемые коллеги, в данной статье представлена диагностика устной речи первоклассников, так как в основе механизма овладения навыком письма лежит установление новых ассоциативных связей между словом ...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»...