Материал (4 класс) по теме: Памятка
методическая разработка на тему

Кандан Алекмаа Николаевна

в помощь родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_rod.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

j0089036

РАЗВИВАЕМ

МЫШЛЕНИЕ

РЕБЁНКА

ШАГОНАР – 2011

Во многих сказках главному герою приходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок считается такая: «Что на свете всего быстрее?» И умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать?

Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями. (Поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, то есть развит общий кругозор). Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специально направлено на вооружение учащихся многообразными знаниями и умение их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психическую функцию так не влияет обучение, как на мышление.

И все же знания сами по себе малоценны, если человек не умеет ими оперировать, применять в нужной ситуации для решения той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для развития мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.

ИЗ СКАЗАННОГО ВЫШЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО КОМПОНЕНТАМИ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:


1.
  Содержательный компонент, то есть знания, полученные в результате чувственного познания, и сохраненные в виде образов. Знания же, полученные в результате логического познания, сохраняются в виде понятий. Понятие – это мысль, выраженная в слове; это обобщенное, опосредованное, общее (существенное) знание.
2.  
Операционный компонент – это система мыслительных операций.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:

  • Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.
  • Синтез — мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мысленного процесса на первый план выступает или анализ, или синтез.

Пример: Процесс понимания предложения на иностранном языке протекает следующим образом. При первом чтении смысл предложения остается непонятным. Тогда на первый план выступает процесс анализа: человек выделяет отдельные слова и устанавливает их значение (припоминает, смотрит в словарь). Однако можно знать значения всех слов в отдельности и все-таки не понимать смысла предложения в целом. Необходима еще синтетическая работа мысли — объединение в одно осмысленное целое всех значений отдельных слов. И только тогда, когда это объединение произошло, человек начинает понимать смысл предложения. Существенными составляющими логического мышления являются обобщение и абстрагирование.

  • Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства. Обобщение выражается в том, что среди конкретных, единичных, индивидуальных особенностей предмета и явления па первый план выдвигаются те, которые являются общими для целой группы объектов и характеризуют эту группу.
  • Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстрагированием.

Существует еще ряд мыслительных операций, овладение которыми необходимо для развития мышления. Это, например:

  • сравнение – оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей/ явлений;
  • классификация –  объединение предметов и явлений в классы по сходству;
  • аналогия – установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями.

ПУТИ РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ

МЫШЛЕНИЯ.

С помощью специальных упражнений и тренировок можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями.

Активизирует мышление способность самостоятельно ставить задачу и стремление найти решение (т. е. мотивация). Особенно ценна для развития мышления детей привычка совместно с родителями (а в последующем – самостоятельно) анализировать информацию, выделять противоречия, подмечать сходство, видеть необычное в обычном, отходить от привычных штампов, искать нестандартные, самостоятельные решения.

  • Умение сформулировать вопрос — первый шаг к активной творческой мыслительной деятельности. Родители могут помочь детям научиться ставить и формулировать вопросы, в том числе и к учебному материалу.
  • Второй шаг — анализ возможных ответов на этот вопрос и выбор из них верного.
  • Третий шаг — проверка правильности решения.

На продуктивность мышления большое влияние оказывает эмоциональное состояние. Известно, что высокий уровень волнения приводит к ухудшению работы мысли. Самые распространенные барьеры в развитии мышления — это отсутствие мотивации («Мне это не надо»); отказ от активной мыслительной работы в связи с неуверенностью («У меня это все равно не получится») и склонностью некритично относиться к авторитетам («Маша отличница, поэтому ее решение задачи правильнее моего»).

Для того чтобы научиться самостоятельно продуктивно мыслить, следует воспринимать свои ошибки как ценную возможность самосовершенствования. А для этого родителям следует внушать детям веру в себя  и свои умственные способности, учить не бояться ошибок.

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ:

1. Упражнения, направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать. Примеры слов: туфли, ель, трамвай, суп, ночь, снег, сапоги, радость, земляника, салат, дождь, гнев, утро, самолет и т.д. (как видим, данные слова можно объединить по группам, которые обобщенно называют: обувь, пища, явления природы, части суток, эмоции, транспорт, растения). Для данного упражнения можно использовать любые существительные, используя инструкцию: «разбей слова на группы», или  «Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты, символы, государственные деятели, морфемы  и т.д.)".

2. Для развития операций анализа и синтеза можно использовать упражнения «Найди как можно общего и различного в понятиях». Например: хлеб и масло; нос и глаза; яблоко и земляника; часы и градусник; кит и лев; эхо и зеркало; флаг и гимн, корова и заяц и т.д.

3. Упражнения, для формирования умения устанавливать связи между понятиями, проводить аналогии.

Данное упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов служит как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно взрослым и ребенком. Задача взрослого - подвести ребенка к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Примерные виды заданий:

1) лошадь       –    корова

жеребенок         (подбери нужное слово)

2) собака        –        щука

шерсть              (подбери нужное слово)

3) учитель      –        врач

ученик                 (подбери нужное слово)

4. Упражнение "Анаграмма". В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова. Например:

а) к, о, с                в) е, р, о, м           д) л, а, н, е, п
б) у, д, б                   г) ш, а, к, а              е) к, ч, а, р, у

5. Использование самых различных логических задач. Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. Например: а) Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале? б) Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех? в) Два мальчика сажали морковь и два - картошку. Что сажал Сережа, если Володя сажал картофель, Валера с Сашей и Саша с Володей сажали разные овощи, а Валера с Сережей тоже сажали разные овощи?

Подобные и другие упражнения широко представлены в научно-популярной литературе для учителей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс

Материал предназначне для учеников 2 класса. Подходит к любому УМК....

Материал (1 класс) по теме: Прощай, 1 класс!

Сценарий праздника " Прощай, 1 класс!"...

Материал по русскому языку по теме: Памятка для учащихся. Как готовить домашнее задание по русскому языку

Выдаётся детям для помощи в приготовлении домашних заданий по русскому языку в 3-4 классах...

Презентация на тему: "Памятка по решению задач"

Материал для урока математики в 1 классе...

Методические рекомендации на тему "Памятки по охране детских певческих голосов в периоды их развития"

Методические рекомендации на тему "Памятки по охране детских певческих голосов в периоды их развития"...