Воспитание мальчиков и девочек
консультация на тему

Сценарий родительского собрания.

  Информирование   о принципах воспитания детей разного пола

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitane_malchikov_i_devochek.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 3-Х КЛАССАХ «ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»

Цель:  обсудить с родителями принципы воспитания детей разного пола.

Формы работы:

  • Информирование   о принципах воспитания детей разного пола

Время: 30 минут

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Знакомство с темой.

Роль матери и отца в воспитании детей разного пола.

Пол ребенка предопределяет некоторые его психологические особенности, которые обязательно нужно учитывать в воспитании и обучении.

  • ·к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  • в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Какие различия важно учитывать при воспитании мальчика и девочки?

 
Учеными установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.


Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.

Так, девочки больше ждут похвалы от учителя или взрослого человека, чем мальчики. Девочки быстрее схватывают новый материал, больше любят маленькие помещения и небольшие компании хороших подруг. Мальчикам нужно больше простора – побегать, залезть куда-нибудь, они быстрее находят общий язык с малознакомыми ребятами. Девочки раньше начинают говорить и делают это лучше мальчиков.

Мальчики лучше адаптируются в новых условиях и в стрессовых ситуациях, а девочкам проще работать с однотипными заданиями, требующими сосредоточения внимания. Для девочки в любом возрасте важнее похвала взрослого и опытного человека, а для мальчика – признание сверстников.

  Каковы роли мамы и папы в воспитании девочки?

Мама

Мама — первый взрослый в жизни ребенка. Именно мать, как правило, выступает главным воспитателем детей в семье. Она дает  жизнь  ребенку,  вскармливает  его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своему младенцу. Естественно,  что  и  дети отвечают матери соответствующим образом, между  ними — особенно в раннем возрасте ребенка — обычно устанавливаются более  близкие  отношения,  чем между детьми  и  отцом.  Это  обстоятельство имеет  существенное  значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания.

 Мама — как эталон женщины. Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка, и поэтому  очень  важно,  чтобы мать  была  во  всем  настоящим образцом  для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери начиная с первых  недель — успех его воздействия в большой степени будет  гарантирован. Дочь перенимает у матери:

  • отношение к людям и вещам,
  • отношение к труду,
  • характер проявлений эмоций,
  • манера говорить.

Дочь, прежде всего, у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей, это качество становится свойством дочери.

Мама — как воспитатель хозяйственности. Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо  ее  личного  примера  здесь  помогают соответствующие игрушки (куклы,   игрушечная мебель,  посуда)  и  игры, а также рассказы, беседы, показ,  привлечение к посильному участию в хозяйственном  труде. Появление в семье  младшего  ребенка  предоставляет богатые возможности для воспитания  и  развития  у  девочки  многих  типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

Отец

Отец — как воспитатель рациональности. Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях (логическое осмысление событий, явлений).

Отец — как эталон мужчины. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и  четче осознать свою женскую природу.

Отец — как воспитатель любознательности. Учитывая присущую девочкам привязанность к  дому, к тому, что их непосредственно окружает отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает:

  • чтение сказок,
  • разучивание стихов,
  • рассматривание и раскрашивание  картинок,
  • рисование,
  • слушание  музыки,
  • общение   с   природой,
  • просмотр детских телепередач.

Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями.

Каковы роли мамы и папы в воспитании мальчика?

Мама

      Мама — как эталон женщины. Мать в глазах мальчика должна воплощать в себе все лучшее, что вообще характерно для женщины.

Мама — как воспитатель зрелой эмоциональности. Именно мать стимулирует эмоциональное развитие сына, обучает различению оттенков настроения. Благодаря матери у сына развивается способность чувствовать других, а значит, и выстраивать свое поведение в зависимости от эмоционального настроя партнера по взаимодействию.

Мама — как знакомство с миром женщин. Отношение к матери дает возможность мальчику в определенной степени усвоить характер взаимоотношений с лицами женского  пола  вообще.

Мама — как воспитатель заботливости. Мама приучает сына проявлять заботу о людях, оказывать необходимую помощь окружающим.

Мама — как воспитатель аккуратности. Учитывая физические  и  психологические особенности мальчиков, матери следует уделять внимание тому, чтобы сын, сохраняя свойственное ему стремление проявлять физическую активность, вместе с тем привыкал  к  порядку,  аккуратности.

Отец

Отец — как эталон мужчины. Отец служит для сына, как  правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего, на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать:

  • мужественность у сына,
  • уважительное отношение к женщине,
  • стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела, выполнять мужской труд в домашнем хозяйстве.

Отец — как воспитатель организованности и дисциплинированности. В этом смысле большое положительное значение имеет участие ребенка в различных играх, домашних делах. Отвечая детским интересам, развивая физически и умственно, они учат:

  • дисциплине,
  • общению со сверстниками,        
  • организаторским умениям,
  • способствуют проявлению активности, самостоятельности, инициативы.

Отец — как воспитатель «мастера на все руки». Важно приучать мальчиков к самообслуживанию.  юноша в соответствии со своими возрастными возможностями должен уметь и себя обслужить, и оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. При этом, конечно, было бы неверным выделять для них только «мужские» дела и занятия: настоящий мужчина  должен  быть, как говорится, «мастером на все руки». Успех в данном случае обеспечивается:

  • личным примером отца,
  • включением сына в посильную повседневную трудовую жизнь семьи.

 Дополнительные рекомендации

    Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им способностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
  • Помните, что когда женщина воспитывает мальчика (а мужчина – девочку), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по ранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать.
  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  • Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Боязнь ошибки приводит к трусости мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья«ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

о роли индивидуального подхода в воспитании младших школьников...

Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Современное семейное и школьное воспи­тание требует необходимого учета половых особенностей детей. К сожалению, в отече­ственной педагогике и психологии данному вопросу уделяется недостаточное внима­н...

Гендерное воспитание мальчиков и девочек в школе

Гендерное воспитание мальчиков и девочек в школе...

особенности воспитания мальчиков и девочек.

Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения тео­ретических и практических задач педагогической науки, рассматриваются модели гендерного воспи­тания мальчи...