рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Ушакова Оксана Ивановна

Рабочая программа к курсу «Русский язык и культура речи» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.

Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_i_kultura_rechi.docx41.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 имени А.П.Маресьева

муниципального образования «Город Донецк»

(МБОУ СОШ №2 г.Донецка)

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ СОШ № 2

г. Донецка

_____________/Фролов Е. В./

Подпись                     Ф.И.О.

Приказ  от________ №_____

                                                                                                         

                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Русский язык и культура речи»

Направление «Общекультурное»

3 «Б» класс

Составитель:

Ушакова Оксана Ивановна

                                  учитель начальных классов

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

 4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».

 6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,

8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ",

      9. На основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи».

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

Данная программа является дополнением к курсу « Русский язык». Рабочая программа к курсу «Русский язык и культура речи» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.

Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

         Основной целью работы по курсу «Русский язык и культура речи» является: формирование умений младших школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.        

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Основные направления в развитии речи:

•        работа над словом;

•        работа над словосочетанием и предложением;

•        работа над связной речью.

•        обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;

•        уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

•        активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

•        устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Место учебного курса в учебном плане

В учебном плане на изучение курса в 3  классе отводится 1 час в неделю. За год на изучение программного материала отводится 34 часа.

Программа курса «Русский язык и культура речи»

3 класс

Техника и выразительность речи

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.

Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов.  Изобразительно- выразительные

средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение,  использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами  словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно  употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение

определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях.

Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

 - интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:        

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

          Предметные результаты:

      По окончанию учебного курса «Русский язык и культура речи» обучающиеся должны знать:

- многозначные слова, омонимы, омофоры, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

 Должны уметь:

- уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по  образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности, распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

ИКТ поддержка курса.

      •поиск информации,

       •компьютерный сбор и анализ информации,

      •создание и проведение мультимедиа выступлений,

      •компьютерное тестирование,

•проектирование и конструирование,

•погружение в языковую среду,

•отработка технических навыков,

•создание информационных объектов как  иллюстраций к прочитанным художественным текстам(рисунков , аудио- и видео- фрагментов),

•создание плана текста с добавлением  графических объектов.

        

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование (34 ч.)

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

    1

Слово

16

2

Текст

10

3

Стили речи

8

Календарно-тематическое планирование

уро

ка

Наименование

тем  уроков

Кол-во

час.

Дата проведения

понятийный аппарат

УУД

план

факт

Слово (16 часов)

1

Многозначные слова.

1

6.09

Знакомство с многозначными словами.

П: Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи. Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. Уметь  находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах.                                                         Р:  Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль.                                             К: оформлять свои мысли в устной   форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. 

 

2

Омонимы, омофоры омофоны.

1

13.09

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.

3

Фразеологизмы.

1

20.09

Познакомить с понятием «фразеологизмы».

4

Сравнения.

1

2709

Познакомить  с понятием «сравнение».

5

Олицетворение.

1

4.10

Познакомить с понятием «олицетворение».

6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

11.10

Познакомить с эпитетами, их назначением.

7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

18.10

Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

8

Откуда приходят слова.

1

25.10

Познакомить с заимствованными словами.

9

Этимология.

1

8.11

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

10

Как тебя зовут?

1

15.11

Познакомить с происхождением и значением имен.

11

Как тебя зовут?

1

22.11

Познакомить с происхождением отчеств.

12

Наши фамилии.

1

29.11

Познакомить с происхождением фамилий.

13

Топонимы.

1

6.12

Знакомить с топонимами.

14

Устаревшие слова.

1

13.12

Исследовать устаревшие слова.

15

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

1

20.12

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

16

Проверочная работа.

27.12

Текст (10 ч)

17

Типы текстов.

1

10.01

Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

П. Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. Уметь различать картинный план, цитатный план. Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. Уметь  находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.                                           Р:  Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль.                                             К: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.  

18

Темы текстов. Опорные слова.

1

17.01

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

19

Связь предложений в тексте.

1

24.01

20

Цепная связь предложений в тексте.

1

31.01

Обсуждение признаков текста.

21

Цепная связь предложений в тексте.

1

7.02

Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

22

Параллельная связь предложений в тексте.

1

14.02

Обсудить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте.

23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

21.02

24

Единый временной план текста.

28.02

План текста  развернутый план простой план текста

25

Единый временной план текста.

6.03

26

Единый временной план текста.

13.03

Стили речи ( 8 ч)

27

Стили речи.

1

20.03

Знакомство с понятием о временной   соотнесенности глаголов в повествовательных текстах.

П. Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. Уметь составлять текст по опорным словам и по плану.   различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

Р:  Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.                                                       К: оформлять свои мысли в устной   форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

28

Стили речи.

1

3.04

29

Культура общения.

1

10.04

30

Научный стиль.

1

17.04

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разно -видностями стилей речи. «Монолог» и «Диалог».

31

Словари.

1

24.04

 Словари Виды словарей (толковый, орфографи- ческий и т.д)

32

33

Проверь себя.

2

8.05

15.05

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

34

Резерв

1

22.05

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения МБОУ СОШ №2

г. Донецка

от___________20__года №______

Руководитель МО классных руководителей

___________

Подпись                Ф.И.О.

                           СОГЛАСОВАНО

                          Зам. директора

                          МБОУ СОШ №2

                          г. Донецка

                          _______/Ветхалова А. Г /

                          Подпись                Ф.И.О.

                           _____________20___года

Учебно – методическое обеспечение:

  1.  Школа развития речи: Курс «Речь»:Методическое пособие.Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013.-80 с.
  2. Т.Н.Соколова «Школа развития речи». Рабочая тетрадь, 1-2 части.2013 год.
  3. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Методическое пособие, 3класс. –М.: Издательство РОСТ. 2013.
  4. В.Волина «Весёлая грамматика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" для 4 класса

Поликультурность социального пространства является одним из системообразующих качеств современного мира. Поликультурное образование  занимает центральное место в образовательной практике мн...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Календарно-тематическое планирование кружка общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения"

Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультурную направленность развития личности.Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Речь и культура общения" 3 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» ( в условиях реализации ФГОС)

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1,2,3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культу...

рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Здоровое питание"

Рабочая программа составлена на основе:  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобраз...