Статья по теме «Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением слуха»
статья

Конашенко Ксения Игоревна

Изучение особенностей эмоциональной сферы детей с нарушением слуха имеет большую значимость, поскольку наработки в данной сфере способствуют повышению эффективности коррекционной работы с детьми, а это является целью работы педагога.

Развитие понимания и трактования своих эмоций способствует выстраиванию адекватных отношений между ребенком с нарушением слуха и родителями, педагогами, окружающими.

Эмоциональная сфера детей с нарушением слуха имеет свои особенности. Данный аспект необходимо учитывать при обучении и воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konashenko_k.i._statya.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат №31

Невского района Санкт-Петербурга

Статья

по теме «Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением слуха»

Составитель:

Конашенко К.И.

Санкт-Петербург

2022

        В настоящее время становится особенно актуальным изучение развития эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха, в связи с тем, что достигнуты успехи в разработке общей теории эмоций, в определении характера и причин возможных нарушений в эмоциональном развитии детей (Г.М.Бреслав, В.В.Лебединский) [2, 15]. Теоретической разработкой и изучением эмоциональной сферы личности детей с нарушением слуха в отечественной психологии связано с такими авторами, как В.Петшак, Б.Д. Корсунская, О.Ю. Пискун, Н.Г. Морозова и другие [24, 25, 26, 19]. 

        Чтобы предметно говорить об эмоциональной сфере ребенка необходимо разобраться в определении понятия, выделить основные функции, а также определить роль эмоций в жизни людей. Большой вклад в изучение эмоций внесли Г.М. Браслав, К. Изард, П.В. Симонов и другие психологи. 

        I. ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА», «ЭМОЦИИ»

        Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе, соотнося это с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, целей и намерений [1,8].

        Человеческие эмоции являются сугубо личными, поэтому их можно считать субъективными. Узнать о тех эмоциях, которые испытывает человек, можно только одним способом, этот способ очень простой, но не всегда эффективный – спросить человека. Эффективность данного способа носит сомнительный характер, поскольку ответ может быть, во-первых, ложным, если человек хочет скрыть свои эмоции, во-вторых, неправильно интерпретирован с точки зрения каждой из сторон. Эмоции являются настолько сложным явлением, что иногда даже сам человек, который испытывает эмоцию, не может правильно определить ее. Более простым является выявление наличия или отсутствия эмоций – проще определить, испытывает ли человек вообще какую-то эмоцию, чем дифференцировать ее при наличии. В этом случае, важную роль играют внешние появления эмоций, которые заметить значительно легче. К внешним проявлениям эмоций можно отнести [9]:

  • мимику – движения мышц лица или изменение его выражения в ответ на действие или явление,
  •  пантомимику – положение тела в пространстве, изменение положения в ответ на действие или явление,
  • вокальную "мимику"–  изменения тона голоса, скорости и громкости речи в ответ на действие или явление ,
  • вегетативные реакции– распознание этих признаков сложнее предыдущих, поскольку они не так сильно заметны, к ним относятся: изменение дыхания, пульса, повышенное,
  • биохимические сдвиги в организме – эти признаки являются самыми трудно определяемыми, поскольку их однозначное наличие или отсутствие нельзя однозначно определить «на глаз», например, выделение в кровь адреналина, глюкозы [33].

        Эмоциональная сфера оказывает сильное слияние на развитие ребенка, на формирование его взглядов и позиции. На ранних стадиях развития ребенка происходит формирование его личности. Взаимодействие эмоций и мотивов приводит к формированию самосознания. Вместе с физическим развитие ребенок накапливает новые личностные качества, которые будут полезны в дальнейшей жизни.
        Эмоциями называют такие состояния, как страх, гнев и т.д. Эмоции человека сказываются не только на его психике, но и на физических проявлениях, которые видны его окружению. Переживая эмоции, человек накапливает собственный бесценный опыт, который в дальнейшем служит ему примером для его решения похожих, уже происходящих, задач.

II.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Р. М. Боскис предложила учитывать новые критерии в классификации таких детей. Эти критерии учитывают те особенности развития, которые бесспорно имеются у детей с нарушениями слухах[1]:

  •  степень потери слуха;
  •  время возникновения нарушения слуха;
  • уровень развития речи.

С учетом этих критериев также выделяют определенные группы детей с нарушением слуха, а именно три группы.

        Первая — глухие (ранооглохшие) дети. К этой группе относятся дети, которые родились с нарушенным слухом, либо потеряли слух до начала  речевого развития, также в эту группу относятся дети, которые потеряли слух на ранних этапах развития речи. Дети из данной группы не имеют возможности естественно воспринять речь и самостоятельно овладеть ею. Это происходит из-за того, что они  не имеют собственного опыта восприятия и осознанного воспроизведения речи. Дети с нарушением слуха данной группы могут овладеть чтением с губ и слухозрительным восприятием словесной речи при помощи звукоусиливающей аппаратуры, но это возможно только в том случае, если они буду находиться в условиях специального правильно построенного обучения.

        Вторая — позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь». К этой группе детей относятся те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. То есть, они уже имеют собственный опыт восприятия и воспроизведения речи. Степень нарушения слуха в этой группе может быть разной. Кроме того, уровень сохранности речи также может отличаться, это обусловлено тем, что при потере слуха речь постепенно начинает распадаться, но это происходит в случае отсутствия специальной педагогической поддержки после потери слуха. Мышление таких детей имеет больше общего с развитием слышащих, нежели ранооглохших. Уровень схожести развития мышления со слышащими зависит возможности изъяснять свои мысли с помощью словесных обобщений, следовательно, от сохранности речевого запаса, поскольку именно из него черпается содержание мыслей.

        Третья — дети с частичной потерей слуха — слабослышащие (тугоухие). Речь таких детей зависит от степени сохранности слуха – некоторые из них могут самостоятельно овладеть речью, но она будет иметь ряд существенных изъянов. Если такой ребенок овладел речью, то она требует коррекции, которая осуществляется в процессе обучения. Так как тяжесть нарушения слуха детей данной группы может быть разной, то значение зрительного восприятия речи тоже имеет разный уровень. Чем ниже уровень слуха ребенка, тем больше у него возникает необходимости в развитии зрительного восприятия речи.

        Данная классификация помогает в дифференцировании детей с нарушениями слуха на группы, исходя из которых, определяется необходимое учебное заведение для ребенка, а также его индивидуальный образовательный маршрут. Нельзя однозначно сказать, что всем детям из одной группы подойдет одинаковое учебное заведение. При направлении ребенка в определенный вид специальной школы необходимо принимать во внимание как степень нарушения слуха, так уровень его речевого развития. Так, в школах для слабослышащих детей можно встретить как позднооглохшие дети, так и глухим детям с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи [1].

        Таким образом, развитие детей с нарушением слуха имеет свои особенности, которые способны приводить к развитию вторичных отклонений – при взаимодействии с такими детьми их обязательно необходимо учитывать. Одно из таких отклонений связано с развитием речи. Речь может быть нарушенной, а может вообще отсутствовать, такое развитие может повлечь за собой еще целый ряд нарушений, которые будут негативно сказываться на жизни ребенка.

        Недостаток информации об окружающем мире и его особенностях часто обуславливает у детей поступки, которые не совпадают с общепринятыми социальными нормами, а реакции на явления окружающего характеризуются большей непосредственностью. Иногда из-за таких особенностей поведения детей с нарушениями слуха окружающие могут ошибочно предполагать о наличии у таких детей умственной отсталости.

III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

        Для полноценного и плодотворного взаимодействия с детьми с нарушением слуха необходимо принимать во внимание те особенности развития, которые у них имеются. Также эти знания необходимо учитывать в коррекционной работе с такими детьми. Изучением этой темы занимаются немногие педагоги и психологи, однако ей занимаются – большой в клад в ее развитие внесли исследования В. Петшака и П.Г. Морозовой [24, 19].

        Существуют определенные неблагоприятные факторы, которые влияют на развитие эмоциональной сферы детей с нарушением слуха. К таким факторам можно отнести [15]:

  • нарушение словесного общение, которое возникает вторичным дефектом после нарушения слуха – этот фактор влияет на бедность социального опыта ребенка, возникающий из-за частичной изоляции от его от слышащих окружающих;
  • недоступность восприятия выразительной стороны – таким детям очень сложно понять образы, описываемые в стихотворениях, поскольку они не имеют опыта обобщения характеристик разных предметов;
  • отставание речевого развития сильно влияет на познании эмоциональной базы, которая должна складываться у ребенка на собственном опыте, это препятствует пониманию своих эмоций и эмоций окружающих людей – это становится причиной примитивного общения.

        Факторы, влияющие на развитие эмоциональной сфера детей с нарушением слуха не ограничиваются только неблагоприятными, как и любой ситуации, существуют факторы, которые оказывают благоприятное воздействие. К таким факторам можно отнести [15]:

  • большое внимание дети с нарушением слуха уделяют выразительной стороне эмоций,
  • такие дети способны овладевать самыми разнообразными видами деятельности,
  • их процесс общения наполнен выразительными движениями, частой и активной жестикуляцией, а также активной работой мимических мышц, что практически не встречается в манере общения слышащих.

        В развитии эмоциональной сферы детей с нарушением слуха существуют некоторые отличия от этого же развития у нормально слышащих детей. Дети с нарушением слуха часто путают похожие эмоции, а иногда вообще не дифференцируют их, это связано с тем, что активный словарь таких детей беднее. Бедность словаря обуславливается тем, что дети с нарушением слуха значительно ограничены в способах получения информации – тогда как у нормально слышащих детей слуховое восприятие является основным источником пополнения словарного запаса. Такие особенности развития детей с нарушением слуха влекут за собой целый ряд вариативных нарушений, которые достаточно редко встречаются у детей, развивающихся в норме.

        Школьники с нарушением слуха часто сталкиваются с проблемами понимания и интерпретации чувств окружающих людей, иногда это может ставить собеседника в трудную ситуацию, поскольку такой ребенок не всегда способен точно понять своего собеседника – это может служить причиной недопонимания, а иногда конфликтов. Также часто у дошкольников с нарушениями слуха можно наблюдать трудности в понимании текущей ситуации и окружающих событий. Такая ситуация недопонимания оказывает на ребенка сильное влияние из-за того, что он может испытывать чувство неловкости и ступора. Такие проблемы влияют на формирование самооценки ребенка (она часто оказывается заниженной), сильную зависимость от мнения и поступков окружающих людей и неспособность к оценки окружающей обстановки.

        У детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста возникают большие трудности с пониманием человеческих поступков и их мотивов, они возникают из-за недостаточного владения знаниями о социальной действительности. Такие дети представляют себе решение задач более примитивно и мыслят более узко, не рассматривая другие возможные варианты. Причинами этих трудностей являются недостаточное общение, как со взрослыми, так и между детьми, неумение применять тот опыт, которым они уже владеют, и недоразвитие речи. Эти причины становятся все более серьезными с течением времени. Если их устранением на озадачиться вовремя, то в более зрелом возрасте этот процесс потребует куда большего времени и силы. Иногда окружающие такого ребенка взрослые – родители и педагоги – не способны влиять на его личностное развитие правильно, тогда требуется поиск более опытного специалиста, который сможет проводить коррекционную работу. В таком случае пребывание в интернатных учреждениях отрицательно скажется на развитии ребенка, поскольку его деятельность будет ограничена, что может привести к формированию у ребенка депривации (это явление будет рассмотрено в следующем пункте главы).

        Главными целям, которых необходимо достигнуть ребенку, являются полноценное общение со сверстника и умение понимать себя. Общение является главным способом приобщения ребенка к социальному, создание у него привычки находиться в обществе и коммуницировать. Одна из задач взрослых — воспитывать интерес к общению и поощрять попытки включиться в него. Умение ребенка понимать себя, свое место в обществе и своих жизненных мотивов является важным не только самого ребенка, но и для его окружения, которое будет с ним взаимодействовать.

Из небольшого количества проведенных исследований по данной теме хотелось бы рассмотреть исследование В. Петшака, который занимался исследованием эмоционального развитие глухих детей. В его работе решались следующие взаимосвязанные проблемы [24]. 
        Первая проблема - определение особенностей эмоционального развития, и эмоциональных отношений у детей с нарушением слуха дошкольного и школьного возраста в зависимости от социальных условий в которых воспитывается и обучается ребенок (дома, в детском саду, в школе или школе-интернате), а также в зависимости от сохранности или нарушения слуха у родителей. 
        Вторая проблема - изучение способностей глухих детей понимания эмоциональных состояний другого человека. 
Способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Понимание эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации. 
        В экспериментально-психологических исследованиях В.Петшака прослежены зависимости между характером общения глухих детей с взрослыми и эмоциональными проявлениями детей, также исследователями было установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и напрямую зависит от характера эмоционально-действенного и речевого общения со взрослыми.

        Еще одно исследование проводила Н. Г. Морозова, она исследовала развитие нравственных чувств у глухих дошкольников. Нравственная сторона поведения проявляется, прежде всего, в стремлении посочувствовать, поделиться с другими тем, что им дорого, сделать что-либо для других, помочь им [19]. Эта сторона поведения выступает отчетливо при наблюдении взаимоотношений между дошкольниками разных возрастных групп.

        Н.Г. Морозова отмечает, что у маленьких глухих в силу ограниченного словесного и игрового общения, а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов, сказок затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников. Однако тяга друг к другу выражается в попытках приблизиться, погладить по руке или по голове, обнять понравившегося товарища и т.д. Эти попытки чаще всего не встречают ответного чувства и воспринимаются как помеха, стесняющая движения, дети отмахиваются от своих сверстников, не воспринимая их поведение как проявление симпатии.

        Не подвергается сомнению тот факт, что эмоциональная сфера ребенка с нарушением слуха нуждается в правильной коррекции. Именно в этом случае ребенок сможет адаптироваться в обществе, полноценно включиться в него и взаимодействовать с окружающими. Психолого-педагогическое воздействие должно быть регулярным и эффективным, иначе его смысл ставится под сомнение. В младшем школьном возрасте у детей с нарушением слуха может наблюдаться эмоционально-волевая незрелость, проявляющаяся в повышенной аффективности, подражательности, внушаемости, но психолого-педагогические воздействия способны скорректировать данное недоразвитие.  

        Развитие эмоциональной сферы неслышащих учащихся может задерживаться из-за недоступности, или доступности в малой степени, выразительной стороны речи, музыки, больших трудностей приобщения

к процессу чтения художественной литературы. Поэтому одним из методов коррекции эмоциональной сферы является приобщение ребенка в творческой составляющей окружающего мира. Это может происходить в совершенно разнообразных формах, будь то прочтение книг или овладение процессом их написания[25].

        Недостаточное формирование эмоциональной сферы детей с нарушением слуха требует особого внимания. Если коррекция происходит в более старшем школьном возрасте, то она должна быть основана на мотивации ребенка к развитию, поскольку без желания ребенка такого возраста содействие его развитию будет практически безуспешным. Этот процесс может быть основан на следующих основаниях [24]: 

  • формирование у ребенка способности видеть перспективы развития, которые впоследствии он сможет аналогично перенести на свою жизнь,
  • формирование эмоциональной стабильности за счет социализации в обществе,
  • способности самостоятельного определения жизненной цели и мотивов действий,
  • побуждение к социальной активности, необходимой для накопления опыта.

        Итак, можно сделать вывод, что проблемы развития эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха не возникают беспочвенно, этому способствуют внутренние и внешние факторы. Однако большинство проблем поддаются коррекции, если она проходит грамотно.

        Поскольку психолого-педагогические воздействия должно оказываться всесторонне, работа с ребенком должна проводиться не только опытным педагогом, но и родителями. Такая необходимость вызвана количеством времени, которое ребенок проводит в образовательном учреждении – оно очень мало, поэтому при отсутствии двустороннего воздействия коррекция может занимать в разы больше времени.

        Исследования показывают, что на протяжении дошкольного и школьного возраста происходят сдвиги в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха — они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины, их вызывающие. Это происходит в значительной мере в результате развития познавательной сферы — памяти, речи, словесно-логического мышления, а также благодаря обогащению их жизненного опыта, увеличению возможностей его осмысления.

        Итак, эмоциональная сфера детей с нарушением слуха, бесспорно, имеет свои особенности. По некоторым аспектам развития таких детей можно сделать вывод, что развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха значительно ниже, чем у детей, развивающихся в норме. Однако такое явление наблюдается не во всех проявлениях, но в большинстве.

        Наиболее существенными нарушениями, которые встречаются у детей с нарушением слуха, являются: ограниченные сведения об эмоциях и неправильная их интерпретация, затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка, затруднения в трактовке ситуаций окружающего мира, наличие проблем в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека.

        На любом возрастном этапе ребенку требуется работа над развитием его эмоциональной сферы, поскольку социализация в обществе берет свое начало именно в эмоциональном взаимодействии людей, особого внимания требует работа над морально-этическими представлениями. Для облегчения понимания и трактовки эмоций необходимо уделять внимание словесным обозначениям эмоциональных состояний, развитие этих знаний позволит расширить активный словарь ребенка. Целенаправленное знакомство ребенка с социально принятыми нормами поможет ребенку выстроить причинно-следственные связи, которых раньше он не замечал.

        Вся работа с ребенком обязательно должна быть регулярной и эффективной, иначе ее смысл теряется. Воздействие на ребенка должно идти не только со стороны педагога, но и со стороны родителей. Установление контакта с ребенком и взаимодействие с ним – первый признак удачной педагогический и психологической работы.

Список литературы

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002 - с. 3-203
  2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Издательский дом «Академия», 2004.
  3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Издательство: Педагогика, 1990 г.
  4. Валлон А. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом. Пер. с франц. – М.: Прогресс. - 2008. – С.427.
  5. Выготский Л.С.\ Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
  6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.
  7. Иванова М.В., Кузнецова М.П. адаптационный период в школе: Смысл, значение, опыт. - Журнал «Вопросы психологии», 34, 2003.
  8. Психическое развитие ребенка. М.: «Педагогика», 1986.
  9. Изард Э. Кэрролл. Психология эмоций. С-Пб.: «Питер», 1999
  10. Изард Э. Кэрролл. Эмоции человека. М.: Изд-во Московского университета,1980.
  11. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Из-во «Просвещение», 1970.
  12. Ениколопов С. Н. Опросник Басса - Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 6.
  13. Кочемировская Е.А., Жидко М.Е. Введение в общую психологию. Х. «ХАИ», 2002.
  14. Лангмейер Й., МатейчекЗ. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Медицинское издательство «Авиценум», 1984. – 334 с.
  15. Лебединский В. В. , О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /. - МГУ, 1990.
  16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. «Политиздат», 1977.
  18. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: «Политиздат», 1971
  19. Морозова Н.Г. Актуальные проблемы дошкольного воспитания аномальных детей. – В книге: Вопросы дефектологии. Ташкент, 1973.
  20. Немов. Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  21. Общая психология; Учебник для вузов/ А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003.
  22. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А. и Маничева С.А. Издание 2-е, С-Пб, «Питер», 2002
  23. Психология личности: Под. Ред. Ю.Б. Гиппеннрейтер. - М :, 1985
  24. Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семей, с. 18\ журнал «Дефектология» № 6, 1990 год
  25. Пискун, О. Ю. Коррекция эмоционально-волевого и когнитивного развития детей с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения: учебно-методическое пособие / О. Ю. Пискун. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.
  26. Пискун О. Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников
  27. Пискун О.Ю. Сибирский педагогический журнал № 1/ 2014
  28. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  29. Прихожан А. Этот волнующий пубертат, ж. Семья и школа №4/1997г.,с.7
  30. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - СПб., 2001
  31. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс; - 8-е издание. - СПб.: Питер, 2000.
  32. Руководство практического психолога, под редИ.В.Дубровиной, М.,1995г.
  33. Смирнов А. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья, ж. ОБЖ №11 2000г., с.55
  34. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Издательство «Наука» Москва 1981
  35. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: «Просвещение», 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

По предмету: основы невропатологии и психопатологии  На тему: Особенности  эмоциональной сферы детей  младшего школьного возраста...

Особенности познавательных интересов детей с нарушением слуха.

В статье раскрывается трудности и особенности позновательных интересов гдухих детей....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В современной науке убедительно доказана значимость психолого-педагогической работы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей  с различными нарушениями слуха. Эмоции позволяют ребенку п...

Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха.

Одним из важнейших показателей психологической готовности детей с нарушением слуха к коммуникации является уровень слухоречевого развития ребенка, т. к. слух и речь являются не тол...

Особенности эмоционального развития школьников (с нарушениями слуха и речи)

В данной статье рассматриваются особенности эмоционального развития младших школьников  и их поведенческие реакции....

Особенности формирования речи детей с нарушениями слуха

В статье представлены особенности развития личности с  нарушениями слуха, рассмотрены вопросы межличностных отношений, учебной деятельности,а также особенности формирования речи у неслышащих дете...