Статья "Учитель и родитель: расширяем запас общей осведомленности ребенка".
консультация (3 класс) на тему

Черникова Ольга Владимировна

Успешное усвоение школьной программы тесно связано с общей осведомлённостью ребёнка.  Вместе с учителем родители обязаны давать ребёнку основные сведения об окружающем мире, учить интересоваться этим миром, использовать творческие возможности и фантазию детей в процессе изучения окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Черникова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ «ООШ №8»,

г. Старый Оскол, Белгородская область

УЧИТЕЛЬ И РОДИТЕЛЬ: РАСШИРЯЕМ ЗАПАС  ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ РЕБЁНКА

Аннотация: Успешное усвоение школьной программы тесно связано с общей осведомлённостью ребёнка.  Вместе с учителем родители обязаны давать ребёнку основные сведения об окружающем мире, учить интересоваться этим миром, использовать творческие возможности и фантазию детей в процессе изучения окружающего мира.

Ключевые слова: трудности в усвоении школьной программы, информированность ребёнка, разностороннее развитие личности.

Трудности в обучении могут быть у детей из-за малой их информированности. Познание окружающего мира происходит посредством приобретения ребёнком определённых знаний, умений, навыков и способности ими оперировать. Недостаток знаний и умений приводит к тому, что ребёнок, придя в школу и, обладая хорошо развитым вниманием, памятью, работоспособностью, способностью к овладению отвлечёнными понятиями и обобщениями, не будет хорошо учиться.

Семилетний ребёнок не всегда знает, в каком городе он живёт, имена и отчества родителей, часто неосведомлён о профессии родителей. Бывают случаи, когда первоклассник не знает, как называются дни недели, месяцы, не может выделить те или иные признаки, отличающие явления природы, не знает сказок, стихотворений и т.д. На родителях лежит обязанность научить ребёнка и активности познания. На все вопросы необходимо дать удовлетворяющий ребёнка ответ. Родители должны поощрять любые вопросы ребёнка, даже самые неожиданные, чтобы вырастить его любознательным. Ребёнок должен понять, что ему будет интереснее жить, если он больше узнает. Тогда он будет открывать для себя новое, будет радоваться этому и охотнее учиться.

Многие родители, оправдываясь своей загруженностью работой и домашними делами, мало уделяют внимания развитию ребёнка. Его мало читают, не водят на детские спектакли, фильмы, в зоопарк, цирк и т.д. Есть и такая категория родителей, которые считают, что воспитывать и учить ребёнка – дело педагогов. Это абсолютно неправильная позиция.

Неправильно поступают те родители, которые отправляют ребёнка к бабушке в сельскую местность, где мало детей, да и бабушке некогда заниматься его развитием.

Родители обязаны дать ребёнку основные с ведения об окружающем мире, научить интересоваться этим миром, хотеть знать о нём как можно больше.

Кроме того, необходимо обучать ребёнка навыкам чтения, письма, рисования, счёта, вырезывания и т.д. Родители должны интересоваться тем, как он усваивает программу, систематически общаться с учителем с целью того, чтобы вовремя помочь ребёнку в случае необходимости.

Некоторые особенности приобретения информированности обнаруживаются у тех детей, родители которых, напротив, уделяют чрезмерное внимание приобретению большого количества сведений об окружающем. Иногда дети поражают своей эрудицией, многообразными сведениями, взрослыми оборотами речи, зачастую похожими на фразеологические штампы. Однако, задав вопрос, как ребёнок понимает сказанное им, обнаруживаешь полное или частичное непонимание сути явлений, то есть полученные ребёнком сведения не стали его знаниями, которыми он сможет воспользоваться при необходимости. Нельзя забывать, что полученную информацию ребёнок должен усвоить, только тогда он сможет ею воспользоваться на уроке, в общении со сверстниками и взрослыми.

Нельзя допускать одностороннего развития личности ребёнка. Встречаются дети, способные производить в уме сложные счётные операции. Узнав об этом, родители начинают тренировать ребёнка в этом направлении, часто для достижения результатов престижного характера.

 Приведу пример.

Мама обнаружила у трёхлетнего ребёнка способность производить сложение и вычитание чисел. Она научила его оперировать сложными числами, а к пяти годам – складывать и вычитать многозначные числа, умножать и делить двузначные, к шести годам – извлекать корни. Ребёнка показали профессору-психологу. Тот подтвердил уникальную способность мальчика оперировать числами. Однако, когда проверили в целом его интеллектуальные способности, то оказалось, что логические операции, умение решить несложную задачу, развиты недостаточно. Выяснилось, что он с трудом обучается чтению и письму, двигательно неловок, очень беспомощен в бытовых ситуациях. Это неудивительно, поскольку родители односторонне развивали его способности, часто не замечая, что ребёнок перегружен числами, У него периодически отмечались элементы навязчивого счёта: всё, что он видел вокруг, обязательно должен был пересчитать. Вначале это воспринималось как игра, а затем стало мешать ребёнку, то есть он уже не мог отделаться от желания всё сосчитать: окна, двери и т.д. Психолог направил ребёнка к детскому психиатру, который назначил соответствующее лечение и дал родителям рекомендации по воспитанию разносторонних умений и навыков.

Итак, чтобы расширить запас общей осведомлённости ребёнка, родители совместно с педагогами должны:

1. Обучать ребёнка умениям и навыкам, соответствующим возрасту.

2. Стимулировать активность познания.

3. Контролировать усвоение полученных сведений.

4. Расширять кругозор ребёнка не только на дидактическом материале, но и в различных жизненных ситуациях.

5. Побуждать ребёнка рассказывать о том, что ему прочли, или пересказать содержание мультфильма сначала по наводящим вопросам, а затем самостоятельно. Учить выделять главную линию сюжета, называть действующих лиц и т.д.

6. Учить ребёнка читать, считать и писать в игровой форме.

7. Не допускать одностороннего развития личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как общаться с ребенком

Главный принцип общения с ребёнком - это его безусловное принятие....

Тренинг родительской компетентности "Как общаться с ребенком"

Тренинговая программа разработана для родителей, имеющих детей любого возраста. Программа занятий соединяет в себе элементы лекции (получение необходимых знаний), тренинга умений (использование ...

Как общаться с ребенком, чтобы он доверял вам

Дети часто отказываются разделять с родителями свои внутренние проблемы. Почему это происходит?  Многие родители считают, что если они будут полностью принимать своего реб...

Как общаться с ребенком, чтобы он доверял вам

Дети часто отказываются разделять с родителями свои внутренние проблемы. Почему это происходит?  Многие родители считают, что если они будут полностью принимать своего реб...

Памятка для родителей Как общаться с ребенком

В статье предложены основные правила активного слушания....

Рекомендации для родителей "Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается"

Как учить стихи с ребенком,если сам ребенок эти стихи учить отказывается. Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когд...

УЧИТЕЛЬ И РОДИТЕЛЬ: РАСШИРЯЕМ ЗАПАС ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ РЕБЁНКА

Успешное усвоение школьной программы тесно связано с общей осведомлённостью ребёнка.  Вместе с учителем родители обязаны давать ребёнку основные сведения об окружающем мире, учить интересоваться ...