Рекомендации для родителей будущих первоклассников.
консультация на тему

Кашина  Елена Геннадьевна

Развитие мелкой моторики руки. Используемые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям будущих первоклассников по развитию мелкой моторики руки.

Содержание:

         1.Общие рекомендации по массажу.                                                            

2 Что же такое пальчиковые игры?                                                              

3.Рекомендации по проведению игр.                                                            

4.Примеры пальчиковых игр.                                                  

5.Список литературы.                                                                                    

 Общие рекомендации по массажу.

     Сейчас можно только догадываться о том, как люди стали применять массаж в лечебных целях. Вероятно, вначале он заключался в инстинктивном поглаживании и растирании больного места. Однако уже в третьем тысячелетии до нашей эры предпринимались попытки описать примеры массажа и раскрыть их лечебное воздействие на организм.

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов другим. При этом мышечная ткань интенсивно снабжается кислородом и активно освобождается от продуктов распада. Кроме того, снижается содержание молочной кислоты в мышцах, выводятся органические кислоты, что эффективно снимает утомление после физической нагрузки.

В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, граблеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т.д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

Движения в суставах также нашли широкое применение в пальчиковых играх. Они весьма благотворно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата. При этом в пальчиковых играх в основном используются активные движения, то есть те, которые ребенок выполняет самостоятельно. Среди них можно назвать движения кистью (сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые вращения) и пальцами (сведение и разведение, сгибание и разгибание).

Кроме того, в пальчиковых играх часто применяется прием разминания, при котором происходит смещение и сдавливание мышц. Его можно выполнять подушечками пальцев, фалангами согнутых пальцев, буграми больших пальцев, кулаком, основанием ладони.

При массаже тыльной стороны кисти следует применять прямолинейное поглаживание и граблеобразное растирание. Последний прием также можно выполнять кругообразно подушечками пальцев, зигзагообразно основанием ладони.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев1.

                   Что же такое пальчиковые игры?

            Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели ваше лицо, но и чтобы вы видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – педагогов и родителей2.

Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания3.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами4.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движение и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк много лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития5.


Рекомендации по проведению игр

  1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка.
  2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук.
  3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
  4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития малыша.
  5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно.
  6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания сразу помогите ему зафиксировать нужное положение пальцев и т.п.
  7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
  8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребенком) стихотворения.
  9. Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
  10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Примеры пальчиковых игр.

►Разминайте, прокручивайте каждый пальчик, одновременно приговаривая:

Ехал по реке козлик в челноке.

Ехал зайка в красной таратайке.

Ехала в бричке рыжая лисичка.

Ехала по горам, ехала по долам,

Муха-горюха, муха-цокотуха.

Муха гостей звала,

Пряничков напекла.

Кашу сварила,

Всех гостей накормила.

►Существует множество потешек для пальчиковых игр с «обращением » к каждому пальчику (разминайте фалангу с ногтевой пластиной каждого пальца):

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить слал,

Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

►А есть потешки сразу для всех десяти пальчиков.

Несильно разминаем ребенку подушечки пальцев (ногтевые фаланги). Большой палец взрослого ставится подушечкой на ноготь ребенка, и подушечка ребенка «перебирается» между большим и указательным пальцами взрослого.

Мы с Алешею играем,

Пальцы все перебираем:

Этот пальчик – всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех короче,

Этот – стать побольше хочет,

Этот – знает все игрушки,

Этот – ушки на макушке,

Этот- прячется в тенек,

 Этот – маленький сынок.

►Есть и такие замечательные потешки, в которых проговариваются названия всех пальцев:

Палец Толстый и Большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Палец Средний – самый меткий,

Он снимает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А Мизинчик-господинчик

В землю косточку сажает.

Знакомство с пальцами сопровождается легким массажем, называйте поочередно все пальцы и слегка массируйте их.

►Для развития коммуникативных навыков и воображения можно использовать «говорящую руку». Сомкните пальцы одной кисти. На большом и указательном пальцах нарисуйте рот и глаза. Пошевелите большим пальцем. Веселая рожица заговорила. Малыш с удовольствием пообщается с новым другом.

►Играя в пальчиковые игры можно разучить счет:

На столе моем игрушки

Притаились в тишине.

Пять подарков в день рожденья

Принесли ребята мне.(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)

Раз – мохнатый, мягкий мишка,

Два – зеленый крокодил,

Три – зайчишка-шалунишка,

А четыре – конь один,

Пять – огромная машина

(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой руки в направлении от основания к кончику)

С желтым кузовом большим.

Я в него свои подарки

Утром рано положил.

(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)

Для более взрослых детей можно предложить поиграть с тенью.

Потренируйтесь составлять из пальцев такую фигуру, чтобы получилась тень в виде птицы.

                               

                                       Игры с предметами.

Материал: пробки и крышки из-под любых жидкостей.

Действия:

  • прокатывать пробки между ладонями, по столу;
  • откручивать и закручивать разноцветные пробки;
  • перемешать пробки и крышки, а потом подобрать правильную форму (возможно,  и цвет) и закрутить крышки (подобрать пробки к флаконам по размеру);
  • выложить узор или геометрическую фигуру из пробок;
  • сосчитать все пробки, назвать общее количество крышек;
  • распределить все пробки по цветам;
  • пробками подхватывать и переносить мелкие предметы из одной корзины в другую;
  • разные по размеру пробки вкладывать одну в другую;
  • составлять из них башенку.

Материал: цветные крышки, стеклянные камешки.

Действия:

  • вкладывать по одному стеклянному камешку в каждую из крышек;
  • выкладывать любой узор или геометрическую фигуру из цветных крышек, а затем вкладывать по одному стеклянному камешку в каждую из крышек.

Материал: разноцветные резинки, деревянные или длинные бигуди.

Действия:

  • нанизывать по одной резинке на бигуди;
  • нанизывать по одной резинке на бигуди под счет, назвать общее количество нанизанных резинок;
  • нанизывать по одной резинке на бигуди справа налево, а затем слева направо;
  • подвешивать к резинкам грузики разной тяжести; смотреть, как они растягиваются;
  • прокатывать резинки между ладошками.

Материал: коктейльные палочки, тонкие резиночки.

 Действия:

  • нанизывать по одной тонкой резиночке на коктейльную палочку;
  • нанизывать на коктейльную палочку по одной тонкой резиночке с определенным заранее цветом (только красные, только синие резиночки и т.д.);
  • нанизывать на коктейльную палочку по одной тонкой резиночке под счет, назвать общее количество нанизанных резиночек.

Материал: коктейльные палочки, толстые резиночки.

 Действия:

  • нанизывать по одной толстой резиночке на коктейльную палочку;
  • нанизывать на коктейльную палочку по одной толстой резиночке под счет, назвать общее количество нанизанных резиночек;
  • нанизывать на коктейльную палочку по две (три, четыре) толстых резиночки одновременно.

.

Материал: коктейльные палочки, заколки для волос «крабики».

Действия:

  • закреплять на коктейльную палочку «крабики» (по одному);
  • закреплять на коктейльную палочку по одному «крабику» под счет, называя общее количество «крабиков»;
  • закреплять на коктейльную палочку по одному «крабику» с определенным заранее цветом.

Материал: футляры от «киндер-сюрпризов».

Действия:

  • открывать и закрывать футляры;
  • составлять пирамидку из половинок футляров;
  • дуть на футляр, загоняя его в воротца;
  • находить по звуку футляр с предметом внутри;
  • вращать половинку футляра на пальце, на палочке

Материал: «волшебные» баночки (крупа, семена).

 Действия:

  • описывать сходство различных семян;
  • разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль;
  • выкладывать бусы из разных семян;
  • составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

.

Материал: пластмассовые решетки, фасоль.

Действия:

  • выкладывать по одной фасолинке в каждую ячейку решетки;
  • выкладывать по одной фасолинке в каждую ячейку решетки, слушая инструкцию: «Положи фасолинку в ячейку правого верхнего угла, другую фасолинку положи в ячейку левого нижнего угла и т.д.».

Материал: цветные колбочки, фасоль.

Действия:

  • наполнить цветные колбочки фасолью;
  • вкладывать каждую фасолинку в цветную колбочку под счет, назвать общее количество фасолинок;
  • наполнить все колбочки фасолью и распределить их по цветам (все красные, все желтые, все синие колбочки и т.д.);
  • наполнить все колбочки фасолью и сложить узор или геометрическую фигуру из всех колбочек.

Материал: пластмассовые решетки.

Действия:

  • продевать в отверстия и переплетать шнурки, нитки, бумажные ленты;
  • рассматривать предметы через отверстия в решетке;
  • обводить карандашом;
  • через отверстия делать на бумаге разноцветные пятна пальцем;
  • продевать в дырочки решетки свернутую трубочкой бумагу.

Материал: шнурки.

Действия:

  • разместить шнуровку зигзагом на столе и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • предложить «прошагать» по лесенке из шнурка;
  • «запутать» два пальчика ребенка в шнурке и предложить распутать;
  • учить «плести» из шнурка узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца. Затем обводится снизу по безымянному, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой и обратно – в противоположной последовательности;
  • нанизывать на шнурок разные фигурки с дырочкой посредине;
  • шнуровать игрушечную обувь, одежду (можно вырезать из картона);
  • плести косички.

Материал: шарики разного цвета и материала, грецкие орехи.

Действия:

  • вертеть в руках;
  • щелкать пальцами;
  • направлять в специальные желобки и лунки;
  • катать два ореха между ладонями;
  • удерживать несколько орехов (шариков) между растопыренными пальцами;
  • прокатывать шарики по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой;
  • удерживать шарики (орех) одним согнутым пальцем.

Материал: проволока.

Действия:

  •  наматывать проволоку на палочки (кисточку, карандаш);
  •  из полученной спирали делать различные предметы;
  •  изготовить по карточке линии (волнистые, ломаные) различной конфигурации;
  •  изготовить линию по словесной инструкции («сделай волну», «попробуй сделать горы разной высоты»);
  •  по предметным картинкам делать контур предмета.

Материал: пустые деревянные катушки.

Действия:

  •  нанизывать катушки на проволоку, веревку;
  •  рассматривать предметы сквозь отверстия в катушке;
  •  прокатывать катушки на палочке, катать по столу;
  •  составлять пирамидку из катушек.

Материал: подносы разных размеров с низкими и  высокими бортиками; крупа (манная, гречневая, рис, пшено).

Действия:

рисовать, писать на подносе тонкими палочками, пальчиками:

  •  кривые, ломаные линии;
  • завитки, узоры, орнаменты;
  • геометрические фигуры;
  •  цифры, слова;
  •  сложные картинки.

Материал: штампы.

Действия (работа со штампами проводится в несколько этапов):

  •  ребенок использует один штамп;
  •  использует 2-3 штампа разного вида попеременно;
  •  пользуется двумя штампами одновременно.

В одной руке держит штамп одного вида, в другой - штамп другого вида. Для поддержания интереса детей к работе со штампами рекомендуется сопровождать упражнения несложным сюжетом, создавать игровую ситуацию.

Материал: карандаши.

Действия:

  •  вращать карандаш между ладонями, перемещая его от основания ладони к кончикам пальцев;
  •  удерживать карандаш каждым согнутым пальцем;
  •  обводить карандашом пальцы рук;
  •  «укалывать» карандашом пальцы и ладошки;
  •  пропускать карандаш между одним и 2-3 пальцами.

Материал: кусочки разной ткани и материала.

Действия:

 «Потрогай, пощупай, сообрази»:

  •  с закрытыми глазами определить ткань на ощупь;
  •  потрогать, погладить материал и сказать, что он напоминает;
  • подумать и сказать, что можно сшить, сделать из этого материала.

Материал: катушки из-под ниток, веревочки.

Действия:

  • наматывать веревочку на катушку;
  • разматывать веревочку с катушки.

Материал: цветные нити, разноцветная мозаика.

Действия:

  • сделать разноцветную дорожку с помощью нити и мозаики;
  • выбрать одну из цветных нитей, поочередно брать одну часть мозаики и нанизывать ее на цветную нить;
  • выбрать одну из цветных нитей и нанизывать на нее только те части мозаики, которые соотносятся с цветом нити (на желтую нить нанизывать желтые части мозаики, на красную нить _ красные части мозаики и т.д.)

Материал: «волшебный» мешочек.

Действия:

  • достать из мешочка такую же игрушку;
  • достать металлический (резиновый, бумажный, деревянный) предмет;
  •  достать круглый (квадратный) предмет;
  •  узнать, что лежит в мешочке.

Материал: пуговицы.

Действия:

  •  навести порядок в шкатулке (самые крупные - в коробочку побольше, средние - в среднюю, мелкие - в маленькую);
  •  выложить из пуговиц красивый узор, фигуры, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинка;
  •  нанизывать пуговицы на проволочки или нити, вдевая их то в одну дырочку, то в две;
  •  извлекать звуки из связки пуговиц;
  •  выбирать на ощупь из мешочка все металлические пуговицы (или все пуговицы с «ушками»);
  • держать нить за два конца и прокатывать пуговицу;
  • в две одинаковые коробочки разложить крупные и мелкие пуговицы и, закрыв глаза, на слух определять, какие пуговицы где лежат;
  •  разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек;
  • считать пуговицы на ощупь.

Материал: замки с застежками.

Действия:

  •  застегивать (расстегивать) пуговицы, ремешки, «липучки»;
  •  завязывать (развязывать) банты, шнурки;
  • застегивать крючки.

 Материал: четки.

Действия:

  •  перебирать четки (бусы);
  •  считать четки (в прямом и обратном порядке).

Материал: «Осьминог».

Действия:

  •  осьминог двигается: ходит, ритмично прыгает вправо, влево, вперед, назад;
  •  щупальца перебирают пальчиками, катают в ладошках.


Список литературы

  1. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.15
  2. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.3
  3. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.7
  4. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.10
  5. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.11
  6. Ермакова И.А./Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.- 32с.: ил. – С.4
  7. Борисенко М.Г., Лукина Н.А./Массаж и развивающие игры. – СПб.: Издательсий Дом «Литера», 2011. – 64с.: ил. – С.9
  8. Борисенко М.Г., Лукина Н.А./Массаж и развивающие игры. – СПб.: Издательсий Дом «Литера», 2011. – 64с.: ил. – С.12
  9. Крупенчук О.И./Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.: ил. – С.26
  10. Драко М.В./Развивающие пальчиковые игры. – 2-е изд. – Минск.: «Попурри», 2010. – 144с.: ил.- С.10
  11. Драко М.В./Развивающие пальчиковые игры. – 2-е изд. – Минск.: «Попурри», 2010. – 144с.: ил.- С.11
  12. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.240
  13. Драко М.В./Развивающие пальчиковые игры. – 2-е изд. – Минск.: «Попурри», 2010. – 144с.: ил.- С.122


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников

Родителей будущих первоклассников страшит, как их ребёнок войдёт в школьную жизнь.от того, как родители сумеют подготовить своего ребёнка к школе, кроме психофизиологическихособенностей самого ребёнка...

Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Ребенку,  начинающему обучение в школе, нужна моральная и эмоциональная поддержка. Здесь вы найдете рекомендации и памятку для родителей будущих первоклассников....

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Рекомендуемый материал для использования на первых родительских собраниях....

Рекомендации для родителей будущего первоклассника

Советы. как нужно и как нельзя поступать родителям...

Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Что должен знать и уметь ребенок, когда поступает в 1 класс....

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Первый класс - это существенные изменения в жизни маленького человечка, он расстается с тем, что было таким привычным и родным, и вступает в новый мир, полный не только интересных моментов, но т...

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Рекомендации и советы логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи...