Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
материал на тему

Кондякова Татьяна Анатольевна

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art_gimnastika.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Составил учитель-логопед Кондякова Т.А 

Рекомендации по выполнению  артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Для того чтобы произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]) язык и губы должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика позволяет выработать положение органов речевого аппарата  (языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти), необходимое для овладения правильным звукопроизношением.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений:

статические -  связанные с удержанием определённой артикуляционной позы;

динамические – требующие многократного повторения одного  и того же вида движений.

Статические артикуляционные упражнения следует выполнять чётко и медленно по 1-5 раз в зависимости от конкретного задания.

Динамические упражнения ребёнок должен повторять несколько раз подряд вслед за взрослым по подражанию или под счёт. Темп выполнения динамических упражнений должен быть спокойным, так как ускоренный темп снижает качество  их выполнения. Динамические артикуляционные упражнения очень важны в логопедической работе, так как они вырабатывают навык быстрого перехода от одной артикуляционной         позы к другой, развивая тем самым такой важный показатель артикуляционной моторики, как переключаемость. Без этого умения невозможно проговаривать слова, состоящие из нескольких разных по структуре слогов.

Артикуляционная гимнастика необходима детям:

  • со сложными нарушениями звукопроизношения;
  • с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 2-3 раза в день в течение 5-10 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. Чтобы артикуляционная гимнастика была эффективной и принесла желаемый результат  её необходимо делать правильно.  

  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  • Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новое упражнение, лучше отрабатывать старый материал.
  • Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • При выполнении  артикуляционной гимнастики ребёнок должен находиться перед зеркалом,  чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
  • Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп можно увеличить, но при этом следить за тем, чтобы всё выполнялось точно и плавно, иначе занятие не имеет смысла.  
  • Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  • Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
  • В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если ребёнок научился выполнять  все движения точно, плавно непринуждённо, то артикуляционная гимнастика достигла своей цели, следовательно, нормализуется и речь. Следует помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

       Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть её приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке Ц кончик упирается в нижние зубы, спинка резко поднимается к нёбу и так же резко опускается); губы растянуты в улыбке, зубы сближены (находятся на расстоянии 1 мм), воздушная  струя идёт посередине языка (струя сильная). При выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

ЗАБОРЧИК (УЛЫБКА)

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

ХОБОТОК (ТРУБОЧКА)

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. Если ребёнок не умеет вытягивать губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты, находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ, и взять её губами.

ЗАГОНИ МЯЧ В ВОРОТА

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК

(ПОКУСАЕМ ЯЗЫК)

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Движения языка могут быть и такие: покусать кончик языка; покусать середину языка; покусать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку в выполнении упражнения. Следить, чтобы ребёнок не подворачивал нижнюю губу внутрь, на нижние зубы; язык широкий, губы растянуты в улыбке. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.

НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК

(ШЛЁПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ)

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуется поэтапно выполнять упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.  Следить, чтобы ребёнок не заворачивал нижнюю губу внутрь и не натягивал на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касались уголков рта.

КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА

Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10-15 раз. Выполнение этого упражнения осложняется тем, что рот почти закрыт и ребёнок не может зрительно контролировать себя. Для этого необходимо показать ребёнку, какую часть языка нужно покусать.

ЛОПАТОЧКА (БЛИНЧИК)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывать далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны  касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык ".

ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть посередине языка. Следить, чтобы губы были растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивалась внутрь; боковые края языка касались уголков рта; язык не сжимать зубами; воздушная струя идёт спокойно.

ГОРКА (МОСТИК)

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» - и язык примет нужное для «горки» положение.

КОШЕЧКА (КИСКА СЕРДИТСЯ)

Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКИ

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздушная струя должна быть холодной.

МОСТИК ПОСТРОИМ – МОСТИК РАЗРУШИМ

Улыбнуться, установить кончик языка за нижними зубами, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»), затем расслабить его («Мостик разрушим»). Удерживать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд. Следить, чтобы губы были растянуты в улыбке; кончик языка постоянно находился за нижними зубами и не отодвигался назад при расслаблении языка; язык не «выкатывался» вперёд.

ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы губы были неподвижны, растянуты в улыбке; двигая кончиком языка из стороны в сторону, он постоянно  находился у дёсен.

КАТУШКА

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирать вглубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. Следить, чтобы кончик языка постоянно оставался у нижних зубов.

ЖУЁМ БЛИНЧИК

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язык за нижними зубами, потом выдвинуть его чуть вперёд и покусать свёрнутый язык 10-15 раз. Следить, чтобы при выполнении кончик языка находился за нижними зубами.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка:
широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твёрдым нёбом (при Ч - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперёд и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идёт посередине языка. При выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

ЧАШЕЧКА

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Следить, чтобы края языка и кончик поднимались вверх, к верхним зубам. Удерживать в таком положении 5-10 и более секунд.  

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Улыбнуться, открыть рот и широким языком в форме чашечки облизать  верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной.

СТУПЕНЬКИ

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 5-10 и более секунд. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижная. Необходимо сохранять «чашечку» и плавно переводить язык из одной позиции в другую.

ФОКУС

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. На кончик носа приклеить бумажную полоску (1см×5см) и сдуть её – она летит вверх. Чтобы приклеить полоску к носу, её нужно слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка). Следить, чтобы зубы не «подсаживали» язык вверх, не сжимать язык зубами, выдох должен быть плавный и длительный.

НЕ РАЗБЕЙ ЧАШЕЧКУ

Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки». Следить, чтобы двигался только язык, губы остаются неподвижными.

ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Следить, чтобы при выполнении упражнения были видны верхние и нижние зубы, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

МАЛЯР

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ

Для произношения сонорных звуков [Л], [Л’] требуются сложные и тонкие движения языка: кончик языка (поднимается и упирается в верхние резцы или в дёсна), передняя и средняя часть спинки языка опущены (между ними и коренными зубами образуется щель, через которые выходит воздушная струя), задняя часть спинки (поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад); губы раскрыты; зубы разомкнуты, воздушная струя выходит по боковым краям языка. При выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

ИГОЛОЧКА

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы язык не лежал на губе, а выдвигался вперёд.

МАЯТНИК (ЧАСИКИ)

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделывать упражнение 10-15 раз.  Следить, чтобы двигался только язык – нижняя челюсть неподвижна; язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного укола рта к другому.

ЗМЕЙКА

Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»). Следить, чтобы язык не касался нижней губы, а выдвигался вперёд.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ПРИКЛЕЙ КОНФЕТУ

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна; рот открыть не шире, чем на 1,5-2 см. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). Выполнять упражнение следует  в медленном темпе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ИНДЮК

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губ, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл» (так «болбочет» индюк). Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась, кончик языка должен постоянно загибаться кверху.

КАЧЕЛИ

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Движения языка могут быть и такие: широкий язык поднимать к верхней губе, затем опускать к нижней губе; широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

ПАРОХОД

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: ы-ы-ы-ы («пароход гудит»). Следует обратить внимание: тёплый воздух выходил по бокам; если при пропевании звука «ы» получается мягкий звук [л’], попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р, РЬ

Для произнесения сонорных звуков [Р], [Р’] требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка (поднимается к основаниям верхних зубов, он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе), передняя часть спинки (прогибается), задняя часть языка (отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу), боковые края (прижаты к верхним коренным зубам); губы разомкнуты; зубы находятся на расстоянии 4-5 мм. Воздушная струя проходит посередине языка. При выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

ЧАШЕЧКА

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Следить, чтобы края языка и кончик поднимались вверх, к верхним зубам. Удерживать в таком положении 5-10 и более секунд.  

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки (широкий) облизать  губу, делая движения сверху вниз. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной.

СТУПЕНЬКИ

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 5-10 и более секунд. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижная. Необходимо сохранять «чашечку» и плавно переводить язык из одной позиции в другую.

ТЁПЛЫЙ ВЕТЕРОК

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить широкий передний край языка за верхние зубы и образовать щель с альвеолами (с десной), боковые края прижать к коренным зубам. Затем плавно подуть на тыльную сторону руки, которая находится у подбородка. Рука должна ощутить тёплую воздушную струю. Следить, чтобы зубы не «подсаживали» язык вверх, не сжимать язык зубами, выдох должен быть плавный и длительный.

БАРАБАНЩИК (ДЯТЕЛ)

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д», темп убыстряется постепенно. Движения языка могут быть и такие: стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося «дын-дын-дын» («звоночек»); стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»); многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

КОМАРИК

Улыбнуться, открыть рот, поднять широкий язык к верхним передним зубам и упереть его в альвеолы (в десну). Произнести «ДЗЗЗ», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-20 секунд, энергично нажимать языком на альвеолы. Должно  получиться «ДРРРР».

ЛОШАДКА

Улыбнуться, открыть рот и широким  кончиком языка пощёлкать («лошадка цокает копытами»). Упражнение сначала выполняется в медленном  темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не двигалась, работал только язык.

ГРИБОК

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка грибка»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одно половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот следует открыть шире.

ГАРМОШКА

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

КУЧЕР

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у». Если положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воробьёва Т.А., Крупенчук  О.И.  Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2009.
  2. Новиковская О.А. Весёлая зарядка для языка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат; Спб.: Сова, 2010.
  3. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика...

Рекомендации для родителей. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...

Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»

Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

Организация проведения артикуляционной гимнастики. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи....

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

В данной памятки  указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....