ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ТМПК.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Аленникова Светлана Владимировна

В данной программе представлены приблизительные этапы диагностического обследования детей , направленных на ТПМПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostich._programma_1.docx53.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ДОВЕРИЕ»

УЛ.САФРОНОВА,Д.5А, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,198412 ТЕЛ. /ФАКС (812) 422-48-36

PPMS@INBOX.RU

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ТМПК.

(для учителей-логопедов)

Программа составлена, систематизирована и адаптирована учителем-логопедом высшей квалификационной категории Аленниковой С.В.


Диагностическая программа состоит из нескольких блоков.

Блок № 1. Диагностика речевого развития детей от 1-3 лет.

Блок №2. Диагностика речевого развития детей от 3-6 лет.

Блок №3. Диагностика речевого развития детей от 6, 5-10 лет.

Пояснительная записка.

   Период с 1 до 3 лет является важным  и ответственным этапом психофизического развития ребёнка, когда закладываются наиболее значимые и фундаментальные способности человека. На фоне быстрого формирования психической сферы ребёнка отклонения от нормального развития могут остаться незамеченными в период раннего детства и привести к выраженным отклонениям в старшем возрасте. Поэтому своевременное выявление и преодоление отклонений в развитии маленького ребёнка чрезвычайно важно.  

   Разработка организационных форм и содержания психолого-педагогической помощи и  выявление нарушений речевого развития детей раннего возраста являются важной педагогической задачей участников ПМПК.  

Теоретическое обоснование.

   Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода и отличается от работы с дошкольниками  не только объёмом и содержанием диагностического  материала, но и специфическими приёмами проведения  процесса обследования: активное участие ребёнка в диагностике; использование игровых приёмов в заданиях; предъявление логопату диагностического материала в форме игр; многократное повторение задания, при необходимости; смена видов деятельности в момент диагностики; сочетание чёткости и гибкости изложения задания; частая положительная оценка действий ребёнка.  

Практическая значимость:

   В данной программе представлена система комплексного диагностического обследования, включающего определение направлений педагогического взаимодействия  учителя-логопеда, учителя-дефектолога и родителей.  

   Цели диагностики: эффективная помощь детям раннего возраста в  своевременном выявлении задержки речевого развития.

   Задачи диагностики: исследование анамнеза детей раннего возраста и обследование  их речевых возможностей, определение образовательного маршрута для дальнейшего коррекционного обучения.  

  1. Организация процесса диагностики. Блок №1.  

  Первым пунктом диагностики является сбор анамнестических данных с помощью родителей или законных представителей ребёнка, а тем временем, ребёнок привыкает к новой для него обстановке: рассматривает выставленные учителем-логопедом игрушки, книжки, осваивается для общения с педагогом.

Сбор анамнеза:

  1. Анкетные данные ребёнка.

Ф.И.О.

Дата рождения

  1. Анамнез.

Ф.И.О. матери

Ф.И.О. отца

Наличие хронических нервно-психических заболеваний у родителей.

От какой беременности ребёнок.

Протекание беременности (токсикозы, падения, травмы, инфекции, хронические заболевания)

Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)

Когда закричал ребёнок.

 

  1. Консультации специалистов:

ЛОР

Невролог

Психоневролог

Офтальмолог

  1. Раннее психомоторное развитие:

Когда стал держать голову

Когда стал сидеть

Когда стал ходить

Когда появились первые зубы

  1. Перенесённые заболевания:

До 1 года

От 1 до 3 лет

После 3 лет

  1. Раннее речевое развитие:  

Гуление

Лепет

Первые слова

Первые фразы

  1. Условия воспитания:
  • Социальная среда, где воспитывался ребёнок
  • Речевая среда (наличие речевой патологии у членов семьи, наличие двуязычия)
  • Отношение членов семьи к дефекту ребёнка
  • Какие меры принимались для устранения патологии развития:

а) занимались ли с коррекционным педагогом, логопедом;

б) результаты коррекционной работы;

в) проводилось ли лечение у врачей;

г) пребывание в специальных учреждениях.  

 

Далее проводится работа с ребёнком. Диагностика проходит в виде игры-беседы с ребёнком. Задания и вопросы должны быть максимально короткими и чёткими.  

Обследование речи:

1.Исследование фонетической стороны речи:

а) воспроизведение звукоподражаний;

б)состояние звукопроизношения:

гласные

б-п-м

в-ф

д-т-н

г-к-й

свистящие

шипящие

аффрикаты

ы

л-ль

р-рь

2. Исследование импрессивной речи:

Понимание существительных

Понимание действий

Понимание форм ед. и мн. Числа существительных

Понимание значения существительных с уменьшительно-ласкательным значением

 

3. Исследование экспрессивной речи:

а) диалог

Как тебя зовут?

Кто тебя привёл?

Какая игрушка тебе понравилась?

Любишь ли играть с игрушками?

б)активный словарь

существительные

глаголы

в)состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи)

г) состояние фразовой речи

д) особенности просодики (при наличии фразовой речи):

темп, ритм, паузы, интонация

е)общая характеристика речи

       4.Состояние моторной сферы.

Развитие общей моторики

Состояние ручной моторики

Развитие артикуляционной моторики

Состояние мимической мускулатуры

2.Организация процесса диагностики. Блок №2.  

Сбор анамнестических данных сходен с предыдущими данными  в первом блоке.  

Диагностическое обследование ребёнка начинается с беседы-знакомства.  

Исследование речевых функций:

  1. Исследование импрессивной  речи:

А) Показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода; предметы нужной формы, цвета, величины; ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа; для возраста 5-6 лет можно попросить показать по предметным картинкам обобщённые понятия (одежда, овощи, времена года…);  Обращается внимание учителя-логопеда на понимание речи, понимание распространённых предложений по сюжетным картинкам, понимание различных грамматических конструкций, понимание сложноподчинённых предложений.  

Б)Исследование пассивного словаря: понимание обобщающих слов с деталями (части тела, детали одежды, транспорта…); понимание названий детёнышей животных;

  1. Исследование экспрессивной речи.  

А) общая характеристика речи (лепетная, словесно-фразовая);

Б) исследование звукопроизношения;

В) строение артикуляционного аппарата;

Г) состояние речевой моторики;

Д) состояние слухо-произносительной дифференциации фонем:

Фонетически различных; фонетически близких;  

Е) исследование активного словаря;

Ж) состояние слоговой структуры слова;

З) исследование грамматического строя речи : изменение по падежам; согласование;

И) исследование способности словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных от существ., глаголов, предложно-падёжные конструкции;

К) Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений для детей 4-5-6 лет.

  1. Организация процесса диагностики. Блок № 3.  

Сбор анамнестических данных сходен с предыдущими данными в первом блоке.  

Исследование речевых функций:

Исследование импрессивной  речи:

А) Показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода; предметы нужной формы, цвета, величины; ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа; для возраста от 6 лет можно попросить показать по предметным картинкам обобщённые понятия (одежда, овощи, времена года…);  Обращается внимание учителя-логопеда на понимание речи, понимание распространённых предложений по сюжетным картинкам, понимание различных грамматических конструкций, понимание сложноподчинённых предложений.  

Б) Исследование пассивного словаря: понимание обобщающих слов с деталями (части тела, детали одежды, транспорта…); понимание названий детёнышей животных;

Исследование экспрессивной речи.  

А) общая характеристика речи

Б) исследование звукопроизношения;

В) строение артикуляционного аппарата;

Г) состояние речевой моторики;

Д) состояние слухо-произносительной дифференциации фонем:

фонетически различных; фонетически близких;  

Е) исследование активного словаря;

Ж) состояние слоговой структуры слова;

З) исследование грамматического строя речи: изменение по падежам; согласование;

И) исследование способности словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных от существ., глаголов, предложно-падёжные конструкции;

К) Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений.  

Исследование письменной речи.  

Выясняются на основании анализа письменных работ учащихся, в первую очередь учеников 1 классов. Изучаются типы ошибок (ошибки звукового состава, лексико-грамматические, графические, ошибки орфографического х-ра), виды ошибок (замены, пропуски, перестановки, добавления букв, слогов; нарушения согласования, управления, семантики, пропуски слов, слитное написание слов, замены букв по элементам сходным графически, правописание по правилу.

Даются задания на списывание слогов, слов и  текстов с учётом возрастных особенностей, диктовки слогов, слов сложной слоговой структуры; составление слов из перепутанных слогов (3-4 слога), добавление пропущенных букв в слова, проверяется умение находить «ошибкоопасные» места в словах.

Исследование процесса чтения.

Проводится на материале по чтению таблиц Корнева. Исследуется способность прочитывать слоги и слова разных видов слоговой структуры. Делается вывод на основании полученных данных о сформированности процесса чтения. У учащихся 2-4 классов проверяется техника чтения на специально подобранных по возрасту текстах.  

В конце каждого блока исследования речевых навыков учитель-логопед делает выводы о степени  их сформированности и о наличии специфических ошибок. Далее делается заключение о состоянии речевых процессов в целом.

 

 

Диагностика проходит в виде игры-беседы с ребёнком. Задания и вопросы должны быть максимально короткими и чёткими.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития учащихся

В статье идёт речь о сотрудничестве учителя-логопеда с учителями начальных классов, с воспитателями ГПД, с педагогом-психологом и др. в работе по коррекции речи у учащихся....

Особенности речевого развития учащихся

Данная статья посвящена особенностям речевого развития и формированию словаря учащихся коррекционных школ VIII вида....

Результаты диагностики речевого развития учащихся 1х классов.

Презентация к семинару по приемственности между ДОУ и школой. На слайдах представлены результаты диагностики на начало учебного года, выявленные наиболее часто встречающиеся нарушения в речевом развит...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....

Обследование речевого развития первоклассников

Готовность к обучению в школе складывается из разных составляющих, в том числе и речевого развития. Используя данную презентацию, можно определить, готов ли ребёнок к обучению в школе и узнть, что у н...

Программа «Диагностика речевого развития учащихся 1-4 классов»

Программа«Диагностика речевого развития учащихся 1-4 классов»...

Методическая разработка: Диагностическая карта обследования учителем-дефектологом учащихся 1го класса.

Диагностическая карта обследования учителем-дефектологом учащихся 1го класса. Набор заданий для диагностики и таблица для результатов обследования....