РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
консультация (4 класс) на тему

Кострова Екатерина Владимировна

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА

 И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»

                                                                               

Тот человек, которого ты любишь во мне,                                                                                                                                                                                                           конечно, лучше меня: я не такой.

  Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя

М.М.Пришвин

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА

 И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»

                                                                               

Тот человек, которого ты любишь во мне,                                                                                                                                                                                                           конечно, лучше меня: я не такой.

  Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя

М.М.Пришвин

Задачи:

  • Определить значение ответственности, самооценки, самоконтроля для детей.
  • Дать советы, как помочь детям их сформировать.

Ход собрания

1.      Вступительное слово

Добрый вечер, уважаемые родители! 4 класс является завершающим этапом обучения в начальной школе. Впереди – переход ваших детей на новую ступень образования – в среднее звено. Это важный момент в жизни каждого ученика. Во многом успешность адаптации ребенка в 5 классе зависит в первую очередь от его умения организовать свою учебную деятельность.

Сегодня я хочу поговорить с вами именно о качествах личности: ответственности и самостоятельности.

Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, что он был самостоятельным, понимал, что у него есть определенные обязанности в школе, дома.

Сегодня мы поговорим о том, что значит быть ответственным и как можно способствовать  развитию ответственности в детях.

Ответственность - прекрасное качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, и его родителям. Сложность в том, что оно не передается на генетическом уровне. Ответственность придется воспитывать. Ответственность является  решающим фактором в успешном обучении. Согласитесь, родителям, которым не нужно каждый вечер проверять, все ли учебники сложены в портфель, все ли уроки сделаны, гораздо спокойнее отправлять свое чадо в школу: они могут быть уверены, что ребенок и на уроке не будет отвлекаться, и домашнее задание правильно запишет.

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов, ребенок, вероятно, будет слушаться, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.

Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

2.        Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Условия воспитания ответственности

  • Самоуважение
  • Разумные ограничения
  • Продолжительность и постепенность
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей
  • Учёт особенностей характера
  • Учёт личного опыта

Воспитание ответственности

  • Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. "Помоги мне накрыть стол к чаю", "Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?", "Эту обувь мы помоем вместе..." Посильное дело для малыша всегда найдётся.

  • Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача - убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!)
  • Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность. Не купил хлеба - пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапожки - они остались мокрые и мы не пойдём гулять.
  • Но поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.
  • Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы - "напоминалки". Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.
  • Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький...
  • Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.

  • Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Работа в группах (группа «родителей»)

Ситуация.

        На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоём ругать своего сына.

Разбор ситуации с позиции родителей и детей.

Вывод: прежде, чем научить своего ребенка принимать серьезные и ответственные решения, отвечать за свои действия, заботиться о близких, родители должны научиться все это делать сами, должны проникнуться чувством ответственности.

         Научите вашего ребенка заботиться о других людях. Он поймет, что забота о близких людях необходима, что она может приносить радость и ему, если у них все в порядке.

3.          Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

        На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности ("Я большой", "Я сильный"), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества.

        В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

        Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.

Для формирования адекватной самооценки у ребенка

Родителям необходимо:

- создавать “ситуацию успеха”;

- возвышать учащихся в их собственных глазах;

- хвалить учащихся даже за небольшой успех.

  1. Самоконтроль - одна из характеристик свободы и ответственности личности. Нет самоконтроля - нет свободы, нет ответственности, нет личности.

Существуют две формы самоконтроля:

  • поведенческий самоконтроль: контроль собственный действий и воздействий,
  • эмоциональный самоконтроль: контроль собственных эмоций и состояний.

  1. Заключение

Дети растут сами. Как цветы. Суетиться, дёргаться, контролировать и конфликтовать—зачем? Создайте благоприятную среду для роста и развития — и это будет самый лучший метод воспитания:

· Не усложняйте себе жизнь.

· Принимайте своего ребёнка таким, каков он есть.

· Живите и радуйтесь вместе с ним.

· Растите своё прекрасное создание, как цветок.

· Растите вместе с ним — как родитель.

· Реже воспитывайте, чаще с ребёнком играйте.

· Играйте в то, что ему полезно и нужно.

        

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям — моим родителям

1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать

всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

2.Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

3.Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

4. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

5.Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».

6. Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

7. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

8. Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.

9. Не забудьте, что я развиваюсь, а значит — экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.

10. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

11. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

12. Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.

13. Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.

14. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

15. Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.

16. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ?» Подготовила педагог-психолог Кострова Екатерина Владимировна

Слайд 2

Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. М.М.Пришвин

Слайд 3

Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Слайд 4

Условия воспитания ответственности Самоуважение Разумные ограничения Продолжительность и постепенность Учет возрастных и индивидуальных особенностей Учет особенностей характера Учет личного опыта

Слайд 5

Воспитание ответственности Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи Не надо торопить, позвольте выполнить ответственные задания в удобном для него темпе Сделайте так, чтобы ребенок на собственном опыте узнал, к чему ведёт безответственность. Поручайте ему посильное дело

Слайд 6

Воспитание ответственности Помните, что дети способны на большее Если ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать Постарайтесь сделать так, чтобы забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями

Слайд 7

?

Слайд 8

Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

Слайд 9

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

Слайд 10

Родителям необходимо: создавать “ситуацию успеха”; возвышать детей в их собственных глазах; хвалить даже за небольшой успех.

Слайд 11

Самоконтроль - одна из характеристик свободы и ответственности личности.

Слайд 12

Самоконтроль включает в себя: поведенческий самоконтроль: контроль собственный действий и воздействий, эмоциональный самоконтроль: контроль собственных эмоций и состояний.

Слайд 13

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — ВАШ РЕБЕНОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей"

План родительского собрания, цель которого: повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.К конспекту в сопровождение предлагается п...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»

Задачи:Определить значение ответственности, самооценки, самоконтроля для детей;Дать советы, как помочь детям их сформировать....

Родительское собрание "Ответственность: как воспитать.

На собрании учитель рассказывает, что такое ответственность детей, как её воспитать, от чего она зависит. А так же родители отвечают на тест и получают результат его....

Родительское собрание "Ответственность"

Материал о том, как нужно воспитывать ответственность у детей....

Родительское собрание "Ответственность"

Как воспитать в детях ответственность...

Родительское собрание №1 Презентация «Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать?»

Данный материал раскрывает перед родителями роль ответственности, самооценки и самоконтроля у младшего школьника, развивает интерес и желание к совместному сотрудничеству «учитель – ученик...