Родительское собрание на тему:"Ребенок и деньги"
методическая разработка (3 класс) на тему

Бондаренко Ирина Васильевна

Интерес к деньгам - естественный этап развития современного ребенка, который уже в три-четыре года понимает значение денег, как мерила стоимости товаров и услуг. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать главное место в жизни не только взрослых людей, но, увы, и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobanie.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:


  Интерес к деньгам - естественный этап развития современного ребенка, который уже в три-четыре года понимает значение денег, как мерила стоимости товаров и услуг. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать главное место в жизни не только взрослых людей, но, увы, и детей.

Мы теряемся в целом море вопросов: «Как поставить пределы требованиям нашего ребенка?», «Как вести себя, когда он что-нибудь просит купить?», «Нужно ли давать ему деньги, нечто вроде стипендии?», «С какого возраста снабжать ребенка деньгами?», «Сколько их давать?», «Как воспитать в нем бережливость?» и т. д.

Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии.

Одно из крайних мнений - ребенку деньги не нужны, другое, столь же категоричное, - деньги нужно давать по первому требованию, независимо от планов родителей.

Давайте попробуем вместе с Вами разобраться в этих вопросах. Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том, как воспитывают детей богатые американцы. Папа миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры или даже газетами торгует, зарабатывая себе на каникулы. И это не жестокость и не редкая жадность, а норма жизни. На Западе деньги — воспитательное средство. Деньги обладают таинственным обучающим потенциалом, Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не делать накопление денег смыслом всей жизни и не совершать ради них безумные поступки.

 В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили о том, что деньги — зло. А самое печальное — то, что люди, считающие деньги способными сделать всё, сами готовы всё сделать за деньги.

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. А как считаете вы?

Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.

Как быть неработающему ребенку? Выход один – у ребёнка должен быть доход, пусть даже созданный взрослыми искусственно.

Капитал каждого юного магната стоит на трех китах: деньги подаренные, карманные и заработанные.

Какой?

1. Регулярно выдаваемые карманные деньги.

2. Заработанные деньги.

3. Денежные подарки.

Карманные деньги.

Вопрос для обсуждения: Нужны ли ребёнку деньги на карманные расходы?

Даете ли вы своим детям карманные деньги? Необходимо ли это?

Вы (родители) должны понимать, что карманные деньги – не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель – научить ребёнка обращаться с деньгами и правильно их тратить. Когда вы принимаете решение обеспечивать своего отпрыска карманными деньгами, обязательно нужно побеседовать с ним о том, что ему нужно быть внимательным, аккуратным и ответственным. Нельзя оставлять деньги без присмотра. Надо с самого начала объяснить, что нельзя давать деньги в долг или занимать у других детей. Ещё одно «нельзя»: никогда не играть на деньги. Наличие у ребёнка карманных денег создаёт для него возможность самостоятельно принимать решения о необходимости той или иной покупки. Начиная со второго класса целесообразно делать закупку школьных принадлежностей совместно с ребёнком. Научите ребёнка не выбирать для покупки самые дешёвые или очень дорогие товары. Объясните, что совсем дешёвые вещи, как правило, плохого качества и быстро сломаются. А очень дорогие покупать неразумно, потому что жизнь письменных принадлежностей в руках даже очень бережливого ребёнка недолговечна

Многих родителей интересует вопрос, «С какого возраста начинать давать деньги ребёнку?». Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребёнок пошел в школу (6 – 7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

Сколько выдавать? Сумма зависит, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребёнка. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребёнок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления.

Как часто давать деньги? Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Если ребёнку младшего школьного возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Они потратят сумму впервые же несколько дней, так как младшие школьники категорически, что не умеют делать - это планировать. Детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц – это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».

Как контролировать? Если вы жестоко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребёнка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда или домашней техники. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним.

А скажите, пожалуйста, стоит ли лишать детей карманных денег за проступки?

На первый взгляд, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан. Можно ограничить выдаваемые карманные средства, но полностью лишать виновника денег, возможно, не лучшее решение. Во-первых, есть вероятность того, что ребенок просто разозлится на вас. Во-вторых, он может начать брать деньги в долг у одноклассников, или, упаси Бог, попробует стащить деньги из вашего кошелька.

Помните, что карманные деньги, не подлежат отчетности и не могут быть изъяты в наказание, ни восполнены в случае утери или нерационального расходования. Часто родители волнуются, что дети потратят карманные деньги на что – то запретное. Это вряд ли случится, если у вас доверительные отношения и нормальный климат в семье.

Многие родители полагают, что деньги могут стать хорошим поощрением и мощным стимулятором для обеспечения определенных успехов на школьном поприще. Чаще всего этот метод используется в качестве «пряника» за отличную работу. При таком подходе есть ряд положительных и отрицательных моментов.

К положительным относятся следующие:

1.У ребёнка повышается внимательность на уроке, а также формальный интерес к учебному процессу.

2. Дети стремятся меньше прогуливать, а то и не прогуливать совсем.

3.Ребенок приходит к выводу, что любая работа должна оплачиваться, следовательно, хорошая работа оплачивается вдвойне. Таким образом, ученик стремится выполнить свою работу как можно лучше, учится отвечать за самого себя.

К отрицательным моментам можно отнести следующие:

1.Несмотря на повышенное внимание и «тягу» к получению знаний, ребёнок становится озабоченным исключительно проблемой получения денег.

2.У ребёнка пропадает интерес к самому учебному процессу, он становится заинтересованным лишь в конечном результате – в полученной на уроке оценке и, следовательно, сумме.

Заработанные деньги.

Даже дошкольник при наличии определенных личностных данных и мотивации может заработать деньги самостоятельно, например, ребёнок помог бабушке собрать 3 литра малины на даче - это для младшего школьника настоящий трудовой подвиг, за который можно вознаградить. Спокойно обсудите этот вопрос, распознавайте и отсеивайте сомнительные предложения и аккуратно “подсуньте” стоящие. Но! Окончательную точку в выборе должен поставить сам ребенок.

А вот что касается оплаты детских услуг дома, то здесь и сторонники, и противники оплаты за хорошую учебу сходятся в едином мнении – лучше не надо. Например, если ребёнок вел себя хорошо, помыл посуду, убрал свои игрушки, пропылесосил квартиру, сходил в магазин – не давайте ему за это деньги. Работа внутри семьи – это душевный долг каждого ее члена, благодаря которому семья сохраняет сама себя, в том числе свой экономический успех.

Если вы платите за выполнение домашней работы. У ребёнка сотрётся грань между домашними обязанностями и вымогательством. Заплатите ребёнку один раз, и вы вряд ли дождётесь от ребёнка добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вашего самочувствия и вида домашней работы. При этом своё возмущение вы можете направить только себе – это плоды вашего же воспитания.

Не каждому родителю понравится идея платить ребенку за то, чтобы он хорошо учился или помогал по дому. Как вы относитесь к данному вопросу?

На самом деле материальные вознаграждения могут быть так же полезны для детей, как и для взрослых. Самое главное – поощрять своих детей правильно.

Кроме того, у денежных поощрений есть и еще один скрытый плюс: под вашим чутким руководством ребенок учится распоряжаться заработанными средствами. Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, запомните несколько важных правил.

Заранее и четко обговорите, сколько денег и за что вы готовы дать ребенку, чтобы он не чувствовал себя обманутым. Не торгуйтесь и не хитрите. Платите только тогда, когда работа будет выполнена, и выполнена хорошо.

Денежное поощрение обязательно должно сопровождаться похвалой родителей.

Не платите ребенку за то, чтобы он чего-то не делал.

Если вы даете ребенку деньги, не диктуйте, на что их тратить, но ненавязчиво советуйте, как разумно ими распорядиться. И не расстраивайтесь, если ребенок не всегда к вам прислушивается. В конце концов, он честно заработал свое денежное вознаграждение.

ПОМНИТЬ. Заработанные деньги ребенок имеет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороженое – это добрый знак. Можно заранее рассказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.

Денежные подарки.

Большинство российских психологов считают, что дарить деньги ребенку до 14-16 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта может быть переведено так: “У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что ты хочешь. Давай-ка ноги в руки и сам”.

Ребенок не должен тратить подаренные деньги как попало. Договоритесь, что он выдвигает предложение, а решение принимаете вместе на семейном совете.

Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком и просто спокойно поговорите: как он распорядится деньгами – проест на мороженое или купит что-то стоящее?! Можно напомнить ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».

Хуже всего ситуация, когда родители, щедро финансируя ребёнка, пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним. Очень часто самостоятельные родители изливают свою свободу к ребёнку через определенные денежные суммы, считая, что свою заботу и любовь они могут этим заменить. У них абсолютно нет времени на общение с ребёнком, и данный недостаток они компенсируют деньгами. Они платят детям, за какие- либо домашние дела, за примерное поведение, просто выделяют определенную сумму, совершенно не понимая, что ребёнку в жизни нужно совершенно другое.

Вопрос для обсуждения: Нужно ли ребёнка знакомить с семейным бюджетом? ( Выслушиваются мнения родителей).

Мнение психолога: К окончанию начальной школы ребёнок должен иметь представление о семейном бюджете в целом

Деньги – это серьезно. Ребёнок должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, а хороший опыт дети могут получить от:

1. Участия в планировании бюджета.

Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку все деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц. Если ребёнок попросит купить очень дорогую вещь, можно попробовать дать ему представление о долге, о том, что любой долг надо возвращать.

2. Походы в магазин.

Для младших школьников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки:

- самостоятельность;

- самоконтроль;

- внимательность;

- навыки счета.

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.Финансовое образование детей, пусть даже не специальное - это важный для будущего преуспевания процесс, который нельзя игнорировать. Если родители забывают об этом, возникают негативные следствия – патологическая жадность, неумение удерживать деньги вообще, склонность к паразитической жизни.

.

Рекомендации:

«Как и за что давать ребёнку деньги?»

  • Ярко выраженная потребность вашего любимого чада иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным.
  • Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег.
  • Отказываясь, что – либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желанную ему вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите;
  • Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный;
  • Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь вдруг передумал её покупать, и решил потратить деньги на что – то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.
  • С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать ему тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что- то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».
  • В семьях с высоким уровнем доверия обычно:

- не бывает домашних краж или они случаются крайне редко;

- дети сами рассказывают, на что они потратили или собираются тратить деньги;

- дети открыто высказывают свои потребности в деньгах;

- дети не склонны скрывать свои дополнительные источники дохода.

Итак, уважаемые родители, деньги для детей - хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью.

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕБЕНОК И ДЕНЬГИ» ( Журнал НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА(№9 2011)

Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой?

Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.

1. Если ребенок просит меня купить что-то недорогое, я покупаю:

Всегда – 3 балла.

Иногда – 2 балла.

Только если он этого заслуживает – 1 балл.

2. Я хочу, чтобы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если ее

одноклассница ходит в новом дорогом платье, я в лепешку расшибусь, но куплю такое же.

Обязательно – 3 балла.

Подумаю, могу ли себе позволить такую покупку – 2 балла.

Обойдется – 1 балл.

3. Дочь однажды заявляет маме: «Себе ты купила босоножки за две тысячи, а

мне всего за пятьсот рублей!»

Конечно, мама не права – 3 балла.

Если мама хочет, она может покупать себе любые вещи, главное, чтобы семья тоже не страдала – 2 балла.

Какая негодяйка, да как она смеет так говорить? – 1 балл.

4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по-

прежнему обходится без компьютера.

Родители – жадюги. Мальчику нужно играться столько, сколько он захочет, – 3 балла.

Если семье нужен большой холодильник, то парень должен это понять – 2 балла.

Вот пойдёт работать и пусть покупает себе хоть «Мерседес» – 1 балл.

5. Карманные деньги детям необходимы:

Всегда – 3 балла.

Если они не могут зарабатывать сами – 2 балла.

Обойдутся! Все, что им нужно, купят родители. С голоду не помрут! – 1 балл.

6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу:

Всегда – 3 балла.

Не балую, в день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время – пусть заслужит – 2 балла.

Сыт, обут, одет. Остальное – мелочи – 1 балл.

Итак, вы набрали...

От 13 до 18 очков. Осторожней! Вы в конец забаловали свое дитя! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки. Он не смеет в это влезать, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.

От 7 до 12 очков. Золотая середина. Вроде все по делу, ваш ребенок не

избалован, но и не обделен вниманием и заботой. Продолжайте в том же духе!

От 1 до 6 очков. Ну, вы перебарщиваете! Строгость строгостью, но держать ребенка «в черном теле» не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов да и просто вырасти очень жадным и злым человеком. Помните, что доброта и ласка, проявленные в том числе и в подарках, – прекрасный воспитательный прием. Нужно только следить за тем, чтобы этот прием применялся вовремя.

Что же нужно Вашим детям для счастья? Банально и просто – любящая семья с родителями, братьями и сестрами. А вот говорить детям: “Зачем давать тебе больше денег, если ты от этого не станешь счастливее?” не следует. Они не только не поверят, но обидятся, пожалуй.

Литература

1. Журнал «Начальная школа». – 2011. - № 9.

2. Мельникова В.В. Дети и деньги: Практические советы родителям. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Дети и деньги"

Подобранный материал попожет осветить актуальный в наше время вопрос "Можно ли давать ребёнку деньги и если да, то сколько?"...

Родительское собрание на тему:" Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому."

Материал используется на родительском собрании по теме:" Роль семьи в формировании личности ребенка"...

Родительское собрание на тему: "Дети и деньги. Навыки обращения с деньгами"

Материал представляет собой конспект родительского собрания на тему "Дети и деньги. Навыки обращения с деньгами", в котором представлена полезная информация родителям по проблеме "Дети и деньги", наме...

Родительское собрание на тему «Ребенок и компьютер»

Родительское собрание на тему «Ребенок и компьютер»...

Родительское собрание на тему "Дети и деньги"

Чтобы дети  выросли успешными и самостоятельными, нужно закладывать основы финансовой грамотности с ранних лет....

Презентация "Родительское собрание на тему "Ребенок может , но не хочет учиться"

Презентация к родительскому собранию по теме "Ребенок может ,но не хочет учиться". К данной презентации можно подобрать материал к каждому слайду по своему усмотрению....