ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
план-конспект на тему

Зильберс Марина Майгоновна

Высупление на родительском собрании в детском саду  "ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании  детский сад №….

 ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)

Безусловно, все родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно заниматься с ребенком не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности - в играх, в труде в общении с взрослыми и сверстниками.

- Как вы думаете, что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс.

Психолог обобщает ответы родителей, составляет “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”

Затем предлагает познакомиться с “портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника”

Что же должно насторожить родителей  будущего первоклассника?

-  незрелость эмоционально-волевой сферы. Это проявляется в

-непонимании  ребенком, почему он идет в школу, важности обучения;

- отсутствии или нестойком проявлении интереса к учению и получению новых знаний;

- неспособности  ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

- неусидчивости – неспособности в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Для ребенка характерна  эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, преобладание игровой мотивации.

- низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы; в частности ребенок с трудом обобщает и абстрагирует признаки предметов); Например, ребенок не может назвать одним словом автобус, троллейбус, автомобиль. Не может сравнить девочку и куклу. Закончить  предложения, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п. Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.. Определять последовательность событий, что сначала, а что – потом. Затрудняется ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

- недостаточна общая осведомленность. Ребенок не знает основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Не называет времена года или путает их,  не знает перелетных и зимующих птиц, месяца, дни недели. Не может назвать свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес. Не знает,  какие бывают профессии.

- речевая активность очень низкая. Ребенку трудно составить предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. Затрудняется составить связный рассказ по картинке или серии картин.  Не различает в словах буквы и звуки. Дошкольник не может объяснить смысл метафор: «Золотая голова», «Золотые руки», «Каменное сердце».

-нарушение моторики и внимания. Ребенок  не умеет правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. Раскрашивая предметы или штрихуя их, выходит за контур. Не умеет выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее. Не играет в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

Насторожить родителей должно и ослабленное общее физическое состояние и функциональное  состояние их нервной системы, обусловливающие  низкую работоспособность, быструю утомляемость и отвлекаемость. Перечисленные выше особенности дошкольников  приводят к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе.

Есть еще одна сторона, на которую надо обратить внимание - коммуникативные навыки ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья тянется и устанавливает контакты с детьми, более младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его. В результате неблагополучия межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.

ИТАК,  Ребенка считают неготовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

К счастью ребенку отпущен природой определенный потенциал развития. Использовать его необходимо полностью и своевременно, иначе будет пропущен сенситивный период развития той или иной психической функции. Кроме того, при отсутствии постоянной востребовательности  недостаточно сформированные психические функции начинают регрессировать. Помочь ребенку  могут специалисты: психолог, невролог, психиатр, логопед, дефектолог.  

Особо хочется сказать еще  об одной проблеме:  многие родители плохо представляют себе, какие же физиологические особенности ребенка позволяют говорить о степени (показателях) его готовности к школе.

В большинстве случаев подготовка к школе подменяется  вредным натаскиванием, как дома, так и в подготовительных учреждениях. Детей очень часто в силу разных причин родители заставляют осваивать большую часть программы первого класса, и тем становится в школе просто неинтересно и скучно. Ребенок хочет и готов двигаться вперед, узнавать новое, а обстоятельства и школьная программа не позволяют.

Воспитание в ребенке желания и умения учиться должно, заключаться в выработке и поддержании интереса к познанию, в развитии способностей: познавательных (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи), рефлексивных, творческих и др. Многие родители не понимают, что именно от них, а не от воспитательницы, учительницы, зависит школьное благополучие ребенка. Если в семье малыша не ругают, когда у него что-то не получается, а всегда пытаются понять причину неуспеха, неудачи, обсудить ее с ребенком и помочь ему; если всячески показывают доверие к ребенку, программируют его на успех, если эмоционально благоприятная обстановка считается в семье нормой, то вероятность школьной дезадаптации очень мала. Только позитив, любовь, понимание, доверие и родительский пример   воспитывают доброту, внимательность как качество личности, целеустремленность, самостоятельность и ответственность.

В  нежелании детей учиться в большинстве случаев виноваты сами родители! Именно они, действуя из самых лучших побуждений, но неграмотно, отбивают у ребенка тягу к знаниям, желание учиться и трудиться.
Пример. Многие родители перестают читать ребенку в тот самый момент, когда он сам научился складывать буквы. По мнению ученых, это большая ошибка. Когда второклассник, к примеру, просит почитать перед сном, нельзя отказывать ему и говорить: «Ты сам умеешь!». Лучше прочитать пять-шесть страниц и остановиться на самом интересном месте сказки, истории, чтобы он сам ее закончил. Вот тогда ненавязчиво можно посеять интерес к книге. В противном же случае этот интерес можно отбить навсегда. Ребенок не любит делать то, что ему пока трудно. Его можно понять: взрослым тоже это свойственно.

Что касается определения степени готовности ребенка к школьному обучению:

 «Самый главный показатель готовности к школе — умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция — это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию. Маленький ребенок исходно чрезвычайно любознателен, он хочет все знать. А если он делает что-то не так, как мы хотим, значит, мы, взрослые, не сумели организовать его работу. Это очень важно. Не ребенок не хочет, а мы не смогли его заинтересовать.
   
Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно.
    Третий показатель — умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.
   Еще один, не менее важный,
показатель — умеет ли ребенок принимать помощь? Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться. Но это не значит, что ребенок должен научиться этому сам. Его надо учить. С ребенком нужно работать. Работа ребенка 5-6 лет — это три минуты активного внимания. Но если ребенок не может сосредоточиться даже  три минуты, и ему еще нет шести лет, стоит годик с ним поработать — в игре, в спонтанной деятельности. Все можно организовать так, чтобы ребенок не испытывал насилия, а получал от обучения удовольствие...». Работая с ребенком, ни в коем случае нельзя спешить, т.к. «форсированное обучение не столько увеличивает темп деятельности, сколько замедляет его и нарушает механизмы формирования навыка».

Опасно в очень раннем возрасте учить ребенка читать. Очень велика вероятность того, что у него сформируется неправильный механизм чтения. Впоследствии такие дети с трудом воспринимают содержание текста, не понимают смысл прочитанного.
Если малыш выполняет какое-либо задание без удовольствия и без понимания – речь идет о натаскивании. Если форсируют обучение без учета желания и физиологических особенностей ребенка – речь идет о натаскивании. Если родители в экстремально короткий срок хотят выработать у маленького человека какие-то навыки – речь идет о натаскивании. Например, при форсированном обучении чтению малыш выхватывает первые буквы, а дальше угадывает слово. Причем не всегда правильно.  Он не ухватывает смысла. Одно из последствий такого обучения — «механическое чтение». Малыш очень бойко произносит все слова, а пересказать текст не в состоянии. В то время как при правильном подходе ребенок, начиная читать, отслеживает каждую буковку, анализирует ее. Это делается, конечно, очень медленно. Но постепенно процесс убыстряется. Здесь необходимо терпение и еще раз терпение.
При натаскивании можно резко повысить осведомленность, но научить понимать закономерности, думать, сопоставлять, сравнивать и т.п. очень трудно.
    Для успешного обучения в школе необходимы хорошее развитие речи, внимания, памяти, хорошая координация движений. При натаскивании эти главные функции сформировать очень трудно.

    Подведем небольшой итог, ответив на вопрос, от чего же зависят успехи в школьном обучении? Школьные успехи больше всего зависят от желания и умения учиться, от умения слушать, вникать в суть вещей, понимать происходящее, видеть и устанавливать закономерности, делать выводы, анализировать, следовать намеченному плану и т.д.
   Ребенок станет успешным тогда, когда научится понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя, принимать в качестве обучающей деятельности не игру, а учебу.
Необходимо помнить, что основными критериями психического развития дошкольников являются познавательная активность, мышление, коммуникативные способности, уровень развития игровой деятельности, а также эмоциональное благополучие ребенка.
Вся подготовительная работа должна проводиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, с учетом его сильных и слабых сторон.
Подготовка к школьному обучению не должна заменять собой программу первого класса.

Тест для родителей: «Готов ли Ваш  ребенок к школе?»

(Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл)

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать пазлы)?
4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли ваш ребенок читать (по слогам или, что еще лучше, целыми словами)?
9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно (знает ли цыфры)?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? (рисует, не заходя за пределы, чертит по линиям, пишет или рисует в клеточках
по заданию не выходя за пределы и т.д.)
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать группу предметов одним словом: яблоко, груша, слива – это фрукты)?
17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, лепить и т.д.?
18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов – Ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко им преодолимы.


10-14 баллов – Благодаря вам ваш ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам над, чем ещё надо поработать. При подборе заданий и упражнений обратите внимание на слабые места своего ребенка.


9 и меньше - Результаты могли вас разочаровать. Но ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению и тренировкам. Постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. Пройдите заранее тестирование у независимого психолога, которые помогут вам найти оптимальный путь развития вашего ребёнка и подготовки его к школе. Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» за один день не слишком эффективен. Полезно, чтобы ваш ребёнок все-таки умел считать, писать и рисовать и немного читать. И очень важно, чтобы он мог  точно выполнять словесные инструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность к школе будущих первоклассников

Как правило родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне поступления в школу. С помощью ...

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

Презентация "Психологическая готовность к школе будущих первоклассников"

Материал предназначен для учителей начальных классов. Презентация используется на первом родительском собрании для родителей будущих первоклассников. Данный материал поможет учителю донести до родител...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников (соавторство)...

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников

Адаптированная психолого-педагогическая методика обследования детей дошкольного возраста в рамках работы "Школы будущего первоклассника" написана в соавторстве с педагогом-психологом высшей ...

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....