"Первый раз в первый класс"
статья (1 класс)

Ануфриева Екатерина Михайловна

Советы родителям будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Скоро в школу»

Советы родителям первоклассников

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.

Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

5Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

Учите ребенка чувствовать.

Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

Советы родителям будущих первоклассников

• Дайте понять ребенку, что завтра его ждет великое событие: будет праздник, цветы, музыка, поздравления. Помогите ребенку собраться в школу. Главное, чтобы ничего не было забыто, а то первый день будет испорчен.

• Не допускайте высказывания, способные вызвать негативные мысли о школе: «Будешь такой рассеянный, учителя не будут тебя любить». Вообще старайтесь не допускать отрицательных оценок ребенка:не умеешь, не стараешься и т.п. Замените их оптимистическими типа «У тебя вс е получится», «Терпение, и труд все перетрут» и т.п.

Чаще спрашивайте, не «Какую отметку ты получил?», а «Чем ты занимался?», «Что у тебя хорошо получилось?»

Не стоит играть на контрасте между детским садом и школой - «Это тебе не детский сад... ». Зачем вызывать излишнюю ностальгию по детсадовскому времени.

• Помните: «первое сентября» не только ответственный момент, но и праздник. К возвращению ребенка из школы накройте стол, пригласите родственников, приготовьте подарок.

• Обязательно подробно расспросите первоклассника, как прошел первый день, с кем он познакомился, с кем подружился, с кем сидит за партой, что нового узнал, какие были уроки. Спросите обо всем этом, да же если знаете все сами из других источников. Это вы делаете не для себя, а для своего ребенка.

• Все недоразумения с учителем, возникшие в первые дни учебы, должны быть тут же выяснены.

• Если первоклассник первый - второй день является домой в слезах, срочно, не откладывая, идите в школу. Такие вещи на самотек пускать нельзя! Чем раньше вы разберетесь в причинах, тем лучше!

• Начало интенсивной умственной деятельности требует полноценного питания. Приготовьте поливитамины, соответствующие возрасту ребенка Они ему необходимы, несмотря на осеннее «фруктово-овощное» время.

Советы "Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки, поучений, взаимных обид?”

• Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

• Не торопите, умение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

• Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

• Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п.

• Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

• Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладываете на потом, выслушайте его ведь это не займет много времени.

• Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

• Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.

• После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необходимо 2-3 часа (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.

• Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».

• Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

• В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

• Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

• Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

• Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

• Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Скоро в школу!

В жизни каждой семьи когда-то наступает радостный и в то же время тревожный день — ребенок в первый раз идет в школу. Летние месяцы — самое время начать готовиться к 1 сентября морально, материально и технически.

Как правило, большинство первоклассников отправляются в школу с радостью. Однако нередко бывает — проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Дело в том, что не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Педагоги и психологи выделяют четыре основные проблемы, которые могут повлечь за собой трудности в адаптации к новой школьной жизни.

Трудности в общении

Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: и со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения — выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Детсадовский ребенок в более выгодном положении — он уже знает свое место в коллективе. А ребенок, который не ходил в детский садик, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно.

Воспитатели в детском саду, а затем и учителя в школе также влияют на статус ребенка. Достаточно педагогу один раз подчеркнуть чью-то неудачу, продемонстрировать свое пренебрежительное отношение к способностям ребенка, как остальные дети подхватывают этот тон.

Советы родителям

Как можно больше общения с ребенком, в том числе вне детского сада и вне школы, это позволит ему утвердить свой статус в детском сообществе.

Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше нескольких.

Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же собственные достижения вчера и сегодня.

Не настраивайте ребенка на исключительно отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку, не позволяйте ему поверить в то, что он не так хорош, как другие дети, даже если учительница утверждает, что это именно так.

Не ругайте ребенка сильно, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось. Это, конечно, не значит, что вы должны проявлять мягкотелость в ситуациях, когда необходимо дисциплинарное воздействие. Любовь и справедливость — отличные учителя.

Физическая неподготовленность ребенка к школе

Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т. д. создают трудности в процессе учебы.

Советы родителям

Еще летом начните тренировать необходимые навыки с ребенком, это можно делать и в игровой форме. Попробуйте вместе с детьми «писать» элементы букв руками в воздухе или на больших ватманских листах. Ребенок учится свободно держать руку, а это очень полезно для прописей.

Когда начнутся школьные занятия, решите для себя — стоит ли заставлять ребенка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Такие занятия, конечно, стимулируют развитие аккуратности, однако это лишняя нагрузка, которая влечет потерю интереса и вообще может отбить желание заниматься. Лучше, если школьник научится концентрировать усилия и выполнять домашние задания сразу в рабочей тетради.

Трудности в восприятии и концентрации внимания

Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме, а ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если ребенок до школы не научился воспринимать информацию на слух, если взрослые мало разговаривали с ним, то здесь проблем не избежать. Сегодня многие дети буквально изголодались по человеческому общению. Родители, занятые на работе и в быту, все чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных ребятишек — телевизору. А это никому не идет на пользу.

Советы родителям

Каждый вечер разговаривайте с ребенком о детском садике, а затем и о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал. При сохранении знакомых ритуалов, в том числе ежевечернего обмена новостями с родителями, переход к школьной жизни будет не таким болезненным.

Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем на летнем собрании перед школой — так вы быстрее найдете именно то, что нужно.

Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.

Правильная организация процесса учебы

Важно научить будущего первоклассника самостоятельно переодеваться, организовывать свою «работу», наводить порядок на столе. Первые дни в школе ребенок находится в состоянии стресса, нервного возбуждения, волнуется, так что каждая «мелочь» например, забытая дома ручка, может усугубить ситуацию.

Советы родителям

Четко организованный распорядок занятий и отдыха вне школы помогает детям «войти в колею», создает правильный баланс между отдыхом и учебой, дает необходимое ребенку разнообразие, и, с другой стороны, организованность жизни.

Всегда просите первоклассника переодеваться после школы — это помогает ребенку переключиться, отдохнуть.

Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам». Делайте уроки не более одного часа!

Не пугайтесь, если ваш ребенок среди бела дня вдруг захочет отдохнуть, даже если на него это совсем не похоже. Дневной сон пойдет ему только на пользу.

Выбирайте все необходимые для учебы принадлежности вместе с ребенком — он будет относиться к ним с любовью, найдет именно то, что нравится ему. Это также и определенная тренировка — ребенок должен прислушаться к себе, понять, что для него важно, и сделать свой выбор. Кроме того, вы сразу сможете обнаружить неприятные именно для вашего ребенка детали — слишком тугие замки, слишком большие пеналы, скользкий пластик… Отсутствие таких «глупых» трудностей облегчит процесс концентрации на основных задачах.

Вещи, которые покупают или дарят первокласснику и вообще школьнику младших классов, должны обладать тремя основными свойствами:

Максимальная прочность.

Например, портфель или рюкзак первоклассника должен быть крепким, чтобы с честью вынести все испытания, предназначенные ему судьбой.

Максимальная простота в эксплуатации.

В продаже есть множество сложных, очень красивых пеналов, в которых ручки, фломастеры и карандаши вставляются в держатели-резинки. Если на уроке первоклашка достал хотя бы половину содержимого такого пенала, то на обратное заполнение у него уйдет от пяти до десяти минут (в зависимости от уровня психомоторного развития малыша). А времени нет, и потому ручки, фломастеры, ластики и карандаши ссыпаются в портфель как попало, причем, естественно, теряются и ломаются. Выход очень прост: для младшего школьника оптимальным будет пенал в виде завинчивающейся или плотно закрывающейся коробки.

Заменяемость.

Большинство маленьких школьников при поступлении в школу проходят период психологической адаптации. При этом они часто становятся еще более рассеянными, чем обычно. Что-то забывают, что-то теряют. А если вы приобрели для своего малыша эксклюзивную школьную «снасть», а он ее потерял, испортил, сломал… Вам это безразлично? Возможно. Но ребенку, поверьте, вовсе нет! И начинать с подобной неудачи его школьную жизнь совсем неуместно. Пусть школьные принадлежности будут недорогими (с одной оговоркой — не в ущерб качеству), но пусть их будет много. Потерял? Сломал? Ничего страшного. Вот они лежат, в ящике. Впредь будь аккуратнее…

Маленькие психологические хитрости

Младшие школьники любят, чтобы всего было много. То есть, самый лучший набор карандашей — это тот, где карандашей больше всего. Самая лучшая шариковая ручка — это набор шариковых ручек. Самый лучший ластик — серия ластиков с однотипными картинками. И так далее.

Кроме того, отправляя ребенка «в первый раз в первый класс», надо учитывать, что даже очень хорошо подготовленный к школе ребенок попадает, в сущности, в чужой и незнакомый ему мир. Портфельчик — это его собственность, вещь, принесенная из ДОМА, поэтому надо постараться, чтобы, помимо сугубо школьных, функциональных вещей, в ранце первоклашки лежало что-нибудь домашнее, родное. Например, фотография мамы или сестренки, маленькая игрушка и т. п.

Как правило, в любой школе на родительском собрании выдают более или менее подробные списки того, что ребенку нужно иметь при поступлении в первый класс. Список — это обязательные покупки, а то, что приобретается сверх списка — это подарки. Для младшего школьника обозначить подарок очень просто. Вооружаетесь списком перед походом в магазин, закупаете все необходимое. А потом говорите ребенку: «Так, вроде все по списку купили. А теперь посмотри: что бы ты еще хотел — все-таки у тебя такое событие в жизни важное. Давай купим еще что-нибудь красивое…» Первоклашка даже жадничать не будет — попросит, скорее всего, какую-нибудь яркую мелочь. Купите обязательно.

А теперь о самом главном — на Первое сентября непременно подарите ребенку праздник. Как он будет выглядеть — решать вам, вашей семье. Семейный поход в кафе, спектакль в Кукольном театре, катание на аттракционах, просто торжественный семейный обед.… Но праздник должен состояться, и решающее слово о том, каким ему быть, у ребенка, виновника торжества. Все остальное — будни, нотации, дневники, двойки, диктанты.… А один раз в году — праздник школы.

Советы родителям будущих первоклассников.

Какие знания необходимы ребенку для успешного обучения в школе?

Развитие речи и готовность к овладению грамотой:

1. развитие фонематического слуха;

2. умение членить слова на слоги;

3. умение членить простые предложения на слова;

4. умение составлять предложения из 3-4 слов;

5. умение пользоваться обобщающими понятиями;

6. умение составлять рассказ по серии картинок;

Развитие элементарных математических представлений:

1. счет и отсчет предметов заданного количества;

2. владение прямым и обратным счетом в пределах 10;

3. знание состава чисел первого десятка;

4. умение соотносить цифру и число предметов;

5. способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

6. знание геометрических фигур;

7. умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

1. должен уметь назвать домашний адрес, полные имена родителей и состав семьи;

2. общие понятия о различных видах деятельности взрослых;

3. знать правила поведения в общественных местах и на улице;

4. иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях;

5. знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

Дети в школу собирайтесь, или первый раз в первый класс с радостью!

Из самых умных психологических книжек и из самого обычного житейского опыта известно, что волнение и тревога по поводу предстоящего события нарастают по мере приближения этого события. Особенно это касается ответственных жизненных перемен и ситуаций типа "неизвестно, как все сложится". Поэтому вызывает понимание и сочувствие волнения родителей детей, идущих в школу, а также самих будущих первоклассников накануне Первого сентября. "Как пройдет знакомство со школой?". "Подружится ли с одноклассниками?". "Справится ли с требованиями, правилами школы, со школьным укладом жизни?". "Не растеряется ли в новой ситуации?"… Вот далеко не полный набор их переживаний. Не смотря на всю свою праздничность, ситуация перерастает в стрессовую.

Тем не менее, "первый раз в первый класс" - ПРАЗДНИК. А вот как его не испортить, что предпринять для того, чтобы психологически подготовить ребенка к школе, сделать ситуацию знакомства со школой менее стрессогенной - важная задача родителей.

Попробуем в этом разобраться.

Очень важный вывод, который сделали психологи, заключается в том, что одной из главных причин возникновения стресса является недостаточность информированности. Говоря проще, чем меньше человек знает о ситуации, тем сильнее его волнение и тревога. Поэтому, родителям необходимо сделать школу знакомой для ребенка как можно раньше, до1-го сентября.

1. Постарайтесь подробно рассказать ребенку о школе, о том, как проходит урок, как ведут себя дети в школе, какова роль учителя, чему учат в 1-м классе, что такое перемена. Объясните, что помимо учителя, в школе им встретятся другие люди (директор, завуч, другие учителя, руководители кружков и т.д.). Расскажите, чем они занимаются. Если у ребенка возникли вопросы, на них просто необходимо ответить подробно, с разъяснениями.

2. Сводите будущего первоклассника на экскурсию в школу, в которой он будет учиться. Спокойно проведите ребенка по этажам, загляните в кабинеты, актовый и спортивный залы, столовую. Хорошо акцентировать внимание на приятных моментах жизни школьников: праздниках, кружках, совместных мероприятиях.

3. Если есть такая возможность, лучше познакомить ребенка с его учительницей заранее. Когда идешь не просто в школу, а к кому-то, кто тебя ждет - это намного приятнее. Особенно, это важно для робких, стеснительных детей, а также, для тревожных ребят, у которых присутствует страх перед учителями и. плохими оценками.

4. Психологические особенности шести- семилетних детей таковы, что лучше всего ребенок воспринимает новую информацию, осваивает новые модели поведения в игровых ситуациях, поэтому максимального эффекта знакомства со школой можно достичь, если поиграть с ним в школу. Посадите кукол, плюшевых медвежат, папу и бабушек за воображаемые парты, дайте ребенку попробовать себя в разных ролях - ученика, учителя, директора и того, кем ему самому захочется быть, объясните ему правила и разыграйте различные школьные ситуации - уроки, перемены, как попроситься в туалет, как познакомиться с соседом за партой, как вести себя в столовой и т.д. Самое важное, чтобы ребенок получил большое удовольствие от игры, поэтому наполните игру творчеством, радостью, ощущением успеха. Также, можно организовать игру "1-е сентября" и дать ребенку разные роли.

5. Очень важно выяснить, какие опасения, фантазии по поводу школы имеются у Вашего первоклассника. Тактично, не напирая, расспросите его об этом. Начните с вопроса: "Тебе хочется идти в школу?" Если "нет", узнайте причины, и успокойте ребенка, убедите в необоснованности его опасений. Если же опасения обоснованы, например, ребенок чего-то боится или не знает о чем-то, все равно, сначала успокойте ребенка, а потом либо разъясните его незнание, либо поиграйте с ребенком в тревожащую его ситуацию и покажите способы выхода из нее. Например, если ребенок не знает, как подружиться, то можно поиграть с ним в игру про то, как новичок приходит в детский сад. Используя игрушки, сами изобразите новичка и покажите, как он знакомится с ребятами (их сыграет ребенок). Потом поменяйтесь ролями. Таким образом, вы научите ребенка модели поведения во время знакомства.

Еще одной причиной любого стресса является резкость изменений, происходящих в жизни человека. Отсюда следующая рекомендация.

6. Школа предъявляет свои требования к режиму и распорядку дня. Для начинающего школьника эти требования могут оказаться утомляющими. Поэтому, за неделю до школы начните поднимать ребенка пораньше, организуйте ему распорядок, приближенный к школьному, поиграйте с ним в интеллектуальные игры. Это позволит сделать переход к школьному режиму плавным и не ломающим естественный ритм жизни ребенка.

А теперь перейдем к знаменательной дате - 1-е сентября. В этот день у ребенка с самого момента просыпания должно быть хорошее самочувствие и приподнятое настроение, лучше не провоцировать напряжение. Для этого постарайтесь предусмотреть такие моменты:

Утром поднимите ребенка пораньше, чтобы неторопливо, спокойно собраться в школу. Помните, спешка усиливает тревожность.

Постарайтесь, накормить ребенка чем-то очень вкусным, его любимым блюдом, даже, если вам кажется, что это не очень полезно (можно ради праздника сделать исключение). Вкусная, съеденная с удовольствием пища поднимает настроение.

Одежда, в которую вы нарядили ребенка, должна нравиться не только Вам, но и самому первокласснику, при этом она должна быть максимально удобной, чтобы он не чувствовал себя в ней неловко. Идеально выбирать ее вместе с ребенком, ориентируясь на его предпочтения. Когда человек себе нравится, он чувствует себя увереннее.

Придя в школу, в первую очередь подойдите к учительнице, чтобы она немного пообщалась со своим будущим учеником. Ребенок почувствует дополнительную поддержку.

Познакомьте ребенка с кем-нибудь из ребят, с кем ему захочется. В новой ситуации вместе веселей.

Покажите первокласснику, где в школе находится туалет - не нужно лишних стрессов.

После всех торжественных событий устройте ребенку что-нибудь особенное, например, поход на аттракционы, в кафе, чтобы ребенок ощутил значимость дня.

Школа - новый этап жизни ребенка, следующая ступень взросления. Важно, чтобы 1-е сентября, первый день школы, прошел радостно, с восторгом, но в то же время, спокойно, с ощущением, что ребенок справится, что школа не чуждая среда, к которой нужно приспосабливаться изо всех сил, а ДОМ, где будешь познавать новое, встречаться с друзьями и учителями, решать проблемы и просто жить. И тогда не будет страха. Желаю удачи!

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников

Что необходимо приобрести родителям первоклассников:

- пенал (на одной молнии)

в пенале:

-ручка синяя (с тонко пишущим стержнем)– 2 шт.

-ручка зелёная –1 шт.

-простой карандаш ТМ – 2 шт.

-линейка 20 см – 1 шт.

-ластик –1 шт.

-цветные карандаши – 12 цветов

-точилка закрытая – 1 шт.

-тетрадь в обычную клетку – 10 шт.

- тетрадь в узкую косую линию – 5 шт.

- обложки для тетрадей (прозрачные)

-обложки для учебников (плотные)

для урока труда:

- пластилин – 6-8 цветов

-дощечка для пластилина – А 4

-цветная бумага (6-7 цветов) – 2 шт. (А 4)

-цветной картон (7-10 цветов) – 2 шт. (А 4)

- клей-карандаш – 1 шт.

-ножницы с тупыми концами – 1 шт.

- линейка 30 см –1 шт.

для урока рисования:

- альбом для рисования – 2 шт.

- краски акварельные – 12-14 цветов

- кисти беличьи - №1, №3

для урока физкультуры, ритмики:

- футболка белого цвета

- спортивные брюки (тёмные)

- шорты (тёмные) – для мальчиков; белая юбка – для девочек

- спортивная обувь (лёгкая, с легко сгибаемой подошвой)

Уважаемые родители!

Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.

МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:

1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?

2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?

3. Понимать смысл того, о чём ему читают?

4. Чётко выговаривать своё имя?

5. Запомнить свой адрес и номер телефона?

6. Писать карандашами или мелком на бумаге?

7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?

8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?

10. Слушать и следовать полученным указаниям?

11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?

13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

14. Проявлять интерес к окружающим предметам?

15. Ладить с другими людьми?

НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:

1. мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;

2. умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;

3. причёсываться (своей расчёской);

4. мыть ноги перед сном тёплой водой;

5. утром и вечером чистить зубы;

6. при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;

7. пользоваться носовым платком;

8. быстро одеться, раздеться, убрать постель;

9. содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;

10. содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;

11. при входе в помещение вытирать обувь;

12. переодеваться в домашнюю одежду и обувь;

13. при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

Помните...

если:

ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

ребёнка хвалят, он учится быть благородным

ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины

ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других

ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей

ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным

ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"...

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс"

Разработка интересного сценария первого урока для первоклашек....

Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...

Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"

Конспект первого урока в первом классе  с  презентацией "Правила поведения в школе"....