Главные вкладки

    рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" для 4 класса
    рабочая программа (4 класс) на тему

     Поликультурность социального пространства является одним из системообразующих качеств современного мира. Поликультурное образование  занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических и конфессиональных групп.

    В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

    Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dialog_kultur.docx55.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Поликультурность социального пространства является одним из системообразующих качеств современного мира. Поликультурное образование  занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических и конфессиональных групп.

    В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

    Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.

    Важной социально-политической детерминантой развития поликультурного образования является интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составной развития современного мира, а также стремление России и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом национальное своеобразие.

     В этой связи  проблемы воспитания и образования, обусловленные культурными и этническими различиями, приоритетны для отечественной педагогики и школы. Современная школа не может не учитывать национальных различий и должна включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам различных этнокультурных групп.

    В предлагаемой программе учебного курса «Диалог культур» рассмотрены возможности сопряжения в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы культурных ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога, создания целостного культурного образовательного пространства.

     Нормативно-правовой и методической основой программы  учебного курса «Диалог культур» является:

    - Конституция Российской Федерации;

    - Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года); - Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (2011г.);

    • - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,

    - Проект Концепции развития поликультурного образования в РФ;

    -  Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (2002 г.);

    - Программа поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» (2011г.);

    - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) (2009г),

    - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк,  А.М. Кондаков, В.А. Тишков (2009г.).

    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
    • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
    • Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 24.08.2012 года № 01-03/06321.
    • Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД» г. Россошь.
    • Учебный план средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД» г. Россошь на 2014-2015 учебный год.

    Цели курса

    Целью данного курса является создание системы поликультурного образования, обеспечивающей развитие у младшего школьника стремления к сохранению собственного этнокультурного  наследия, пониманию и принятию других культур, готовности к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде.

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

    Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к приобщению младших школьников к ценностям традиционных культур при трансформации доминирующей культуры как базы воспитания и образования за счет интеграции с иными культурными ценностями.

    Актуальность данного курса состоит в том, что поликультурное воспитание в многонациональной России пока не стало приоритетом образования и педагогики. Современные учебные заведения слабо ориентируются на диалог культур. Целевое назначение предлагаемого учебного курса состоит в том, чтобы оказать методическую поддержку педагогам начальной школы при организации поликультурного воспитания в многонациональной социальной среде.

    Основные принципы реализации данной программы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни:

    Принцип межнационального соавторства нацеливает ребенка на понимание того, что Россия   - многонациональная страна, ее создавали многие народы, строить новый российский Дом надо сообща.

    Принципа историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ «культурных стереотипов», развитие целостного поликультурного мировоззрения.

    Принцип самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире.

    Принцип этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.

    Формы и виды организации учебной деятельности:

    Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:  дискуссии, диспуты;  ролевые, деловые, образовательные игры;  экскурсии, походы;  «круглые столы», ток-шоу;  соревнования;  викторины; встречи; тренинги; аукционы знаний;  интерактивные  путешествия; интеллектуальные марафоны; проектные игры;  театры-экспромты; уроки в музее; КВН; акции милосердия.

    Практическая деятельность: выпуск школьной газеты «На перекрестке культур»; создание музея  «Мир похож на цветной луг» (мини-музей куклы, мини-музей народного костюма); проектная деятельность; изготовление поделок, кукол, пошив костюмов своими руками.

    Средства организации учебной деятельности: устное народное творчество; художественная литература;  игра, народная игрушка и национальная живопись; декоративно – прикладное искусство, живопись; музыка; этнический мини-музей; общение с представителями разных национальностей;

    Формы контроля знаний учащихся: самоконтроль, взаимоконтроль, проектная деятельность, контроль со стороны преподавателя (тесты, викторины, проблемные вопросы, творческие задания и др.).

    Главными условиями реализации программы поликультурного образования младшего школьника «Диалог культур» являются:

    Интеграция учебной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования.

    Опора на возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника в реализации задач поликультурного образования.

    Учет культурных особенностей окружающей среды, этнопедагогических и этнопсихологических черт культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся в пространстве прогимназии, в социуме, семье.

    Наличие специалистов, внутренне мотивированных и профессионально компетентных для реализации целей и задач поликультурного образования.

    Включенность родителей в работу по реализации целей поликультурного образования младших школьников.

    Наличие организационно-методических возможностей для реализации программы (материальных, организационных, психолого-педагогических и методических).

    Задачи учебного курса

    • приобщение младших школьников к основам национальной культуры, языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России;
    • создание условий для осуществления этнорегиональной идентификации детей младшего школьного возраста в процессе освоения ими истории и культуры региона, представителей различных населяющих данный регион этноязыковых и этноконфессиональных групп; 
    • приобщение к основам мировой культуры и воспитание бережного отношения к национальным ценностям, этнокультурным особенностям, самобытности культур разных народов,
    • формирование культуры межнационального общения младших школьников в полиэтническом коллективе.

    1. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    В 4 классе на изучение курса «Диалог культур» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

    1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

    Спецификой данного курса является интеграция учебной и внеурочной деятельности, общего начального и дополнительного образования, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития в многонациональной среде современной начальной школы.

    Программа включает в себя 4 раздела, содержание которых отражает систему связей между предметами учебного плана: русский язык, литературное чтение, риторика,  окружающий мир, иностранный язык, информатика, изобразительное искусство, технология, музыка, ритмика, физическая культура; направлениями внеурочной деятельности: гражданско-патриотического, духовно-нравственного, художественно-эстетического; интеллектуального; физкультурно-оздоровительного.

    1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ДИАЛОГ КУЛЬТУР»

    Обучение учащихся должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания курса.

    Личностные результаты: положительное отношение к изучению родной культуры, культуры народов, населяющих Россию и народов мира; к   деятельности познания культур, желание приобретать новые поликультурные знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды поликультурной деятельности, участвовать в диалоге культур региона проживания и мировых культур, созидании культурных ценностей; осознание себя как представителя этноса и его культуры и одновременно как члена общества, гражданина мира; признание для себя общечеловеческих морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам и культурам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды своего региона и во всем мире.

    Показатели сформированности личностных результатов:

    • действие смыслообразования (интерес, мотивация к освоению этнокультурных и поликультурных ценностей);

    • действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо») в контексте ценностей этнических и мировых культур;

    • личное, эмоциональное отношение к себе, своему народу, окружающему миру и народам, его населающим;

    • интерес к себе как представителю этнической культуры и окружающему миру как общности и диалогу культур (когда ребенок задает вопросы);

    • эмоциональное осознание себя и окружающего мира в контексте этнокультурных и поликультурных ценностей;

    • позитивное отношение к себе и окружающему миру как общности и диалогу культур;

    • желание выполнять учебные действия, направленные на повышение уровня собственной культуры и мировоззрения;

    • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

    Метапредметные  результаты

    Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

    Показатели сформированности регулятивных УУД:

    умение принимать и сохранять учебную задачу;

    умение ставить и формулировать цели деятельности, направленной на решение учебной задачи

    умение прогнозировать способы, этапы и результаты решения учебной задачи

    умение планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

    умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

    умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

    умение корректировать процесс и результаты собственной учебно-познавательной деятельности;

    способность мобилизовывать собственные силы и энергию для решения учебных задач, т.е. проявлять способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий (волевую саморегуляцию).

    Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

    К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

    Показатели сформированности познавательных УУД:

    Общеучебные универсальные действия

    • умение самостоятельное выделять и формулировать познавательную цель;

    • умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    • умение структурировать знания;

    • умение выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

    умение использовать знаково-символические средства, в том числе владеть действием моделирования;

    Универсальные логические действия

    • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

    • владение составными логическими операциями (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

    Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

    К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

    Показатели сформированности коммуникативных УУД:

    • умение планировать учебное и внеучебное сотрудничество с учителем и сверстниками, представителями других культур (определение цели, функций участников сотрудничества и диалога, способов взаимодействия);

    • умение задавать вопросы участника учебного и внеучебного взаимодействия, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    • способность к разрешению конфликтов, в т.ч. в сфере межкультурного диалога и взаимодействия (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);

    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями учебной и внеучебной, в т.ч. межкультурной, коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного, иностранного языка и языка межкультурного общения;

    • умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

    • владение вербальными способами коммуникации в области как учебного, внеучебного, так межкультурного взаимодействия (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

    • владение невербальными способами коммуникации (посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

    • умение работать в парах и малых группах, в т.ч. с представителями других этносов и культур;

    • формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

    Предметные результаты

    Знания о следующих элементах культуры народов региона проживания, населяющих Российскую Федерацию и народов мира:

    Материальная культура:

    Основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

    Одежда (национальный костюм), украшения;

    Национальная кухня;

    Труд с учетом специфики.

    Духовная культура:

    Народные обычаи, обряды, праздники;

    Язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);

    Искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература);

    Нормативная культура:

    Общечеловеческие нравственные качества;

    Правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

    Умения: использования знаний особенностей материальной и духовной культуры народов региона проживания, населяющих Российскую Федерацию, народов мира в процессе межкультурного взаимодействии; понимать специфику взаимосвязи различных видов народного искусства,  видеть основные характеристики народного искусства на примере произведений различных видов и жанров.

    Навыки: ведения межкультурного диалога,  выявления закономерностей взаимосвязи различных видов народного искусства, художественной коммуникации с произведениями художественной культуры народов региона проживания, населяющих Российскую Федерацию  и народов мира.

    1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

    Раздел 1. «Россия – Родина моя».

    Тема 1. Мир природы

    Поверхность Земли на глобусе и карте (Россия на карте);  карта климатических поясов и природных зон  (климатические пояса и природные зоны России)

    Тема 2. Мир людей: карта стран и народов

     Как нам страны различать  (название,  расположение на карте, климат,  государственная символика,  столица,  властные структуры, денежная единица).

    Что означает слово «народ» (как изучать любой народ-этнос)

    Как общаются люди  (особенности вербальной и невербальной коммуникации на примере России и других стран; язык искусства)

    Что такое культура  (материальная и духовная культура, стереотипы поведения и оформления материальной среды в разных культурах, как себя вести во взаимодействии с представителями народов, населяющих территорию России)

    Календарные праздники

    Тема 3. Закон и мир людей

    Для чего нужны законы (в том числе, в РФ)

    Кто и как управляет государством (включая формы правления в РФ)

    Как осуществляются выборы в республике  (включая форму проведения выборов законодательной и исполнительной власти в РФ)  и пр.

    Тема 4. Мир в твоем доме.

    Карта  России  (физическая,  политическая,  административное устройство).  

    Карта Москвы – столицы России

    Карта моего населенного пункта (для жителей регионов России)

    План улицы, дома, двора

    Мой дом, моя семья.

    Зачем человеку дом. Семья и семейные традиции, праздники

     Что означают имена, фамилии и отчества

     История семьи – история страны

    Раздел 2. «Моя Малая Родина»

    Тема 1. Природа Родного края

    История  образования региона, как субъекта  РФ.

    Месторасположение на карте страны, климат, географические и экономические особенности, флора и фауна.  

    Название своего места проживания, его расположение на карте,   понятия «малая Родина».

    Тема 2. История родного края.

    Изучаем историю родного края.

    Традиции, обычаи родного края.

    Возникновение флага, герба и гимна казаков.

    Знакомство с бытом предков.

    Уважительное отношение к  истории и культуре Родного края.

    Тема 3. Человек в истории Родного края.

    Героическое прошлое  малой Родины.

    Биографии известных людей, полководцев.

    Представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность Отечеству».

    Раздел 3. «Путешествие по России и странам ближнего зарубежья»

    Тема 1. Народы мира.

    Страны и национальности. Люди, населяющие планету, их языки, письменность и жилища. Религия, образ жизни и культура народностей Земли. Календарь и календарная обрядность народов мира (этнокалендарь праздников).

    Современное сельское хозяйство, промышленность, строительство.  Экологические проблемы и угроза окружающей среде.

    Тема 2. Человек и семья в народной культуре.

    Образ матери у народов мира.

    Воспитание с люльки. Материнская песня нежности – колыбельная, ее смысл и звучание у разных народов. Слово о матери в народной мудрости и культурном наследии  разных народов мира.

    Ценность рода и семьи.

    Семейные традиции, праздники.  

    Народная кухня. Прием гостей.  

    Мир рукотворных творений человека, эстетика быта, жилья,  народного костюма.

    Образ дома. Смена поколений, преемственность культур.

    Тема 3. Кладовая мировой литературы.

    Древнерусская книжность. Былинный эпос. Герои и подвиги. Русские богатыри.  Фольклор русского и других народов.  Поучительный характер сказок.

    Тема 4. Музыкальная палитра.

     Музыкальный фольклор народов России и мира. Народные музыкальные традиции родного края. Музыка как средство общения между людьми.  Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Детский фольклор.

    Тема 5. Мир игры и игрушки.

    Детский игровой фольклор: игры для разных периодов года в доме и вне дома. Национальные игры.

    Детские игрушки. Общее и особенное в детских играх и игрушках разных народов мира. Самовыражение народов мира в национальных играх.

    Музей игры и игрушек – сокровищницы культуры разных народов.

    Тема 6. Народно-декоративное и прикладное искусство.

    (Мир рукотворных творений)

    Формы бытования и развития народного искусства в России. Народные традиционные художественные промыслы и их центры. Музеи и центры народного творчества. Фольклор и русское изобразительное искусство: эпическое воплощение народной поэзии в творчестве русских художников. Орнамент в народном искусстве.

     Раздел 4. «Земля – наш общий дом»

    Тема 1. Великие  религии  мира.

    Первичные  религии.

    Христианство и его основные заповеди.

    Коран – священная книга мусульман. Мораль и этика буддизма.

    Книга книг – Библия.

    Малочисленные народы и концессии. Их концепции человека, традиции, особенности уклада жизни и семейного восприятия детей.

    Тема 2. Великие достижения мира.

    Наука, техника, географические открытия, спорт, искусство.

    Тема 3. Музеи мира.

    Музеи - хранители достижений и истории развития человечества. Самые известные художественные музеи мира. Музеи России. Галереи Великобритании. Выставочные комплексы Германии. Музеи искусств Испании. Картинные галереи Америки. Естественно-научные музеи. Музеи техники и вооружения. Необычные музеи.

    Тема 4. Великие сокровища и реликвии.

     Реликвия - драгоценный памятник прошлого. Величайшие святыни мировых религий:  ковчег Завета и крест Иисуса Христа, чашу Грааля и святую Каабу, меч пророка Мухаммеда и статую Изумрудного Будды.

    Реликвии рыцарей, царских и королевских династий. Исторические реликвии - ладья фараона Хеопса и Фестский диск, Капитолийская волчица и ацтекский Камень Солнца, Знамя Победы, и спускаемый аппарат первого космического корабля, - то это поистине бессмертная летопись нашей цивилизации.

    Тема 5. Великие люди мира.

    Древний мир, средние века, новое время, новейшее время (Чингисхан, Христофор Колумб, Галилей, Огюс и Луи Люмьер, Мао Цзэдун, Томас Эдисон,  Юрий Гагарин и другие).

    Тема 6. Культура межнациональных отношений. (Мы и мир вокруг нас)

    Отношение к другим:  к культуре, памятным датам, памятникам в моей культуре и культуре моих соседей, к грамотности и образованности. Учимся слушать и слышать друг друга.

    Учебно- тематический план

    Раздел 4. «Земля – наш общий дом»(4 класс)

    Тема 1. Великие  религии  мира. (6 часов)

    Тема 2. Великие достижения мира. (4 часа)

    Тема 3. Музеи мира.  (9 часов)

    Тема 4. Великие сокровища и реликвии. (8 часов)

    Тема 5. Великие люди мира. (4 часа)

    Тема 6. Культура межнациональных отношений.  (3 часа)

    1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР», 4 КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)

    № п/п

    Дата по

    плану

    Дата по

    факту

    Тема занятия

    Характеристика деятельности обучающихся

    Великие  религии  мира.

    Первичные  религии.

    Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

    Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

    Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

    4. Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.

     Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

     Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной дея-тельности) и удерживать ее.

     Планировать собственную внеучебную деятель-ность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради.

    Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

     Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями:  маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др.

     Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.

    Самостоятельно предполагать, какая  дополни-тельная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

    Сопоставлять  и отбирать информацию, полу-ченную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

    Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанав-ливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,

    устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

    Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.

    Составлять сложный план текста.

    Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презен-таций.

    Владеть диалоговой формой речи в условиях повседневного и межкультурного общения.

    Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

     Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, норм межкультурного общения.

    Формулировать собственное мнение и позицию в ситуации межкультурной коммуникации; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, принятые не только в родной культуре, но и культурах народов мира; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

    5. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции, в том числе позиции представителей других культур. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.

    Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь.

    7. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, в т.ч. в условиях диалога культур.

    Христианство и его основные заповеди.

    Коран – священная книга мусульман.

    Мораль и этика буддизма.

    Книга книг – Библия.

    Малочисленные народы и концессии. Их концепции человека, традиции, особенности уклада жизни и семейного восприятия детей.

    Великие достижения мира.

    Наука, техника,

    Географические открытия

    Спортивные достижения

    Искусство народов мира

    Музеи мира.

    Музеи - хранители достижений и истории развития человечества. Самые известные художественные музеи мира

    Музеи России

    Галереи Великобритании.

    Выставочные комплексы Германии.

    Музеи искусств Испании.

    Картинные галереи Америки.

    Естественно-научные музеи.

    Музеи техники и вооружения.

    Необычные музеи.

    Великие сокровища и реликвии.

    Великие сокровища и реликвии.

    Реликвия - драгоценный памятник прошлого.

    Величайшие святыни мировых религий:  ковчег Завета и крест Иисуса Христа

    Величайшие святыни мировых религий:  чаша Грааля и святая Каабу

    Величайшие святыни мировых религий:  меч пророка Мухаммеда и статуя Изумрудного Будды.

    Реликвии рыцарей, царских и королевских династий.

    Исторические реликвии - ладья фараона Хеопса и Фестский диск

    Исторические реликвии - Капитолийская волчица и ацтекский Камень Солнца

    Исторические реликвии - Знамя Победы, и спускаемый аппарат первого космического корабля

    Великие люди мира.

    Великие люди мира.

     Чингисхан, Христофор Колумб, Галилей

    Великие люди мира.

    Огюс и Луи Люмьер

    Великие люди мира.

    Мао Цзэдун, Томас Эдисон

    Великие люди мира.

    С. В. Королев, Юрий Гагарин

    Культура межнациональных отношений.

    Отношение к другим:  к культуре, памятным датам, памятникам в моей культуре и культуре моих соседей

    Отношение к грамотности и образованности других людей

    Учимся слушать и слышать друг друга.

    1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    • комплексная программа поликультурного образования учащихся 1-4 классов;
    • нормативные документы, регламентирующие  взаимоотношения государства и религиозных организаций;
    • учебное пособие для начальной школы «Диалог культур» (1-4 классы)
    • методическая литература для учителя (книги для учителя и методические комплексы по религиоведению, культурологии, мировой художественной культуре, литературе);
    • произведения мировой детской художественной литературы, устного народного творчества тематически связанные с содержанием курса;
    • документальные источники  (культуроведческие, исторические, религиозные, философские), дающие целостное представление о ценностях региональных культур, культур народов Российской Федерации и мировых культур;
    • научно-популярная литература, содержащая дополнительный познавательный материал  по различным темам курса в доступной для младших школьников форме;
    • энциклопедическая и справочная литература (философские, религиоведческие словари, справочники по теории и истории религии, биографии религиозных деятелей).  
    • Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.В., Одинцова В.П., Чозгиян  О.П., Шмелева Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
    • Бермус А. Г. Концептуальные и методологические основы педагоги- ческой поддержки в поликультурном социально-воспитательном пространстве – 2001. 
    • Бондаревская Е.В., Гукаленко О.В. Педагогические основы межкультурногообщения - Тирасполь, 2000.
    • Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. -288с.
    • Воскресенская  Н. М. Образование и многообразие культур //Педагогика – 2000.
    • Быков Л.К., Вырщиков А.Н., Иванова С.Ю., Кусмарцев М.Б. Концепция гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
    • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
    • Поликультурное образование в современной России // Magister, № 3. 
    • Кузнецов М.А. Культура донского казачества и традиции казачьего быта как условие формирования национального самосознания: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, «РКО», 2004. – 84 с.
    • Латышина  Д.И. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под. ред. проф. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 200. – 320 с.
    • Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательной школы./Под ред. Данилюка А.Я. – М.: Просвещение, 2011. – 142с.
    • Минчук А.В. Педагогические основы управления конфликтами в поликультурном образовательном пространстве университета. Автореферат. Ростов-на-Дону, 2004.
    • Ситько Р.М. Мир детства в истории культуры. Программа спецкурса. /Ростов-на-Дону, 1997.
    • Ситько Р.М. Этнопедагогика. Учебно-методический комплекс.- Ростов-на-Дону, 2006.
    • Персональный компьютер
    • Мультимедийный проектор
    • Интерактивная доска


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

    Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

    Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

    Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

    Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

    Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

    Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"

    Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...