ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
статья на тему

В современной науке убедительно доказана значимость психолого-педагогической работы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей  с различными нарушениями слуха. Эмоции позволяют ребенку передавать информацию о своем психическом и физическом со­стоянии и ориентироваться в состояни­ях других людей, закрепляют успешный опыт взаимодействия с окружающей действительностью, участвуют в опре­делении смысла и степени важности яв­лений окружающей действительности, лежат в основе формирования индиви­дуальной избирательности.

Изучение развития эмоций детей с нарушениями слуха становится особенно актуальным в настоящее время в связи с тем, что достигнуты успехи в разработке общей теории эмоций, в определении характера и причин возможных нарушений в эмоциональном развитии детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Педагоги-психологи:

Бежанов А.В., Казанова Ж.Р., Сизова О.Ф.

В современной науке убедительно доказана значимость психолого-педагогической работы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей  с различными нарушениями слуха. Эмоции позволяют ребенку передавать информацию о своем психическом и физическом состоянии и ориентироваться в состояниях других людей, закрепляют успешный опыт взаимодействия с окружающей действительностью, участвуют в определении смысла и степени важности явлений окружающей действительности, лежат в основе формирования индивидуальной избирательности.

Изучение развития эмоций детей с нарушениями слуха становится особенно актуальным в настоящее время в связи с тем, что достигнуты успехи в разработке общей теории эмоций, в определении характера и причин возможных нарушений в эмоциональном развитии детей.

 

Специфика эмоционального развития у детей с нарушением слуха.

Выделяют основные показатели развития эмоциональной сферы детей. К ним относятся:

1) способность детей к адекватному выражению своих эмоций, что предполагает наличие умений адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающей действительности, произвольно выражать свои эмоции, передавать свои эмоциональные состояния в речевом плане, управлять внешним выражением эмоций, используя механизмыподавления, имитации, маскировка;

2) способность к пониманию переживаний другого человека, что связано с наличием у ребенка экспрессивных образов,  умений выделять признаки проявления тех или иных эмоций умения интерпретировать различные экспрессивные выражения с отрывом от ситуации, способность к вербализации опознанных эмоций;

3) способность к эмоциональному предвосхищению результата;

4) способность к эмоциональной децентрации, связанная с пониманием ребенком эмоциональных состояний других людей, умением на них эмоционально реагировать, давать эмпатический ответ, который проявляется в сопереживании, сочувствии, содействии.

Необходимым условием адекватного эмоционального развития детей является их эмоциональное благополучие, которое проявляется в положительно окрашенном эмоциональном поведении и указывает на удовлетворенность актуальных потребностей.

Эмоциональное развитие глухих детей подчиняется основным закономерностям развития эмоций и сложных чувств слышащих детей, но вместе с тем имеет свою специфику. Специфика обусловлена первичным дефектом ребенка, его вторичными последствиями, а также социальными условиями, в которых воспитывается ребенок.

На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

 Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности, с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям: дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки. Например, симпатия по отношению к близкому человеку возникает на основе накопления удовлетворяющих ребенка и приятных для него актов ситуативно-личностного общения. Такая эмоция может возникнуть по отношению к человеку, достаточно часто общающемуся с ребенком. Об этом свидетельствует и факт повышенной чувствительности младенцев с сохранным слухом к словесным воздействиям в первом полугодии жизни. Но уже на первом году жизни ощущаются различия между слышащими детьми и детьми с нарушениями слуха в развитии собственно эмоций, которые в дальнейшем часто увеличиваются.

В обычных условиях детям с нарушениями слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния. Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у глухих детей очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими, поэтому недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным вниманием к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи.

Относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих детей лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от характера эмоционально-действенного и речевого общения со взрослыми. Бедность эмоциональных проявлений у глухихобучающихся в значительной мере обусловлена недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение. В отличие от слышащих глухие матери, как правило, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребенком, поэтому глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, по количеству эмоциональных проявлений приближаются к слышащим детям.  Глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, обнаруживают существенно большее число положительных эмоциональных проявлений, чем глухие дети слышащих родителей, находящиеся дома или в специальном учреждении интернатного типа. На эмоциональном развитии детей и их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи также отрицательно сказывается оторванность от семьи. Эти особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.

Уже в дошкольном возрасте начинает формироваться такой вид эмоциональных состояний, как чувства, с помощью которых выделяются явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Чувство - это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, отличающееся относительной устойчивостью. Сформировавшиеся чувства начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций. В процессе развития чувства организуются в иерархическую систему в соответствии с основными мотивационными тенденциями каждого конкретного человека: одни чувства занимают ведущее положение, другие - подчиненное. Формирование чувств проходит длинный и сложный путь, его можно представить как своеобразную кристаллизацию сходных по своей окраске или направленности эмоциональных явлений.

У большинства детей в силу ограниченного словесного и игрового общения, а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов, сказок затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников. Однако тяга друг к другу выражается в попытках приблизиться, обнять понравившегося сотоварища, погладить его по голове. Эти попытки чаще всего не встречают ответного чувства и воспринимаются как помеха, стесняющая движения. Чаще всего дети отмахиваются от своих сверстников, не воспринимая их поведение как проявление симпатии. Дети, недавно пришедшие в детский сад, ищут сочувствия у взрослых (педагогов, воспитателей); оторванные от дома, они ждут от них ласки, утешения, защиты. В начале пребывания в детском саду дети не приходят на помощь товарищам, не выражают сочувствия друг к другу.

Сочувственное отношение глухих детей друг к другу побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сверстников по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорченному товарищу: обычно воспитатель использует прямое обращение одного ребенка к другому, совместно с ним утешает обиженного, демонстрирует свое сочувствие - такое эмоциональное проявление как бы заражает ребенка. В младшей группе в начале года наблюдается эгоистическая направленность детей, сложившаяся в результате воспитания дома. Заметно стремление захватить лучшую или новую игрушку, нежелание дать поиграть своей собственной игрушкой другому ребенку. К среднему и старшему дошкольному возрасту намечаются положительные сдвиги в развитии дружеских и нравственных чувств. Положительный эмоциональный тон создается благодаря формированию сюжетно-ролевой игры, проведению праздников, дней рождения, общему укладу жизни в детском саду с установкой на другого человека, другого ребенка, на его переживания и трудности.

 Важную роль в развитии эмоций и чувств, в формировании межличностных отношений имеет понимание внешних выражений эмоций у других людей. Четкие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика), понятность и однозначность ситуации имеют большое значение для адекватного опознания глухими детьми дошкольного возраста эмоционального состояния другого человека.

 В процессе психического развития у детей с нарушениями слуха происходит дальнейшее развитие эмоциональной сферы. На протяжении школьного возраста происходят существенные сдвиги в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха - они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины, их вызывающие. Это происходит в значительной мере в результате развития познавательной сферы - памяти, речи, словесно-логического мышления, а также благодаря обогащению их жизненного опыта, увеличению возможностей его осмысления.

Особенности речевого развития школьников с нарушением слуха существенно влияют на развитие  и формирование эмоционально-экспрессивной лексики, что, в свою очередь затрудняет их эмоциональное развитие. По данным исследований В. Петшака, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой у детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений коммуникации, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью.

 Относительно позднее знакомство с многообразием чувств человека у детей с нарушением слуха, создает у них трудности понимания эмоциональных состояний других людей. Затруднение в выражении своих эмоциональных состояний, чувств в общении с окружающими людьми приводят к нарушению  социальных отношений, появлению повышенной раздражительности и агрессивности.

Ливайн, К. Мидоу, Н. Г. Морозова, В. Ф. Матвеев, В. Петшак рассматривали проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции.

Коррекционно-развивающая программа развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

На базе ГКС(К)ОУ I – IIвида “Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интерната №36 г.Ставрополя” проводится

коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая своевременную специализированную помощь в преодолении эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Коррекционно-развивающая работа способствует  формированию эмоциональной устойчивости, адекватного социально-эмоционального развития в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка и имеющимися личностными ресурсами.

Содержанием коррекционно-развивающей работы является:

  • Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методов, методик и приёмов коррекции эмоциональных нарушений в соответствии с его возможностями;
  • Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений эмоциональной сферы;
  • Коррекция и развитие высших психических функций;
  • Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;
  • Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В рамках коррекционно-развивающей работы была разработана  коррекционно-развивающая программа «Мир настроения и чувств», направленная на развитие и коррекцию эмоциональной сферы младших школьников с нарушением слуха.

Программа позволяет продиагностировать уровень знаний основных эмоций на основе распознавания различных эмоциональных состояний человека с помощью пиктограмм, а также обеспечивает:

  • знакомство с основными понятиями и чувствами человека.
  • позволяет определять причинно-следственные связи возникновения определенных эмоций, создание специальных условий обучения для детей с нарушением слуха.
  • Формирует понимание, что внутренние и эмоциональные переживания могут стать причиной каких-либо поступков.
  • Обучает вербализовывать свои эмоциональные состояния.

Целевая направленность программы: оценить знания учащихся с нарушением слуха об основных эмоциях; развить умение выражать эмоции, распознавать и правильно на них реагировать.

Главной задачей в коррекционно-развивающей программе является  формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими.Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Т.е. у них необходимо выработать чувство эмпатии. Под эмпатией подразумевают способность к пониманию и сопереживанию эмоций других людей. Эмпатия – умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности.

Методы и формы работы на занятиях:

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Целью психогимнастики: снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;создание возможности для самовыражения;развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

На арт-терапевтических занятиях создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства и художественной деятельности о самом сокровенном, самом важном чувстве. При этом специальная подготовка, талант и художественное достоинство работ значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.

Основные задачи программы:

1. Дать понятие о разделение эмоций на положительные и отрицательные.

2. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.

3. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

4. Способствовать творческой самореализации.

5. Обогащать репертуар социальных навыков.

6. Помочь осознать, что переживаемые проблемы являются распространенными.

7. Учить доверять себе и другим людям

Организация занятий.

 Занятия проводятся с группой, состоящей из 4-6 человек, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия от 40 минут. Пространство кабинета организовывается таким образом, чтобы получилось три условных круга: свободное от мебели пространство, в котором можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (количество стульев равно числу присутствующих); столы для работы, расположенные также по кругу.

Целевая аудитория: младшие школьники (7-8 лет) имеющие нарушение слуха.

Результаты: умение понимать и принимать свои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным за выражение своих эмоций в обществе, что позволит конструктивно разрешать любые проблемы.

В рамках коррекционно-развивающей  программы в школе-интернате №36  по результатам проведенной диагностики «Пиктограмма эмоций» мы получили следующие результаты, представленные в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты методики «Пиктограмма эмоций».

 Наиболее знакомыми для учеников  оказались такие эмоции как «радость» (15 человек)  и «злость» (16 человек). Достаточно знакома эмоция «страха», ее указали значительно  больше половины испытуемых (12 человек).

Особенно трудны  в узнавании эмоции «обида» (7 человек), «стыд» (6 человек), «вина» (6 человек), так как словесное выражение этой эмоции  им незнакомо, эти эмоции не находят адекватного вербального отражения. У детей смешиваются понятия «обида» - «боль»; «стыдно» - «злость», так как  эти эмоции мимически идентичны.

С помощью методики «Пиктограмма эмоций» формируется  вывод о том, что большинство эмоций дети с нарушением слуха распознают с трудом. Из-за недостаточности развития речи и ограниченности общения с окружающими личный эмоциональный опыт  школьников с нарушением слуха значительно упрощён и искажен.

Проведенная диагностика позволила  выявить  особенности эмоционального развития школьника с нарушением слуха:ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний; трудности в установлении причинно-следственных связей возникновения  эмоций у человека; низкий уровень саморегуляции эмоциональных проявлений.

Реализация программы позволяет проследить следующие  положительные изменения в эмоциональном развитии младших школьников, имеющих нарушение слуха. Значительно повысился уровень знаний основных эмоций, совершенствуются навыки вербального и невербального общения, формируются и развиваются эмоционально-экспрессивные средства языка.

Предлагаемая программа при внедрении в учебно-воспитательный процесс способствует эффективному эмоциональному развитию  младших школьников с нарушением слуха.

Таким образом, на развитие эмоциональной сферы глухих и слабослышащих детей  оказывают неблагоприятное воздействие ряд факторов.

В связи с отсутствием или снижением воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона, эмоциональное обобщение ребёнка имеет ряд специфических особенностей, начиная  с ранних этапов онтогенеза.

У детей может отсутствовать комплекс оживления. В более старшем возрасте появляется дефект ориентировки - плохо воспринимаемый эмоциональный тон. Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны речи и музыки.

Обеднённость эмоциональных проявлений в значительной мере может возникать в результате недостатков воспитания, частой оторванностью ребёнка от семьи.Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные, их вербальное  выражение и установление причин эмоциональных переживаний.

Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники, овладевают способностью к сопереживанию. Отставание и своеобразие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха сказывается и на овладении лексикой, обозначающей те или иные эмоциональные состояния.

Эти и другие особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в овладении эмоциями, в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.

Описанные психологические особенности детей с нарушением слуха приводят к сложностям социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.

       Проанализировав проблему эмоционального развития детей с нарушением слуха, можно выявить следующие особенности:

- ограниченность или недостаточность сведений об эмоциях, трудности их вербализации.Наиболее знакомыми оказываются слова, обозначающие такие эмоции как радость, гнев, страх; наименее знакомыми – стыд, интерес, вина.

- недостаточный уровень развития эмоционально-экспрессивных средств языка, т.е. способность оречевлять эмоциональные состояния, как собственные, так и других людей.

- значительная бедность личного эмоционального опыта.

- несформированность умений и навыков идентификации и дифференциации эмоциональных проявлений окружающих.

- непродуктивные эмоциональные реакции.

Сформированность умений опознавать по эмоциональной экспрессии модальность переживаемой эмоции, устанавливать причины эмоциональных состояний, предвидеть их возможные следствия на основе всего комплекса компонентов наглядной или описанной ситуации очень важна для познания людей.

Эмоции играют особую роль в формировании у детей способов приёмов различных видов деятельности. Интеллектуальные эмоции влияют на успех обучения эффективность процесса познания, нравственные оказывают влияние на формирование социально значимых черт личности(гуманности, отзывчивости и др.)

Задача разностороннего развития детей с нарушением слухом включает в себя не только достижение определённого уровня знаний и умений, владение способами овладения различным содержанием, но и достаточно высокий уровень развития эмоциональной сферы, фундаментом которого выступают знания об эмоциях.

Следует признать крайне необходимой специальную работу по обогащению эмоционального опыта детей с нарушением слуха, начиная с младшего возраста. Необходимо включать в учебно-воспитательный процесс технологии и методики, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы таких детей, организовывать такую социальную деятельность, которая позволила бы реализовать накопленный опыт эмоционального, когнитивного и креативного развития.

Литература

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М.:AKADEMA, 2002.
  2. Исследование личности детей с нарушением слуха /  Под ред. Т.В. Розановой , Н.В. Яшковой. М., 1981.
  3. Петшак В Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. 1989. №6
  4. Петшак В Исследование эмоционального отношения глухих школьников к членам семьи  // Дефектология. 1989. №6
  5. Эмоционлальное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Речь, 2008. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательское развитие детей с нарушением слуха и речи

Виды работ  по развитию  чтения детей с нарушением слуха и речи...

Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха

Статья на тему: "Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха"....

Диалог основа коммуникативного развития детей с нарушениями слуха

В условиях школы для глухих и слабослышащих  детей обучение коммуникации является основным требованием к обучению языку. Формирование коммуникативной деятельности является центральной задачей обр...

Условия речевого развития детей с нарушениями слуха.

В работе представлено содержание и методы обучения языку детей с нарушениями слуха....

Психическое развитие детей с нарушениями слуха

Психическое развитие детей с нарушениями слуха - это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. Оно подчиняется тем же закономерностям, которые обнару...

Особенности эмоционального развития школьников (с нарушениями слуха и речи)

В данной статье рассматриваются особенности эмоционального развития младших школьников  и их поведенческие реакции....

Статья по теме «Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением слуха»

Изучение особенностей эмоциональной сферы детей с нарушением слуха имеет большую значимость, поскольку наработки в данной сфере способствуют повышению эффективности коррекционной работы с детьми, а эт...