Главные вкладки

    Информационные папки - передвижки
    консультация (1, 2, 3, 4 класс)

    Папка-передвижка представляет собой сменяемый информационный материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри класса. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл "Речь и мелкая моторика"15.23 КБ
    Файл "О правильном дыхании"15.96 КБ
    Файл "Чтобы лучше говорить, нужно с пальцами дружить"15.18 КБ
    Файл "Автрматизация звуков с помощью игровых приемов"13.44 КБ
    Файл "Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия"13.8 КБ
    Файл "Обогащение словаря младших школьников"19.96 КБ
    Файл "Особенности работы учителя - логопеда по преодолению нарушений письма у учащихся начальной школы"19.2 КБ
    Файл "Речь и ее виды"16.86 КБ
    Файл "Формирование слоговой структуры слова"15.71 КБ
    Файл "Исследование зрительно - моторных координаций у учащихся"647.65 КБ
    Файл "Развитие зрительного восприятия и узнавания у леворукого ребенка254.06 КБ
    Файл Развитие зрительной памяти на логопедических занятиях153.27 КБ
    Файл Игры для детей с тяжелыми нарушениями речи58.87 КБ
    Файл Упражнения для максимального развития незадействованных или мало используемых каналов восприятия33.31 КБ
    Файл Развитие зрительной памяти на логопедических занятиях дома и в школе21.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речь и мелкая моторика

              Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, сложную структуру и условия построения двигательного акта, особенности нарушения моторных функций, артикуляторно – акустические признаки звуков в структуре различных типов слогов у младших школьников с дизартрией, разработана методика коррекции нарушений ручной и артикуляционной моторики в процессе преодоления звукопроизносительных нарушений и последовательность использования речевого материала для формирования правильной артикуляции звуков и их автоматизации в различных условиях и произношения.

    Упражнения по развитию кинестетической основы движения рук

    1. Наклонить руку, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вверх.
    2. Опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут влево.
    3. Опустить кисть левой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вправо.
    4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.
    5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на неё сверху положить горизонтально кисть левой (правой) руки.
    6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, кисть левой (правой) руки прислонить к ней вертикально.
    7. Слегка согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив отверстие.
    8. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжаты.
    9. Вытянуть одновременно (и на правой и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжаты.

    Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений

              Работе по коррекции нарушений артикуляторной моторики предшествуют упражнения по формированию произвольных дифферецированных мимических движений:

    • Зажмурить глаза;
    • Открыть глаза;
    • Зажмурить правый глаз;
    • Зажмурить левый глаз;
    • Поднять брови;
    • Надуть щёки;
    • Плавно сдуть воздух и сделать глотательное движение;
    • Надуть одну щёку;
    • Надуть другую щёку.

    Упражнения по определению положения губ

    1. Произнести звук [и] и определить, как работают губы при его произнесении.
    2. Произнести звук [у] и определить, как работают губы при его произнесении.
    3. Произнести перед зеркалом сочетание звуков [иу], [уи]  и определить последовательную работу губ при их произнесении.
    4. Произнести слова (например, игры, утка, иглы, ухо, ива и т.д.) – губы хорошо работают. Определить произнесение каких слов начинается с растянутого (или вытянутого) положения губ.

    Упражнения по определению положения кончика языка

    (поднят или опущен)

    1. Произнести звук [и] и определить местоположение кончика языка.
    2. Произнести звук [д] и определить местоположение кончика языка.
    3. Произнести последовательно звуки [и…д] и определить, при произнесении какого звука кончик языка опущен (поднят).
    4. Произнести сначала звук [и], затем звук [д] и наоборот, и определить положение кончика языка при их произнесении.
    5. Произнести слова (например, дом, иволга, дыня, дача, ива и т.д.)

    Упражнения по различению узкого и широкого кончика языка

    Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках [н] и [л], так как при их произнесении кончик языка поднят и прижат к верхним резцам. В процессе работы обращается внимание на то, что при артикуляции звука [н] язык широкий, а при артикуляции звука [л] язык узкий.

    Для различения узкого и широкого языка используются упражнения, аналогичные упражнениям для развития умения кинестетически ощущать различное положение кончик языка (поднят или опущен): н – л – н – л – н.



    Предварительный просмотр:

    О правильном дыхании

               Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание. Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребёнок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

              Что же делать, если ребёнок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приёмы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.

               Вот простейшее упражнение: закрывание рта «на замок»: рот зажимаю пальцами либо закрывают ладонью и просят ребёнка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на всё более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.

              Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно чётко, понятно. Ребёнок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки [б], [в], [ж], [м], [п], [т], [ф], [ш], следя за дыханием при выполнении данного упражнения.

               Очень полезно следующее упражнение: 5 – 6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.

              Систематические занятия звуковой гимнастики проводят с ребёнком после соответствующей консультации с врачом. Они восстанавливают дыхание через нос, повышают эмоциональный тонус. Данному методу лечения больных после аденотомии следует  отдать предпочтение. Вот некоторые упражнения.

    Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата

              После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки [б], [в], [ж], [м], [п], [т], [ф], [ш]. воздух как бы выталкивается через нос.

              Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрей.

    Упражнение, выполняемое вечером

              Перед сном приготовить стакан тёплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук [а – а – а ], а затем звук [о – о – о ], после чего вода выплёвывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится вода в стакане.

              Для улучшения дыхания через нос после операций (аденотомии) детям необходимо чаще сосать леденцы, есть твёрдую пищу – морковь, репу, жареное мясо.

             Для улучшения дыхательной функции легких в комплекс утренней гимнастики, которой должен заниматься больной, включают наклоны туловища назад, в правую и левую стороны – такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние отделы лёгких.

             В восстановительный период лечения нужно использовать местные закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Очень полезны контрастные умывания: попеременно сначала – горячей водой (температура 38 – 40 градусов), затем прохладной, комнатной (19 – 20 градусов).

              Отечественная промышленность освоила выпуск электростатических, ионизированных воздухоочистителей, которые можно применять в домашних и рабочих помещениях.

    Комплексы упражнений при нарушении носового дыхания

    (дышать только через нос)

    1. Двигать нижней челюстью вправо – влево.
    2. Вытянуть губы вперёд как можно дальше.
    3. Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы.
    4. Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щёки с причмокиванием.
    5. Надуть щёки поочерёдно: правую и левую.
    6. Надуть верхнюю губу.
    7. Сидя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), выдох через нос.

    (дышать только через нос)

    1. Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
    2. Широко раскрыть рот.
    3. Кончик языка поставить за передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
    4. Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).
    5. Выполнять «кривую улыбку» вправо – влево.
    6. Втягивать щёки.
    7. Надувать и втягивать щёки, не открывая рта.
    8. Как можно шире открывать рот.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы лучше говорить – нужно с пальцами дружить!

               Известно, что кисть руки по наличию акупунктурных зон не уступает уху и стопе, поэтому развивая мелкую моторику пальцев рук, мы тем самым развиваем интеллект и речь ребёнка.

              Существует огромное количество пальчиковых игр, направленных  на развитие пальчиков, которые помогут избежать многих неприятных моментов в школьной жизни вашего малыша. Заниматься этими играми с ребёнком можно не только с раннего детства, но и в школьном возрасте.

              Игры с пальчиками развивают мышление ребёнка, стимулируют развитием речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

    «Домик для троих»

    В чистом поле дом стоит

    Окнами пустыми

    Грустно в поле он глядит.

    Руками показывают стены дома, крышу, окна.

    Мышка домик увидала

    И быстрее побежала.

    Пальцами рук перебирать по столу.

    Тук – тук – тук – отзовись,

    Ты хозяин появись.

    Ритмично постучать пальцами рук по столу.

    А в ответ ей тишина,

    Мышка стала жить одна.

    Указательный палец ко рту;

    Показать «крышу дома» над головой.

    Шлёп – шлёп – шлёп лягушка скачет,

    Скачет и тихонько плачет.

    Пошлёпать ладонями рук по столу.

    Вышла мышка: «В чём тут дело?»

    И лягушку пожалела.

    Стали жить они вдвоём

    В славном домике своём.

    Перебирают пальцами по столу, показывают обе ладони.

    Показать два пальца и руками «крышу дома» над головой.

    Мышка бегает – раз, два,

    А лягушка – ква – ква – ква.

    Пальцами перебирают по столу,

    Шлёпают ладонями по столу.

    Зайка домик увидал,

    Быстро к дому поскакал.

    Прыг – прыг – прыг,

    Скок – скок – скок –

    Прыгну я ещё разок!

    Пальцы щепоткой и кисти рук прыгают по столу.

    На крыльце лягушка с мышкой

    Наблюдают за зайчишкой.

    Показать на раскрытой ладошке

    Два пальца -  указательный и средний.

    «Можно буду с Вами жить:

    Печь топить, дрова рубить».

    Пошевелить пальцами рук над головой – «заячьи ушки».

    И живут они втроём

    В славном домике своём!

    Показать руками крышу и стены домика.

    «Пароход»

    Плывёт по морю пароход:

    Ладони лодочкой и «едут» по столу.

    «Лево руля! Полный ход!»

    Показывают штурвал, поворачивают влево и «дают гудок».

    В рубке капитан стоит,

    «Отдать честь» ладонью правой руки.

    На море в бинокль глядит

    Показать бинокль, сделанный из пальцев.

    Ветер подул, поднялась и волна

    Руки выполняют движения влево, вправо.

    Сейчас пароход потопит она.

    Показывают большую волну, накрывающую пароход.

    Но капитану волна нипочём,

    Указательным пальцем показывают отрицательный жест.

    Держится наш капитан – молодцом.

    Показываем два больших пальца вверх «Окей!»

    Крутит штурвал он, команды даёт

    Словно по морю плывёт пароход.

    Движение рук влево, вправо.

    Ладони рупором, а потом лодочкой едут по столу.

    Ветер тише, тише, тише,

    Руки замедляют движение.

    Берег ближе, ближе, ближе.

    Ладони выполняют движение к себе.

    Что – же видит капитан:

    Бинокль к глазам.

    Остров, пальмы, связки из банан.

    Показать круг – остров.

    Ну, а там, где есть бананы,

    Там, конечно, обезьяны.

    Руки на пояс, покачать головой.

    Лапки вверх они подняли,

    Дразнить капитана стали.

    Ладони вверх поднять, корчить рожицы.

    Сделали большие уши,

    Показали длинный нос.

    Растопыренные ладошки приставить к ушам и к носу.

    «Мол, вот так мы всех встречаем,

    Кто подарки не привёз».

    Грозят указательным пальцем левой и правой руки.

    И поплыл обратно пароход:

    «Лево руля, полный ход».

    Ладони лодочкой по столу,

    Движение штурвала влево, «даём гудок».

    «Здравствуй!»

    Здравствуй, солнце золотое!                          Пальцами правой руки по очереди

    Здравствуй, небо голубое!                       «здороваться» с пальцами левой руки,

    Здравствуй, вольный ветерок!                    похлопывая друг друга кончиками.

    Здравствуй, маленький дубок!

    Мы живем в одном краю –

    Всех я вас приветствую!



    Предварительный просмотр:

    Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов

               Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка? Логопеды – практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

               Предлагаемые задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

    Кнопочки

    Ребёнок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рубку, цветок и т.п.). Сколько кнопочек – столько повторов.

    Метроном

    Ребёнок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом ритм метронома.

    Песочные часы

    Ребёнок проговаривает речевой материал, пока на «стечёт» песочек в часах (1 минута, 3 минуты).

    Колокольчик

    Ребёнок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед  оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

    Шарик

    Во время произнесения слов ребёнок перекатывает (передаёт) из руки в руку шарик от  пинг – понга, мячик.

    Волшебная верёвочка

    Ученик наматывает верёвочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения и чистоговорки с автоматизируемым звуком.

    Лабиринт

    По нарисованному лабиринту (дорожке) школьник проводит пальчиком, проговаривая предложения и чистоговорки.

    Заборчик

    Дети рисуют горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов, слов.

    Дорожка

    Дети рисуют или выкладывают поочерёдно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

    Узоры

    Ребёнок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

    Су – джок

    Ребёнок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

    Пирамидка

    Ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

    Кубик с цифрами

    Ребёнок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

    Часики

    Ребёнок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.

    Бусы

    Ребёнок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

    Счёты

    Ребёнок произносит слово столько раз, сколько колёсиков отложено на счётах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колёсика.

    Считалочка

    С «салящими» движениями, как будто выбирая водящего в игре, ребёнок проговаривает слоговые ряды, предложения, чистоговорки, стихи.

    Улиточка

    Ребёнок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали – домику улиточки.

    Тихо – громко

    Ребёнок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

    Песенка

    Ребёнок поёт знакомую песенку, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.



    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия

    Обучение различению на слух высоты звучаний

    Цель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.

    Игра «Какая чашка звучит?»

    Оборудование: четыре одинаковые чашки, в двух – немного воды (одинаково в каждой), в двух других вода налита почти до краёв, таблички.

    Речевой материал: будем играть, что звучало?, слушайте, да, нет, верно, неверно, чашка, покажи, покажите, высоко, низко.

    Ход игры: дети располагаются вокруг маленького столика, в одном конце которого стоят две чашки с небольшим количеством воды, в другом – заполненные до краёв. Педагог предлагает детям поиграть. Он деревянной палочкой ударяет сначала по чашкам, стоящим с одной стороны, обращая внимание с помощью естественных жестов, что звук одинаковый, затем – с другой, также подчёркивая, что звук одинаковый. После этого он ударяет по чашке с небольшим количеством воды, а затем – по полной, и обращает внимание детей на то, что звук разный (используя естественные жесты).

    Он вновь ударяет по чашкам с небольшим количеством воды и показывает табличку низко, а затем – по полным чашкам – высоко.

    Педагог на глазах детей ударяет то по первым чашкам, то по вторым и спрашивает: «Как звучало?» в ответ дети показывают соответствующую табличку, лежащую под данными чашками.

    Педагог убирает одну из чашек за экран, стучит по ней и спрашивает: «Как звучало?» в ответ дети показывают табличку под второй чашкой с таким же количеством воды. Аналогично проводится упражнение с другой чашкой.

    Педагог предлагает детям угадать, по какой чашке за экраном он стучит. После того как дети показывают соответствующую чашку, педагог поднимает экран, повторяет звук (если кто – то из детей ошибся, он может исправиться) и спрашивает: «Как звучало?». Дети прочитывают соответствующую табличку.

    Для облегчения проведения данной игры – упражнения можно заполнять чашки водой разного цвета.

    Обучение различению на слух количества звучаний

    Цель: учить различать на слух однократные и многократные звучания.

    Игра «Один и много»

    Оборудование: барабан, счётный материал, таблички.

    Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, покажи, покажите, один, много.

    Ход игры: дети сидят за столами, перед каждым на определённом расстоянии два разноса – с одним предметом (шарик, матрёшка или ёлочка и т.п.) и с большим их количеством.

    Педагог на глазах детей ударяет один раз по барабану, показывает разнос с одним предметом (например, шариком) и побуждает детей сделать то же. Затем все вместе хлопают в ладоши, произнося «па». После этого он ударяет несколько раз по барабану (интервалы между ударами должны быть достаточно чёткими), показывает разнос с большим количеством предметов (например, 7 – 8 шариков) и побуждает к этому детей. Затем все вместе многократно хлопают в ладоши, произнося «па – па – па».

    Затем педагог предлагает детям различать один удар и большое их количество при слухозрительном восприятии (то есть они видят, как педагог ударяет по барабану, и слушают звук). Производя один удар или большое их количество, он спрашивает детей: «Сколько?» (используется естественный жест и табличка). Дети показывают, соответственно, на разнос с одним или большим количеством предметов и хлопают один или много раз, произнося соответственно «па» или «па – па – па».



    Предварительный просмотр:

    Обогащение словаря младших школьников

               Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.

              Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям языком, позволит формировать у детей нравственные представления.

              С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой можно использовать задания следующего характера:

    1. Узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;
    2. Подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;
    3. Подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;
    4. Работа над прямым и переносным значением слов;
    5. Употребление речевых оборотов;
    6. Работа с пословицами и поговорками;
    7. Работа со словарями;
    8. Выполнение различных видов творческих работ.

              Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребёнка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.

              Необходимо вводить лексику таким образом, чтобы не нарушать логики учебного процесса в целом, логики построения учебника. С этой целью можно предложить учащимся дополнительные задания к упражнениям или в течение 8 – 10 минут проводить минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану учителя.

              Прежде чем предложить материал для работы, представим список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений. При отборе лексического материала учитывалась степень доступности и употребительности слов. Они принадлежат к числу лексем, с которыми дети так или иначе встречались в речи окружающих, в печатных источниках (в учебниках, художественной литературе, газетах и журналах), в радио – и телепередачах: верность, верный, верить, внимание, внимательный, гостеприимный, гостеприимство, гуманность, гуманный, доброта, добрый, доброжелательность, доброжелательный, доверие, доверчивый, доверять, дружба, дружный, дружить, жестокость, жестокий, ожесточиться, забота, заботливый, заботиться, ласка, ласковый, ласкать, милосердие, милосердный, ненависть, ненавистный, ненавидеть, нежность, нежный, нежить, наивность, наивный, насмешка, насмешливый, насмехаться, отзывчивость, отзывчивый, отзываться, преданность, преданный, простота, простой, равнодушие, равнодушный, тактичность, тактичный, совесть, совестливый, уважение, уважаемый, уважительный, чуткость, чуткий, человечность, человечный, честь, честный, правда, правдивый, ложь, лживый, лгать.

    Приведём упражнения, в которых использовались слова данной тематической группы.

    1. Прочитать слова.

    Мороз, агроном, шофёр, доброта, уважительный, иней, заботиться, комбайн, корабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный.

    Выполнить по образцу:

    Явления природы: мороз, …

    Профессии: шофёр, …

    Машины: комбайн, …

    Человеческие отношения: доброта, …

    К слову доброта подберите однокоренные слова.

    1. Прочитайте. На какие вопросы отвечают слова в каждом столбике?

    Что они обозначают?

    Доброта                                      Позаботился

    Благодарность                           Высмеять

    Совесть                                      Враждебный

    1. Определите, какой частью речи является каждое слово.

    Верный, верить, внимание, любить, дружить, равнодушие, тревожиться, честь, добрый, гуманный, правда, сердечный, жестокий.

    Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назовите положительные качества человека.

    1. Найти в пословице близкие по смыслу слова.

    Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого отнять.

    Чему посвящена эта пословица?

    Кого называют щедрым человеком, а кого – скупым?

    Как люди оценивают щедрость, а как – скупость?

    1. Спишите, вставляя словосочетание добрый человек.

    Не помнит зла (кто?)… Худо тому месту, где нет (кого?)… Поклонитесь в пояс (кому?)… Поминай добром (кого?)… Хорошо иметь дело (с кем?)… Вспоминай чаще (о ком?)…

    1. Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

    Верный –

    Внимательная –

    Добрая –

    Жестокое –

    Равнодушный –

    Гостеприимная –

    Заботливое –

    Нежная –

    Ласковое –

    1. Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существительными.

    (Дружеский, дружный) класс;

    (Жестокий, жёсткий) человек;

    (Скрытный, скрытый) характер;

    (Обидчивая, обидная) женщина;

    (Равнодушное, радушное) угощение.

    1. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы.

    Вежливый ответ. Правдивые слова. Отнестись с доверием. Насмехаться над человеком.

    1. Назовите антонимы и синонимы слова жестокий.
    2. Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не.

    Сердечны – не…

    Добрый – не…

    Чуткий – не…

    Отзывчивый – не…

    1. Прочитать пословицу. Объяснить смысл.

    Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет.

    1. Спишите прилагательные в сочетании с существительными. Объясните значение прилагательного в каждом конкретном случае.

    Мягкий (хлеб, характер);

    Мягкий хлеб (это какой?) свежий;

    Мягкий характер (это какой?) покладистый, уступчивый, сговорчивый.

    1. Как  вы понимаете значение данных оборотов речи?

    Владеть собой;

    Выдержать характер;

    Много думать о себе.

    1. Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.

    Моя хата с краю, я ничего не знаю.

    В чужой лодке всегда больше рыбы.

    Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.

              Отбирая содержание для творческих работ, необходимо активизировать формирование у младших школьников положительного отношения к товарищам, членам семьи, старым людям, умение использовать в своих работах лексику человеческих отношений. С этой целью можно предложить детям следующие упражнения:

    1. Сочинения на темы: «Моя любимая мамочка», «Мой самый любимый человек», «Какие люди мне нравятся?», «Тёплое слово и в мороз согреет», «Как можно позаботиться о близких людях» и т.д.
    2. Прочитать произведения: «Вежливый человек», «Внимательный человек».

              Итак, работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отношений имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, поэтому она развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и заботливое отношение к старикам, близким людям и товарищам.



    Предварительный просмотр:

    Особенности работы учителя – логопеда по преодолению нарушений письма у учащихся начальной школы

               За последние десятилетия отмечается активное развитие теории функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, накоплен значительный теоретический и практический материал о специфических функциях левого и правого полушария, механизмах, лежащих в основе нарушений и отклонений в познавательной и речевой деятельности детей.

            Для эффективной коррекционной работы по преодолению дисграфии у младших школьников мы обращаемся параллельно, на равных, к обоим полушариям мозга, выстраивая весь материал таким образом, чтобы каждая тема и каждое понятие попали как бы в точку пересечения двух лучей – логического и образно – ассоциативного. В результате возникает то, что условно можно назвать «объемным видением», или «стереоскопическим эффектом». Процесс и результат обучения при этом качественно меняются. Уроки по коррекции речи дают прекрасный материал для реализации принципа двуполушарного подхода, поскольку две основные единицы языка – слово и предложение – «двуполушарны» по самой своей природе: они сочетают в себе логос и образ.

              Поскольку на каждом занятии одни блоки материала апеллируют к левому полушарию, а другие – к правому, очень быстро становится понятно, как ребёнку легче изучать материал, на что он больше опирается: на схемы, алгоритмы, логические формулировки или на метафорическое представление материала. Благодаря этому появляется возможность помочь и право – и левополушарным детям не только адаптироваться в учебном процессе, но и увидеть мир «вторым» полушарием мозга.

              Коррекция нарушений письма достаточно описана в логопедической литературе. Мы коснёмся приёмов работы с учащимися, помогающих активному развитию правого полушария, связанного с эмоциональной сферой, развитием творческого мышления и интуиции, формированием пространственных представлений, соматогнозисом, развитием обоняния, осязания и ритмов.

              Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Без ориентировки на своём теле нельзя «перепрыгнуть» в окружающий мир.

    В качестве игровых упражнений для формирования умения ориентироваться используются:

    • В своём местоположении относительно других людей;
    • В пространстве своего тела;
    • В пространстве тела соседа;
    • В пространстве за своей спиной.

              Эти упражнения предлагаются детям после выполнения аналогичных упражнений на развитие артикуляционной моторики, выполняемых одновременно с заданиями для пальцев рук.

    Последовательность разучивания артикуляторных упражнений («Весёлый дождик», «Улыбочка», «Трубочка, «Лопаточка», «Чашечка», «Песенка воды», «Комарики»):

    • Перед зеркалом;
    • Пальцами рук перед собой;
    • Соединение артикуляционного упражнения с движениями пальцев рук;
    • Руками за спиной.

              Такие упражнения способствуют развитию сенсорных, пространственных возможностей детей.

              Важную роль при обучении написания букв играет контроль графических норм, осуществляемый на двух уровнях – кинестетическом ощущении и зрительном восприятии.

               Для формирования кинестетического праксиса используются упражнения на прописывание в воздухе определённых фигур. В большинстве случаев это строчные и прописные буквы, соответствующие изучаемым на уроке звукам.

               Буква рисуется на доске. Прежде чем приступить к её прописыванию, детей знакомят с ней: определяют точку начала движения, характер линий, обращают внимание на направление движения. Затем ученики пишут букву в воздухе карандашом тремя способами по 3 – 4 раза каждым из них: рука выполняет крупные движения от плеча; рука опирается на локоть, работает только кисть; рука опирается на локоть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.

              К сожалению, для усвоения информации в учебных пособиях предлагается материал, использующий, как правило, только два канала восприятия: зрительный и слуховой. Тактильный же канал восприятия почти не используется, а ведь тактильные ощущения хорошо запоминаются. Мы опираемся на тактильные ассоциации при знакомстве со звуками и их буквенным обозначением.

              Так, дети знакомятся с «платьями – видимками» - макетами письменных букв, имеющими покрытие из материалов разной фактуры:

    Б – бугристое;

    В – волнистое;

    Г – гладкое;

    Д – деревянное;

    Ж – железное;

    З – зазубренное;

    К – колючее;

    Л – лохматое;

    М – меховое;

    Н – нежное;

    П – пористое;

    Р – рифлёное;

    С – соломенное;

    Т – твёрдое;

    Ф – фланелевое;

    Х – хрустящее;

    Ц – цветочное;

    Ч – чайное;

    Ш – шершавое;

    Щ – щетинистое.

              Большое значение на уроках придаётся развитию орфографической интуиции. Очень важно, чтобы каждый ребёнок получил возможность, во – первых, осознать сам факт обладания этой удивительной способностью, а во – вторых, развивать её у себя.

              Прежде всего, нужно знакомить детей с тремя альтернативными способами овладении грамотой, тремя способами писать без ошибок:

    • Знание правил и умение их применять;
    • Память, которой нужно уметь пользоваться;
    • Орфографическое чутьё, интуиция.

              Специально организованная для этого работа даёт возможность каждому ребёнку найти тот путь, который быстрее, легче и с большим удовольствием от учения приведёт его к цели. Это вовсе не значит, что два других пути следует отбросить как ненужные.

              Важно, чтобы ребёнок умел пользоваться всеми способами и чувствовал себя уверенно, научился бы понимать себя и использовать это понимание для преодоления трудностей в обучении.

              Важная роль при этом отводится психологической установке перед началом диктанта:

    • Перед первым диктантом: «Соберись. Сосредоточься. Будь предельно внимателен. Думай над каждой буквой. Вспоминай правила и успевай их применять»;
    • Перед вторым диктантом: «Расслабься. Попробуй одновременно писать и вспоминать последний хороший фильм, который ты видел. Только непременно хороший!»

              Во втором задании ключевое слово – «расслабься».

              После диктантов детям предлагаются три вопроса:

    1. Какой из двух текстов писать было легче?
    2. В каком из них ты сделал меньше ошибок?
    3. Как ты это сам себе объяснишь?

              Изначально у каждого ребёнка существует речевой потенциал, непосредственно связанный с его психоэмоциональной сферой, и, следовательно, нужно помочь ребёнку реализовать этот потенциал, снять часто уже существующий барьер, мешающий ему свободно говорить и писать – страх перед собственной речью.



    Предварительный просмотр:

    Речь и её виды

               Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности.

              Термин «речь» имеет три значения:

    1. Как процесс, как деятельность.

    Например, ребёнок говорит.

    1. Как результат, продукт речевой деятельности, синоним – текст.

    Например, анализ речи 6 – летнего ребёнка.

    1. Как жанр устного, ораторского выступления.

    Например, полный текст речи депутата.

              В речевом общении участвуют как минимум двое:

    • Говорящий или пишущий (отправитель речи, коммуникатор);
    • Слушающий или читающий (адресат речи, перципиент).

               Речь подразделяется на внешнюю, то есть речь для окружающих и внутреннюю – речь для себя.

               В последние десятилетия изучается такой феномен, как «языковая личность», то есть совокупность знаний и умений и предпочтений в области языка (языков) у ученика начальных классов.

              Внешняя речь – то есть речь – общение, подразделяется на 4 вида:

    1. Говорение, то есть выражение мысли с помощью звучащих комплексов – слов, их сочетаний (действие коммуникатора);
    2. Слушание (аудирование) – слуховое восприятие акустического потока, отправленного говорящим, и его понимание, то есть сверка со смысловыми эталонами, накопленными в памяти ранее;
    3. Письмо, то есть выражение мысли в графическом коде (при фонемном письме – через посредство фонем);
    4. Чтение, то есть зрительное восприятие графического ряда, и его понимание, или соотнесение графических комплексов (слов, их сочетаний) через их фонемный состав с эталонами, хранящимися в памяти.

               Первая пара видов речи – говорение и аудирование объединяются под названием устной речи, вторая пара – письмо и чтение как речь письменная.

    Сходства и различия устной и письменной речи:

    Параметры

    Устная речь

    Письменная речь

    По стилю

    Разговорный стиль

    Письменно – книжные стили

    По степени подготовленности

    Импровизированная, моментальная, ситуативная

    Обдуманная, подготовленная, проверенная

    Поточности выбора слов

    Моментальный выбор, не всегда удачный

    Тщательный, обдуманный выбор

    По объему единиц речи

    Сравнительно малый объём предложений

    Сравнительно большой объём

    По средствам выразительности

    Паузы, логические ударения, интонации, темп, тембр, мимика, жесты наряду с фигурами

    Фигуры, тропы

    По сохранности

    Только в момент исполнения (или в звукозаписи)

    Долговременная сохранность

               В повседневной практике главенствует следующая последовательность видов речи:

    Мысленная              Устная               Письменная

              В развитии речи взаимодействие этих видов кладётся в основу его системы. В речи, отдельных речевых актах (высказываниях) реализуются средства языка: звуки, слова, сочетания слов, интонации, а также правила грамматики; в этом смысле речь – это прагматика языка.

    Речь и мышление

              Развитие речи – это и развитие мышления. В логическом, речевом мышлении человек пользуется понятиями, в которых обобщены существенные признаки явлений, предметов, действий и т.п.

              Понятия обозначаются словами, словосочетаниями, в которых приобретают необходимую для общения материальную оболочку. Значение слов, богатство и мобильность словаря позволяют человеку оперировать понятиями, то есть мыслить на уровне внутренней речи или говорить, писать на уровне внутренней речи.

               Речь невозможна без мысли, без опережающего внутреннего процесса, но и мысль не может успешно работать без языкового оформления.



    Предварительный просмотр:

    Формирование слоговой структуры слова

               После того, как дети научились выделять гласный звук в слове, можно перейти к работе над слоговой структурой слова.

               Для преодоления нарушений слоговой структуры слова предлагается следующая последовательность в работе со схемами:

    1. Двусложные слова из открытых слогов: база, веко, кеды, виза, дуло, желе, жюри, кета, мера, софа, око, оса.
    2. Трёхсложные слова из открытых слогов: мотыга, мякина, мумия, ягоды, щетина, шелуха, рапира, ракита, полено, натура, кабала, защита.
    3. Односложные слова из закрытого слова: гид, бас, вол, бар, бес, век, дог, кок, гол, мусс, ноль, синь.
    4. Двусложные слова с закрытым слогом: музей, бекон, визит, мираж, вирус, ящик, удар, юмор, отель, паук, баул, хаос, неуч, абзац.
    5. Двусложные слова со стечением гласных в начале, середине, конце слова: слово, плата, круиз; сушки, каска, зебра, утка, арба; аист, столб, парк.
    6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением гласных: алмаз, уклад, аврал, орден, автор, медведь, щербет, бублик, боксёр, пряник, блузон, грохот, плакат.
    7. Трёхсложные слова с закрытым слогом: носорог, пароход, бегемот, порядок, парашют, молоток, ананас, абажур, оратор.
    8. Трёхсложные слова со стечением согласных: Аврора, Ангара, ангина, комиксы, ракушки, палитра, валенки, кукушка, мальчишка, мартышка, картонка, картинка, кормушка, картошка, гармошка.
    9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: апельсин, шиповник, кораблик, будильник, виноград.
    10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных: пустышка, матрёшка, петрушка, тропинка, травинка, скакалка, площадка, старушка, плутишка, штанишки.
    11. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: клад, груз, град, драп, пруд, грот; волк, сорт, тент, танк, мопс, кекс.
    12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных: прачка, кружка, храбро, крынка, крышка, кладка, предки, кротко, брынза, брызги, сказка, бричка, плюшка, клюшка, плётка.
    13. Четырёхсложные слова из открытых слогов: горошина, кукуруза, макароны, детёныши.

              При делении слова на слоги каждый слог обозначаем коротенькой черточкой (мама  -  -  ).

    Примерные виды заданий:

    1. Начертите слоговые структуры слов: дырка – ы а, сын – ы .
    2. Подберите слова соответственно схемам: а – а- а, ы, у – о (мусор, дым, панама).
    3. Поднимите карточку – схему двух – или трёхсложного слова (логопед зачитывает слова).
    4. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:

    па                                            сок, дуб

    па – па                                    дата, пена, речка

    па – па – па                            порядок, лукошко

    И наоборот: заданное слово изобразить ритмическим рисунком.

    1. Подбор слов к заданным схемам и гласным буквам:

    а                                             газ

    аа                                           лама

    ааа                                        Самара

    1. Составление слов из слогов, данных врассыпную.
    2. Подбор слов к заданной рифме – слогу. Например:

    Сок – лесок, песок, носок, кусок.

    Сук – барсук.

    Сы – часы, весы.

    1. Наращивание слоговой структуры. Например:

    Рыба – рыбий, рыбаки, рыболовный, рыболовецкий…

    1. Рассмотреть картинки, выделить ударную гласную и записать графически слова.

    Телега – е – Е – а.

    1. Прочитать слоги. Составить из них слова:

    ке, ра, та; ды, са; жа, ко; ма, зи; ни, пят, ца; за, ло; жа, сту; ки, мел.

    1. Закончить слова, добавив слог (ма). Назвать получившееся слово.

    Ла___, пана____, дра____, ра____.

    1. К данному слогу подобрать слоги из скобок так, чтобы получилось слово:

    на (деть, бег, бить);

    пар (кет, тер, та).

    1. Вставить пропущенные слоги, назвать слово:

    Мы____та, вело___пед, волча____, е____та.

    1. Разделить каждое слово в предложении на слоги:

    Миша сидит на стуле.

    Ми – ша си – дит на сту – ле.

    1. Записать предложения графически, деля в нём слова на слоги:

    Маша   помогает         маме.

    А – а    о – о – а – е      а – е.



    Предварительный просмотр:

    Дорогие родители!

    Чем раньше начинается исследование и коррекция речевых нарушений у учащихся, тем выше её результативность в плане ликвидации собственно речевых недостатков, предупреждения появления у этих детей нарушений письма и чтения (как вторичных дефектов по отношению к устной речи).

    Для исследования зрительно - моторных координаций учащимся предлагается ряд тестовых заданий, качество выполнение которых характеризует уровень развития таких функций зрительного восприятия, как:

    • Фигурно-фоновое различение,
    • Зрительно-пространственное восприятие,
    • Зрительная память, зрительно-моторная координация.

    После анализа выполнения заданий каждого субтеста выставляются оценки. Полученные результаты обрабатываются (то есть складываются все оценки каждого субтеста и полученный результат вносится в таблицу итогов тестирования).

    При проценте восприятия, равном 75 % и более, можно говорить о том, что уровень восприятия у ребёнка соответствует возрастной норме и предпосылок для трудностей, связанных со зрительным восприятием, нет.

    Если процент зрительного восприятия у ребёнка ниже 75 %, но выше 50 %, то обращается внимание на те субтесты, при выполнении которых возрастные эквиваленты ниже возрастной нормы. В данном случае коррекционная работа опирается на те составляющие зрительного восприятия, уровень развития которых соответствует норме.

    Если процент восприятия ниже 50 %, это свидетельствует о том, что развитие зрительно – моторных координаций задерживается, и с ребёнком проводится специальные работа, направленная на повышение уровня развития зрительного восприятия.

    При поступлении в школу 100 % учащихся класса уровень развития зрительного восприятия был ниже возрастной нормы. Кроме того, у 55 % учащихся данный показатель был ниже 50 %, что свидетельствует об очень низком уровне развития зрительно – моторных координации. Это отрицательно сказывалось на качестве усвоения учащимися учебного материала. У детей наблюдались следующие трудности в обучении:

    1. Письму:
    • Сложность в ориентировки на тетрадном листе, в нахождении в начала строки, трудности удержание строки,
    • Не дописывание элементов букв или письмо лишних элементов букв,
    • Устойчивая зеркальность при написании букв,
    • Постоянные колебания наклона и высоты букв, не соответствие букв по размеру;
    1. Чтению:
    • Наблюдалось большое количество ошибок, связанных с неточностью в опознавании букв, соотнесение буквы и звука,
    •  Медленный темп чтения. Данные ошибки отрицательно сказывались на понимание учащихся содержание прочитанного (фрагментарное, искаженное).

    Для успешного овладение письмом, требуется высокий уровень психического и моторного развития, так как письменная речь связана с деятельностью зрительного и слухомоторного анализаторов (при письме существует непосредственная связь между движением руки и глаз, а при формировании навыка письма движения контролируются зрением).

    Для развития учащихся зрительно – моторной координации:

    • Разрабатываются специальные задания, направленные на развитие зрительно восприятие
    • Проводится фронтальная работает с металлическим конструктором на уроках труда.

    Работа с конструктором оказывает положительное влияние на развитие у детей двигательных навыков: внимательности, точности, усидчивости. В процессе работы рука ребёнка находится в постоянном движении, при этом улучшается состояние мелкой моторики пальцев, вырабатываются координированные движение, развиваются пространственные представления.

    В основу организации работы с конструктором лежат следующие положения:

    • Восприятие готового изделия из технического рисунка,
    • Формирование умения планировать свою деятельность,
    • Обучение контрольным действиям и организация заданий с элементами творчества.

    Дидактические игры, направленные на развитие учащихся

     продуктивности и устойчивости внимания.

    Игра «Бабочка»

    Данная игра используется на этапе организации класса в начале урока и позволяет сосредоточить внимание учащихся на предстоящей учебной деятельности.

    Суть данной игры заключается в следующем:

    «Бабочка» -фигурка, которая находится в центре большого квадрата, разделённого на 9 равных частей. Данная фигурка может перемещаться только на одну клетку поля: вправо, вверх, вниз, влево. Учитель говорит, на каком направлении передвинулась фигурка (например, «бабочка» летит в правую клетку, затем – верх, влево, вниз, вправо, вниз). Задача учащихся – зрительно проследить путь «бабочки» и определить, в какой клетке она остановилась.

    Следует отметить, что данная игра способствует формированию и закреплению учащихся пространственных представлений.

    Игра «Найди слово»

    Суть данной игры заключается в следующем:

    Детям предлагается беспорядочный набор букв, в которых встречается слова. Задачи учащихся – отыскать «спрятавшиеся слова». Данная дидактическая игра способствует развитию у детей умение концентрировать внимание на каком – либо объекте в течение длительного времени.

    Игра «найди ошибку»

    Суть данной игры заключается в следующем:

    Учащимся предлагаются примеры, тексты, в которых допущены ошибки; дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить выбор того или иного написания. Дидактическая ценность данной игры заключается в том, что её использование на уроках не только способствует развитию у детей умения концентрировать и сосредотачивать внимание на объекте учебной деятельности, но и помогают учащимся более прочно усваивать материал, развивать у детей орфографическую зоркость, способствует формированию умения применять орфографические правила.

    Упражнение для развития зрительно-моторных координаций.

    «Срисуй фигуры»

    Упражнение для развития зрительно-моторных координаций.

    «Срисуй фигуры»

    Упражнение для развития зрительно-моторных координаций.

    «Срисуй фигуры»

    Задание: среди фигур найди и раскрась только треугольники.

    Задание: среди фигур найди и обведи только овалы.

    Задание: обведи разные фигуры, разными цветами. Не отрывай карандаш от бумаги.

    Задание: обведи пути черепахи, зайца и льва разными карандашами и узнаешь, к какой группе животных они относятся.

    Задание: обведи пути автомобиля, самолета и яхты разными цветами, и узнаешь, к какому виду транспорта они относятся.



    Предварительный просмотр:


    В последние годы пристальное внимание педагогов привлекает феномен левшества. Рассматриваются трудности, возникающие у леворуких детей при обучении в школе. Это позволяет изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения.

    Некоторые родители, столкнувшись со сложностями обучения ребёнка, начинают сомневаться, не проще ли переучить его и пусть будет «таким, как все». А ведь речь идёт не только о ведущей руке, а об определённой организации головного мозга.

    Согласно данным отечественных медиков, у переученных левшей наиболее часто встречаются следующие проявления невротической симптоматики:  

    • школьные страхи;
    • повышенная возбудимость, раздражительность;
    • вялость, заторможенность;
    • нарушение сна и аппетита;
    • головные боли; заикание;
    • энурез;
    • повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
    • длительное беспокойство неусидчивость.

    Кроме того, леворукие дети испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе; при формирование навыков письма, чтения и счёта. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно – моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих затруднений:

    • формирование зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребёнок путает сходные по конфигурации буквы: п - т, в - д, б - д, л - м, н - к, х – ж, цифры, пишет лишние или не дописывает элементы букв, цифр);
    • восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и, соответственно, медленный темп;
    • выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник);
    • неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
    • медленный темп письма;
    • зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.

    При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно – пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Особый комплекс трудностей при обучении письму отмечается у тех леворуких детей, у которых имеется то или иное нарушение в деятельности левого (речевого) полушария.

    Таким образом, у леворукого ребёнка могут быть свои, сугубо индивидуальные трудности, свои осложнения в процессе учебы, поэтому левши учатся выполнять все учебные действия так же, как правши, в результате приобретая оптические ошибки на писание.

    Не всегда они смогут справиться сними самостоятельно, чаще всего нужна помощь специалиста – логопеда.

    В школе коррекцию оптической дисграфии надо начинать с развития зрительного восприятия и узнавания, так как при его нарушениях у леворукого ребёнка формируются неполное образы предметов. Их части он воспринимает искаженно или не воспринимает вообще.

    Сначала учащимся предлагаются задания на определение формы.

    Например, назвать контурные изображения предметов, недорисованные контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга. Как видно, эти задания постепенно усложняются, и для них берутся контуры известных детям предметов: овощей, фруктов, зверей, посуды, мебели и так далее. Следующее задание: для правильного соотношения величин можно использовать такие виды работы как:

    • распределение предметов по величине, учитывая реальные размеры (заяц, цыплёнок, медведь; яблоко, собака, божья коровка);
    • распределение изображений предметов по их реальной величине. Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине (чашка, ведро, кастрюля; груша, стул, ласточка, дом, чайник);
    • определение самых высоких и самых низких предметов.

    Например, найдите на картинке самые высокие предметы и самые низкие (домики, дети, заборы, деревья) или найдите самое высокое и самое низкое окно и покажите их по порядку: сначала самое низкое, затем повыше, ещё выше и самое высокое окно.

    На определение геометрических фигур предлагаются различные игры. Например, «Геометрическое лото».

    Суть игры в следующем: детям выдаются большие карты. На каждой карте в центре нарисована одна из геометрических фигур:

    Кроме того, имеются картинки с изображениями различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет. Ученики определяют, на что он похож (на треугольник, круг, ромба, квадрат, прямоугольник). Изображение предмета кладётся на карту с похожей геометрической фигурой.

    Часто используется и дополнение рисунков в различных вариантах:

    • дорисовывание симметричных изображений:

    • дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников:    

                 

    • дорисовывание незаконченных симметричных изображений и закрашивание их:

    • дополнение рисунков: «Нарисуйте домик, справа и сверху от домика – солнце, слева от домика - забор; справа внизу нарисуйте озеро, справа от забора – цветы».

    После дорисовывания можно приступать к срисовыванию и штриховки:

    • срисуй фигуры, заштрихуй левые части этих фигур;
    • срисуй фигуры, заштрихуй правые части этих фигур;
    • дорисуй и заштрихуй цепочку фигур;
    • найди и раскрась одинаковые рисунки;
    • найди и раскрась одинаковые фигуры, наложенные друг на друга.

    Подобное предыдущим заданиям упражнение на скорость ориентировки в пространстве - это «Графический диктант».

    Он проводится в следующей последовательности. Логопед говорит: «Поставьте карандаш на выделенную точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо и т.д. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор до конца строчки».

    Формированию процесса восприятия способствует ещё и конструирование. Например, конструирование из спичек или палочек различных фигур, букв (сначала по образцу, затем по памяти) или конструирование из кубиков Кооса.

    Часто применяются игры «Что изменилось?» или «Назови, чего не стало». Логопед раскладывает четыре – пять картинок и предлагает учащимся запомнить их последовательность, а затем незаметно меняется расположение картинок. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.

    Следующие упражнения развивают точность зрительной памяти и идут по нарастающей трудности:

    • запомнить четыре – пять картинок, а затем найти их среди других восьми – десяти;
    • запомнить цифры, фигуры или буквы от трёх до пяти, а затем выбрать их среди других;
    • разложить цифры, буквы, фигуры первоначальной последовательности;
    • после кратковременной экспозиции дети рисуют по памяти изображения различных фигур.

    Это задание развивает не только память, мелкую моторику учащихся и обучает располагать предметы пространстве.

     Для уточнения зрительной памяти можно предлагать детям задание на выбор одного изображения из ряда подобных. Например,: «Найди такой же осенний лист (вазу, профиль) среди остальных».

    Все эти упражнения надо применять на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях с целью развития восприятия и зрительной памяти при коррекции проявлений оптической дисграфии леворуких детей.



    Предварительный просмотр:

    Развитие зрительной памяти на логопедических занятиях

    Ученые отмечают, что объём зрительной памяти и слухоречевой памяти у детей – логопатов в большинстве случаев значительно отстаёт от нормы. При этом отмечается прямая зависимость уровня речевого развития от слухоречевой памяти: чем ниже качество памяти, тем тяжелее речевая патология.

    Многолетние наблюдения за данной категорией детей показали, что на начальном, пусковом этапе обучения такие традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений как заучивание стихотворений, пересказ даже небольшого объёма текста, описание предметов, объектов, явлений природы оказывается недоступным большинству воспитанников.

    Основным приёмом запоминания для учащихся с ТНР является многократное повторение, что обеспечивает механическое запоминание. Нередко этот способ остаётся у учащихся с речевой патологией единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.

    Для качественного запоминания речевого материала учащийся должен владеть приёмами запоминания. У учащихся с речевой нормой эти приёмы формируются, как правило, непроизвольно, на уровне подсознания, в процессе учебной деятельности. У учащихся с ТНР формирование этих приёмов значительно отстаёт от нормы, так как даже при незначительных патологических состояниях головного мозга нейродинамика существенно меняется: утрачивается подвижность нервных процессов, что приводит к нарушению способности организованно запечатлевать и актуализировать следы прежнего опыта. А ведь на уроках, на логопедических занятиях учащийся с ТНР должен многое запомнить: заучивать материал буквально, пересказывать его близко к тексту или своими словами, а главное помнить заученное и уметь воспроизводить его через длительное время. Неумение запоминать сказывается на учебной деятельности учащихся и влияет в конечном итоге не только на отношение к учебе и школе, но и на формирование личности ребенка. Следовательно, возникает необходимость специального обучения учащихся с ОНР приёмам запоминания.

    Л.Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью».

    Исходя из вышесказанного, рассмотрим те приёмы запоминания речевого материала, которые в свою очередь решали бы не только логопедические задачи, но и совершенствовали психические функции: слухоречевое восприятие, внимание, кратковременную и долговременную память, создавали ситуацию потребности и успеха речевого высказывания.

    Приемы запоминания материала

    В процессе логопедических занятий по коррекции речевых нарушений с учащимися с ТНР можно использовать разнообразные приемы запоминания:

    • Приём использования опорных предметных и сюжетных картинок.
    • Приём пиктограммы.
    • Приём визуализации.
    • Приём опорных (ключевых) слов.
    • Приём графической модели.
    • Приём осмысления и запоминания текста через постановку вопросов.
    • Приём сравнения.
    • Приём идентификации.
    • Прием придумывание сказки.
    • Приём “штурмовой атаки”.
    • Прием “снежного кома”.
    • Прием инсценирования.
    • Приём системности.

    В связи с тем, что наибольшие затруднения дети с речевой патологией испытывают в заучивании стихотворений, мы предлагаем использование следующих наиболее эффективных метод запоминания: метод развития памяти и соответственно развитие речи - метод знакового письма.

    Каждое слово – это какой – то знак. Знак, который мы придумываем сами. И после того, как мы записали стихотворение знаками, у детей очень быстро запоминается материал.

    Несколько вариантов работы со знаковым письмом:


    1. Можно вместе с ребёнком записать знаками стихотворение, которое ему очень трудно выучить. И тогда показывая на каждый знак, ребенок будет вспоминать и называть, то, что он нарисовал под этим знаком. И после нескольких повторов, ребенок уже самостоятельно (возможно наизусть) расскажет заучиваемый стих.


    2. Можно ребенку предоставить уже готовый материал, то есть стихотворение, которое уже записано знаковым письмом.

    Например, стихотворения:


    Л. Климанов «Щегол»

    Целый день поет щегол
    В клетке на окошке.
    Третий год ему пошел,

    А он боится кошки.
    А Маша не боится
    Ни кошки, ни щегла.
    Щеглу дала напиться,

    А кошку прогнала.

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/23771_f4342eb52b49931e2a81d51ca4b414bc.png.jpg

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/23771_b485e097e6cab8850067b9bb59ce7b83.png.jpg


    А. Барто «У Танюши дел не мало»

    У Танюши дел немало,

    У Танюши много дел.
    Утром брату помогала -
    Он с утра конфеты ел.
    Вот у Тани сколько дела:
    Таня ела, чай пила.
    Села, с мамой посидела,
    Встала, к бабушке пошла.
    Перед сном сказала маме:
    Вы меня разденьте сами,
    Я устала, не могу.
    Я вам завтра помогу.

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/23771_aaa559403a41d2826393f4f28b7fcef0.png.jpg

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/23771_df23811cb076623505e0c9f0c91b4c27.png.jpg

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/23771_591c111b01daae2281de22f306dd0279.png.jpg



    Предварительный просмотр:

    🞂Игры для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Как показали современные исследования, при логопедических занятиях  с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, наиболее эффективными являются игровые приемы. Используя их, учитель – логопед может почти на 50% улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.  

     

    Дифференциация звуков на слух ребенок выполняет действие молча.

    • «Подними нужный символ»

    Учитель – логопед произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разном положении. Ребенок должен поднять флажок, если звук находится в том положении, которое заранее определено и взаимно оговорено логопедом и ребенком.

    • «Найди необходимый символ среди многих»

    Учитель – логопед и ребенок определяют наиболее адекватные символы, присущие тому или иному звуку, например, звук [ж] – это жук. При произнесении различных слов логопедом ребенок должен поднять соответствующий символ, если в слове есть тот или иной звук.

    • «Сделай соответствующие движения на заданный звук»

    Учитель – логопед и ребенок определяют наиболее адекватные символы – движения, присущие тому или иному звуку, например, звук [щ] – щетка (чистит щеткой). При произнесении различных слов логопедом ребенок должен показать движение или соответствующий символ, как заранее определенно, в случае, если в слове есть тот или  иной звук.

    • «Превратись в заданный звук»

    Учитель – логопед и ребенок определяют наиболее адекватные позы – символы, присущие тому или иному звуку, например, звук [ч] – паровоз. При  произнесении различных слов логопедом ребенок должен изобразить соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.

    • «Подними подходящую букву»

    Учитель – логопед произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разном положении. Ребенок должен поднять букву, если звук находится в том положении, которое заранее определенно и взаимно оговорено логопедом и ребенком.

    Дифференциация звуков в изолированном произношении

    • «Узнай звук по артикуляции»

    Учитель – логопед показывает артикуляцию того или иного звука, который ребенок должен назвать, если он правильно определил его.

    • «Узнай звуки по символам»

    Учитель – логопед показывает символ того или иного звука, который ребенок должен назвать, если он правильно определил его. Символ звука может служить как поза тела, та или иная фигурка, предмет, так и его графическое изображение.

    • «Выбери среди многих»

    Учитель – логопед называет слоги, слова, в которых присутствует определенный звук. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если звук есть в этом слове или слоге. Также можно из нескольких картинок, изображающих предметы, выбирать ту, в названии которой есть нужный звук.

    • «Правильно – неправильно» (преднамеренные ошибки учителя – логопеда)

    Тут открывается большой простор для творчества учителя – логопеда, так как в это занятие можно включить практически все виды игр, единственным изменением в которых будет их периодическое намеренно ошибочное проведение. Например, показывать на то или иное слово, звук, неправильный символ. Или определять звук неправильным движением и т.д.

    • «Звукоподражание, стихи- потешки» - ребенок считает, сколько раз прозвучал заданный звук.

    В процессе произнесения речевого материала ребенок отхлопывает, отстукивает, встает, садится тогда, когда услышал нужный (оговоренный) звук.

    🞂Игры для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Как показали современные исследования, при логопедических занятиях  с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, наиболее эффективными являются игровые приемы. Используя их, учитель – логопед может почти на 50% улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.  

     

    🞂Игры для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Как показали современные исследования, при логопедических занятиях  с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, наиболее эффективными являются игровые приемы. Используя их, учитель – логопед может почти на 50% улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.  

     

    Дифференциация звуков в слогах

    • «Повтори за мной цепочку слогов»

    Учитель – логопед произносить цепочку слогов, например, [за – жа – за], а ребенок вслед за логопедом должен правильно повторить заданную последовательность.

    • «Узнай символы, проговори слог с гласным звуком»

    Например, при предъявлении символа «насос», ребенок произносит звук [с] с любым (заранее определенным) гласным звуком - [са], [со] и т.д.

    • «Сколько раз услышишь хлопки, столько раз произнеси заданный слог»

    Учитель – логопед хлопает 2 – 3 раза, а ребенок должен произнести заданное количество раз заранее определенный слог, например, 2 хлопка – произнесение ребенком слогов [за – за].

    • «Хлопни столько раз, сколько я произнесу слогов, повтори их»

    • «Перепутанница»

    Ребенок хлопает, учитель – логопед преднамеренно произносит слог большее или меньшее количество раз.

    • «Считалка»

    Учитель – логопед показывает цифры, ребенок произносит слоги соответствующее количество раз.

    • «Назови слоги по символу»

    Учитель – логопед показывает символ, а ребенок называет те слоги, в которых есть звук, соответствующий тому или иному символу.

    • «Добавь слог в конце слова»

    Учитель – логопед называет слог, а ребенок добавляет из имеющихся или оговоренных нужный, по его мнению, например, [ко] - [жа]. Также можно пользоваться символами для предъявления первого слога логопедом.

    🞂Игры для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Как показали современные исследования, при логопедических занятиях  с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, наиболее эффективными являются игровые приемы. Используя их, учитель – логопед может почти на 50% улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.  

     

    Дифференциация звуков в словах

    • «Придумай слова»

    Учитель – логопед задает определенный слог или звук, на который ребенок придумывает слова. Можно усложнить задачу, определяя положение звука или слога в слове (начало, середина, конец).

    • «Замени звук в слове»

    Учитель – логопед называет тот или иной слог, а ребенок заменяет в нем на оговоренный (или любой, с той или иной группой звуков – звонкие, глухие, шипящие, свистящие) звук.

    • «Игра в лото»

    Учитель – логопед дает инструкцию: разложи в две – три стопки слова или карточки с определенной позицией (местом) звуков, определенным звуком. Второй вариант: направо – одни, налево – другие.

    • «Кто больше придумает слов»

    Учитель – логопед выбирает символ, картинку, слог, на который ребенок придумывает слова, получая за них балл – фишку. Побеждает тот, кто наберет большее баллов (фишек).

    • «Делай, как видишь, не делай, как слышишь (путаница)»

    Учитель – логопед договаривается с ребенком о том, что, в красную коробочку будут класть картинки, слова, в которых есть тот или иной звук. Затем дает искаженную инструкцию, а ребенок должен, не обращая внимания на нее, сделать правильный выбор.

    • «Найди четвертый лишний предмет»

    Учитель – логопед раскладывает несколько карточек с изображением предметов, а ребенок называет их. По заданию логопеда ребенок определяет, какое слово лишнее.

    • «Составь цепочку»

    По заданию учителя – логопеда ребенок выкладывает предметные картинки на определенные звуки, например, звуки [з] и [ж] в длинную – круговую или любую другую схему. В дальнейшем он должен «прошагать» по картинкам с заданным звуком, называя предметы, которые там изображены.



    Предварительный просмотр:

    Упражнения для развития каналов восприятия

    Для максимального развития незадействованных или мало используемых каналов восприятия необходимо периодически проводить специальные упражнения, которые направленны на активизацию вспомогательных каналов восприятия и позволяют школьнику более успешно справляться с видами деятельности, требующих работы этих каналов.

    Упражнения для развития слухового восприятия

    1. Послушай и угадай, какой предмет издает такой звук (звон ключей, хлопок в ладоши и др.)
    2. Угадай, какой музыкальный предмет звучит в магнитофонной записи.
    3. Узнай мелодию и исполнителя.
    4. Закрой глаза и определи, откуда раздается звук: слева, справа и т.д.

    Упражнения для развития зрительного восприятия

    1. Распределите изображения мячей от самого маленького к большому. (рис.1).

    1. Посчитайте, сколько на рисунке квадратов, треугольников и кругов. (рис2).

    1. Найдите, какими деталями отличаются два изображения. етям предлагаются задания по типу: найди отличия).

    1. Назовите все фигуры, какие вы увидели на рисунке (рис.4).

    1. Назовите буквы, которые можно «увидеть» на чертеже. (детям предлагаются серии «зашумленных» картинок).

    Упражнения для развития тактильного восприятия

    1. С закрытыми глазами потрогай и узнай предмет.
    2. Закрой глаза, потрогай предмет и назови материал, из которого он сделан (мех, стекло, бумага, дерево, металл).
    3. Правой (ведущей) рукой рисуй человека, а левой – отстукивай простой ритм.
    4. Угадай буквы, которые я напишу у тебя на спине пальцем.
    5. Закрой глаза и нарисуй пальцем на поверхности стола геометрические фигуры и буквы, которые я назову.

    Знание особенностей восприятия ученика дает возможность учителю своевременно разработать ряд профилактических мероприятий с целью активизации вспомогательных каналов получения информации. Это позволит разгрузить ведущий канал, что приведет к снижению утомляемости и повышению работоспособности ребенка. А окружающий мир, воспринимаемый не одним, а несколькими каналами, подарит ребенку все многообразие красок, звуков и ощущений.



    Предварительный просмотр:

    Развитие зрительной памяти на логопедических занятиях

    Между умственным и речевым развитием ребенка существует тесная взаимосвязь, поэтому коррекционная работа должна оказывать комплексное воздействие на все психические процессы. Среди детей-логопатов нередко встречаются дети с низким уровнем всех видов памяти: зрительной, слуховой, тактильной. В то время как школьное обучение требует достаточно высокого ее уровня для достижения определенных результатов.

    Система развития памяти, разработанная И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия (Зрительная память. М., 1993), имеет сильную теоретическую основу. Она открывает широкие возможности для коррекции отклонений в психическом развитии, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов коры головного мозга, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов.

    Система состоит из 20 игр, развивающих образное мышление, воображение, зрительную, автобиографическую память, память на самоощущения. Она представляет собой адаптированный для детей дошкольного возраста вариант игр, цель которых — развитие зрительной памяти у детей с речевыми нарушениями на комплексных логопедических занятиях.

    Игра 1. «Найди отличия»

    ЦЕЛИ

    • автоматизировать звук [л] в словах;
    • развивать зрительное восприятие, зрительную память;
    • развивать мелкую моторику;
    • формировать навыки самооценки.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    Две сюжетные картинки, отличающиеся отсутствием на одной из них шести предметов, со звуком [л] в названии: булка, палка, иголки, метла, лопатка, стрелка; шесть карточек с этими же предметами; цветные карандаши; шесть белых карточек; три квадрата — фишки для самооценки красного и синего цвета.

    Инструкция для ребенка

    1. Посмотри очень внимательно на картинку — 30— 50 с.
    2. Теперь посмотри на вторую картинку (первая закрывается) и определи, чем она отличается от предыдущей. Чего на ней не хватает?
    3. На белых карточках нарисуй предметы, которые отсутствуют на второй картинке. Предметов столько, сколько карточек.
    4. Нарисовал? А вот правильный ответ — на этих карточках нарисованы недостающие предметы. Сравни их со своими. Это легко сделать, разложив картинки по парам.
    5. Посчитай, сколько у тебя ошибок. Если все правильно, можно оценить работу на отлично красной фишкой. Если половина или больше нарисовано правильно — синей фишкой. Это хороший результат. Если меньше трех — не очень хорошо.
    6. Назови нарисованные предметы правильно, четко проговаривая звук [л].
    7. Определи, твердый или мягкий звук ты произнес.
    8. Определи место звука в слове — начало, середина или конец.

    Для каждого звука разработан свой вариант сюжетных картинок.

    Игра 2. «Непослушный щенок»

    ЦЕЛИ

    • автоматизировать шипящие звуки в словах;
    • развивать зрительное восприятие и зрительную память; листе бумаги;
    • развивать мелкую моторику;
    • формировать навыки самооценки;
    • обучать составлению рассказа.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    Две картинки с изображением стола, накрытого скатертью, на одной из которых различные предметы: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, книжка, кувшин, на другой предметы на столе отсутствуют; нарисованный и вырезанный по контуру щенок; семь пронумерованных карточек с предметами: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, кувшин, книжка; цветные карандаши; фишки краевого и синего цвета.

    Инструкция для ребенка

    1. Внимательно посмотри на картинку — 10—20 с. Запомни, какие предметы ты видишь на нарисованном столе. Где они расположены? Посмотри, что стоит ближе к тебе, что дальше, что с краю, что посередине.
    2. На другой картинке (первая закрывается) ты видишь, как щенок Бобик стаскивает скатерть со стола. Вспомни, какие предметы стояли на столе, и представь, в какой последовательности они упадут.
    3. Нарисуй «падающие» предметы в той последовательности, в которой они упадут со стола.
    4. Сравни свои рисунки с правильными ответами-рисунками. Обращай внимание на цифру. Если карточка осталась незаполненной — это ошибка.
    5. Посчитай свои ошибки и оцени свою работу фишками: красная — отлично, ни одной ошибки нет; если 1—2 ошибки — хорошо — синяя фишка; если половина ошибок или больше — можно не оценивать.
    6. Назови предметы, правильно произнося все шипящие звуки.
    7. Определи, какой шипящий звук есть в названии предмета и где он находится — в начале слова, в середине или в конце.
    8. Придумай рассказ под названием «Непослушный щенок».

    Игра 3. «Тактильные ощущения»

    ЦЕЛИ

    • автоматизировать шипящие и свистящие звуки;
    • развивать зрительное восприятие и зрительную память;
    • учить запоминать при помощи «тактильных» представлений;
    • развивать мелкую моторику;
    • формировать навыки самооценки.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    Два рисунка ванной комнаты, на одном из которых семь предметов переставлены местами; носки, щетка, зубная паста, мочалка, порошок, шампунь и мусор в совочке; семь предметных картинок, семь чистых квадратов такого же размера; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.

    Инструкция для ребенка

    1. Посмотри на картинку. Как называется эта комната? Здесь есть различные предметы: легкие и тяжелые, мокрые и сухие, гладкие и шероховатые, теплые и холодные. Представь, что ты находишься в этой комнате и дотрагиваешься до каждого из этих предметов. Дотронулся? Закрываем картинку.
    2. Вот другая картинка. Посмотри и определи, чем она отличается от предыдущей. Какие предметы переставлены местами? Тебе будет легче ответить, если вспомнишь, что ты находился в комнате и дотрагивался до предметов.
    3. Нарисуй эти предметы на карточках. Посчитай, сколько их.
    4.   Сравни свои рисунки с рисунками-ответами.
    5. Если клетка осталась незаполненной — это ошибка. Если предмет назван неправильно — это тоже ошибка.
    6. Назови нарисованные предметы правильно.
    7. Определи, шипящий или свистящий звук ты слышишь, когда произносишь слово.
    8. Составь рассказ-описание ванной комнаты.

    Игра 4. «Фотография»

    ЦЕЛИ

    • автоматизировать шипящие звуки в речи;
    • развивать зрительное восприятие методом «фотографии»;
    • развивать мелкую моторику.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    Счетные палочки (не более 10 шт.); кукла Знайка; лист бумаги.

    Инструкция для ребенка

    1. Для этой игры нам нужны палочки. Сейчас мы бросим их на стол. У тебя мало времени, чтобы посмотреть на них. Досчитаем до трех, и я их накрою листом бумаги. Это условие игры. Ты должен сказать, сколько палочек на столе.
    2. Вот как это получается у Знайки: «Когда бросают палочки на стол, а затем быстро накрывают, я не успеваю их сосчитать. Поэтому я как бы пытаюсь их сфотографировать. Я бросаю взгляд на стол и закрываю глаза... Через некоторое время появляется снимок перед глазами. На этом снимке я вижу палочки и считаю их».
    3. Твои возможные ответы:
    • «фотографию» не видишь, гадаешь, сколько было палочек;
    • возникает «фотография», по которой ты можешь сосчитать, сколько было палочек на столе;
    • сразу появляется ответ — число палочек.
    1. Если не получилось — не огорчайся. Здесь нужна тренировка. Возможно, тебе помешало слишком сильное желание быстро увидеть ответ.
    2. Как ты оценишь свою работу? Почему?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Папка - передвижка "Пасха"

    Папка - пережвижка для оформления родительского уголка, посвященная Пасхе....

    Папка-передвижка "Губительная Сигарета"

    Собранный материал рассказывает о вреде  который приносит курение организму человека. а также о том как в разное время, в разных странах боролись с курением....

    Информационная карта класса (в папку классного руководителя)

    Информационная карта класса (в папку классного руководителя)...

    Папка-передвижка

    Папка передвижка для родителей :« Создание условий в семье и в детском саду для развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»...

    Книжка - передвижка " Математика вокруг нас"

      Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемо...

    Занятие в ГПД на тему: "Широкая Масленица. Создание информационной папки лэпбук."

    На занятиях в ГПД дети выполняют различные виды работ: поделки, рисунки, собирают научную информацию к праздникам, загадки, частушки, песни и мн. др. Поэтому я решила различный материал, подготовленны...

    Папка-передвижка "Знаменитые косторезы Чукотки"

    Материал для изготовления папки-передвижки...