Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?
консультация на тему

Виноградова  Яна Андреевна

Ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_vo_2_klasse.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании во 2 классе______________________2017 г.

Тема: «Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?»

Цель: ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся.

Задачи родительского собрания:

- Познакомить родителей с терминами «дисграфия»;

- Предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии.

- Формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений письменной речи.

-Выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике логопедической патологии у детей.

Ход собрания:

Уважаемые родители! С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с письменной речью. Дети оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Логинова Е.А. выделяет 5 форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Другими словами, пишет так, как произносит.

2. Акустическая форма дисграфии.

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.), а также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук", повторение букв и (или) слогов, контоминация - в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

4. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Ошибки на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д., добавление лишних элементов, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, зеркальное написание букв.

2. Практическая часть: знакомство с методическими приемами, направленными на совершенствование речевой функции ребенка.

Для формирования полноценных навыков письма, необходима систематическая, ежедневная работа. С ребенком необходимо заниматься ежедневно, даже если занятие будет длиться 10-15 мин. Очень важен положительный настрой ребенка на занятие. Убедите его, что такие занятия, необходимы ребенку для того, чтобы он вырос грамотным и успешным человеком в будущем. Ведь для того, чтобы чего-то достичь в жизни, необходимо уметь грамотно читать и писать.

Начните работу дома с 1-2 упражнений. Не перегружайте ребенка. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненные задания. Дайте уверенность в том, что на следующем занятии, работа будет выполнена лучше.

При выполнении письменных работ, необходимо придерживаться следующих правил:

1). Во время письма проговаривать слова вслух.

У взрослого человека сформирован рефлекс «проговаривания про себя» во время письма. Сами того не замечая, когда мы пишем, то выполняем движения языком. Если во время письма, язык зажать между зубами, мы будем допускать ошибки. У ребенка такой рефлекс еще не сформирован, поэтому ему обязательно нужно писать, проговаривая слова вслух.

2). Прочитайте всё предложение. Посчитайте количество слов в предложении.

3). Определите наличие предлогов. Акцентируйте внимание на том, что они пишутся отдельно от слов. Обязательно вспомните, как оформляется предложение (заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения.

4). Ставим точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных), делим слова на слоги, ставим ударение.

5). Выделяем орфограммы.

Важно, чтобы ребенок сам нашел допущенные ошибки. Отметьте на полях простым карандашом строчки, на которых ваш ребенок допустил ошибку. Одна «галочка» - одна ошибка. Если ученик не нашел ошибку, поставьте метку над словами с ошибками.

В случае, если ребенок и на этот раз не видит ошибку, напишите на отдельном листочке слово правильно и дайте ребенку сверить с образцом.

Подведение итогов.

1. Выбрать игры и задания, которые понравились родителям на собрании.

2. Принимать активное участие родителям в выполнении различных заданий и упражнений.

Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, развивающей игрой или поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Было очень приятно всех вас видеть. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание!

















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей. Что такое дисграфия?

Консультация для учителей, обясняющая отличия "обычных" ошибок в письменной речи детей от ошибок логопедического характера....

Презентация к родительскому собранию "Что такое дисграфия?"

Эта презентация будет полезна учителям-логопедам для выступления на собрании перед родителями учащихся начальных классов....

Что такое дисграфия и дислексия?

Что такое дисграфия? Это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдается стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение ...

Что же такое дисграфия?

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения з...

Что такое дисграфия и как с ней бороться? (В помощь родителям от логопеда).

На сегодняшний день проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы одна из самых актуальных, так как эти два процесса из цели начального обучения пр...

Что такое дисграфия и способы ее устранения.

Следует отметить резкое увеличение распространенности дисграфии у детей за несколько последних десятилетий.Это говорит о большой устойчивости данной формы речевой патологии. Возможность предупреждения...

Практическая памятка для родителей "Что такое дисграфия и как помочь своему ребенку?"

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, прос...