Памятки родителям
методическая разработка на тему

Агбаан Айслана Дулушевна

Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и за­щитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsii_kl.ruk_.doc118.5 КБ
Microsoft Office document icon roditelskie_sobraniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Должностные обязанности классного руководителя МОУ СОШ № 1 г. Шагонара

 

Общие положения

Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

Классный руководитель назначается приказом руководителя образовательного учреждения с согласия работника. Его деятельность строится на основе устава образовательного учреждения, локальных актов к нему, анализа предыдущей деятельности. Она является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения и основным механизмом индивидуального подхода к воспитанникам.

1. Назначение и задачи классного руководителя

Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении культурных ценностей человечества;

- заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности членов ученического коллектива;

- защитником от негативных, пагубных для растущего человека нравственных влияний;

- активным «соучастником» личностного развития школьника, вносящим необходимые педагогические коррективы в систему его воспитания и способствующим процессу его социализации;

- координатором усилий педагогов, семьи, социальных институтов, влияющих на становление и развитие личности воспитанников;

- создателем благоприятной развивающей микросреды и психологического климата в классе, подростковой группе, детском сообществе.

Основное назначение классного руководителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимой индивидуальности, раскрытие потенциальных талантов.

Основными задачами классного руководителя являются следующие:

- Осуществление наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, содействие созданию оптимальных условий для формирования его личности.

- Организация сотрудничества всех воспитывающих взрослых.

- Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-социальные отношения.

- Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

2. Функции и содержание работы классного руководителя

2.1. Аналитическая функция

- Анализ и оценка индивидуальности учащегося.

- Анализ и оценка уровня воспитанности школьников.

- Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания.

- Изучение и анализ становления и формирования классного коллектива, подростковых групп, объединений, обеспечивающих социализацию каждого ребенка.

- Изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды учащихся класса, группы, объединения.

2.2. Прогностическая функция

- Представление образа желаемого результата- воспитательной деятельности

- Прогнозирование уровней индивидуального развития ребенка.

- Построение модели воспитательной подсистемы, учитывающей миссию образовательного учреждения, принятые ценности, воспитательную концепцию, ресурсные возможности.

- Выстраивание иерархии ближних и дальних целей деятельности детского сообщества и отдельных учащихся.

2.3. Организационно-координирующая функция

- Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, установление контактов с родителями (законными представителями учащихся), оказание им помощи (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).

- Проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся.

- Взаимодействие с педагогами, работающими в классе, осуществление воспитательной деятельности через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических встреч.

- Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей.

- Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы, дневники наблюдений).

2.4. Коммуникативная функция

- Регулирование межличностных отношений между детьми

- Установление оптимальных взаимоотношений учитель - ученик, содействие общему благоприятному климату в коллективе.

- Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми.

- Совместная с социальным педагогом и психологом коррекция поведения социально дезадаптированных детей и подростков.

3. Формы работы классного руководителя с детьми

Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы. При выборе форм учитываются задачи образовательного учреждения и его миссия, возрастные особенности данного контингента школьников, их возможности, интересы и потребности Приоритет отдается «активным» формам, предполагающим деятельностную включенность воспитанников в процесс постижения нового. К таким формам относятся: дискуссионные, игровые, состязательные, творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга, психологические (позволяющие ребенку познать самого себя).

4. Полномочия и ответственность классного руководителя Классный руководитель имеет право:

- получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

- контролировать посещаемость учебных занятий каждого ученика;

-координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;

- выносить на рассмотрение администрации, Методического совета или Совета школы согласованные с классным коллективом предложения;

- приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссии и советы содействия семье и школе, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием детей;

- отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы, поручений;

- вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;

- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, выездные стажировки;

- апеллировать к Совету школы в случае несогласия с оценками администрации, Методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, ее результатов, уровня воспитанности учащихся.

Классный руководитель обязан:

- организовать учебно-воспитательный процесс в классе;

- вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

-фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии школьника, оповещать об этом администрацию и находить активные способы педагогической коррекции;

-оказывать помощь ученику в решении его острых проблем;

- вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы: личные дела учащихся, классный журнал, план воспитательной работы, дневник наблюдений за учащимися;

- работать в контакте с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей.

5. Критерии оценки работы

• Упорядоченность жизнедеятельности класса, группы, объединения.

• Наличие и уровень зрелости классного коллектива.

• Общий психологический климат класса.

• Социальная защищенность каждого члена коллектива, комфортность для него.

• Реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся.

• Активная позиция классного руководителя.

• Участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе.

• Вовлечение родителей учащихся в дела класса, группы, коллектива.

6. Профессиональная подготовка и условия работы Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя

принимаются:

- широкая теоретическая подготовленность, позволяющая определить педагогическую стратегию;

- знания и умения по практической детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений;

- знание теоретических основ процесса воспитания;

- владение техникой и технологией воспитательного взаимодействия;

- организаторские умения и навыки;

- коммуникативные способности;

- высокая духовная культура его личности как человека и гражданина. Комментарий к тексту. Как видим, «Должностные обязанности»

- это концептуальный документ, в котором зафиксированы цели, задачи, ценности, нормы воспитательной деятельности. Детально продуманные, понятые и принятые коллективом, они являются реальной программой восхождения педагога к профессионализму, и в то же время - инструментом самозашиты учителя и критерием оценки его работы, в том числе в рамках аттестации. В целом - это фундамент управления школой.

 

Должностная инструкция общественного инспектора по охране прав детства (Н. Носков)

*

1. Общие положения

1.1. В целях оказания помощи органам опеки и попечительства в осуществлении ими обязанностей по защите прав и законных интересов несовершеннолетних создается внештатная (общественная) инспекция по охране прав детства.

1.2. В каждом образовательном учреждении (школе, школе-интернате, детском доме, профессионально-техническом училище, среднем специальном учебном заведении) директором назначается внештатный (общественный) инспектор по охране детства из числа учителей, воспитателей либо социальный педагог. Руководители вышеперечисленных учреждений несут личную ответственность за работу внештатных (общественных) инспекторов по охране детства.

1.3. Внештатные (общественные) инспектора утверждаются начальником Управления образования района (города).

1.4. Внештатные (общественные) инспектора по охране прав детства работают под руководством Управления народного образования, которое проводит обучение и повышение квалификации общественных инспекторов, оказывает им постоянную методическую помощь.

1.5. В работе по охране прав несовершеннолетних внештатные (общественные) инспектора взаимодействуют с местной (сельской) администрацией; инспекторами ОППН: представителями уличного, родительского комитетов и государственными организациями, расположенными на территории обслуживаемого ими микрорайона.

1.6. Внештатному (общественному) инспектору по охране прав детства при его утверждении вручается удостоверение установленного образца.

2. Обязанности и права внештатного (общественного) инспектора по охране детства

2.1. Внештатный (общественный) инспектор.обязан:

- принимать активное участие в выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в целях последующего определения формы и вида их устройства или оказания необходимой социальной, правовой, материальной, педагогической и другой помощи;

- проводить профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, осуществляя при этом постоянную связь с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел;

производить первичное обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также детей и подростков, родители которых не обеспечили им надлежащего воспитания, и представлять в Управление народного образования акт обследования с заключением по результатам проверки. При выявлении принадлежащего несовершеннолетнему имущества составлять его опись и принимать меры к его сохранности;

- выявлять лиц, желающих стать опекунами (попечителями) либо усыновителями ребенка, оставшегося без попечения родителей, и сообщать о них в отдел реабилитации Управления народного образования либо штатному инспектору Управления по охране прав детей;

- оказывать помощь в получении необходимых документов для назначения пособия, устройства несовершеннолетнего в детское интернатное учреждение, на воспитание в семью (под опеку или попечительство, на усыновление), на работу, в учебное заведение;

- вести учет детей и подростков, переданных под опеку (попечительство), осуществлять систематический контроль (не реже двух раз в год) за их воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, сохранностью принадлежащего им имущества, выполнением опекунами (попечителями) своих обязанностей, а также оказывать опекунам (попечителям) и подопечным детям всестороннюю помощь;

- совместно со штатным инспектором по охране прав детства участвовать в обследовании условий воспитания и проживания несовершеннолетних и подготовке заключений по вопросам, связанным с воспитанием детей при раздельном проживании родителей, разногласиях между родителями о месте проживания детей, а также присвоением, изменением фамилии несовершеннолетних, использованием имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, отобранием детей от родителей или других лиц, лишенных родительских прав, восстановлением родителей в родительских правах;

- вести агитационно-массовую работу среди населения (в пределах микрорайона) по вопросам воспитания детей и правовой охраны детства в форме бесед, консультаций, разъяснений действующего законодательства, выступлений в печати.

2.2. Внештатный (общественный) инспектор по охране прав детства имеет право:

- посещать семьи и проводить опрос родителей, других граждан по вопросам, связанным с воспитанием и защитой прав несовершеннолетних;

- устанавливать связь с организациями, учреждениями, где ранее работали родители или работают опекуны (попечители) детей, оставшихся без попечения родителей, с целью получения средств на оказание материальной или другой помощи этим детям;

- выступать в суде при рассмотрении дел, связанных с воспитанием несовершеннолетних детей, охраны их прав и интересов;   •

- по поручению Управления народного образования принимать участие в исполнении судебных решений об отобрании детей от родителей (или других лиц), а также передаче ребенка одному из родителей.

Права и обязанности

классного руководителя современной школы

Государственная должность состоящая во всевозможном попечении о воспитании мальчиков и девочек... — эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве.

Платон

Учителями должны быть люди, честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим.

Я. А. Коменский

Иногда в беседе с классным руководителем, начинающим свою работу с классным коллективом, можно услышать грустные нотки: «С чего начинать — не знаю. Родителей боюсь, о чем говорить с детьми пока не решила. Если бы не класс, как хорошо можно было бы работать...».

С чего должен начинать классный руководитель?

Какие документы, регламентирующие его деятельность, должны быть на его рабочем столе? Давайте попробуем ответить на этот и другие вопросы, возникающие в работе классного руководителя.

Приступая к работе в должности классного руководителя, педагог должен познакомиться с документом, который называется «Положение о классном руководителе учебного заведения №...». Этот документ регламентирует деятельность классного руководителя, как в старшей, так и в младшей школе.

Такой документ есть в каждой школе, как правило, он находится у заместителя директора по воспитательной работе или в методическом кабинете учебного заведения. Данный документ не только регламентирует деятельность классного руководителя, на его основе составляются функциональные обязанности классного руководителя, которые каждый классный руководитель подписывает, приступая к работе с классом. Классный руководитель должен не только изучить этот документ, но и вложить его в папку классного руководителя, о которой речь пойдет позже.

«Положение о классном руководителе учебного заведения...» начинается с формулировки роли классного руководителя в детском коллективе.

Классный руководитель — это педагог, который является организатором системы отношений между школой и учеником через разнообразные виды воспитательной работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и согласующиеся с системой учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

Обязанности классного руководителя можно рассматривать в нескольких направлениях:

• охрана здоровья и жизнедеятельности учащихся;

• сотрудничество с медицинскими работниками школы;

• несение персональной ответственности за жизнь и здоровье учащихся класса;

• обеспечение безопасности учащихся во время организации воспитательно-образовательного процесса;

• проведение необходимого инструктажа учащихся по соблюдению техники безопасности;

• организация работы с классом по соблюдению санитарно-гигиенических требований в работе с детским коллективом;

• соблюдение мер безопасности по сохранению здоровья учащихся;

• изучение медицинских показателей здоровья учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса в классе;

• организация и контроль питания учащихся;

• организация просветительской деятельности среди учащихся с целью соблюдения режимных моментов в школе и дома;

• деятельность классного руководителя по предупреждению учебной перегрузки учащихся;

• посещение болеющих учащихся на дому и в лечебных учреждениях, организация учебной помощи часто болеющим детям;

• проведение внеклассных мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни.

Организация учебной деятельности учащихся.

• Контроль посещаемости учащимися учебных занятий, кружков и других форм учебной деятельности.

• Контроль успеваемости учащихся класса, посещение уроков.

• Проверка и контроль дневников учащихся.

• Сотрудничество с учителями-предметниками, изучение учебных достижений учащихся класса по каждому предмету.

• Подготовка и участие в проведении психолого-педагогических консилиумов.

• Индивидуальная работа с учащимися и родителями по предупреждению неуспеваемости и деструктивного поведения учащихся.

• Индивидуальная работа с учащимися в рамках программы «Одаренные дети».

• Защита учебных интересов учащихся.

Организация внеучебной деятельности учащихся.

• Изучение интересов и увлечений учащихся, создание условий для их развития.

• Планирование и организация интересной внеклассной работы в коллективе учащихся с учетом способностей и умений учащихся.

• Индивидуальная работа с проблемными учащимися, сотрудничество с социально-психологической службой школы для организации целенаправленной и системной работы с проблемными учащимися.

• Целенаправленная работа по формированию нравственных качеств личности.

• Проведение профилактической работы среди учащихся по предупреждению аморальных и антиобщественных поступков.

• Поддержка инициативы учащихся, их стремления к саморазвитию.

• Организация и привлечение учащихся к активному участию в общешкольных мероприятиях, а также мероприятиях общегосударственного значения.

• Работа с активом класса.

• Посещение театров, музеев, выставок.

Сотрудничество с семьей учащихся.

• Изучение личных дел учащихся, состояния здоровья учащихся класса.

• Выборы родительского комитета и организация сотрудничества с ним.

• Регулярное проведение родительских собраний.

• Изучение быта ребенка, домашних условий для учебы и развития ученика.

• Выявление малообеспеченных семей.

• Выявление проблемных семей, привлечение общественных организаций, органов правопорядка к решению проблем в таких семьях

Моральное поощрение семей, в которых уделяется должное внимание воспитанию ребенка.

Привлечение родителей к участию в делах класса, организация совместных мероприятий, родительских уроков в классе. Проведение совместных мероприятий в системе «учитель — ученик — родитель».

Популяризация положительного опыта воспитания детей в семье на уровне класса, школы.

Диагностическая и коррекционная деятельность классного руководителя.

Сотрудничество со школьной психологической службой. Изучение индивидуальных особенностей учащихся, ведение дневника наблюдений за изменениями в личностном развитии учащихся.

Изучение с помощью психологической службы школы следующих аспектов развития личности ученика: адаптации к новому учебному коллективу, уровня тревожности учащихся класса, уровня интеллектуального развития учащихся (на основе разрешения родителей), творческих способностей, общеучебных умений и навыков.

Изучение уровня воспитанности учащихся и создание программ коррекции воспитанности учащихся.

Изучение микроклимата в детском коллективе, межличностных

отношений учащихся.

Изучение лидерских качеств учащихся.

Изучение социума ребенка, его ближайшего окружения, социального интеллекта.

Создание социального паспорта класса. Сбор информации для написания характеристики класса. Определение форм и методов работы с классным коллективом на основе характеристики класса.

Организация консультаций психолога для родителей и учащихся. Участие психолога в родительских собраниях. Организация и проведение уроков психолога в классе (по запросам классного руководителя).

Организация индивидуальной работы психолога с одаренными учащимися.

Организация индивидуальной работы психолога с проблемными учащимися класса.

Разработка рекомендаций родителям учащихся класса, нуждающимся в помощи со стороны психологической службы учебного заведения. сотрудничество с социальным педагогом.

• Подготовка статистического и информационного материала о проблемных семьях класса.

• Совместное посещение проблемных семей на дому.

• Подготовка необходимых материалов для зашиты прав ребенка.

• Привлечение социального педагога к проведению внеклассных мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений, вредных привычек учащихся.

• Совместная подготовка мероприятий правовой и социальной тематики с учетом особенностей классного коллектива.

Сотрудничество с библиотекой школы.

• Изучение читательских формуляров учащихся класса.

• Организация и проведение в классе библиотечных, информационных уроков.

• Совместное с библиотекой изучение уровня читательских интересов и умений учащихся.

• Организация и проведение совместно с библиотекарем внеклассных мероприятий, направленных на формирование культуры и вкуса чтения, уважительного отношения к книге.

• Организация помощи библиотеке в ремонте книг.

• Привлечение работников библиотеки для проведения родительских собраний, направленных на формирование культуры чтения учащихся.

• Подготовка памяток для учащихся и родителей по формированию культуры чтения, списков литературы для внеклассного чтения.

• Участие совместно с библиотекой в проектах и конкурсах библиотечной направленности.

Обязанности классного руководителя по формированию классного коллектива.

• Изучение классного коллектива и коррекция его развития.

• Работа с активом класса.

• Распределение поручений в классном коллективе.

• Организация классных воспитательных дел и участие класса в общешкольных воспитательных мероприятиях.

• Делегирование учащихся класса для участия в общешкольных делах и Совете школы.

• Организация системной учебной и внеучебной помощи часто болеющим детям.

• Организация дежурства по классу и дежурства класса по школе.

• Организация участия учащихся класса во внеклассной деятельности по интересам.

• Организация работы с одаренными учащимися, слабоуспевающими учащимися.

Классный руководитель осуществляет контроль:

• посещения учащимися учебных занятий;

• соблюдения учащимися делового стиля одежды, санитарно-гигиенических требований к внешнему виду;

• текущей и итоговой успеваемости учащихся;

• соблюдения учащимися «Правил для учащихся»;

• соблюдения учащимися правил пользования учебными кабинетами, их санитарного состояния;

• ведения учащимися дневников;

• организации питания учащихся;

• соблюдения учащимися режима дня школьника.

Организация воспитательной работы с классным коллективом

Классный руководитель сотрудничает с родителями учащихся или лицами, их заменяющими и осуществляет контроль:

• выполнения родителями своих родительских обязанностей;

• посещения родителями родительских собраний;

• системы взаимоотношений учащихся в семье, влияющей на результативность учебной работы учащихся.

Классный руководитель как представитель школьной администрации имеет право:

• регулярно получать необходимую информацию о психическом и физическом здоровье учащихся класса;

• координировать работу учителей-предметников, работающих в классе;

• выносить на обсуждение администрации и педагогического коллектива согласованные с классным коллективом предложения;

• приглашать в школу родителей учащихся или лиц, их заменяющих, для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учеников класса;

• вести исследовательскую работу методического характера по различным проблемам воспитательной работы;

• приглашать специалистов внешкольных учреждений для организации внеклассной работы с учащимися;

• поощрять родителей учащихся за оказанную ему помощь в работе с классным коллективом.

Контроль за выполнением классным руководителем своих обязанностей возлагается на заместителя директора школы по воспитательной работе, который должен не только контролировать деятельность классного руководителя, но, в первую очередь, учить его выполнять свои обязанности грамотно и в срок.

Очень часто администратор забывает о том, что педагог не родился классным руководителем, ему нужна квалифицированная и своевременная помощь в организации работы с классом.

Классный руководитель должен знать, в какие дни заместитель директора проводит консультации для классных руководителей по организации их деятельности с классным коллективом, когда проводятся заседания МО классных руководителей, своевременно получать информацию о необходимых в его деятельности документах, инструктивно-методических письмах не только государственного значения, но и на уровне школы.

Например, классный руководитель должен иметь письменный инструктаж об организации дежурства учащихся в столовой и в коридорах школы, памятку об организации экскурсии, похода, посещения театра и т. д.

Наличие таких документов предполагает качественное исполнение классным руководителем своих профессиональных обязанностей, помогает избежать конфликтных ситуаций, настраивает классного руководителя на добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей.

Для того чтобы классные руководители могли выполнять свои обязанности неформально, заместитель директора по воспитательной работе должен своевременно познакомить их: с годовым планированием воспитательной работы; определить основные требования к проводимым мероприятиям в учебном заведении и классном коллективе; предложить классным руководителям программы посещения внеклассных мероприятий в течение всего учебного года, требования к организации работы в классном коллективе. Это позволит избежать безответственности классных руководителей при выполнении своих обязанностей.

Круг задач классного руководителя достаточно широк. Он определяется теми требованиями к воспитательной системе, которая формируется в учебном заведении и которую классному руководителю необходимо создавать или продолжать в коллективе учащихся.

Основные задачи классного руководителя современной школы — это:

• Организация и развитие детского коллектива;

• Создание системы развивающей и воспитывающей деятельности учащихся;

• Создание условий для раскрытия склонностей, способностей, интересов учащихся;

Организация помощи и поддержки учащегося в его личностном становлении.

Выполнение задач воспитания детского коллектива определено правами и обязанностями классного руководителя, которые реализуются через выполнение им определенных функций.

План работы классного руководителя

Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление уму и сердцу.

В. Г. Белинский

Во многих школах, в которых приходилось работать, классные руководители имеют в планах работы циклограмму своей деятельности на учебный год, которая помогает им избежать недоразумений в выполнении своих обязанностей качественно и в срок.

План составляется на основе планирования воспитательной работы в школе, требований к организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

 

1-я четверть

Сентябрь

• Оформление личных дел учащихся.

• Оформление классного журнала.

• Оформление документов по питанию учащихся.

• Организация обучения на дому.

• Календарно-тематическое планирование воспитательной работы (четверть, месяц, неделя).

• Перспективное планирование воспитательной работы на год.

• Инструктаж учащихся класса по ТБ, ОБЖ.

• Оформление сведений по дополнительному образованию учащихся.

• Родительское собрание (краткий план, выборы родительского комитета, протокол родительского собрания).

• Оформление дневников учащихся (сведения о педагогах, возможностях дополнительного образования).

• Правила для учащихся. Устав работы школы (обсуждение с учащимися и родителями).

• Оформление темы собственного самообразования в рамках воспитательной работы.

• Посещение уроков в собственном классе.

• Посещение учащихся на дому.

Октябрь

-Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

-Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т. д.).

-Подготовка консилиумов, малых педсоветов.

Проверка и анализ дневников учащихся.

Посещение уроков в классе.

-Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи).

-Индивидуальные консультации для родителей.

-Посещение внеклассных мероприятий коллег. Анализ работы учителей — предметников с учащимися класса в рамках программы «Одаренные дети». -Анализ посещения учащимися кружков, секций, клубов.

-Участие в работе МО классных руководителей.

-Отчет успеваемости по итогам первой четверти. План работы с классным коллективом на каникулах.

- Краткий отчет-анализ по результатам работы с классом в первой четверти.

-Планирование воспитательной работы на вторую четверть. Встреча с родителями слабоуспевающих учащихся.

-План работы на каникулах.

Ноябрь

-Работа с активом класса.

-Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

-Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т.д.).

-Проверка и анализ дневников учащихся. Посещение уроков в классе.

-Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи). -Индивидуальные консультации для родителей. Родительское собрание по результатам первой четверти. Заседание родительского комитета. -Обсуждение плана работы на вторую четверть.

-Посещение внеклассных мероприятий коллег. Анализ работы учителей-предметников с учащимися класса в рамках программы «Одаренные дети». Анализ посещения учащимися кружков, секций, клубов.

-Участие в работе МО классных руководителей.

-Работа с картотекой классного руководителя.

• Сотрудничество со школьной библиотекой.

• Сотрудничество с врачом. Анализ здоровья учащихся класса.

Декабрь

• Работа с активом класса.

• Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

• Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т. д.).

• Проверка и анализ дневников учащихся.

• Посещение уроков в классе.

• Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи).

• Индивидуальные консультации для родителей.

• Родительское собрание по результатам второй четверти.

• Заседание родительского комитета, подведение итогов второй четверти.

• Посещение внеклассных мероприятий коллег.

• Анализ работы учителей-предметников с учащимися класса в рамках программы «Одаренные дети».

• Подготовка новогодних праздников.

• План работы с классом на каникулах.

• Анализ воспитательной работы за первое полугодие.

• Оформление благодарственных писем родителям учащихся по итогам первого полугодия.

• Отчет успеваемости класса по итогам второй четверти и сравнительный анализ по итогам первого полугодия.

• Планирование воспитательной работы на третью четверть.

2-я четверть

Январь

• Работа с активом класса.

• Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

• Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т. д.).

• Проверка и анализ дневников учащихся.

• Посещение уроков в классе.

• Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи, часто болеющие учащиеся).

• Индивидуальные консультации для родителей.

• Родительское собрание по результатам второй четверти.

• Заседание родительского комитета. Обсуждение плана работы на третью четверть.

• Посещение внеклассных мероприятий коллег.

-Анализ работы учителей-предметников с учащимися класса в рамках программы «Одаренные дети».

• Анализ посещения учащимися кружков, секций, клубов.

• Участие в работе МО классных руководителей.

• Планирование воспитательной работы на второе полугодие. Внесение дополнений в характеристику класса.

• Подготовка и участие в педагогических консилиумах (по мере необходимости).

• Психолого-педагогическая диагностика в классном коллективе (по плану BP).

 

Февраль

• Работа с активом класса.

• Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

• Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т. д.).

• Проверка и анализ дневников учащихся.

• Посещение уроков в классе.

• Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи, часто болеющие учащиеся).

• Индивидуальные консультации для родителей.

• Родительское собрание по плану BP.

-Анализ работы учителей-предметников с учащимися класса в рамках программы «Одаренные дети».

• Анализ посещения учащимися кружков, секций, клубов.

• Участие в работе МО классных руководителей.

• Планирование воспитательной работы на второе полугодие. Внесение дополнений в характеристику класса.

• Подготовка и участие в педагогических консилиумах (по мере необходимости).

• Психолого-педагогическая диагностика в классном коллективе (по плану BP).

 

Март

-Работа с активом класса, общественными организациями. Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

-Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т. д.).

-Проверка и анализ дневников учащихся. Посещение уроков в классе.

-Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи, часто болеющие учащиеся).

-Индивидуальные консультации для родителей.

-Родительское собрание по результатам третьей четверти.

-Заседание родительского комитета.

-Обсуждение плана работы на весенних каникулах.

-Посещение внеклассных мероприятий коллег.

-Анализ посещения учащимися кружков, секций, клубов. Участие в работе МО классных руководителей.

-Планирование воспитательной работы на третью четверть.

-Подготовка и участие в педагогических консилиумах (по мере необходимости).

-Психолого-педагогическая диагностика в классном коллективе (по плану BP).

-Планирование работы с классом на весенних каникулах.

Апрель

-Работа с активом класса, общественными организациями.

-Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

-Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т. д.). Проверка и анализ дневников учащихся.

-Посещение уроков в классе.

-Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи, часто болеющие учащиеся).

-Индивидуальные консультации для родителей.

-Заседание родительского комитета. Обсуждение плана работы на четвертую четверть.

• Посещение внеклассных мероприятий коллег.

• Планирование воспитательной работы на четвертую четверть.

Май

• Работа с активом класса, общественными организациями.

• Подготовка классных часов, информационных часов, работа с творческими группами.

• Участие в жизни школы (мероприятия, проекты, Совет школы и т. д.).

• Проверка и анализ дневников учащихся.

• Посещение уроков в классе.

• Посещение учащихся на дому (проблемные учащиеся и семьи, часто болеющие учащиеся).

• Экскурсии, походы с учащимися по родному краю, по местам боевой и трудовой славы.

• Индивидуальные консультации для родителей.

• Заседание родительского комитета. Подведение итогов работы родительского комитета в учебном году.

• Анализ успеваемости класса за четвертую четверть и за год.

• Оформление итогов четверти и учебного года в классном журнале.

• Подготовка похвальных грамот и благодарственных писем учащимся и родителям по итогам года.

• Праздничное итоговое родительское собрание.

• Аналитический отчет по итогам года о воспитательной работе в классном коллективе.

• Аналитический отчет по работе с родительским комитетом по итогам года.

 

ИНСТРУКЦИИ НА КАЖДЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ

 ПРАВИЛА РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА 

1.Работай за своим рабочим местом.

2. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно: подбери необходимые для работы материалы, инструменты и приспособления, удобно расположи их. Все, чем работаешь правой рукой, располагай справа, чем работаешь левой, - слева.

3. Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после работы.

4. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.

5. Закончил работу - убери рабочее место быстро и аккуратно.

 БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ 

С НОЖНИЦАМИ

1. Не держи ножницы концами вверх.

2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

3. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.

4. При работе следи за пальцами левой руки.

5. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ

С ИГЛАМИ, БУЛАВКАМИ

1. Передавай иглы и булавки товарищу тупым концом.

2. Не теряй иглы и булавки. Проверяй их количество перед началом и окончанием работы.

3. При сшивании листов бумаги предварительно проколи в них шилом отверстия.

4. Не вкалывай иглы и булавки в одежду. Не бери их в рот. Храни иглы и булавки в игольнице.

5. Вдевай в иглу нитку определенной длины. Не бери слишком длинную нитку.

6. При шитье и вышивании |пользуйся наперстком.



Предварительный просмотр:

 Приглашение

Уважаемые ________________________________

На собрание приглашаем,

К сотрудничеству призываем,

Чтобы знали мы всегда:

Школа, дом – одна семья.

Начинаем ровно в шесть,

Всех проблем не перечесть,

Но важней всего одна –

Школа, дом – одна семья.

 Кл. руководитель ____________________________

  • Не отнимай чужого, но и все свое отдавай.
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  • Не дерись без обиды. Не обижайся без дела. Сам ни к кому не приставай.
  • Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно. Играй честно, а если водишь, то отваживайся.
  • Никого два раза не проси ни о чем.
  • Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-зи отметки не спорь, не обижайся.
  • Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей.
  • Почаще говори: давай дружить, давай в месте пойдем домой.
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят; не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль. И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
  • Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
  •  Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Тема классного собрания: «Жизнь ребенка и его успехи в школе»

( 1 класс)

Ход собрания:

  1. Вступительное слово.
  2. Обсуждение с родителями трудностей, возникших в воспитании первоклассников.
  3. Тестирование родителей.
  1. Обучение в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как социально- психологическом, так и физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Изменяется  вся  жизнь  ребёнка: все  подчиняется  учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Вообще с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка.

В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте 6-7 лет, именно эта нагрузка является наиболее утомительной.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Большинство детей в основном готовы к школе.

Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: « Я уже ученик!» , готовность в выполнению стоящих перед ним задач помогает ребенку:

А) принять требования учителя, касающихся его поведения, отношений со сверстниками;

Б) подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п., несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

Родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения.

  Но требования соблюдения правил и норм поведения вовсе не означает, что разговор о них должен обернуться перечнем запрещений и обязанностей.

Дети сами стараются разобраться в необходимости каждого правила, выделить наиболее важные, наиболее значимые. Нужно не только дать детям знания о нормах поведения уже в первые дни обучения в школе, но и посроить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребенка определенных нравственных, этических выводов.

«Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую., которая организовывает и направляет их деятельность» ( Ш. А. Амонашвили).

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.  

Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом  коллективе, работают вместе, и все-таки элемент соревновательности, конкурентности доминирует в совместной работе.

Некоторые, долго не сближающиеся с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, не переменке играют сторонке или жмутся к стенке.

Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценки, их отношение, каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят.

Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении с сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчает адаптацию к школе.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, -это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков.

Сейчас в практике школьного обучения на начальном этапе не ставятся отметки для оценки успехов первоклассников. Не должны, потому что отметка может быть постоянной психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребенка в школе.

Несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна.

Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности.

  1. Обсуждение с родителями трудностей, возникших в воспитании первоклассников.

Трудностей много, они разные, одни преодолеваются довольно просто, другие же доставляют немало хлопот и огорчений родителям и учителям.

С первых школьных дней лдна из самых частых бед и жалоб – плохо  с письмом.

Чаще всего дело в задержке речевого развития. Чтобы написать букву, надо сначала услышать звук. Ребенок должен сосредоточиться на звуковом разборе слова и на том, как звуки перевести в буквы. А если сами образы звуков нечетки, туманны, смешиваются один с другим? Тогда и письмо будет с ошибками. У детей, которые пришли в 1 класс с задержками речевого развития, с нарушениями устной речи, с ошиьками в различении букв, встречаются почти все дефекты письма – плохой почерк, неправильное написание букв, медленный темп работы.

Как же бороться с этими трудностями?

Прежде всего родители обязательно должны посоветоваться  с логопедом.

Одним из способов помочь ребенку преодолеть трудности может стать работа с карточками. Приготовьте чистые карточки и три небольших ящичка. На каждом напишите: «Пишу с ошибками», «Сомневаюсь», «Пишу правильно».

На карточках – слова, в которых ребенок делает ошибки. Обведите красным то место в слое, где есть ошибка. Разберите звуковой и буквенный состав слова. Пусть ребенок напишет слово несколько раз, проговаривая его и выделяя орфограмму цветной пастой. Занятия должны быть непродолжительными ( 10-15 минут), ежедневными, систематическими. Постепенно перекладывая карточки из одного ящика в другой, не забывайте повторять пройденное.

III.Тестирование родителей.

Инструкция для родителей: на каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».

  1. Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.
  2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.
  3. Я приучаю ребенка (с минимальной помощью и, как правило, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
  4. Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки).
  5. Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.
  6. Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам ( посещение музеев, театров и прочее).
  7. Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями.
  8. Я часто выполняю вместе с ребенком одно и т же дело.
  9. Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
  10. Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т.д.

Оценка теста.

Посчитать количество плюсов ( ответ «да».)

Каждый положительный ответ оценивается в один балл. Разделив полученную сумму на 10 (количество утверждений), получаем среднеарифметическое число.

1-ый уровень (1-0,7 балла).

Вы правильно организуете  школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет всесторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами.

При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.

2-й уровень (0,6 – 0,7 балла).

 У вас могут некоторые проблемы  в обучении ребенка.

Задумайтесь, являетесь ли вы чрезвычайно активным, не блокируете ли вы «поле свободы» ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.

3-й уровень (0,3 – 0 баллов).

В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребенка, подмена усилий ребенка собственной активностью. Вы достаточно даете общаться со сверстниками, мешаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии.

(Тест взят из журнала « начальная школа»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка родителям

Родителям о причинах детской неуправляемости...

Памятка родителям первоклассника

Памятка родителям первоклассника...

Памятка родителям будущих первоклассников

Поступление ребенка в школу – большое событие в его жизни. Для него начинается новая школьная жизнь. У нового школьника появляются особые, связанные со школой заботы и обязанности. ...

Памятка родителю от ребенка.

Памятка родителю от ребенка....

Памятки родителям

Для родителей! Это вы должны знать:Если ребёнок не высыпается.Несколько коротких правил.Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил с удовольствием в школу?Десять заповедей родительства....

Памятка родителю от ребёнка (советы родителям)

Родителям интересно будет прочитать, что думают дети об их отношениях....