Первые дни ребёнка в школе
методическая разработка (1 класс) по теме

Шульгина Надежда Владимировна

Начался учебный год. Ваш ребенок пошел в школу. Для него начался новый этап в жизни – сложный и принципиально отличающийся от предыдущего – теперь он ученик. Да и для вас – это нелегкое испытание. Ведь следующий год потребует не только максимального участия в жизни ребенка, но и специальной психологической подготовки, без которой Вы рискуете стать виновниками школьных стрессов своего чада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Первые дни ребёнка в школе18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Первые дни ребёнка в школе

1.Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один момент. Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником.

2. Адаптация (привыкание к новым условиям) ребёнка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный, в котором принимают участие все - учителя, родители, ребёнок.

3. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Начинайте будить ребёнка немного раньше, чем необходимо, чтобы у него было время "раскачаться". Можно попробовать включать весёлую музыку или мультик.

4. Не торопите, не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали". Умение рассчитать время - Ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

5. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. Но многие дети спросонья не могут проглотить ни куска. Не настаивайте, лучше положите в портфель стаканчик йогурта или бутерброд, чтобы малыш мог перекусить на первой перемене.

6. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!". Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

7. Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?".  Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться с Вами информацией, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.  

8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку ребёнку, постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нужно выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха для восстановления сил. Удобное время для занятий лучше выбрать вместе с ребёнком. Пусть он активно и сознательно поучаствует в этом процессе на равных с Вами. Ничто так не дисциплинирует, как равноправное участие в установлении правил.          

10. Низкая работоспособность: 14-15 часов и после 18 часов.

11. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.            

12. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку работать самому, но уж если нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон и поддержка необходимы: "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!".

13. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"

14. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.

15.  Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

16.  Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

17. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

18. Если ребёнок привык спать днём, постарайтесь, чтобы он сохранил эту привычку хотя бы до конца первого класса. Скандалисту, кричащему, что он уже не маленький, объясните, что даже взрослые ложатся вздремнуть после работы.

19. Чтобы избежать переутомления, постарайтесь, чтобы в первый школьный год в жизни ребёнка не происходило кардинальных перемен: если есть возможность, не планируйте на это время рождение младенца, не меняйте места жительства, не проводите эксперименты с нетрадиционными методами питания и оздоровления, не начинайте водить малыша в кружки и секции, если Вы не делали этого раньше, лучше даже не торопиться с покупкой домашнего животного.

20. Сотрудничайте с учителями Вашего ребёнка, предлагайте помощь, проявляйте активность. Ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребёнку период адаптации.

В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.

Практические советы мамам и папам:

  1. Покой и сон. Крайне важно поддерживать хрупкую нервную систему малыша стабильной. Поэтому Вам надо следить за его сном. Ребенку нужно спать как минимум 9 часов в день. Перед сном (примерно за 20 минут) сажайте его в теплую ванну, предварительно добавив в воду настой смеси мяты, валерианы, липы (4 столовые ложки травы на 1 литр кипятка, настаивать 30 минут, процедить). Готовьте и поите своего малыша (3 раза в день) специальным укрепляющим чаем: плоды шиповника (4-5 штук) и 1 чайную ложку красной рябины залить стаканом кипятка, настаивать 20 минут. 
  2. Чувство защищенности. Многие дети берут с собой в школу любимую игрушку. Вам не стоит запрещать этого своему малышу, ведь так ребенок будет чувствовать себя защищенным, взяв частичку дома с собой в новое незнакомое место. Важно объяснить, что играть с ней можно лишь на переменах.
  3. Домашние задания – вместе. Ошибка многих родителей заключается в том, что они сразу же пытаются приучить ребенка к самостоятельности. Они лишь проверяют выполненные задания, не помогая ему их делать. Однако для того, чтобы ребенок понял, что домашние задания – это его и только его обязанность, потребуется несколько месяцев. Поэтому первое время Вам нужно ненавязчиво отвлекать его от игрушек и напоминать, что пришло время садиться за учебники.
  4. Твердый распорядок дня. После обеда дайте своему чаду час-два свободного времени, а только затем приступайте к урокам.
  5. Всему свое время. Не стоит откладывать домашнее задание на вечер: после 6 способность воспринимать и усваивать новую информацию значительно снижается. Оптимальное время – 16-17 часов.
  6. Специальная гимнастика. Чтобы сформировать у ребенка хорошую осанку, после школы обязательно делайте вместе с ним гимнастику.

Общие советы мамам и папам:

  • Важно понимать и подмечать любые изменения в поведении малыша, определять, какие именно действия предпринимать, дабы избежать конфликтов с ним.
  • Следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций Вы будете проявлять, реагируя на кризисные проявления своего ребенка, тем большая вероятность того, что все эти проблемы останутся в прошлом.
  • Нужно помочь ребенку в принятии «позицию школьника». Тут помогут ненавязчивые беседы о нужности школы, о важности подчинения правилам. Можно поиграть с ним в школу по его правилам.
  • Никогда и ни при каких обстоятельства не сравнивайте результаты своего ребенка с эталоном или достижениями других учеников. Сравнивать ребенка можно лишь с ним самим и хвалить лишь за улучшение его собственных результатов. Например, если вчера он сделал 3 ошибки, а сегодня — 2, отметьте это как реальный успех. Оцените это искренне и без иронии.
  • Замечайте все достижения ребенка, даже самые незначительные, оценивайте не его, а совершенные ним поступки. Разговаривая о неудачах, отмечайте, что все это временно, поддерживайте желание ребенка в преодолении ним различных трудностей.
  • Необходимость психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен на все 100 процентов в том, что дома его уважают и любят, несмотря на все школьные неприятности и трудности.

Справиться с проблемами первых школьных дней довольно легко. Главное тут, не отмахиваться от них и не считать, что все пройдет само. Поддерживайте своего ребенка – особенно на старте. Создайте для него ситуацию УСПЕХА, помогите преодолеть первые страхи и неудачи в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые дни ребёнка в школе

Первое сентября! С этим днём у каждого из нас связано самое светлое...

Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край

Условия успешной адаптации  первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей-  со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....

Цикл адаптационных занятий с первоклассниками "Первые дни ребёнка в школе"

Матери ал разработан для учителей, которые проводят в первую неделю сентября цикл адаптационных занятий...

Первые дни ребёнка в школе

Планы-конспекты уроков в первом классе на начальнолм этапе обучения...

Родительское собрание первые дни ребёнка в школе

Презентация помогает педагогам в проведении первого родительского собрания. Добавив несколько слайдов по своему усмотрению, можно познакомить родителей с проблемами  обучения сына или дочери в шк...

ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ Тема: «Первые дни ребёнка в школе»

Задачи:     1.  познакомить родителей  с учителем и друг с другом;2. познакомить родителей с основными психологическими проблемами, возникающими у детей при вступлен...