Главные вкладки

    Культура речи.( по материалам "Русский язык и культура речи для технических ВУЗов" Данцев А.А. Нефёдова Н.В. издательство "Феникс" Ростов на Дону 2002 г. (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")
    статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Кузина Елена Анатольевна

    Слово, речь — показатель общей культуры чело­века, его интеллекта, его речевой культуры. Вот по­чему овладение культурой речи, ее совершенствова­ние особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 8_k_kultura_rechi.docx15.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевое общение и его значение для человека.

    Умен ты или глуп,

    Велик ты или мал,

    Не знаем мы, пока

    Ты слово не сказал!

    Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.

    Значение общения

    Общение для человека — среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

    Условия, необходимые для общения

    Из всех живых существ, обитающих на Земле, только человек наделен даром речи.  

    Дар речи — одна из самых удивительных и  самых человеческих способностей.   Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти . мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение?! Как же это происходит?

    Вдумаемся в сказанное. О каких условиях, необходимых для общения, идет речь в цитате? Чтобы ответить, вернемся к тексту. «У человека рождается мысль... чтобы передать ее другому...» Значит, разговор состоится, если в нем участвует не менее двух человек. Это — первое условие. У одного из них должна появиться мысль, тема для разговора. Это — второе условие. Третье — необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства одного говорящего становятся доступными и понятными другому.

     Вот ситуации которые  встречаются в нашей жизни довольно часто. Они разнообразны. Например, сидит человек на скамейке в парке или едет в автобусе, троллейбусе, в электричке. Рядом садится гражданин и заводит разговор. Ему односложно отвечают  из вежливости, давая понять, что не хотят поддерживать разговор, а он назойливо лезет с вопросами, что-то рассказывает. Остается только встать и поменять место или уйти. Да иногда и дома нет желания разговаривать даже с близкими, отвечать на вопросы, выслушивать их рассказы. Причины этому бывают разные: недомогание, усталость, хандра, желание сосредоточиться на каком-то деле, обдумать его. В таких случаях следует помнить о культуре общения. Не надо навязываться с разговором. Чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, — прекратите разговор, подождите, когда у партнера появится необходимость в общении.

     Поскольку в общении участвуют по меньшей мере два человека, то от них во многом зависит, каким будет общение.

    Каждый по своему опыту знает, что собеседники бывают разные. С одними нам легко вести разговор, а с другими тяжело; одному можно рассказать обо всем, поделиться самым сокровенным, а другому даже о незначительных событиях из личной жизни поостережешься говорить.

    Пословицы подчеркивают, какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать, т. е. знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность и ему высказаться.

     Очень неприятно, когда тебя не слушают. Но еще хуже, когда один из участников диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и одновременно начинают звучать два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на собраниях, школьных диспутах, при обсуждении какого-то вопроса в классе. Пословица предупреждает: Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

    Что ценит народ в собеседнике, что порицает? Ответ находим в пословицах: Он на ветер слов не бросает; За словом в карман не полезет. Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре — положительные качества говорящего.

    А вот всезнайство (у него на всякий спрос есть ответ), неумение и нежелание понять собеседника (говорить на разных языках; их разговор — разговор глухих);

     упрямство в отстаивании своих суждений (с ним натощак не сговоришься; с тобой надо говорить гороху наевшись);

    отсутствие логики в разговоре (я ему про Фому, а он мне про Ерему); непоследовательность изложения, противоречивость высказывания (начал за здравие, а кончил за упокой);

     чрезмерная болтливость (ты ему слово, а он тебе десять) — все эти качества нежелательные, не создающие комфорта при общении.

    Послушай пословицы, объясни их значение:

    Умей вовремя сказать, вовремя смолчать

    Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

    Он на ветер слов не бросает; За словом в карман не полезет.

    У него на всякий спрос есть ответ.

    С ним натощак не сговоришься

    Я ему про Фому, а он мне про Ерему

    Начал за здравие, а кончил за упокой

    Ты ему слово, а он тебе десять


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе.Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".

    Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

    1.Формировать обобщающее понятие «Овощи»2.расширять знания детей по теме «Овощи»: где растут, как и когда собирают, что готовят. 3.Закреплять представления о «словах – признаках», «словах - дейст...

    Рабочая программа по русскому языку и развитию речи 3 класс VIII вид.

    Рабочая программа по  русскому языку  для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...

    задание на лето по русскому языку и по математике для будующих второклассников

    Лето-пора активного отдыха, но не стоит забывать о полученных навыках и знаниях в первый учебный год. Эти задания помогут ребятам вспомнить и закрепить полученные навыки, а имеющиеся ответы помогут ро...

    Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.

    Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме....