Сценарий родительского собрания «Родительский университет». Тема: «Ребёнок-взрослый. Проблемы взаимопонимания».
методическая разработка (3 класс) по теме
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Сценарий родительского собрания «Родительский университет»
Тема: «Ребёнок-взрослый. Проблемы взаимопонимания»
Выполнил: Воронина К. студентка 41 гр.
Проверил: Рахимова М.Г.
Челябинск, 2018
Дата проведения мероприятия: -
ФИО учителя: -
Класс: 3
Тема: «Ребёнок-взрослый. Проблемы взаимопонимания»
Цель: способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми.
Задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Освоение конкретных приемов и методов семейного воспитания.
- Выработка коллективных решений и требований к воспитанию детей.
- Содействие сплочению родительского коллектива.
1. Материально-техническое обеспечение.
Компьютер, презентация, карточки с заданиями для групп, воздушные шарики, буклеты по теме собрания, приглашения.
2. Подготовка.
- Способ 1. На уроке технологии дети изготавливают изделие «Приглашение для родителей» в котором обозначена дата, место, время и тема родительского собрания.
Способ 2. За неделю до обозначенной даты родительского собрания учитель рассылает на почту родителям или в беседу родителей в социальных сетях уведомление о собрании. Также можно вклеить в дневник учащихся памятки о проведении родительского собрания с указанием даты, места, времени и темы.
- Учитель заранее проводит анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний родителей по вопросам воспитания.
- Учитель просит двух членов родительского комитета выучить и разыграть сценку «Ну и день!»
- Учащиеся пишут сочинение на тему «Моя семья».
- Учитель подготавливает слайды презентации, раздатки, осуществляет закупку 3-х гелиевых шаров.
3.План проведения собрания.
№ | Этап | Время |
1. | Организационный момент. | 5 мин. |
2. | Вступительная беседа учителя. | 10 мин. |
3. | Практикум. | 20 мин. |
4. | Работа в группах. | 10 мин. |
5. | Творческие задания. | 10 мин. |
6. | «Острые вопросы» | 15 мин. |
7. | Заключение. | 10 мин. |
4. Сценарий собрания
Собрание проводится в классной кабинете, стулья расставлены полукругом. С начала собрания на интерактивной доске в слайде презентации приведены цитаты: «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь» (Крупская Н.К), «В воспитательной работе нет пустяков….Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно»( Макаренко А.С), «Ребенок должен быть уверен ,что его кто-то очень, очень, любит и он тоже кого-то любит безгранично»( Сухомлинский В.А.), на фоне приглушенно воспроизводятся классические композиции.
На меловой доске прикреплены сочинения учащихся, оформленные в виде плаката-газеты. Родители знакомятся с работами детей, а к моменту начала собрания удобно располагаются на стульях.
Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на сегодняшнем родительском собрании. О чем мечтает каждый родитель? О счастье своих детей. В стремлениях каждого родителя на первое место выступает цель обеспечения благосостояния своего ребёнка. Как физического, так и психического. Наше собрание посвящено следующему вопросу: «Ребёнок-взрослый. Проблемы взаимопонимания». Давайте вместе обсудим проблемы, которые касаются не только взрослых, но и детей. Ваши анкеты показывают, что у каждого из вас свои трудности, тревоги и проблемы. (Учитель зачитывает типовые ответы родителей, которые являются наиболее проблемными. Анонимно).
Каким должен быть идеальный ребенок? Каким должен быть идеальный родитель? Обратите внимание на слайд. Необходимо заполнить пропуски в соответствующих графах.
Слайд 1. «Идеальный ребёнок». Слайд 2. «Идеальный родитель».
К какому выводу можно прийти? Действительно, воспитание ребенка необходимо начинать с себя. Всегда ли нам удаётся найти общий язык с детьми? Что делать, если часто бывает сложно выстроить грамотное общение со своим ребёнком?
Сегодня мы вместе проанализируем причины возникновения барьеров в общении детей и родителей.
Итак, что же такое общение? Как вы думаете?
Общение — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.
Сейчас я попрошу вас открыть свои блокноты и тезисно записать информацию, которую буду приводить ниже. Психологи выделяют несколько различных стилей общения.
Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях родители очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их такие дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный стиль общения
Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому такие дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.
Индифферентный стиль общения
Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее — участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.
Авторитетный стиль общения
Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Такие дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми в семье, какие чаще всего используются вами фразы, попробуем определить стиль общения.
Фразы родителей:
1. Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин. (Авторитарный)
2. Если не захочешь убраться в комнате, то завтра это придется сделать мне. (Либеральный)
3. Хочешь есть? Найди себе что-нибудь в холодильнике или купи. Деньги спроси у бабушки. (Индифферентный)
4. Я бы посоветовал тебе сегодня заниматься проектом, а завтра, когда у тебя будет свободное время – встретиться с друзьями. Так ты успеешь сделать оба дела и сделать их качественно. (Авторитетный)
Выводы: для воспитания ребёнка нужно подбирать индивидуальные средства и приёмы в решении проблемных ситуаций. Взаимопонимание – ключ к здоровым отношениям в семье.
1. Сейчас я попрошу выйти из кабинета 2-х человек. Один-родитель, другой - ребенок. «Родитель» встает на стул, а «ребенок» сидя на стуле и подняв лицо, вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.
Первая причина, мешающая общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает. Исправьте эту ситуацию путём перемещения в пространстве. Этот простой способ поможет вам и вашему ребёнку сохранить уравновешенное психическое состояние и увеличит уровень взаимопонимания между вами.
2. Заранее подготовленные родители показывают сценку «Ну и день!» (у женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой)
Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)
Итак, вторая причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше различное эмоциональное состояние и влияние внешних факторов, которые могут повлиять на итуацию как отрицательно, так и положительно.
3. Представьте, что ваш ребенок, придя из школы, заявляет: «Не хочу учиться, лучше буду работать» Как вы поступите? (родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения)
Третья причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид, которым будете выступать вы, уважаемые родители. Указать путь, убедить в правильности или неправильности решений – всё это под силу лишь вам.
4. Сейчас я предлагаю вам разделиться на три равные группы. Вам будут предоставлены ситуации, которые вы, посовещавшись друг с другом, выведите на дальнейшее обсуждение со всем родительским составом.
Ситуация № 1
В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я?»
Ситуация №2
Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»
Ситуация № 3.
В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт, Папа – футбол по другой программе, сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?
Уважаемые родители, расскажите о своей первой реакции на ситуацию. Какие вы подберете слова? Постарайтесь найти такие слова, которые помогут ребенку увидеть себя со стороны. Далее каждая группа обсуждает и затем говорит о своих решениях. При обобщении всех ответов учитель делает Вывод: «Слово не воробей, вылетит- не поймаешь», «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» - в этих строчках народная мудрость. Нужно бережно относиться к тем словам, которые мы говорим нашим детям.
5. После таких нестандартных заданий нужна минутка отдыха. Разделитесь на 2 команды. Каждая команда на ватмане рисует собирательный образ ребенка и затем комментирует свой рисунок.
6. А сейчас вам предстоит ещё одно задание. Посмотрите на красивые воздушные шары в задней части класса, на которые прикреплена записка с вопросом. Вопросы «острые», если вам не понравился какой-то вопрос, то можно не отвечать.
Вопросы:
- Какие совместные занятия с ребенком вы проводите вечером? (Чтение книг, совместная работа по дому, посещение кинотеатров и т.д.)
- Следует ли просить прощения у ребенка, если вы виноваты? (Да, потому что.., Нет, потому что … или «в том случае, когда…»)
- Можно ли упоминать о проступке ребенка несколько раз или делать это в присутствии родственников или посторонних? (Не следует этого делать, так как это может усугубить ситуацию и настроить ребёнка против вас же самих)
- Как бы вы закончили фразу: мой ребенок успешно учиться, если я…(Буду уважать его желания, способствовать реализации его стремлений и т.д.)
(Комментирование и аргументация мнений)
Увы, мы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Ребёнок-взрослый. Проблемы взаимопонимания», ведь именно непонимание приводит нас к конфликтам. В каждой семье бывают такие мгновения, когда вы разговариваете с детьми и чувствуете удивительное родство, близость с ребенком, взаимопонимание и доверие. Такие разговоры неожиданно начинаются и подчас неожиданно заканчиваются. Но эти прекрасные мгновения остаются в памяти навсегда. Я надеюсь, что наша встреча была для вас полезной. Раздаю вам рекомендации, которые, я надеюсь, также окажут положительное влияние нам продуктивность вашего общения с собственным ребёнком.
Приложения
Анкета для родителей.
1.Считете ли Вы, что у вас есть взаимопонимание с ребенком?
2.Какие чувства Вы вызываете у ребенка: любовь, тревогу, страх, жалость и т. д?
3.Слушается ли Вас ребенок? Почему?
4. Какова основная роль родителей в воспитании?
5. Есть ли у Вас общие занятия и увлечения? Какие?
6. Каким Вы хотите видеть своего ребенка?
7. Каким должен быть родитель, воспитывающий идеального ребенка?
8. Какими средствами можно достигнуть взаимопонимания с ребёнком?
Текст с ситуацией сценки для родителей «Ну и день!».
У женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой
Рекомендации для родителей.
1. Присмотритесь к детям, прислушайтесь, и вы поймете, что ребенок- это личность, которая требует уважения, любви, принятия.
2. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь - во власти языка»
3. Вместе проводить время- это значит отдавать кому-то свое внимание.
4. Следуя древней притче, чтобы помочь голодному, мало накормить его, надо научить его самому добывать пищу. В общении с ребенком не решайте его проблемы, учите его, как самому решить их.
5. Мудрые родители знают, как нужна детям ласка. Прикоснуться к ребенку- это значит прикоснуться к его душе.
6. Нет награды более отрадной, чем знать, что вам удалось добиться стойких изменений к лучшему в жизни ребенка.
Карточки с ситуациями.
Ситуация № 1
В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я?»
Ситуация №2
Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»
Ситуация № 3.
В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт, Папа – футбол по другой программе, сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?
Вопросы на воздушных шарах с карточками.
1) Какие совместные занятия с ребенком вы проводите вечером?
2) Следует ли просить прощения у ребенка, если вы виноваты?
3) Можно ли упоминать о проступке ребенка несколько раз или делать это в присутствии родственников или посторонних?
4) Как бы вы закончили фразу: мой ребенок успешно учиться, если я…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Сценарий родительского собрания (родительский ринг). Тема: «Семейные проблемы. Как их решать»
Предоставляю вашему вниманию сценирий родительского осбрания в формате ринга....
Сценарий родительского собрания «Мальчик и девочка в семье. Проблемы и подходы в воспитании»
Тема родительского собрания: «Мальчик и девочка в семье. Проблемы и подходы в воспитании» (круглый стол).Цели: выявить специфику воспитания мальчика и девочки в семье и определить содержан...