Статья на тему «Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии»
консультация на тему

Манкулиева Диана Рустамовна

«Развитие математических представлений

 ребенка-дошкольника с интеллектуальной

 недостаточностью в гораздо большей

 степени зависит от качества

 педагогических условий,

в которых он обучается, нежели

 математическое развитие его

нормально развивающихся сверстников».

 

Формирование элементарных математических представлений является эффективным средством умственного развития дошкольников, поскольку  в основе овладения  процессами счета,  навыком сравнения множеств, развития умения ориентироваться в числовом ряду от одного до десяти лежат целенаправленные интеллектуальные действия. Задача взрослых – специалистов разного профиля, родителей – помочь ребенку в овладении этими действиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

«Развитие математических представлений

 ребенка-дошкольника с интеллектуальной

 недостаточностью в гораздо большей

 степени зависит от качества

 педагогических условий,

в которых он обучается, нежели

 математическое развитие его

нормально развивающихся сверстников».

Формирование элементарных математических представлений является эффективным средством умственного развития дошкольников, поскольку  в основе овладения  процессами счета,  навыком сравнения множеств, развития умения ориентироваться в числовом ряду от одного до десяти лежат целенаправленные интеллектуальные действия. Задача взрослых – специалистов разного профиля, родителей – помочь ребенку в овладении этими действиями.

С утверждением, вынесенным в эпиграф,  нельзя не согласиться: роль семьи в развитии ребенка в целом, а в формировании элементарных математических представлений в частности, велика. Ведь развитие ребенка не начинается  и не заканчивается только в условиях детского сада, школы и других образовательных учреждений, которые он посещает. Семья – это то место, где закрепляются те знания и умения, которые ребенок получает на занятиях специалистов, в том числе и учителя-дефектолога. Закрепление же возможно только при том  условии, что родители строго будут  следовать рекомендациям специалистов и постараются   создать условия для занятий с ребенком в домашних условиях.

Что же это за особые условия?

Прежде всего, необходимо знать, что  игра –  ведущая деятельность детей дошкольного возраста, которая является самым доступным занятием  для них. Именно игра позволяет детям  более легко овладевать знаниями, закреплять их и затем использовать в своей деятельности. Игра способствует повышению познавательной активности детей, является мощным средством развития мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения. А все это очень важно  для последующего обучения детей в школе. Поэтому закрепление любых знаний должно осуществляться в игровой форме. Кроме того, следует помнить о том, что дети дошкольного возраста чрезвычайно эмоционально заражаемы. Что из этого следует? Можно по-разному предложить ребенку  то или иное занятие. Сравните: «Ваня, хватит смотреть мультики, пойдем позанимаемся». Или: «Ваня, смотри, кого я нашла на твоем столике! Это оловянные солдатики. Что же они тут делают? (приставляете солдатика к своему уху, как будто он вам что-то говорит). Понятно. Ванюш, они хотят, чтобы мы их сосчитали» и тому подобное. При этом фальшь недопустима, так как ребенок сразу ее обнаружит, и тогда интерес к занятию трудно будет возобновить. Заинтересованность родителей должна быть искренней.

 Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительными эмоциями не становятся полезными – это мертвый груз.

Достижению положительного результата в формировании элементарных математических знаний способствует использование сказочных сюжетов, когда  ребенок переносится в мир загадочности и волшебства, становится одним из героев сказочного сюжета, а все задания воспринимает  с большим интересом, как нечто реальное, происходящее с ним.

На занятиях я достаточно часто использую этот прием: к нам в гости приходят такие герои сказок, как Буратино, Мальвина, почтальон Печкин, Красная Шапочка, Баба Яга, Незнайка и другие. С помощью этих персонажей создаются ситуации с заданиями, к выполнению которых дети приступают с интересом и  даже некоторым азартом, так как важно не просто завершить начатое упражнение и не просто выполнить его, а выполнить правильно – от этого зависит дальнейшее развитие сказочного сюжета, оценка выполнения действия со стороны сказочного героя. Похвала для детей дошкольного возраста играет огромную роль, является стимулом активной работы. Они с нетерпением ждут похвалы со стороны педагога, одобрения своим действиям. (медальки, наградки).

Формирование элементарных математических знаний невозможно без развития логического мышления, памяти, внимания. Поэтому следует использовать такой прием как разгадывание или придумывание  загадок, которые всегда интересны детям. На своих занятиях я предлагаю загадки разного содержания: о временах года, о фруктах или овощах, о предметах быта и др.

Занимаясь с ребенком дома, можно предложить ему следующие задания:

- оглянуться вокруг и назвать все круглые (или зеленые, или…) предметы;

- Поиграйте в игру, где взрослый называет различные цифры, а ребенок, услышав цифру 5, например, хлопает в ладоши.

- Договоритесь о том, что если вы свою ладонь сожмете - ребенок должен мяукнуть, а если разожмете - гавкнуть.

- Можно попросить ребенка повторять все ваши движения, кроме хлопка.

- Называйте различные предметы. Если малыш услышит название летающего предмета, пусть поднимет руки вверх, а если нелетающего - хлопает в ладоши (или барабанит по коленям).

- Возьмите 2 игрушки, например, кошку и собачку. Объясните ребенку правила игры: если вопрос будет задавать кошка. Отвечать надо только «да», а если собачка - только «нет» (варианты вопросов: «Хочешь конфету?», «Пойдем в цирк?», «Ты мороженное любишь?» и т.д.).

- Разбросайте на полу разноцветные бумажки и попросите малыша собрать, например, только желтые, потом 4 красные и 6 желтых и т.д..

- Вырежьте из бумаги пары полосок разной длины, и пусть ребенок подберет соответствующие пары.

Очень интересными для ребят бывают и игры без слов. Например:

- Попросите ребенка дать вам столько фишек, сколько раз вы поморгали (прохлопали в ладоши). Или сформулируйте задание так: «Чтобы фишку получить, нужно рот 5 раз открыть» и т.п.

Математические представления у детей дошкольного возраста тесно связаны с овладением навыками ориентировки в пространстве, на плоскости  листа бумаги, на собственном теле. Поэтому я включаю в занятия задания на развитие пространственных представлений,  графические диктанты и др. пдрю.бююютьоонноолднгздхэх=х0з опа7нн6епарбт лбтьбю  ддо

В своей практике я часто сталкиваюсь с множеством вопросов со стороны родителей. Один из наиболее часто задаваемых таков: «Нужны ли ребенку те графические упражнения, которые он выполняет с вами на занятии?» Следует отметить, что формирование математических представлений невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков и т.д. Как правило, указанные функции недоразвиты у детей с органическим поражением мозга. Долго и с большим трудом формируются серии движений, нужные для формирования двигательных навыков, способствующих пространственным ориентировкам детей (ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т. п.). Снижена зрительная память. Если координационные способности остаются недоразвитыми вплоть до школьного возраста, они отрицательно влияют на обучение математике и продолжают оставаться объектом коррекционной работы в процессе всего обучения.

Здесь я родителям рекомендую играть с детьми в пальчиковые игры, которые способствуют не только развитию мелкой мускулатуры, но и  развитию речи, учат ребенка правильно определять правую и левую стороны, закрепляют навыки счета.

Уважаемые родители!  Всегда  помните о том,  что ваш ребенок нуждается в вашей помощи, его успех всецело зависит от вашего вклада в его развитие.

Желаю удачи вам и вашим детям!

Д. Манкулиева,

учитель-дефектолог

Центра психолого-медико-социального

сопровождения г. Мценска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с легкой степенью умственной отсталости»

Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой...

Статья на тему: Особенности отражения пространства в рисунках школьников с интеллектуальным недоразвитием

В данной статье описываются трудности, с которыми сталкиваются умственно отсталые школьники отражая пространство в рисунках. Авторы: Лазарева Ю.И. ГБОУ школа №613 Московского районаОльшевская Ю.Н...

Статья на тему "Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования"

Преобразования, произошедшие в отечественной системе образования за последнеедесятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательныетехнологии изменили отношение к об...

Статья по теме «Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением слуха»

Изучение особенностей эмоциональной сферы детей с нарушением слуха имеет большую значимость, поскольку наработки в данной сфере способствуют повышению эффективности коррекционной работы с детьми, а эт...

Статья на тему: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умс...

Рабочая программа для детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Данная программа предназначена для работы с детьми 7-11 лет, имеющими проблемы  в интеллектуальном развитии...