"Особенности обучения леворуких детей"
материал на тему

Баева Татьяна Ивановна

Данный материал содержит методические рекомендации как для учителей, так и для родителей, чтобы помочь леворукому ребенка легко освоить навыки письма .

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Родительское собрание на тему:

" Особенности обучения леворуких детей"

   

         http://92.img.avito.st/640x480/1343426492.jpg

Провела

учитель начальных классов

Баева Т.И.

2015-2016 уч.г.

г.Ардатов

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и

психологии.. Психологи и педагоги отмечают, что с каждым годом леворуких (правополушарных) детей рождается все больше и больше. Если 20 лет назад в классе были один-два таких ученика, то сегодня картина совсем другая. Те учителя, у которых хоть раз в классе был леворукий ученик, знают, что проблема левшества остается одной из наиболее серьезных в педагогике. Поэтому проблемы, связанные с обучением таких детей, интересуют многих учителей и родителей.

На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Итак, преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его мозга.

В современной начальной школе все чаще встречаются леворукие дети, работа с которыми до недавнего времени была направлена на переучивание, подгоняя их под общий стандарт,  сейчас психологи и педагоги более подробно изучили природу леворукости и пришли к выводу, что переучивание может неблагоприятно сказываться на психике ребенка. Переучивали учителя, не менее активны, бывали, к сожалению, и родители. Последние это делали просто потому, что все пишут правой; или боялись, как бы не стали смеяться.

Необходимо также отметить, что отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе

Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Вследствие этого появилась потребность в разработке методов работы с леворукими детьми.

Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

Левшество продолжает, к сожалению, оставаться малоизученным явлением.

Мы не будем более подробно касаться вопроса физиологических особенностей леворуких детей, но выделим , что леворукие дети это совершенно особая группа детей. И существует несколько причин возникновения леворукости у детей.Хотя и эти причины полностью не доказаны и спорны.

1.Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.).

2.Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в правильную руку, наказывают за проявления леворукости).

3.Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.

Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один

из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

Второй вид - это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т.п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.

Кроме генетической леворукости, существует еще патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая леворукость может возникать в результате «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией.

Социальная леворукость возникает в результат насильственного переучивания.

Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса

На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Функциональные особенности леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координации, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это трудности обучения письму (реже письму и чтению вместе).

Психолого-педагогические исследования младших школьников показывают, что леворукие дети отличаются повышенной отвлекаемостью вследствие чувствительности и реактивности их нервной системы, поэтому внешние раздражители в большей степени мешают целенаправленной учебной деятельности леворуких учащихся, чем праворуким.

Если рассмотреть  особенности леворуких детей, проявляющиеся в учебной и трудовой деятельности можно отмктить . что у леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей письма: выраженные нарушения почерка, неправильное начертание букв (оптические ошибки: п?т, л?м, н?к, х?ж и др.), искажение их конфигурации, искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

Проблема левшества остается одной из наиболее серьезных в педагогике. Сама группа леворуких детей настолько неоднородна, что невозможно, к сожалению, составить методические рекомендации по обучению этой категории учащихся, хотя Министерством здравоохранения и выпущены методические рекомендации о запрещении переучивания левшей

В чем же заключается трудность при обучении леворуких детей при поступлении в школу.

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;

Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

Какие требования следует предъявить к письму леворукого ребенка? Вот основные из них:

правильное написание форм букв и их соединений;

соблюдение расстояния между буквами и словами;

сохранение линейности и ритмичности;

прямое письмо с небольшим наклоном в левую сторону.

Т.В. Фадеевой предложена интересная методика для выработки у ребенка хорошего почерка.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Дети зажимают ручку (или карандаш) средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

На столе лежит десять-пятнадцать карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой)

надо собрать в кулак карандаши (палочки), беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши (палочки) на стол.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладывают ее в правую руку и так далее. В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даст возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Письмо - один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. «Каракули» и «небрежный» почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребенка.

Необходимо помнить, что трудностей не будет лишь в том случае, если вы не будете торопиться и торопить ребенка, если не будете делать следующий шаг, не закрепив предыдущий; если будете заниматься систематически, но не дольше 10-15 минут (это предел непрерывной работы для 6-7-летнего ребенка); если будете первое время работать «в игре». И кроме того, будете поощрять ребенка за успех, не корить за неудачи и радоваться вместе с ним пусть маленьким, но достижениям.

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:

1) научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

2) научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);

3) научить ребенка правильно координировать движение пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма и графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам он этого не осознает, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держать ручку и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим «мелочам» не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат «как удобно».

Правильная поза при письме - это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее влево, чтобы нижний правый край тетради (листа бумаги) находился на уровне середины груди или был сдвинут немного левее. Этот вариант положения тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку.

Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 4 см. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки - 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать.

Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т.п. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке», ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

Последние десятилетия довольно часто встречаются школьники (праворукие и леворукие), которые держат ручку перпендикулярно плоскости листа или инвертированно, но связано это, прежде всего с неправильной траекторией движений руки и ручки при письме. Например, при движениях снизу вверх - справа налево ручку удобнее всего держать перпендикулярно к плоскости листа или инвертированно.

При подготовке к обучению письму целесообразно соблюдать определенную последовательность совершенствования разного рода движений. Этот принцип лежит в основе «шагов».

Первый шаг: учимся правильно сидеть. Второй шаг: учимся правильно держать ручку и бумагу. Третий шаг: учимся рисовать прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные. Четвертый шаг: учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии. Пятый шаг: учимся рисовать полуовалы - верхние, нижние. Шестой шаг: учимся рисовать круги и овалы. Седьмой шаг: учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку). Восьмой шаг: учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку - строку).

При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

Предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, подготовки руки к траектории движений и ориентации в строке хорошо помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких детей.

При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.

Почему же всем этим очень разным детям в той или иной мере необходима помощь при изучении математики? Потому, что недостаточность или нарушение пространственных представлений, выраженные в той или иной степени, свойственны большинству левшей, включая и детей со скрытым левшеством. Поэтому немало трудностей сулит левшам именно математика. Несформированность к моменту начала школьного обучения пространственных представлений и ряд других особенностей левшей служат предпосылкой именно к такому прогнозу. Наряду с ожидаемыми сложностями при освоении первых геометрических построений возникают ошибки при счете, при выборе порядка действий в числовом выражении, да и ответы в примерах часто отличаются от того, что ожидается, хотя бы на единицу, причем как в устных, так и в письменных вычислениях: И список допускаемых этой категорией детей специфических ошибок можно было бы продолжить. А обилие ошибок - сигнал того, что целостность усваиваемых знаний нарушена и ребенку надо помочь, иначе трудности начнут расти, как снежный ком, уничтожая надежду на понимание и интерес к математике. Мы хорошо знаем, что обучение математике в начальной школе ставит целью создание базы для успешного овладения алгеброй и геометрией при последующей учебе в среднем звене. От ребенка, перешедшего в пятый класс, ожидают:

умения читать и записывать числа в пределах 1 000 000; - прочного знания таблиц сложения и умножения однозначных чисел на уровне автоматизированного навыка; владения навыками правильных и достаточно быстрых устных вычислений в пределах ста;

умения выполнять письменные вычисления: сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное с соответствующей проверкой правильности вычислений; - умения находить значение числового выражения в несколько действий со скобками и без них;

умения решать задачи в 2-3 действия;

знания единиц измерения длины, площади, массы, времени с умением их перевода в более крупные или более мелкие, как того требуют измерения или условия задачи; - умения выполнять простейшие геометрические построения и находить периметр и площадь прямоугольника.

К сожалению, чаще всего успешность, а иногда и судьба математической подготовки маленького левши оказывается в зависимости от того, как будет построено его обучение на первом этапе пребывания в школе. Ведь верна истина - учить легче, чем переучивать. От учителя требуются не только его профессиональное знания, но и искреннее желание понять и помочь, и последнее оказывается часто очень немаловажным фактором.

Рекомендации по организации условий работы с леворукими детьми для родителей

Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.

Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.

Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

Помните, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

Не рекомендуется пробовать научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.

Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

При обучении письму используйте Прописи для леворуких детей. Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами - эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи малыша.

Самые простые истины, состоящие в том, что ребенок должен вовремя ложиться спать и достаточно гулять, знают все. Но вот границы «вовремя» и «достаточно» довольно растянуты, а еще чаще знание и реальная жизнь - совсем не одно и то же. «Знаю, что должен лечь в девять, в полдесятого, но не получается...», «Знаю, что должен гулять, но некогда». Эти отговорки типичны.

Еще труднее убедить родителей в том, что многие трудности обучения и ухудшения здоровья связаны именно с нарушениями режима дня, а режим дня - это не просто распорядок дня, «когда вставать, когда ложиться спать», придуман он не для того, чтобы создавать дополнительные сложности, а основан на закономерностях динамики работоспособности ребенка.

Приготовление домашних заданий - вот что чаще всего родители считают самым сложным на первом году обучения. Не секрет, что даже официальное отсутствие домашних заданий вовсе не означает, что ничего на дом не задается. Очень часто их выполнение затягивается на час, а то и на два. Прежде всего потому, что не сформированы навыки самостоятельной работы, и еще потому, что родители требуют многократного переписывания работ с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность работы у младших школьников примерно 30 мин. (у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться (15-минутные паузы совершенно необходимы для сохранения работоспособности).

Психологи рекомендуют с первого же дня в школе поставить дело так, чтобы ответственность за выполнение домашних заданий лежала исключительно на самом ребенке. Не советуют они и «сидеть над душой», делать уроки вместе, устраивать скандалы из-за несделанных или небрежно сделанных уроков. Стоит только начать сидеть за уроками вместе, вся ответственность ляжет на ваши плечи. Ребенок будет ждать вас после работы, будет бояться сделать ошибку, не захочет думать сам. И в этом не будет его вины - ведь вы приучили его так работать. Изменить же все это тогда, когда вам это надоест или вы вдруг захотите, чтобы ребенок стал самостоятельным, просто не удастся. И еще вы должны помнить, что основная функция домашних заданий - дать ребенку опыт самостоятельной работы. Это вовсе не означает, что не нужно помогать ему, если такая помощь требуется, но сначала ребенок должен сам попробовать сделать работу, и только если это не удастся, попросить вас помочь. Ваша прямая помощь, надзирательство только убедят ребенка в собственной беспомощности.

Как правильно организовать приготовление уроков?

. За уроки не следует садиться сразу же после школы, лучше пообедать, отдохнуть (погулять), дать какое-то время на сборы (раскачку), а уже затем приниматься за уроки.

. Имеет значение и время, когда ребенок садится за уроки. Оптимальным является период с 15 до 17 часов. Если ребенок садится делать уроки, «когда мама приходит с работы» (в 18-19 часов), то такая работа малоэффективна и очень утомительна, т.к. это время резкого снижения работоспособности. Вот и сидит ребенок, мучается вместе с мамой. Лучшее время для приготовления уроков - в 15-16 часов; через 25-30 минут необходимы перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).

Начинать приготовление уроков нужно с менее сложного (помните о периоде врабатывания), затем переходить к наиболее сложному.

Необходимо, чтобы в режиме дня ребенка было время на отдых, занятия по интересам, на чтение, на просмотр телепередач. В каждой семье родители, безусловно, понимают, что ребенок должен отдыхать от школы, от учебных занятий. Но как правильно организовать отдых? Конечно, необходимо погулять, поиграть, но на практике оказывается, что большинство детей проводят свой отдых у телевизора и в будни, и в выходные. Опросы родителей и беседы с детьми показывают, что 2-3 часа в день (сериалы, мультики), проведенные ребенком у телевизора, - обычная ситуация. Совсем не редкость, когда в выходные дни ребенку в качестве награды разрешают посмотреть вечером фильм, попозже лечь спать. После подобных развлечений (особенно фильмов «ужасов») ребенок, как правило, перевозбуждается, долго не может уснуть: страшно ему, он перебирает в уме разные эпизоды, а ночью такое снится, что он с криком просыпается весь в поту и долго не может успокоиться. Казалось бы, всем давно это известно, но тем не менее в классе наутро выясняется (дети с гордостью рассказывают), что более половины детей накануне вечером допоздна смотрели фильм про войну или какие-нибудь ужасы. Хорошо, если ребенок здоровый, с крепкой нервной системой (увы, это бывает в настоящее время чрезвычайно редко), а если он нервный, возбудимый? Тут уже дело, как правило, заканчивается ухудшением его состояния, и родители с тревогой отмечают, что малыш кричит во сне, боится темноты, начал мочиться в постель, они ищут причины, но не замечают своих промахов.

Лучше, если ребенок не будет сидеть у телевизора больше 20-30 минут в день (максимум 1 час), не забывайте при этом проследить, чтобы он сидел не ближе, чем за 2-3 м до экрана. В комнате, где включен телевизор, не выключайте свет, при этом лампа должна находиться за спиной ребенка. Необходимо отрегулировать контрастность, чтобы она не была очень резкой - это вызывает сильное утомление глаз.

Хороший сон - основа хорошего самочувствия, устойчивой работоспособности, здоровья. И действительно, по состоянию своего ребенка вы сразу можете определить, хорошо или плохо он спал, выспался или нет.

У ребенка должна выработаться стойкая привычка всегда ложиться в одно и то же время. Тогда организм к определенному времени будет уже «настраиваться» на сон, и процесс засыпания пройдет быстрее. Но нередко родители позволяют ему лечь спать «попозже». Или наоборот, «Ах, ты этого не сделал (разные варианты: получил плохую отметку, замечание, баловался и т.д.) - иди немедленно в кровать». И у ребенка закрепляется: спать - наказание.

Итак, рациональный режим, хорошо организованная двигательная активность способствуют более эффективной адаптации к учебным нагрузкам, помогают снять утомление и напряжение, повысить работоспособность и, главное, снять дополнительные школьные проблемы.

Родители могут помочь детям также преодолеть трудности, возникающие у ребенка при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Почти половина сегодняшних первоклассников приходит в школу с несформированными до конца предпочтениями ведущей руки.

Для определения ведущей руки можно использовать специальные игровые задания. Часть из них - бытовые, часто используемые - дети выполняют обеими руками, поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Это позволяет более точно выделить ведущую руку.

Первое задание - рисование. Перед малышом кладут лист бумаги и карандаш (фломастер) и предлагают ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не нужно торопить его. После того как ребенок закончит рисунок, его просят нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Можно успокоить малыша: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся», подбодрить, сказать, что он делает все правильно. В этом задании учитывается не только то, какой рукой ребенок работает, но и то, в каком случае качество выполнения рисунка лучше - более ровные и четкие штрихи, ровные углы, правильное соотношение элементов.

Пока ребенок рисует, взрослый обращает внимание на то, как кроха держит ручку или карандаш (правильно, удобно, или нет), сильно ли напряжен, правильно ли сидит.

Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробок». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третье задание «Построй домик из спичек (палочек)». Ведущая рука та, которая используется более активно.

Четвертое задание «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (например, теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком. Задание: взять мяч, бросить взрослому, затем подкинуть и поймать его несколько раз.

Пятое задание - вырезать ножницами по контуру рисунок из любой открытки (цветок, зайчика, узор.). Ведущей считается более активная рука, причем это не обязательно та рука, в которой малыш держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку он будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вырезание может быть очень трудным и неинформативным в тех случаях, когда размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10-15 штук) малыш должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать их по одной.

Шестое задание - нанизывание бисера (или пуговиц) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.

Седьмое задание - выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек). Малышу предлагают открыть 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Внимание! Ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание - развязывание узелков. Заранее нужно неплотно завязать несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которой ребенок развязывает узел (другая держит узел). В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков - процесс довольно сложный, и ребенок использует обе руки. Можно использовать иной вариант - составление цепочки из скрепок. Как правило, малыш в одной руке держит скрепку, а ведущей пытается присоединить вторую.

Девятое задание игра «Построй из кубиков дом». Ведущей рукой ребенок чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали. При складывании кубиков тоже чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно предложить конструктор, мозаику.

И последнее, что необходимо будет учитывать при выявлении ведущей руки - данные о семейном левшестве.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в протокол (Приложение).

При выраженном предпочтении левой руки знак плюс (+) ставится в столбец «левой рукой», при предпочтении правой - в столбец «правой рукой». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, плюс ставится в столбец «обеими руками». Если в семье есть леворукие родители, браться, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в столбец «левой рукой», если нет - в столбец «правой рукой». Если получается больше семи плюсов (70% заданий) в столбце «левой рукой», то ребенок, скорее всего, леворук ( Приложение).

Анализируя то, как ребенок их выполняет, вы можете отметить следующее:

. Ребенок хорошо выполняет левой рукой графические задания (рисует линии, геометрические фигуры, срисовывает сложные рисунки) и преимущественно бытовые и редко встречающиеся действия - значит, ваш ребенок леворук, поэтому ручку для письма ему надо дать только в левую руку и следить, чтобы он не перекладывал ее в правую.

. Ребенок хорошо выполняет все графические действия левой рукой, а бытовые - правой. Такой вариант называется "графический левша" и "бытовой правша". В этом случае ручка дается ребенку опять же только в левую руку.

. Ребенок хорошо выполняет все графические действия правой рукой, а бытовые - левой, то есть он "графический правша" и "бытовой левша". В этом случае надо дать ребенку ручку в правую руку. В зависимости от того, в какую руку мы даем ребенку ручку, надо научить его правильно ее держать, соответствующим образом сидеть за столом при письме, обеспечить необходимую освещенность рабочего места.

Левши составляют «около 70% детей с трудностями школьного обучения». Разбираются трудности, преодолеваемые леворукими детьми в ходе обучения письму правой рукой. Леворукий мальчик, насильственно обученный письму правой рукой, путал различные буквы и знаки, пропускал их, писал зеркально, недописывал фразы и слова; писал неряшливо. Из-за частых неудовлетворительных оценок сформировалось негативное отношение к школе, педагогам. Он обладал широким кругозором, легко и быстро находил общие признаки предметов и явлений, моментально схватывал «гештальт» и успешно переносил найденные способы решения на сходные задания. Не укладывался в отведенные лимиты времени, делал все очень медленно и неуверенно. Трудными были переключение внимания с одной цифры на другую, одновременные зрительный анализ и выполнение необходимых движений, сопоставление полученного результата и заданного образца. Картина резко изменилась, когда мальчика попросили выполнить задания левой рукой. Испытывал чисто двигательные трудности, недостаточно владея навыками письма левой рукой, но очень быстро проводил зрительный анализ; сократилось время ориентировочных реакций.

Основываясь на результатах исследований межполушарного взаимодействия и изучения высших психических функций у леворуких и праворуких детей, можно утверждать:

Существует более успешное выполнение зрительно-пространственных тестов леворукими испытуемыми, что обусловлено доминантностью правого полушария.

Среди музыкально и художественно одаренных детей больший процент леворуких, чем среди их сверстников, не проявивших себя в этих видах деятельности.

Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит взрослый, что он делает, что говорит.

Не следует фиксировать внимание ребенка на том, что у него пытаются что-то определить. Лучше сказать «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».

Взрослый обязательно должен сидеть за столом напротив ребенка.

Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед малышом строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Хорошо, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и прочий материал для тестирования будет разложен рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел и не отвлекался.

Хотя конечно эти тесты дают вероятность не более 85%. Обычно у детей доминирующая рука окончательно определяется в течение первых 5 лет. Зачастую даже у явных левшей или правшей до 4-5 лет периодически меняется основная рука. Но бывают случаи, когда ярко выраженный левша, после того как доминирующая рука уже определилась, вдруг непроизвольно меняет основную руку. Как правило, это происходит под воздействием сильного стресса.

Тому же, как лучше учить математике, учитывая мозговую организацию познавательных процессов каждого ученика, посвящен весь цикл статей. Эти методы и приемы обучения, часто известные, помогли многим ребятам справиться со своими затруднениями и даже полюбить математику. Может быть, они придутся по душе и вам. И надо признать, что есть учителя, успешно обучающие учащихся с различными психофизиологическими возможностями. Их работа адаптирована ко всем стилям обучения, задания разноплановы, а созданная учебная ситуация стимулирует деятельность то одной, то другой части класса, что не может не сказаться на успешности каждого ученика. Поэтому использование разнообразных методов обучения только обогащает работу учителя.

Для обучения учащихся с ведущим правым полушарием не подходит сухое абстрактное последовательное изложение материала с неоднократным повторением. Их память непроизвольна и лучше запомнит яркий образ. Мышление эмоционально и интуитивно, поэтому для постоянного участия в уроке требуется создание проблемной ситуации. Объяснение нового теоретического материала лучше проводить на практических заданиях, активно используя интонационные возможности речи и сопровождая зрительным подкреплением. Поскольку чтение правил в учебнике по сути ближе к изучению научного текста, то и воспринимается оно правым полушарием намного хуже художественного произведения, а следовательно, и работе с учебником надо учить специально, равно как и пониманию условия задачи. Чтение задач часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок всегда идет от целого к частному, поэтому, вчитавшись в условие, он сначала должен представить ситуацию, а затем, последовательно выделив все числовые данные и зависимости между ними, решать эту конкретную задачу. Правополушарному школьнику намного легче справляться с вычислением значений выражений и решением уравнений, если это будут не отвлеченные номера в учебнике, а задания, например, по расшифровке загадок. И хотя традиционно считается, что геометрия осваивается правополушарными учениками лучше, чем алгебра, но левшам, прежде чем им начнет нравиться эта наука, предстоит преодолеть пространственные трудности.

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие).

В заключение хочется заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути. Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей, а по телевидению этим летом активно поздравляли всех телезрителей с Международным днем левшей, который празднуется 12 августа.

Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму, чтению, математике. Однако с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения леворуких детей письму.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. ...

Психологические особенности обучения леворуких детей.

Люди с преимущественно левыми признаками более эффективно адаптируются к природным факторам среды, а не к социальным условиям, где у них выше вероятность срыва при стрессе по сравнению с другими вариа...

Особенности обучения леворуких детей

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно поэтому так волнуются...

Особенности обучения леворуких детей в начальной школе

Особенности обучения леворуких детей        Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть  человечества – пр...

Особенности обучения леворуких детей письму

Особенности обучения леворуких детей письму...

"Особенности обучения леворуких детей".

Особенности обучения леворуких детей....