Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и внеурочной деятельности.
материал на тему

Краснова Ольга Николаевна

Упражнения на внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_vnimanie.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и внеурочной деятельности.

Ларина Галина Валериевна

Технология опыта

Цель – обеспечение положительной динамики произвольного внимания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности через учебно-дидактические игры.

Задачи:

  • провести диагностическое исследование состояния произвольного внимания младших школьников;
  • накопить методический материал по теме опыта работы;
  • разработать систему учебно-дидактических игр для учебных предметов, развивающих произвольное внимание младших школьников;
  • разработать систему учебно-дидактических игр для внеклассных мероприятий развивающих произвольное внимание младших школьников;

Средства достижения цели (методы и формы организации работы). Основной формой организации работы является урок. На уроке учитель и ученик становятся партнерами. Ученик оценивает себя и своих товарищей, выбирает наиболее важную информацию из текстов, учится задавать вопросы. Это дает возможность усвоить весь материал на уроке. (Приложение №1)

На уроках в начальных классах автор опыта применяет разные формы и приемы работы с использованием учебно-дидактической игры для развития произвольного внимания: "Где что?", "Что изменилось", "Все помню", "Спрятанное слово", "Цифровая таблица", "Текст с ошибками","Гвалт" (Коротаева Е.В., ), . Упражнение "Запрещенная буква","Разговор с руками" (Шевцова И.В.) (Приложение №1)

Хорошие результаты дает работа в парах и творческих группах. Ребята обмениваются мнениями, выявляют причинно-следственные связи. У учащихся развивается речь, и умение выразить свои мысли, формируются навыки публичных выступлений, приемы самообразования.

Уроки с использованием учебно-дидактических игр являются наиболее интересными для учащихся, способствуют созданию ситуаций успеха для всех учащихся, а главное, для слабоуспевающих (Приложение №2).

Организация учебно-воспитательного процесса.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев на уроках русского языка. Инструкция: "В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора". Игру можно проводить как организационный момент. По мере овладения игрой правила меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается. Все вносимые изменения отражаются в инструкции.

Задания для учащихся предлагаются в игровой форме, что повышает их мотивацию и интерес к урокам. (Приложение №2) Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур. Инструкция: "Покажи на таблице черные числа от 1 до 15 в возрастающем порядке. Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 15 до 1. Затем покажи попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем". Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик ит.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

На уроке русского языка и математики учащиеся очень устают, физически детям трудно усидеть на одном месте, у них очень устают глаза, внимание рассеивается, поэтому необходимо применять на этих уроках задания развивающего характера, тем самым переключая внимание детей. Очень интересными для ребят на уроках русского языка являются «тексты с ошибками».(Приложение №1) Учащимся предлагается найти в тексте определённое количество ошибок. На уроках математики, на этапе устного счёта предлагается найти ошибки в уже решённых примерах. Таким образом, у детей развивается не только произвольное внимание, но и навыки орфографической зоркости, навыки устного счёта, дети становятся более усидчивыми, сосредоточенными, что приводит к положительной мотивации и успехам в учёбе.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать». По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается. Задания данного характера постоянно применяю на уроках математики, при работе с геометрическим материалом. Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе». Так учащиеся зрительно запоминают геометрические фигуры, меньше путают их названия. Данные задания даются детям в игровой форме или форме соревнования, что способствует не только развитию ребёнка, но и переключению внимания, эмоциональной разрядке, отдыху. Во время таких занятий все учащиеся активно включаются в работу, для слабоуспевающих детей с помощью таких заданий постоянно создаю ситуации успеха, что повышает их самооценку и интерес к учебным предметам. Многие игры и упражнения на развитие произвольного внимания строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно и с интересом приступают к выполнению упражнения. Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания. Игра на развитие внимания.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят

сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия. Такие игры и упражнения можно применять на уроках окружающего мира, литературного чтения.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв разными способами. (Приложение №1)

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер. Все задания на развитие произвольного внимания детей должны сопровождаться красочным, занимательным материалом. "Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". Игра проводится в форме соревнования.

В процессе работы с таким материалом учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Занимательно игровые упражнения на развитие внимания ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила выполнения работы.

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр: «Пишущая машинка», «Ухо, горло, нос», «Карлики, великаны», и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге на прогулку, на прогулке, во время подвижных игр. Самое главное в таких занятиях - заинтересованность учителя, его внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям. Очень интересно проходят «игровые перемены» с разнообразными подвижными играми, играми на развитие внимания, Запрещенное движение" (Кряжева Н.Л.), «Личный подвиг», «Слушай хлопки», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Слалом-гигант», «Мяч в круге» , играми с музыкальным сопровождением. Дети так включаются в работу, что сами проводят такие перемены, придумывают свои игры, соревнуются друг с другом.

Упражнения на концентрацию объем и устойчивость внимания.

Названия упражнения, игры

Задание, его описание, описание игры

Этап урока или форма урока

Индивидуальный подход

Упражнение "Запрещенная буква" Русский язык. Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.

Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но, не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".

Закрепление пройден- ного материала

Назначить водящим

Упражнение "Скрытая подсказка" (Русский язык, литературное чтение) Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания.

Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.

Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.

Открытие новых знаний.

Урок – викторина.

Назначить водящим.

Упражнение "Спрятанное слово"(Русский язык, литературное чтение) Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания.

Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу "Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: "язык", "до Киева", "доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры. Возвращается водящий. Ему докладывают, что "спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй - вторую часть текста и третий - последнюю часть текста.

Закрепление пройденного материала.

Актуализация опорных знаний.

Назначить водящим.

Помощь учителя.

"Гвалт" (Русский язык, литературное чтение) Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известного всем стихотворения, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за стихотворение, собрав его по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Закреп-ление пройденного материала.

Назначить водящим

Летела корова. (Обучение грамоте) Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Словарная работа.

Актуализация опорных знаний.

Помощь учителя.

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания. (Корректурная проба)

Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет наоборот - первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем".

Например, "1-я часть работы: "С" - подчеркиваем, "О" - вычеркиваем, по команде: "Внимание!'" проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву "С" теперь вычеркиваем, а букву "О" - подчеркиваем".

Обобщение знаний по теме: «Гласные звуки и буквы»

Организационный момент по теме: «Согласные звуки и буквы»

Взаимопроверка.

Учебно-дидактическая игра «Найди слова» (русский язык) Упражнение на концентрацию и устойчивость

Инструкция: ребёнок должен как можно быстрее, просматривая строку за строкой, подчеркнуть карандашом те слова, которые он увидел на фоне букв (слова автобус, мама, мяч, мыло, шуба, буран, палка, метла, кот).

(Лргавтобусирпгзаводопрлворобей)

Словар-ная работа

Используй словарик.

Упражнение на увеличение объема внимания "Заметь все"

(математика, окружающий мир, технология)

Раскладываются в ряд 7--10 предметов (или картинок с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Затем закрыть предметы, потом приоткрыть их снова секунд на 8--10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Обобщение знаний по теме: «Геометрические фигуры»

Помощь учителя

Игра на развитие концентрации и устойчивости внимания. (Литературное чтение, русский язык)

Цель-развитие концентрации внимания и самоконтроля у школьников.

Оборудование- любые печатные тексты с крупным шрифтом (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки.

Корректурные упражнения должны проводиться по 5 мин минимум 5 раз в неделю в течение 2--4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция: "В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора".

Актуализация опорных знаний.

Закрепление пройденного материала.

Используй подсказку.

. Игра "Найди отличие", на развитие концентрации и устойчивости внимания (Математика, окружающий мир)

Инструкция: "Посмотри на картинки. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но это не так. Внимательно присмотрись и найди различия".

Для игры можно сначала использовать изображения двух животных , а по мере усложнения - предлагать сюжетные картинки. Оценивают, как быстро ребенок нашел все отличия.

Закрепление пройденного материала.

Помощь учителя.

Задание «Угадай цифру». На развитие концентрации и устойчивости внимания (математика)

ОДИН ДВА ТРИ СТО СОДА РУЛЬ ИВА

Зачеркните все буквы, встречающиеся более

одного раза, а оставшиеся буквы соедините.

Полученное слово обозначает число:

а) 3; б) 1; в) 0; г) 100; д) 2.

Открытие новых знаний.

Используй подсказку.

Игра : «Найди отличие»

( на развитие концентрации и устойчивости внимания)

Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите ученику взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ребёнок постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

Актуализация опорных знаний

Помощь учителя.

Задание «Мы едем, едем, едем … (Задание по устойчивости внимания).

Три друга Алёша, Боря и Витя учатся в одном

классе. Один из них ездит домой из школы на

автобусе, один на трамвае и один на

троллейбусе. Однажды после уроков Алёша

пошёл проводить своего друга до остановки

автобуса. Когда мимо них проходил

троллейбус, третий друг крикнул из окна:

«Боря, ты забыл в школе тетрадку». Кто на

чём ездит домой?

а) Алёша - на трамвае, Боря - на троллейбусе,

Витя на автобусе;

б) Алёша - на троллейбусе, Боря - на

трамвае, Витя на автобусе;

в) Алёша - на автобусе, Боря - на

троллейбусе, Витя на трамвае;

г) Алёша - на трамвае, Боря - на автобусе,

Витя на троллейбусе;

д) Алёша - на автобусе, Боря - на трамвае,

Витя на троллейбусе.

Открытие новых знаний.

Помощь учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы развития произвольного внимания младших школьников

Игровые приёмы развития основного компонента успешной учебной деятельности младших школьников -произвольного внимания-  для учителей и родителей....

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения и воспитания

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, тв...

Проявление индивидуальных особенностей внимания младших школьников в процессе обучения

Данный материал будет интересен учителям, работающим с детьми младшего школьного возраста....

Обобщение опыта по теме: «Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и в неурочной деятельности».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №12»      Обобщение опытапо теме:«Развитие произвольного внимания младших школьни...

Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации

Статья о том, как развивать познавательный интерес у учащихся начальной школы к слову через различные источники информации....