Особенности воздействия семьи на процесс обучения.
статья (2 класс) на тему

Шхалахова Сусана Алиевна

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников. Роль семьи и школы в воспитании ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников.

    Семья —  это ячейка общества, которая играет  огромную роль в жизни. Это первый коллектив, который дает ребенку  представления о том, как нужно жить и вести себя в обществе.  В прошлом, когда не существовало специальной системы образования, основной  силой была семья, родители, близкие. В материнской любви ребенок находил образец всякой любви вообще, в отношениях с отцом получал первый опыт послушания.  В процессе общения с близкими он усваивал правила, знакомился с обычаями, установленными в семье. Традиции народной педагогики складывались веками.

  Влияние семьи на процесс воспитания личности ребенка осуществляется прежде всего через родителей, их образ жизни и деятельности, нравственные устои,  семейные устремления, взаимоотношения между членами семьи,  семейные традиции.  Влияние оказывает их духовная культура, опыт социального общения, семейные традиции.

   Семейные традиции вносят известный вклад в становление психологических особенностей пола ребенка, которые включают определенный набор черт характера.

    Родители, заменяя  и дополняя друг друга, выполняют разнообразные воспитательные задачи.  От мужчины обычно ждут энергичности, силы, смелости, ответственности за принятие решений и т.д. От женщины-матери зависит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты и других нравственных качеств человека. Однако родители — и отец, и мать — совместно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и людях, учат разбираться в социальных ситуациях, соблюдать моральные нормы.

    В  начальной школе огромное внимание я стараюсь уделять вопросу о воздействии семьи на процесс обучения младших школьников. 
Есть  различные способы и пути формирования интереса к процессу обучения: в школе одни методы, дома другие. Поэтому для формирования устойчивых интересов у детей просто необходимо тесное сотрудничество семьи и школы.

    Воспитать  интерес ребенка невозможно в отрыве от воспитания всей личности человека.

Интерес к обучению надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение  к деятельности и предметам. Это возможно только при наличии у ребенка эмоционального отношения к делу. Родители, в свою очередь, должны постараться обеспечить развитие у ребенка того самого эмоционального отношения. Этому способствуют:

  • пример матери и отца, старших сестер и братьев;
  • совместная деятельность;
  • беседы о роли знаний;
  • экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой,  а также формируется учебно-познавательный интерес.

  Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в том числе и в умственной, укрепляются у них  с каждой новой удачной работой.

   Следует иметь в виду, что создание положительного отношения к учению, к труду и к другим видам деятельности формируется в основном в школе; имеет громадное значение весь стиль работы школы, личности и мастерство учителя. Поэтому вся работа родителей по воспитанию предпосылок интереса, а также по формированию самого познавательного интереса должна идти в тесном контакте со школой, с учителем.
Как воспитать сознательность, ответственное отношение  к делу?

  Большую роль играет, конечно, школа, но от родителей  зависит понимание ребенком значения тех видов деятельности, с которыми он знакомится помимо школы.

  Общественная  направленность труда ребенка, уважение к нему, понимание – в сильной  степени зависит от родителей.
Их  собственная сознательность, ответственность  по отношению к своим обязанностям, строгое их выполнение, добросовестное отношение к работе воспитывает и в детях чувство ответственности.

   Некоторые  родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается  роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Однако, влияние семьи не только не снижается, но и  возрастает.

Какую помощь может оказать семья ребенку, начинающему обучение в школе?

1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.

2. Терпимо относитесь к тому, что  ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».
Если  ребенок все время боится, что  его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх - плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.

3.  При возникших у ребенка трудностях  в обучении не обвиняйте в  них его самого. Чрезмерная строгость,  осуждение, угрозы не только  не стимулируют желание преодолевать  трудности учения, но и лишают  ученика уверенности, что он  с ними справится, формируют  чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. 
4.   Ребенку нельзя внушать, что неуспехи в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.

5. Чаще хвалите ребенка, особенно  в первый год школьной жизни.  Он должен понимать, что в  него верят: «Я знаю, ты этому  обязательно научишься, у тебя  уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

   Влияние семьи на развитие ребенка на разных этапах не остается одинаковым. Наиболее значимо оно в первые годы его жизни. Однако это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребенка в образовательное учреждение. Пребывание в нем не исключает ежедневного общения родителей с детьми и, следовательно, родительского влияния. Более того, семья — это единственная педагогическая система, воздействие которой человек испытывает на протяжении всей своей жизни.  Следует говорить о том, что: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими социальными системами и институтами. Причем чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значительнее его результат.
Таким образом, чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации школьников в процессе обучения.

Трудности, с которыми встречаются первоклассники в первые дни учебы школы. Роль учителя  в адаптационный период, методы и приемы, которые мотивируют обучающихся на получение знаний....

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников...

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА

Концепция модернизации российского образования в связи с принятием ФГОСТ подчеркивает исключительную роль школы ,  но и семья  играет большую роль в решении задач воспитания....

Роль современной семьи в процессе обучения школьника.

Концепция модернизации российского образования в связи с принятием ФГОСТ подчеркивает исключительную роль школы, но и семья играет важную, большую роль....

Повышение роли семьи в процессе обучения и воспитания обучающихся посредством организации родительского всеобуча.

В обществе призошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучен...

Роль современной семьи в процессе обучения школьников

О современной семье много пишут и говорят. А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера  определяются всем строем семейной жизни, который он назвал "общением, ...

Учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения

Учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения...