Тренажёр по русскому языку
тренажёр (3 класс) на тему

Щекотихина Елена Юрьевна

Определи и запиши основную мысль текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredeli_i_zapishi_osnovnuyu_mysl_texta_1.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Определи и запиши основную мысль текста.

Текст 1

Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди них — любовь к Родине, к родной природе. Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами, призывами, поучениями невозможно. Тут нужен совсем иной подход: надо жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорохи леса. Потребность быть среди природы возникает тогда, когда человек в разные времена года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может наслаждаться запахом скошенного луга и прелых листьев, может с одинаковой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробушка...

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Текст 2

Сокровище, оставленное нам Ершовым, поистине бесценно. И сейчас мы не перестаем удивляться тому, как юноше, только что вышедшему из отрочества (Ершов родился в 1815 году, а в 1834 году появилось объявление в «Северной пчеле» о выходе «Конька-Горбунка» отдельным изданием), удалось создать произведение, которое живет уже второе столетие и будет жить вечно.

Изумительна эта сказка. В ней заключена истинная народная мудрость, с начала до конца она пронизана солнечным оптимизмом, она учит любить труд и верность, презирает жестокость. Эта необыкновенная книга подобна утренней росе на листьях травы, восходу солнца, лунной ночи, первому снегу, теплому весеннему дождю, прилету ласточки весной — простым и мирным радостям человека. Ее очарование не увядает. Любовь к ней не гаснет ни с возрастом, ни со сменой поколений...

Скачет Горбунок по всему миру... Сказка Ершова переведена на немецкий, английский, французский, голландский, испанский, польский, японский и другие языки мира. Сам Ершов писал друзьям, что его «Конек-Горбунок» будет жить, пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т. е. до скончания века».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определи и запиши основную мысль текста.

Текст 3

В деревне Михайловское, в доме Пушкина, вскоре после смерти поэта стали жить его вдова и дети. Но дом был уже настолько старым и ветхим, что жить в нем было трудно, и скоро все покинули его.

И вот в доме обосновались новые жильцы. Над камином в кабинете Пушкина устроилась сова, в самом же камине поселилось семейство хомяков... Все они жили здесь, пока старый дом совсем не развалился и на его месте не стали строить новый.

Много лет прошло после смерти Пушкина, но и теперь сова навещает место, где он жил. Каждый год осенью, когда дом пустеет, она лунными ночами прилетает, садится между двух труб на высокую кровлю и громко плачет. Именно плачет. Это подметил еще Пушкин, когда писал:

То был ли сон воображенья

Иль плач совы...

В старину русские люди называли сову «сирин — птица вещая». А древние греки и римляне считали ее символом вечности. Сова в Михайловском и есть символ вечности великого Пушкина.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 4

Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди них — любовь к Родине, к родной природе. Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами, призывами, поучениями невозможно. Тут нужен совсем иной подход: надо жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорохи леса. Потребность быть среди природы возникает тогда, когда человек в разные времена года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может наслаждаться запахом скошенного луга и прелых листьев, может с одинаковой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробушка...

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определи и запиши основную мысль текста.

Текст 5

Ледяные поля — прямо дух захватывает! То сияют они в свете дня, то тонут во мраке ночи. И какой ночи — полярной. Длиною в полгода. Лишь полыхает в небе северное сияние, а лучи его — и зеленые, и синие, и красные. А вверху слышатся непонятные шорохи, шепоты, словно в небе шепчутся звезды. Это шепчет мороз, шуршат мириады иголочек льда.

Но приходит конец и долгой ночи. Вдруг краешек солнца показывается над горизонтом. Свет его еще багровый и тусклый. Но как все рады этому свету, солнцу!

Начинается праздник солнца, праздник весны. Так в Арктику приходит день. Полярный день тоже длится полгода. Весной открывается вся суровая красота Арктики. Всюду жизнь: видимая и невидимая. Не видны на белом снегу белые медведи, зато как заметны белые чайки на черной воде и черные тюлени на белом снегу. А сколько жизни, шума на птичьих базарах! Мелькают крылья, звенят голоса, гудит в скалах эхо.

Прекрасны синее небо и незаходящее солнце!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 6

Если вам случится бродить теплой летней ночью по уснувшему лесу или саду, вы можете иногда заметить в траве загадочно мерцающие огоньки. Они то зажигаются, то гаснут. Будто лесные гномы выходят на свой ночной праздник с крохотными фонариками в руках. Так хочется разгадать лесную тайну! Идешь тихонечко на огонек, ищешь в траве загадочный фонарик и... видишь маленького червячка. Оказывается, это самка жучка-светляка.

А в тропической Америке живет жук, который светится так ярко, что возле него можно читать книгу ночью. Местные жители делают из этих жуков фонари: посадят несколько насекомых в стеклянную банку и вокруг становится светло, как днем. А индейцы во время ночных путешествий привязывают светляков к ногам, чтобы отпугивать ядовитых змей.

Жители тропиков очень любят и берегут светлячков. Там существует обычай: после того как жук-светляк отслужил свою службу, его обязательно возвращают на то место, откуда взяли.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определи и запиши основную мысль текста.

Текст 7

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

   Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 8

На лугу гуси щипали траву.

Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты.

Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят.

Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   Определи и запиши основную мысль текста.

    Текст 9

  В сумерки я возвращался из леса и увидел на дороге ёжика. Посадил я его в кепку, принёс домой и назвал Фомкой. В комнате Фомка нашёл за печкой старый подшитый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Васька. Всю ночь до рассвета он где-то бродил, а затем прыгнул в форточку. Лёг он на своё любимое место за печкой, но тут же выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. Васька не на шутку перепугался: старый дедов валенок чихал, кашлял, фыркал.

    Я подумал, что теперь рыжему Ваське спокойной жизни не будет, но ошибся. День за днём кот и еж приглядывались друг к другу, а потом привыкли и подружились, даже молоко стали нить из одного блюдца. Как-то еж поймал в сенях мышонка и показал его коту. Пристыженный кот заурчал и предпочел удалиться во двор. Васька был толст, ленив и на мышей не обращал внимания.

     Осенью я пустил Фомку под дом, но почти каждый вечер еж прибегал к крыльцу, стучал по блюдцу лапами и требовал молока. На зов колючего друга являлся кот. Но самое удивительное, что с тех пор и Васька начал ловить мышей. Ведь недаром говорится, что с кем поведешься, от того и наберёшься!

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 10

  Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и большая. И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь природы. И нигде её, может быть, больше нет. Эта жизнь драгоценна! А мы её часто не бережём.

  Весной мы ломаем целые веники вербы с барашками, огромные охапки черёмухи. И вот уже вокруг городов не осталось больше черёмухи, вербы. Их место заняли сорняки, крапива, ольха. Мы стараемся поймать самых красивых птиц, а некоторые охотятся на птиц с рогаткой, собирают коллекции птичьих яиц, гоняют белок. И вот рядом с нами уживаются только воробьи, вороны, галки и мыши. Мы сами себя обделяем, обедняем, опустошаем.

   Не знаю, как вам, а мне при виде разорённых муравейников и ободранных берёз становится так стыдно, будто я сам это сделал. Оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги — везде жизнь таинственная и удивительная. Она радует нас, удивляет и просветляет. Мы должны любить, уважать и беречь природу, ведь без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация- тренажёр по русскому языку для 2 класса "Безударные гласные"

В презентации представлены 2 задания: текст и набор слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова. Можно использовать как тренажёр на любом этапе урока....

Интерактивный тренажёр по русскому языку "Склонение существительных" 4 класс

Интерактивный тренажёр по русскому языку для 4 класса "Склонение имён существительных" может использоваться для любого УМК....

Интерактивный тренажёр по русскому языку "Склонение существительных" 4 класс

Интерактивный тренажёр  по русскому языку "Склонение имён существительных" 4 класс для любого УМК....

Тренажёр по русскому языку 2 класс "Правописание Ъ и Ь знаков"

Тренажёр по русскому языку  2 класс  "Правописание Ъ и Ь знаков"  рекомендуется для самостоятельной работы  на уроке и во внеурочное время...

Тренажёр по русскому языку "Части речи"

Тренажёр по русскому языку  "Части речи " рекомендуется учащимся 2 класса для работы на уроке и во внеурочное время...

Тренажёр по русскому языку 4 класс "Падежи имён существительных"

Тренажёр по русскому языку 4 класс  "Падежи имён существительных"...

Тренажёр по русскому языку 3 класс

В этом тренажёре уч-ся исправляют ошибки, определяют падежи и род существительных и прилагательных, определяют время глагола....