Советы родителям будущих первоклассников.
материал по теме

Дорошенко Татьяна Васильевна

Простые советы психолога для родителей, как подготовить ребёнка к школе, что бы учиться было легко и интересно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям будущих первоклассников.

Каждый будущий первоклассник имеет родителей или опекунов, которые в своём новом статусе немного растеряны, а некоторые сильно растеряны, и не могут сориентироваться в таком объёме информации поступающей от всех вокруг, СМИ, интернет, от школьных педагогов и т.д.. В умных книжках пишут: ребенок 7 лет должен уметь делать то-то и то-то! Педагоги в школах вторят: ребёнок должен быть таким-то и таким-то! Мамочки-подружки наперебой хвастаются: а мой уже читает, пишет и умножает! От всего этого голова обычного родителя наполняется информацией практически не касающейся его ребенка. Самая главная истина, вернее две: 1) ребёнок никому ничего НЕ ДОЛЖЕН! 2) у всех свой путь развития!
Сравнивать детей ... Зачем? Каждый может разное и каждый в своё время. Другое дело понимать возрастные особенности ребенка 7 лет, чтобы сориентировать его в подходящий момент. Это время кризиса, переоценка мира, новый статус ученика, новые отношения со сверстниками, новый приоритетный взрослый (учитель), новая территория (школа), новый вид деятельности (учебная). Всё это мощный эмоциональный всплеск, который можно сгладить, предупредить, постепенно пережить все этапы взросления и родитель в этом деле самый важный помощник. И чтобы выстроить в голове план действий, давайте определим направления движения:
1. Подготовка ребенка к школе (курсы или самостоятельная подготовка?).
2. Развитие самоконтроля.
3. Культура поведения.
4. Взаимодействие со сверстниками
5. Взаимоотношения со взрослыми.
6. Организация режима дня.
7. Расширение кругозора.
 

Вот на этих семи вопросах я и предлагаю остановиться, и не сравнивать чужих, а смотреть строго в сторону своего родного дитя и помочь ему сориентироваться в новом статусе.


Подготовка детей к школе на курсах или дома?
На мой взгляд, курсы в приоритете. Объясню. Для чего детей отдают на подготовку к школе? Научить читать? Отчасти.. Научить писать? Тоже не на первом месте. Самое важное на подготовке это социализация ребенка в новых условиях: учитель-ученик, ученик-ученики, новая территория, новые правила.
Ребенок учится:
- сидеть за партой более 30 минут,
- сидеть​ за партой с кем-то и не мешать друг другу,
- поднимать руку, если хочет что то сказать,
- отвечать перед классом, выходить к доске.
- слушать и слышать учителя,
- выполнять правила поведения в школе.
- ориентироваться в школе
Вы можете возразить, ведь этому всему дети могут научиться уже в 1 классе. Но вы только представьте, сколько информации свалится на вашего самого лучшего в мире ребенка, солнышко, звёздочку! Куда-то поведут, никто незнаком, важная тётя будет говорить много всего, из чего он/она скорее всего запомнит только то, что эта тётя теперь главная. И самым важными делом будет не заблудится выходя из столовой. И ещё множество всяких мелочей, которые заполнят эмоциональный фон ребенка, а ведь учёба начинается практически сразу! А теперь представьте, первоклашка уже знает правила поведения, знает где столовая, туалет, кабинет медсестры, может спокойно обратится за помощью к взрослому, и теперь еда в столовой не самое значимое событие за день, и первые такие важные слова и задания учителя, ребенок выполнит, может даже первым, и может даже правильно , т.к. УСЛЫШИТ как учительница объясняла новый материал, правильно выполнив получит похвалу учителя, значимого теперь человека и, соответственно, повысится мотивация учиться, и придя со школы ваше чадо расскажет вам о том, что НОВОГО он узнал за сегодняшний день и как здорово учиться в школе))
Вот поэтому подготовительные курсы всё таки нужны, хотя бы несколько месяцев перед школой.
Конечно, есть ещё один аспект - это само обучение на курсах: математика, письмо, чтение и даже английский)) но этому, если хочется, можно учить и дома самостоятельно. Назревает ещё один вопрос: нужно ли ребенку к 1 классу уметь читать, писать и считать? Отвечу коротко: в новых современных условиях развития детей - желательно, но не обязательно))


Развитие самоконтроля у детей 5-10 лет
Как вы понимаете, без самоконтроля у детей нет успешной учёбы, поэтому всеми способами важно заняться его развитием. А способы эти очень просты, просто вы не знаете, что именно они развивают умение управлять своим поведением, эмоциями, действиями.
1. Дыхательные упражнения.
Дыхание является единственным естественным ритмом организма, которым может управлять человек. Управляя дыханием в упражнениях, ребенок учится управлять своими действиями, здесь подойдут все простые дыхательные упражнения для детей. Рекомендую гимнастику Стрельниковой А.Н..
2. Глазодвигательные управления.
Позволяют улучшить восприятие, активизирует мозговые процессы. Можно использовать любые зрительные ориентиры или тренажёр Базарного. В интернете имеется огромное число зрительных гимнастик в стихах.
3. Функциональные упражнения.
Здесь можно использовать полный спектр психогимнастики, например упр."Ладонь - ребро - кулак", "4 стихии" и др. (см. авт. М.И.Чистякова) .
4. Компьютерные игры, или на печатной основе, такие как: "Собери узор по образцу", " Раскрась по номерам", всяческие виды пазлов, лабиринтов, графических диктантов.

Как видите, всё совсем не сложно. А вот с самоконтролем у наших детей всё очень не просто... Поэтому советую не откладывать, а начать прямо сейчас! Зовите своего ребенка и подышите с ним для разминки, а потом постучите по столу кулачками и ладошками в ритм, ну и совсем обрадуйте его компьютерной игрой из тех, что я предложила выше)))

Культура поведения.

Рекомендую книгу:
Манро Лиф "Правила хорошего тона"
Эта книга срочно нужна всем детям
😄. От дошкольников до школьников (3-10лет). Очень доступно и весело автор пишет об элементарных правилах хорошего тона. В конце даже есть несколько пустых страниц, чтобы ребёнок сам нарисовал правило, которого нет в книге, но оно не менее важное)). Мой сын (10лет) нарисовал Обжоркина)) см.на фото справа внизу)). Младший (3года) тоже заинтересовался, теперь старший ему читает перед сном)). Уже раз 5 😄и не надоело ни одному, ни другому😂, воспитанные будут точно 

Взаимодействие со сверстниками.

Общение младших школьников, как и старших дошкольников - залог успешного развития личности. Социализация идёт полным ходом. Часто поступки ребят 5-7 лет носят спонтанный или подражательный характер . Но они уже начинают понимать, что всё что они делают оценивается другими, не только родителями, но и сверстниками, и их мнение становится значимым и приходиться подстраиваться и меняться, выстраивая свою личную позицию опираясь на потребности и взгляды своего окружения. Таким образом, наша русская пословица "Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты" активно набирает обороты в начальной школе. Хочешь быть популярным (лидером), следи за настроениями в коллективе, за их мнением, за новыми тенденциями, популярными обсуждаемыми темами. Если ребенок активно разносторонний и с ним интересно, то он будет в центре внимания. Но далеко не все могут стать лидерами, или просто востребованными для общения сверстниками. Многим нужна помощь в выстраивании эффективных поведенческих стратегий. В первом классе в период адаптации детям сложно выстраивать межличностные отношения, т.к. учение выступает на первый план. И чтобы ребёнок элементарно мог попросить ластик, или линейку у малознакомого сверстника, или попросить подсказку, если прослушал задание, нужен навык общения. Это и есть задача родителей при подготовке к школе: помочь социализироваться в обществе сверстников, чтобы не было трудностей общения в школе. На мой взгляд, самым эффективным является помещение ребенка в среду сверстников на несколько часов в день. Например, подготовительная группа детского сада, или курсы подготовки к школе. А помощь самого родителя будет складываться из воспитания:
- вежливости (элементарные "волшебные" слова)
- взаимопомощи (дружба без этого никуда)
- сострадания (чтобы и самому в нужным момент получить ответные слова поддержки)
- разносторонних взглядов (чтобы быть востребованным)
В этом вам помогут книги, ролевые игры и, конечно, личный опыт.
Ещё хочу остановиться на таком понятии как дружба. Детская дружба в 5 - 8 лет чаще непостоянная, за редким исключением, когда у ребёнка ограниченный круг общения или просто свойство характера ("однолюб"). Ребенок ценит друзей за поступки, а не за личные качества. Главное, чтобы было хорошо и весело. А вот в 8-11 лет уже доброта, честность, внимательность, уверенность в себе и другие настоящие качества друга приобретают большой вес, и тут складывается дружба, иногда даже на долгие годы. И чтобы ваш сыночек, или дочка выбрали себе хороших друзей, вам придется постараться ещё до школы, помогая и воспитывая важные качества для дружбы.

Взаимодействие со взрослыми.
Родители часто перед школой говорят своему ребенку: "В школе во всём слушайся учительницу!". И конечно, это правильно. Однако, родители должны осознавать, что в свои слова они вкладывают первое впечатление о первом учителе! Важно понимать, что у первоклассника меняется стиль взаимоотношения со взрослыми в целом. Учитель становится приоритетным взрослым с деловыми, основанными на интересе и поощрении, отношениями. Ребенок хочет угодить учителю, ожидая похвалу. И укрепляя свою уверенность в себе переходит в стадию осознанного учения, т.е. хочет учиться, чтобы получить не только похвалу, но и прежде всего, знания! Родители из "исполнителей желаний" становятся помощниками для ученика. И здесь важно родителям не нарушать данного изменения авторитетов. Нужно только добавить контроль за учебой и оставить свою безусловную любовь. Доказано, что намного успешнее и эффективнее удавалась учёба у тех учеников, родители которых следили за достижениями детей,были помощниками в трудностях и вместе прошли сложный адаптационный период ( не путать слова ВМЕСТЕ и ВМЕСТО!!!). А многим детям такой стиль взаимодействия с родителями требуется на протяжении нескольких лет. Сложность заключается в том, чтобы при любых обстоятельствах сохранить баланс этих отношений! Особенно взаимосвязь учитель - ученик! Для родителей это бывает сложно. Сложно соблюдать очень важное правило: Никогда при ребенке не говорить плохо об учителе! Никогда! Как только вы это хоть раз позволите, считайте, что весь ваш труд подготовки к школе и все старания ребенка в школе, будут перевёрнуты с ног на голову. Ребенок будет сначала растерян, а потом и сам поменяет своё отношение к учителю, которое надолго закрепится в сознании. Даже если учитель где-то в чём-то не прав, это ваши с ним взаимоотношения: родитель - учитель!!! Если вам не нравится учитель, или его действия, постарайтесь нейтрально высказываться при ребенке, или вообще промолчать. Если всё же надо что-то пояснить, можно сказать кратко: "Видимо учитель был вынужден так поступить. Я постараюсь узнать подробности." Ученик не должен сомневаться в учительском авторитете, иначе знания пролетят мимо и мотивация откатиться к формальной, или вообще пропадёт. И даже если вы захотите сменить школу, или учителя, такое подкреплённое родителями мнение может перейти и на отношения с другими преподавателями. Поэтому держите себя в руках, и оставайтесь любящими родителями, которым важны все успехи и неудачи своего чада, и которые всегда будут ему опорой в трудностях школьной жизни.


Режим дня младшего школьника
На первый взгляд режим для, это что-то банальное и занудное. Однако, это не так. Здоровье ребенка, это не то, что можно пропустить мимо. Тем более, что от режима дня полностью зависит успешная учёба.
В школе у ребенка огромное количество информации, действий, стараний и переживаний. Он везде хочет себя применить и ничего не упустить. Особенно это касается кружков и секций. В начальной школе ребенок ещё не может сам распределить нагрузку, так чтобы не было перегрузки. Ему нужен стабильный график, ритм жизни, тогда он всё успеет и не устанет. Родителям важно выработать режим дня ребёнка и ввести его в привычку ещё до школы. Например, ранний подъём, это наиболее важный и самый мучительный пункт в расписании. Я рекомендую подъём за час до выхода из дома, не позже. Так же не мало важен завтрак. Да, в школе есть завтраки и очень даже вкусные, но до завтрака у ребенка ещё 1 или 2 урока!!! И как известно, умственная деятельность просыпается с глюкозой. Поэтому первый завтрак ребёнок должен съесть дома. Пусть это будет неплотный перекус. Например: йогурт и печенье, или сладкий чай и бутерброд с сыром. Вариантов много, главное, чтобы полезно. А уже в школе ребенок съест второй завтрак, как в лучших домах )))
Далее, после учебы обязателен обед и отдых! Отдых обязателен так же как и обед. Вы ведь не забываете покормить ребенка обедом, вот и эту привычку возьмите за правило. Не буду вдаваться в подробности, зачем после учебного дня отдых, это и так понятно. Главное, что он был, и примерно 1час. Это может быть сон, или прогулка на свежем воздухе. Далее выполнение домашних заданий, или как у первоклассников развивающие часы. А уже после них можно и кружок, и секцию, а можно и просто свободное время до ужина. После ужина не менее 1,5 часов совместного отдыха с родителями. Настольный игры, просмотр совместных семейных фильмов, мультфильмов, чтение книг, собирание Лего и всего того, что вы любите делать вместе. Да, это может быть не все 2 часа вместе, родители тоже люди и им нужно своё личное время, и часто с работы не удается рано прийти. Но 30 мин. в день каждый может отдать своему ребенку для его полноценного эмоционального благополучия. И не позднее 22.00 ложимся спать. Остановлюсь на этом поподробней, т.к. этот пункт родители очень часто забывают. Ребенок, особенно первоклассник, к вечеру имеет огромный, накопившиеся за день, ком возбуждения. Иногда это выливается в бешенство перед сном, и ребенка никак не угомонить, или, что чаще, просто сидит это перевозбуждение внутри и ждёт полноценного отдыха, то есть сна. Эта информационная перегрузка освобождается только после сна не менее 9-10 ч в 1-2кл., и 8-9ч в 3-4х. Если ребенок спит меньше, то часть этой нездоровой перегрузки откладывается на следующий день, и так далее до нервного срыва, или ещё хуже невротических реакций. Да-да! Именно так страшно! Вы, родители, должны об этом помнить, когда разрешаете ребенку смотреть ТВ до ночи. А вот отдохнувший за ночь ученик готов на новые свершения и с радостью впитывает новые знания.
И так, вот примерно как должен быть распределен режим дня младшего школьника:
7.00 подъём, зарядка, завтрак
8.00 выход в школу
8.30-13.00 учёба (у первых классов раньше заканчивается)
13.00-13.30 обед
13.30-14.30 отдых (прогулка)
15.00-16.00 домашнее задание (самоподготовка)
16.00-19.00 кружки, секции, прогулка, отдых
19.00 ужин
19.30-22.00 свободная деятельность, желательно с родителями
22.00 сон
Для будущих первоклассников рекомендую за 2-3 недели до 1 сентября выработать график сна и пробуждения. Это уменьшит трудности адаптации, а соответственно, облегчит учёбу.


Развитие кругозора.
Любознательность в детях заложена изначально. А ведь именно она залог широкого кругозора. Но не все дети сохраняют её переступив порог школьной жизни. Родители удивляются, почему их ребенку ничего не интересно, ничем не увлекается, в парке гулять скучно, в музей - ещё скучнее, а уж если в лес за грибами, то это вообще "бабушкино занятие". Другое дело развлечения, вкуснятина, ТВ и планшет! Вот этим они могут заниматься круглосуточно. Задаваясь этим вопросом, родители забывают, о том, что сами организовали своим любимым детям такое развитие. Но, есть хорошая новость, ещё не поздно вернуть любознательность! :)
Нет ничего сложного. И это даже не потребует от вас много времени. Важно просто говорить с ребенком!!! Везде и всегда! Идёте молча из сада или школы, значит тормозите его развитие! Болтайте обо всем! Спрашивайте всё что придёт на ум)) например: как ты думаешь, почему деревья осенью сбрасывают листву? Почему дерево не тонет в воде? А что тонет? А как называется профессия у человека который асфальт новый кладёт? А зачем ему спецодежда? А что если не ремонтировать дорогу? А из чего дома строят? ...
Да, пришла ваша очередь задавать вопросы, на которые в своё время вы не ответили своим любопытным детишкам. Может времени не было, может уставали, может болели.. но если не вернуть любознательность, то скудный кругозор будет препятствием в успешной учёбе. А интерес к окружающему будет основным двигателем учёбы!
Как только увидите, что ребёнок сам начинает задавать вам ответные вопросы, то тут же хватайтесь за эту соломинку и развивайте события. Предложите сходить туда, где есть ответ на самый тупиковый вопрос)) например: Почему молоко белое? Вам срочно надо на фабрику мороженого! Да, и на ферму можно, но на фабрику то ребенок сразу согласится! И вам точно тоже интересно будет! Или вот вопрос: а бывают магические кристаллы? В геологическом музее есть замечательная экскурсия про самые таинственные кристаллы)) там от впечатлений, ваш ребенок сам назовёт мир камней завораживающим! Я уже молчу про Экспериментариум, Мастерславль, всевозможные детские мастер-классы, и прочие развивающие современные мероприятия. Это кладезь кругозора! Главное всегда говорить со своим ребенком! Интересоваться его мнением и если выдался свободный выходной, то погрузить ребенка в атмосферу его интереса. И пусть его интересы будут сначала однобоким: только динозавры, или только насекомые, или только танки, или только куклы... Это начало его интересов, они будут меняться, потом их будет несколько и они будут развиваться вместе с вашим ребенком, но только если вы его научите интересоваться миром вокруг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям будущих первоклассников

Советы будут полезны родителям будущих первоклассников...

Советы родителям будущих первоклассников.

Родителям первоклассников будет интересно узнать о  готовности  к школе .Как организовать обучение ребенка, чтобы он с удовольствием ходил в школу?Как помочь детям делать уроки?...

Советы родителям будущих первоклассников.

Советы родителям будущих первоклассников.       Волнительное это дело - первый раз в первый класс. Как будто отдаешь ребенка в чужой и незнакомой мир. Что же нужно,...

12 советов родителям будущих первоклассников

Елена Владимировна Рылеева, психолог, педагог. Скоро в школу... Этой осенью   ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с но...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

ФГОС. Информация для родителей. Советы родителям, будущих первоклассников.

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....