Диалог основа коммуникативного развития детей с нарушениями слуха
консультация по логопедии на тему

Бондарева Ольга Леонидовна

В условиях школы для глухих и слабослышащих  детей обучение коммуникации является основным требованием к обучению языку. Формирование коммуникативной деятельности является центральной задачей образовательной деятельности педагогов в урочные и внеурочные часы. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе  I-II вида предполагает повышение уровня коммуникативного развития учащихся, значимость которого для ребенка с особыми образовательными потребностями подчеркивается целым рядом специалистов в области сурдопедагогики таких как P.M. Боскис, А.Г. Зикеев, и других. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                             АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Школа–интернат № 18»

МКОУ «Ш-И №18»

Россия, 652471, город Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ул. Прокопьевская, 18А

тел. (8-384-53) 4-13-89; 4-14-57     Е-mail: Lidiyasergeevna-74@mail.ru

Диалог основа

коммуникативного развития детей

с нарушениями слуха

        Составитель:

учитель – дефектолог

Бондарева О.Л.

( Слайд № 1) Диалог основа коммуникативного развития детей с нарушениями слуха.

В условиях школы для глухих и слабослышащих  детей обучение коммуникации является основным требованием к обучению языку. Формирование коммуникативной деятельности является центральной задачей образовательной деятельности педагогов в урочные и внеурочные часы. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе  I-II вида предполагает повышение уровня коммуникативного развития учащихся, значимость которого для ребенка с особыми образовательными потребностями подчеркивается целым рядом специалистов в области сурдопедагогики таких как P.M. Боскис, А.Г. Зикеев, и других.

( Слайд № 2) Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Речь в школе глухих и слабослышащих  является предметом обучения. В методике развития речи выделяются педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков учащихся, определяется, как нужно организовать обучение, чтобы научить детей полноценному общению. Подчеркивается необходимость всестороннего речевого развития и, в частности, обучения диалогической речи; выделяются различные типы диалогов   в соответствии с нормами и моделями социального поведения в обществе.

( Слайд № 3) Формирование диалогической речи глухого и слабослышащего ребенка выступает как одно из важных условий его адаптации в обществе, успешного взаимодействия с окружающими. Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, потому что с диалогом мы связываем представление о коммуникации, взаимодействии, контакте. Диалог имеет ряд характеристик таких как:

- наличие минимум двух собеседников, между которыми происходит непосредственный обмен высказываниями;

- непринужденный характер речевой обстановки;

- попеременная адресация речи, обязательная смена говорящих;

- одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний;

- постоянное изменение языковой ситуации;

- большое значение играют неязыковые коммуникативные средства (мимика, жестикуляция).

( слайд № 4) Основными функциями диалога являются:

•Информационные (связанные с передачей и приемом информации, познанием людьми друг друга).

•Коммуникативные (регуляция людьми поведением друг друга, организация совместной деятельности).

•Аффективно-коммуникативные (они определяют эмоциональные сферы человека).

 ( слайд № 5) Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Работа по развитию диалогической речи в учебное время будет эффективной в том случае, если она найдёт своё продолжение во внеклассное время. Цель этих занятий должна состоять в том, чтобы содействовать закреплению и автоматизации умений и навыков диалогической речи, приобретённых учащимися на уроках.  

(слайд № 6) Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми.

( слайд № 7) Ежедневно и многократно им приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.

( слайд №8) Процесс социализации детей с недостатками слуха, наряду с другими путями, должен осуществляться в их овладении диалогической речью. Диалогическая речь, будучи первичной, по своему происхождению, имеет ярко выраженную социальную направленность и служит, в первую очередь, потребностям непосредственного живого общения. Поэтому одним из ведущих принципов в обучении детей с проблемами слуха является принцип интенсификации речевого общения ( т.е преобладание  в обучении видов работ, непосредственно направленных на коммуникацию).

( слайд № 9) Принцип речевой коммуникации должен пронизывать всю работу по речевому развитию. Это:

 • Для формирования социально-коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха необходима специально организованная целенаправленная коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая комплексно и последовательно с активным включением родителей. В беседе с родителями нужно подсказать пути помощи своим детям, дать пример речевых ситуаций, советы по использованию необходимых фраз в повседневной жизни.

( слайд № 10)

  • Проведение учебных занятий, внеклассных мероприятий, классных часов   на основе диалога, т.к. групповые формы работы не только раскрепощают, но и, создают ситуацию диалога, в котором востребовано мнение каждого ученика и  обогащают ребенка коммуникативным опытом.

( слайд № 11)

•Посещение  обучающихся различных социальных институтов: общественные организации, внешкольные организации, учреждения культуры.

 ( слайд № 12) Для развития диалогового общения в условиях специальной коррекционной школы 1-2 вида  используются различные формы занятий и игр: 

В форме занятий:                                                            В форме игр:

Беседы                                                                               сюжетно - ролевых

чтения художественных произведений,                       словесно - дидактических

словесных поручений                                                     подвижных

 РСВ и ФП                                                                              игр – инсценировок и драмматизаций

( слайд № 13) На индивидуальных занятиях по РСВ и ФП   ведущим принципом отбора речевого материала   является принцип коммуникативной функции устной речи, её социальной  значимости и

насыщенности основными интонационными конструкциями. Учитель дает образец произношения слова с/з, затем на слух,  обыгрывает с фигурками текст, используя макеты, иллюстрации. Ученик дважды воспринимает текст на слух или с/з, каждый раз обыгрывает ситуацию с фигурками. Затем диалог предъявляется по фразам. Ученик каждую фразу воспринимает дважды на слух, каждый раз повторяет то, что услышал. После того, как отработаны слоги, слова и элементы интонации ученику предлагают самостоятельно составить диалог из «рассыпного» текста. Фразы диалога предъявляют за экраном. После проверки диалог обыгрывается в паре, меняясь ролями. Диалог разыгрывается с фигурками без помощи табличек, что способствует развитию естественной речи, речевой памяти. Целесообразно также инсценировать диалог, что приближает его к жизненным условиям.

( слайд № 14) Диалогическая речь рождается в связи совместной деятельности взрослого и ребёнка в различных формах занятий и игр.  В подготовительном классе  преобладают отдельные вопросы и ответы на них, обособленные реплики. В младших классах навыки речевого общения включают в себя: умение начать  и продолжить разговор, уточняя сказанное или задавая дополнительные вопросы для развития темы; подвести итоги беседы. В средних  и старших классах продолжается обучение живому диалогу, исключающему формальное ведение заученных разговоров. Содержание диалогов дополняется ситуацией, интонацией, мимикой, жестами. От класса к классу объем речевого материала увеличивается, грамматические конструкции усложняются, даются  различные варианты устных речевых моделей. Здесь же систематически ведётся работа над восприятием и воспроизведением текстов от самых простейших и небольших по объёму (4-8 простых предложений) до  сложных  предложений (30 – 40 предложений).  

( слайд № 15) Простейшие диалоги используются с целью научить детей задавать вопросы и отвечать на них, а также обращаться с просьбой и давать поручения. Эти диалоги отличаются краткостью. Наглядная ситуация, в условиях которой ведётся диалог, помогает детям найти нужное высказывание.

( слайд № 16) Развёрнутые диалоги и беседы на определенную тему способствуют приобретению учащимися новых знаний и овладению необходимыми навыками поведения в условиях различных видов деятельности. Ведения их требует от учащихся выдержать тему разговора. В структурном отношении эти диалоги и беседы отличаются от простейших диалогов большей развёрнутостью.

( слайд № 17) В работе над диалогической речью рекомендуется: постоянное обогащение речи глухих детей разговорно-обиходной лексикой и её варьирование, показ разнообразных синтаксических конструкций, словосочетаний и предложений в разных ситуациях.

( слайд № 18) В сурдопедагогике игра считается важнейшим средством коррекции дефекта. Игра, для которой характерно наличие ситуаций, непринуждённость обстановки, создают те условия, в которых может успешно развиваться диалогическая речь. Большой эффект при первоначальном этапе формирования диалогической речи даёт использование опорной схемы диалога с  вариативностью диалогических единиц.

( слайд № 19) Сюжетно-ролевые игры имеют неоценимое значение для всестороннего и речевого развития детей, поэтому необходимо, чтобы они по праву заняли свое место в жизни глухих дошкольников и младших школьников.

( слайд № 20) В режиме дня им должно быть отведено определенное время, как и любому другому виду деятельности. К проведению игры воспитатель должен готовиться так же, как к проведению занятия. Эта подготовка включает в себя подбор игровых атрибутов, которые должны использоваться в игре, и отбор того словаря, который необходим для проведения игры и общения детей и предварительная работа по проведению диалога.

( слайд № 21) Следующим средством развития диалога являются дидактические игры  в которых:

- закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные на коллективных занятиях (активизация словарной работы, грамматический строй языка, звуковая культура речи и т.д.);

- дети учатся ориентироваться на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.

Так, в игре «Да или нет», «Угадай по звуку» дети по очереди отвечают на вопросы взрослого. Затем можно предложить выполнить эти действия кому-то из игроков, «замыкая» детей друг на друга, организуя их речевое и игровое взаимодействие.

( слайд № 22) Подвижные игры оказывают огромное влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в неё определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей, стимулирует его развитие речи и активизирует диалог.

( слайд № 23) Работа по драматизации сказки строится на принципах преемственности обучения на внеклассных, индивидуальных и музыкально – ритмических занятиях. На внеклассных занятиях с воспитателем учащиеся знакомятся с содержанием сказки, учитель по слуховой работе работает над текстом.

(слайд № 24) Учителю  и воспитателю требуется много сил, терпения и использования различных методов обучения, поиск таких форм организаций жизни и деятельности детей, при которых учащиеся будут поставлены в условия, наиболее благоприятные для развития словесного общения с педагогом и между собой.

( Слайд № 25). Спасибо за внимание!.

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный речевой материал по развитию речи для учащихся с нарушением слуха

  К моменту поступления в школу слабослышащие дети практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. У детей надо создать словарный запас, начиная с простейших частотны...

Читательское развитие и приобщение к чтению детей с нарушением слуха

Работа над чтением с детьми с нарушением слуха....

развитие речи дошкольников с нарушениями слуха

Презентация предназначена для формирования понятия "корова" в рамках темы "Домашние животные" с детьми с нарушениями слуха....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Развитие сознательного чтения младших школьников с нарушением слуха и речи.

В статье  описаны приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как научить читать и понимать прочитанныый текст  детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи...

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

Бытовые диалоги во внеурочное время, как часть воспитательно-коррекционной работы для детей с нарушением слуха

Дорогие коллеги, здесь мой доклад про бытовые диалоги, тема актуальная по сей день,очень важно для тех кто работает с детьми с нарушенным слухом.Зачем нужны нам диалоги и ещё бытовые?Об этом вы узнает...