Буклеты и памятки для родителей
консультация

Решетова Ольга Юрьевна

Памятки для родителей начальной школы на самые разнообразные темы, которые смогут быть полезными в таком сложном и комплексном процессе, как воспитание школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка

«Родительская

 ответственность»

http://7nov.detkin-club.ru/images/parents/4de8a40dcc371a31a2d506880f7d21fe54fbf2f6_5668552716466.jpg

Уважаемые родители!

Новогодние и Рождественские праздники, каникулы - замечательное время для детей и взрослых. Почти в каждом доме устанавливают и украшают красавицу-елку. Для того чтобы эти дни не были омрачены бедой, необходимо обратить особое внимание на соблюдение мер безопасного поведения как детей, так и взрослых.

«БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ», http://17.lipetskddo.ru/files/file/pdd/pdd.jpg

«РЕБЕНОК – ПАССАЖИР»

Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения. 

* Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

*  Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

* Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

* Из автобуса, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

* Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Прежде всего, ЗАПОМНИТЬ!!! что Правила дорожного движения категорически запрещают усаживать детей до 12 лет на переднее сиденье. Места юных пассажиров - только позади водителя. Дети обязательно должны сидеть в специальном кресле и быть пристегнуты ремнями безопасности, а задние двери блокированы. 

ОСТОРОЖНО: ОДИН ДОМАhttp://www.zabota.usonnf.ru/sites/default/files/129.jpg

В каникулы, как правило,  дети много времени проводят без присмотра взрослых. Предупреждать детей об опасности — обязанность родителей.

 Внушите своим детям пять «не»:

  •  не открывай дверь незнакомым людям. 
  •  не ходи никуда с незнакомыми людьми, как бы они не уговаривали и чтобы интересное не предлагали;
  •  не садись в машину с незнакомыми;
  •  не играй на улице с наступлением темноты;

 Напоминайте, чтобы подростки соблюдали следующие правила:

  •  уходя из дома, всегда сообщали, куда идут и как с ними можно связаться в случае необходимости;
  • сообщали по телефону, когда они возвращаются домой;

Следите за тем, с кем общается ваш ребенок и где он бывает.

Поддерживайте с детьми доверительные дружеские ношения. Не запугивайте ребенка наказаниями.

«МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД НОВОГОДНИХ ПРАЗДНИКОВ», «ЕЛКА ДОМА БЕЗ ТРАГЕДИЙ»

Чтобы новогодние праздники не омрачились бедой, запомните эти простые правила: http://www.mbdou115.ru/wp-content/uploads/2015/04/article587.jpg

1. Ёлка устанавливается на устойчивой подставке, подальше от отопительных приборов.

 2. Для освещения елки необходимо использовать только исправные электрические гирлянды заводского изготовления.

Запрещается:

  • украшать елку свечами, ватой, игрушками из бумаги и целлулоида;
  •  одевать маскарадные костюмы из марли, ваты, бумаги и картона;
  •  применять свечи и хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;
  •  использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
  • оставлять без присмотра детей во время новогодних мероприятий.

«УБЕРЕЧЬ ОТ БЕДЫ, НОВЫЙ ГОД БЕЗ ПЕТАРД»

 Категорически запрещается пользоваться пиротехническими изделиями!

«ОПАСНОСТЬ ЗИМНИХ ВОДОЕМОВ»http://bezopasnost-detej.ru/images/2013/90-5-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-detej-v-kartinkakh.jpg

Строго соблюдайте правила поведения на водоемах в зимний период:

- тонкий лед непрочен и не выдерживает тяжести человека, безопаснее всего переходить по прозрачному, с зеленоватым оттенком льду толщиной не менее 7 см;

- запрещается проверять прочность льда ударом ноги;

- опасно выходить на лед при оттепели;

- не следует спускаться на лед в незнакомых местах, особенно с обрывов;

- следует остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега; http://www.davno.ru/assets/images/cards/big/noviy-god-142.jpg

- кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках.  Не отпускать детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.

Выполняйте эти элементарные правила и строго контролируйте поведение детей в дни зимних каникул!

Счастливого Вам Нового года!



Предварительный просмотр:

Основные свойства внимания:

1. Объем внимания – количество предметов, которые ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания развивается с возрастом. До 3-4 лет, ребенок может воспринимать только один объект, обычно это что-то яркое и необычное. В 5-6 лет таких объектов может быть уже несколько, обычно 2-3.

2. Концентрация внимания – свойство, характеризующееся способностью удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные.

3. Переключаемость внимания – скорость перехода от одного вида деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого усилия.

От степени развитости объема, концентрации и переключаемости внимания во многом зависит успех обучения ребенка в школе

Советы по развитию внимания у ребенка

Прежде начнете какие-либо упражнения, запомните некоторые особенности развития внимания у детей:

-не прячьте свои эмоции. Играя с ребенком, проявляйте интерес, восторг или удивление;

-придумывайте неординарные способы привлечь внимание ребенка. Не забывайте, что привлечь его можно с помощью чего-то неожиданного, наглядного или эмоционального;

-в любом упражнении давая ребенку задание, следите за тем, чтобы оно было внятным, конкретным, доброжелательным и пошаговым;

-занимайтесь с ребенком, когда этому располагают его настроение и самочувствие, а также когда рядом нет помех, в виде ярких игрушек, шумов, музыки и различных движущихся объектов.

Игры, развивающие внимание ребенка

Подбери и сравни

 Вырежьте из бумаги геометрические фигуры разного размера, или полоски разной ширины и длины. Можно нарисовать геометрические фигуры на карточке. Ребенку предлагается от 3 до 6 карточек или вырезанных фигур, с разной величиной, которые он должен разложить в порядке возрастания или убывания. Ребенок учится сравнивать предметы по длине, ширине и величине.

Незаконченные рисунки

Нарисуйте на листе бумаге предметы, так, чтобы рисунок был не закончен, и предложите ребенку закончить его.

Исключение

Взрослый будет называть, допустим, растения, ребенок должен внимательно слушать, и как только среди растений будет названо животное, он должен подпрыгнуть.

Что изменилось?

Для игры необходимо 5-6 детей. Выбирают одного ребенка, он «водит», "водящий” в течение 1 минуты рассматривает детей, затем отворачивается или выходит из комнаты. Кто-то из детей меняет что-то в одежде, а "водящий” должен понять, что изменилось.

Желаю удачи!!!

ПАМЯТКА

 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

"Развиваем ответственность у детей"

Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в детях.

Ответственность – это особое свойство, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю. Послушание и ответственность – это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия. Детей нужно учить и послушанию, и ответственности, но бездумное послушание столь же опасно, как и безоглядная зависимость. 

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=147432353-37-72&n=21

Составляющие ответственности:

1. Понимание задачи – знание того, что нужно сделать и как это сделать. Что значит для вас «Уберись в своей комнате!»? Возможно, ребенок понимает это по-своему и уберется так, как он понимает. Для ясного понимания задачи нужно, чтобы родитель и ребенок все четко обсудили между собой.

2. Согласие с поставленной задачей. У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.

3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия: сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался старших (внешняя мотивировка). Важно помочь ему развить в себе способность к самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой или наградой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.

 Процесс воспитания ответственности можно разделить на три уровня:

1-й уровень. Ребенок в качестве помощника. Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Хорошо бы вместе накрывать на стол, делать заказ по телефону и т.п. http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=395479287-51-72&n=21

2-й уровень. Ребенок нуждается в напоминании и контроле. Дети могут забыть что-нибудь или им нужно будет напомнить, что настала их очередь что-то сделать.

  • Чрезмерная  требовательность
  • Пренебрежительное  отношение
  • Гиперопека
  • Устойчивое  отношение
  • Нейтральное отношение
  • Любовь
  • Жестокое обращение
  • Холодность
  • Эмоциональная теплота
  • Отвержение
  • Принятие

 3-й уровень. Выполняет задание самостоятельно. Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – цель наших усилий. Важно знать, что существуют условия, которые влияют на развитие чувства ответственности.

Вот эти условия:

1. Самоуважение. Все дети нуждаются в положительной самооценке. Детям, верящим в то, что они способные, ответственные, легче справиться с какой-либо задачей.

2. Разумные ограничения. Они дают детям чувство защищенности, позволяют вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.

3. Условия развития ребенка. Дети не научатся быть ответственными как по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте им возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте их возраст и опыт. Нужно принимать во внимание тот факт, что все дети разные: определите, что для вас наиболее важно, что приемлемо для вашего ребенка.

Для этого:  поймите природу своих претензий, определите свои цели, так как порой родители, сами не зная почему, постоянно недовольны своим ребенком;  учитывайте возрастные особенности, так как в зависимости от возраста меняются общие для всех жалобы на поведение детей;  принимайте в расчет особенности характера; помните, что основные черты характера закладываются в раннем детстве;  оценивайте опыт ребенка: то, что он уже умеет делать; даже неудачный опыт может принести пользу.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=139441602-59-72&n=21

"Пути к бесконфликтной дисциплине"

Вам родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям не только нужны порядок и правила поведения в семье, но и они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной, создает чувство безопасности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правило первое. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка. Если родители стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними, то они начинают идти на поводу у собственного ребенка.

Правило второе. Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Оно предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек».

Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Ребенку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать на чем попало, шумно играть и т.д. Все это и многое другое – проявление естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании. 

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=105358434-30-72&n=21

Правило четвертое. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

Правило пятое. Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Лучше сказать: «Конфеты едят после обеда» вместо: «Не смей есть конфеты!».

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=957261783-31-72&n=21

Правило шестое. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Выполнение этих правил обеспечит безопасное и нормальное развитие ребенка.

Следует помнить о таких моментах перед принятием или изменением правил в вашей семье:

1. Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).

2. Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка и его опыту.

3. Ограничение должно быть выполнимым. Если составленное вами правило недейственно, его нужно изменить.

Выполняя задание, мы научимся определять, какие правила являются недейственными или необоснованными. 



Предварительный просмотр:

Советы родителям по взаимодействию с детьми, имеющими ЗПР

  • Уважаемые родители, получите, пожалуйста, профессиональную консультацию таких специалистов, как: педиатр, невролог, психолог, дефектолог, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, в зависимости от диагноза ребенка.
  • Обращайтесь за психологической помощью, получите индивидуальные, семейные консультации, поучаствуйте в специальных тренингах для родителей и детей с ОВЗ.
  • Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «темные» мысли ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.
  • Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный период может помочь психолог, социальный работник или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Общайтесь с родителями, у которых такие же дети, делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы поведения.
  • Общайтесь с ребёнком. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в будущем.
  • Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения. Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.
  • Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Позволяйте детям выполнять домашние обязанности и поручения, самостоятельно одеваться, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и приспособительную активность детей, делает их самостоятельными и менее зависимыми. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Будьте для ребенка другом или наставником, а не «запретителем». Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
  • Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать детям в случае необходимости, поскольку это позволит ребенку ориентироваться в социальных условиях среды. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.
  • Интересуйтесь мнением ребенка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребенка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
  • Развивайте у детей общий запас знаний, представлений, мышления, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные. Для детей с ЗПР важны повторения новых знаний, умений и навыков для закрепления, а также тренировка их в разных условиях.
  • Организуйте для детей дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для учебных занятий, игр, отдыха. Позвольте детям самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.
  • Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребенка. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей.
  • Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.
  • Развивайте интересы ребенка и свои, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и самовыражения. Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и художественную). Жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям.
  • Будьте внимательны к развитию детей, ведите дневник наблюдений за поведением, эмоциональными реакциями, интеллектуальным развитием детей, замечайте все изменения и новообразования у детей. Это позволит вам понять, как ребенок развивается, что необходимо еще делать, чему научить, что скорректировать, к каким специалистам обратиться. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.
  • Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т. д.), посещайте с детьми кружки и секции, гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием.
  • Научите детей заботиться о других – это стимулирует развитие. Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение – основа качества жизни вашей семьи. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, ребенок станет чаще улыбаться, будет более оптимистичным, научится справляться с трудностями.
  • Поддерживайте психологически благоприятный климат в семье, дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми.
  • Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес посторонних к вашему ребенку в присутствии незнакомых людей и вашего ребенка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и отношений.



Предварительный просмотр:

Советы родителям. Проектная деятельность.

Основная идея проектного метода: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”. Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить на практике.

Метод проектов может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере.

Виды проектов в начальной школе.

Существуют различные подходы к классификации видов проектов. В начальной школе используются следующие виды:

по типу доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные.

по области предметного содержания: монопроект, межпредметный проект.

по количеству участников: личностные, парные, групповые.

по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности.

Цель проектного обучения:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.

Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.

Развить у каждого позитивного образа себя и других.

Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.

2.Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.

3.Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.

4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;
  • рекомендует источники получения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
  • создаёт условия для активности школьника;
  • является партнёром;
  • помогает ученику оценить полученный результат и т. д.

Действия ученика можно охарактеризовать так:

  • определяет цель своей деятельности;
  • открывает новые знания;
  • экспериментирует;
  • выбирает пути решения возникающих проблем;
  • несёт ответственность за свою деятельность и т. д.

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:

  • качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
  • умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребёнка;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.

Действия родителей можно охарактеризовать так:

Конечно, в начальной школе проекты — это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов — это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои «помогающие ручки», включаем силу воли и играем только помогающую роль — помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска.

Главное слово для родителей «ПОМОЧЬ», но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО».

Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.

“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:

Что такое метод проектов? (очень немного теории)

Каковы этапы выполнения проекта?

Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы проекта;
  • выдвижение первоначальных идей;
  • выбор лучшей идеи;
  • планирование проектной деятельности;
  • оценка и самооценка проекта.
  • презентация проекта.

Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

o помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

o записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;
  • отслеживают выполнение плана;
  • решают оперативные вопросы;
  • помогают в предварительной оценке проекта;
  • участвуют в подготовке презентации;
  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”. Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе над каким-нибудь проектом? Вот некоторые темы исследовательских проектов:

1. Транспорт

- Почему современные автомобили вытеснили старинные, хотя

последние часто являются предметами поклонения и

коллекционирования?

- Зачем России нужны корабли?

- Российские железные дороги

2. Мир природы

- Могут ли динозавры жить в настоящее время на планете Земля?

- Мой кот

- Кактус – колючий друг

- Аквариум и его обитатели

- Цветок, поставленный в шкаф… Листок на окне, прикрытый на

половину…

- Хлеб – всему голова

- Новогодняя красавица

3. Мир детства

- Можно ли считать «Барби» самой популярной игрушкой для детей

многих стран мира?

- Почему волшебники всех времен и народов использовали различные цвета

в своей магической практике?

- Как мультфильмы влияют на психику ребенка?

4. Мое будущее

- Профессии моей мечты – реальность или только фантазия?

- Профессии наших родителей

5. «Там, где я живу…»

- Лесной глазами ребенка

- Мой город

- Россия – наш общий дом

- Наш дом, наш двор

6. Семья

- Моя родословная

- Праздники моей семьи

- Генеалогическое дерево моей семьи

- Награда в нашем доме

- Лента времени моей семьи

- Календарь семейных профессий

- Семейные традиции, семейные реликвии

- Рассказ моей бабушки

- Как мне выбирали имя

7. Памяти павшим…

- Почему мы вечно помним павших за Родину?

- Почему ВОВ будет жить в наших сердцах вечно?

- Война и наша семья

8. Юный ученый

- Выращивание кристалла

- Полезная вещь для дома

- Мальчики и девочки

- Защита поступка

- Почему высохла лужа?

- Далеко ли от нас до солнца?

- Осевая симметрия

- Соломенное чудо

- Могут ли динозавры в настоящее время жить на планете Земля?

9. Наш класс

- Символика нашего класса

10. Здоровье

- Шоколад: вред или польза?

- Всегда ли верно утверждение: много витаминов – много здоровья?

- Мое здоровье в моих руках

- Могут ли витамины причинить вред здоровью

- Микробы: враги или друзья?

- Бывают ли микробы полезными?

- Здоровый образ жизни

11. Спортивная жизнь семьи


Современное время диктует свои условия. Меняются требования к членам общества, меняется и образование. Детям важно научиться работать с различными источниками: книгами, энциклопедиями, словарями. Знать, как пользоваться компакт-дисками, находить информацию в Интернете.

Они должны уметь доводить начатое дело до конца и сообща работать не только с одноклассниками, но и со взрослыми. Всему на уроках не научишь, ведь поиск или работа «на результат» нередко выходят далеко за границы урока. Да и программа, по которой учатся дети требует немало усилий.

Работая над проектом, ребята научатся получать конкретный результат, решать задачи за определенный отрезок времени.

Что такое результаты? Это поделки (изделия), мероприятия, книжки-малышки, исследования, решение каких-либо проблем.

Как Вы уже поняли, заниматься проектами мы будем на факультативе и внеурочное время. Работа над проектами состоит из двух больших этапов – сбор информации и реализация проектов.

Сбор информации – процесс сложный. Именно поэтому желательно, чтобы этот этап Вы проделали вместе с детьми. Но не за них! Пусть они постепенно освоят поиск необходимой информации, используя книгу, компакт-диск, Интернет. Если Вы будете ПОМОГАТЬ детям, а не ИСКАТЬ ЗА НИХ (чтобы побыстрее закончить), то они быстро научаться справляться с этой задачей самостоятельно.

Важный этап работы – оформление найденных сведений. Здесь ребятам тоже понадобиться Ваша помощь: выбрать самый интересный материал и оформить так, чтобы его легко смогли прочесть одноклассники. Объясните ребятам, что не имеет смысла давать всю собранную информацию. Тексты должны быть напечатаны или написаны четко и разборчиво, необходимые иллюстрации – аккуратно вклеены. Там, где необходимо, можно добавить схемы или таблицы.

Размещать готовый материал следует на листах одинакового формата. Я предлагаю для этой цели листы альбомного формата А4. С левой стороны поля – 3 см, чтобы можно было легко сшить материалы в книгу.

На этапе реализации проекта дети должны работать самостоятельно, помогать им следует только при выполнении отдельных, особо трудных операций. Важно, чтобы работа была доведена до конца.

Последний этап – Презентация проекта. Каждый ребенок представляет свой проект, выступает перед учащимися.

Хочу еще раз отметить, что работа над проектом может дать вашим детям то, чему сложно научить на уроках в классе: самостоятельно искать, анализировать, выбирать, принимать решения. Начиная работать над проектами во внеурочное время, мы постепенно будем вводить элементы проектной деятельности на уроках.

Особенность проектной деятельности в том, что здесь нет постоянных командиров. Каждый ребенок может стать главным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Памятка для родителей будущих первоклассников"

Рекомендации родителям о создании благоприятных условий для ребенка перед поступлением в школу....

Буклет - памятка для родителей

Буклет содержит права и обязанности родителейй по воспитантю своих детей...

буклет-памятка для родителей

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙРазвитие любознательности у детей....

Буклет-памятка для родителей "Правила для велосипедистов"

В буклете раскрываются основные правила для велосипедистов,которые необходимо соблюдать всем,кто решил передвигаться на велосипеде. А также информация,которую обязательно должны донести родители до св...

Буклет. Памятка для родителей " О внимании и внимательности"

Внимание — один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка....

Памятка для родителей - Агрессивный ребенок (буклет)

10 игр на преодоление детской агрессииОткуда берется агрессияВ каждом человеке от природы есть агрессия. Это своеобразный защитный механизм, реакция на раздражение. Когда возникает опасная ситуация – ...

Буклет -памятка для родителей

Как готовить с ребёнком домашние задания....