Главные вкладки

    «Авторитет – как завоевать и не потерять». ( родительское собрание) 4класс
    план-конспект занятия (4 класс) на тему

    Есмагулова Татьяна Викторовна

     «Многие родители считают, что они являются авторитетом для своих детей только потому, что они родители. В младшем возрасте это может быть и так.  Но постепенно подрастающие дети становятся критичнее, особенно по отношению к родителям, которым они до сих пор полностью доверяли.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа№6

    г. Сергиев Посад»

    «Авторитет – как завоевать и не потерять».

    ( родительское собрание)

    4класс

    Провела: учитель

    первой квалификационной

    категории

    Есмагулова Т. В.

    Тема: «Авторитет – как завоевать и не потерять».

    Задачи: 1.Формировать у родителей  психолого–педагогические  знания о ложных и истинных типах родительского авторитета.

    2.Установить дружелюбные отношения между учителем и родителями , родителями и детьми.

    3Выявить положительный опыт семейного воспитания , оказать психологическую помощь родителям.

    Ход собрания:

    1.Вступительное слово.

     «Многие родители считают, что они являются авторитетом для своих детей только потому, что они родители. В младшем возрасте это может быть и так.  Но постепенно подрастающие дети становятся критичнее, особенно по отношению к родителям, которым они до сих пор полностью доверяли.

    В чем тут дело? Как поддерживать родительский авторитет на должном уровне? Предлагаю порассуждать об этом сегодня на нашей очередной встрече».

    II. Законы жизни и семьи.

    Слово – дело великое.

    Великое потому, что словом можно соединить  людей,

    словом можно и разъединить их,

    словом можно служить любви,

    словом можно служить вражде и ненависти.

    Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

                                                                                Л.Н. Толстой

    Семья – это:

    (ответы детей)

    На доске перед вами четыре фразы.

    Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей. Поставьте номер фразы на листке и сдайте.

    1  «Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!»

    2   «Можешь делать, что хочешь».

    3  «Мне все равно, что ты делаешь».

    4   «Я хочу понять, почему ты так делаешь».

    Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета.

    Прислушаемся, что говорил по этому поводу актер, режиссер Ролан Быков: «Нельзя сводить воспитание в семье к взаимоотношениям родителей с детьми. Это не второе, не третье, а может быть, четвертое дело. Основной закон, конституция семьи – это взаимоотношения отца и матери: органично ли сочетаются мужское и женское начала в семье по законам справедливости, укоренилось ли в семье уважение к физическому и духовному выражению понятий «женщина» и «мужчина». Этого заменить не может ни школа, ни милиция, ни искусство. Очень дорого стоит потом детям и всему обществу отсутствие подлинного уважения отца к матери и матери к отцу. Можно согласиться или не согласиться с теми, кто ратует за повышение внимания к детям, но в то же время нельзя не учитывать и фактора, кардинально необходимого для воспитания: мать и отец должны иметь время на личную жизнь. Ребенка нужно приучать к мысли, что эта жизнь важна, иначе он никогда не научится уважать других людей и привыкнет считаться лишь с собственными запросами. Во взаимоотношениях с детьми чрезвычайно важен закон уважения времени, интересов отца и матери. Счастливы только такие семьи.»

    А ведь во многих семьях это не так. Часто родители оказываются лишенными личной жизни, полностью подчинены заботам о детях, домашнему быту. Многие забрасывают былые увлечения, до предела сокращают чтение, занятия спортом. Вся жизнь как бы концентрируется в пространстве семейных отношений. Отчасти вынужденно – ребенок требует своего. Но порой на этом вполне естественном и законном основании вырастает ложная родительская идеология полного отказа от себя, от личной жизни, своих интересов «во имя ребенка». Думается, что детям такая позиция не несет никакого блага. Концентрируясь на ребенке, видя в нем основной смысл жизни, обихаживая и лелея любимое чадо, отказывая себе во многом и потакая всем детским капризам, мы встаем на путь новоявленного рабства – и тут уж не до авторитета. В иных семьях доходит до того, что дети рассматривают своих родителей как машину для удовлетворения своих потребностей – разумных и неразумных. Напрасно затем кричит отец, плачет мать – они уже приучили своего ребенка видеть в них нечто вспомогательное, подчиненное интересам детского Я. Как будто у родителей личная жизнь заканчивается в 20–30 лет, а дальше начинается лишь самоотверженное служение детям.

    Дети рождаются и развиваются в семье, но не для семьи, а для самостоятельной жизни в обществе, для труда, любви, творчества. А что им могут дать родители, исключившие себя из активной жизни, знающие лишь одну ценность – благо собственного ребенка?

    Обращали ли вы внимание на то, что дети в современных семьях, как правило, одеты лучше, чем родители, имеют сотовые телефоны самых последних марок и т. п.? Конечно, хорошо одетые дети радуют глаз, многие считают, что таким образом у детей формируется привычка хорошо одеваться. Но если вы посмотрите внимательно, то убедитесь, что последнее утверждение не совсем верно. Молодые люди подвержены стереотипам моды, но мало кто из них вырабатывает свой индивидуальный стиль. Когда тебя одевают, когда ты пассивный участник событий, то и с возрастом чаще всего не появляется ни вкуса, ни чувства меры.

    И еще: замечали ли вы, что у матерей, которые следят за собой, за своей внешностью, почти стопроцентно вырастают дочери и сыновья, наделенные вкусом и умением одеваться. Одежда, конечно, фактор частный.

    Мораль рассуждений ясна: кто безразличен к своему внешнему облику, тот не сможет воспитать соответствующего качества в детях. Кто безразличен к своей духовной жизни, тот плохой духовный наставник молодежи. Кто не ценит своего дела, своего времени, не оберегает суверенность своих личных прав, тот вряд ли станет хорошим воспитателем развивающейся личности.

    Конец у этой типичной, к сожалению, для нашего семейного воспитания ситуации один, и достаточно печальный. В один прекрасный момент родители замечают, что дети отдаляются от них, исчерпав запас своих чисто детских потребностей в опеке. Они выходят на путь широко социального взаимодействия, встречаются с другими людьми. Приходит тот момент, когда родительский авторитет, расшатанный позицией исполнителей капризов, подточенный отсутствием интересов и саморазвития, окончательно рушится, и под его обломками мы находим лишь цепь скандальных выяснений отношений. Тут борьба за авторитет бессмысленна: она уже давно проиграна!

    Но не менее опасна, по-моему, и другая крайность, когда родительский авторитет абсолютизируется, подается как непререкаемая догма. Тогда воспитание становится чисто авторитарным и вряд ли будет способствовать подлинному развитию формирующейся личности.

    III. Результаты анкетирования.

    Что значит «почитать своих родителей»:

    Я имею право:

    Я не имею права:

    IV. Авторитет пьющих родителей.  

         Как писал в свое время Гиппократ, «пьянство – причина слабости и болезненности детей».

        Алкоголизм, безусловно, тяжелое заболевание. Но от других болезней он отличается тем, что затрагивает не только пьющего человека, но и всю его семью. Особенно страдают дети, растущие в семьях алкоголиков.

    Мир в такой семье представляет собой замкнутое пространство, которое тщательно оберегается от посторонних взглядов. Близкие люди алкоголиков стыдятся своей беды и скрывают от окружающих болезнь родственника.

    Дочерям и сыновьям алкоголиков приходится привыкать жить в атмосфере лжи и постоянной недоговоренности, поэтому их психика становится неустойчивой. Пьющие мать или отец в трезвом состоянии используют детей в качестве якоря для удержания себя от окончательной деградации. А в пьяном виде о них просто забывают, или наоборот — докучают чрезмерной опекой.

    С раннего возраста таким детям приходится стыдиться своих родителей, многие даже поначалу не понимают, почему. На этих детях лежит роковая печать, отличающая их от сверстников из нормальных семей, и они с трудом строят свои отношения с окружающими.

    Но вред от пьянства родителей не ограничивается лишь стыдом и замкнутостью характера их детей. В семьях, где есть алкоголики, нередки драки и прямое насилие над детьми – психологические издевательства, унижения и побои.  Дети испытывают страх как перед родителями, так и за их здоровье и жизнь. Не удивительно, что такие дети неуверенны в своем будущем. От бессилия что-либо изменить в своей жизни они либо прячут свою проблему за агрессией, либо уходят в воображаемый мир.

    Дети в семье алкоголиков подобны щенку, которого то гладят, то пинают, то просто не замечают.  Они не могут понять, что должны делать, чтобы их любили родители. И самое страшное, что на этот вопрос нет ответа, потому что алкоголь делает родительское восприятие своих наследников непредсказуемым. Тем более что малолетним членам семьи приходится оберегать от посторонних постыдную семейную тайну, иначе они пострадают от презрения и жестокости сверстников.

    Какими бы ни были родители, их авторитет для ребенка имеет огромное значение, и маленький член семьи полностью копирует стереотип поведения взрослых. Только в подростковом возрасте у детей появляются другие кумиры и авторитеты, но и тогда юные потомки алкоголиков подсознательно подражают родительскому поведению. Такой стереотип в большинстве случаев остается на всю жизнь, поэтому дети из пьющих семей сами рано начинают выпивать.

    Типы поведения, свойственнее детям алкоголиков

    •  «Героическая натура». Родители и дети меняются местами. Ребенок становится хозяином дома и выполняет все обязанности. Он обустраивает быт и заботится о нерадивых родителях.
    • «Крайний». Ребенок становится в семье «козлом отпущения», на которого постоянно обрушивается беспочвенный гнев или раздражение нетрезвых родителей.
    • «Витающий в облаках».  Такой ребенок живет в мире фантазий, потому что ему неуютно в реальной жизни. Он затрудняется в определении своего места в семейной жизни и в мире вообще, и уже не стремится это делать.
    • «Мне можно все». Избалованный ребенок, которому родители, пытаясь загладить свою вину, ни в чем не отказывают. Таким детям неведомы правила межличностного этикета и поведения в обществе.

    Дети алкоголиков более склонны к наркомании и безбрачию. По данным опроса только 56% мальчиков и 60% девушек из семей алкоголиков воздерживались от употребления наркотиков.  Дети, воспитанные в семьях людей, злоупотребляющих спиртным, гораздо реже вступают в брак, чем их сверстники из непьющих семей, потому что они менее адаптированы к социальным отношениям и излишне романтизируют супружество.

    Взрослые дети алкоголиков выносят из неспокойного детства (если его можно таковым назвать) многочисленные комплексы, низкую самооценку и тревожность, что очень мешает им в жизни. Какую бы тактику поведения для себя ни выбрал ребенок, растущий среди пагубного пристрастия к алкоголю, попытка скрыть семейную трагедию от окружающих подобна замкнутому кругу. Выхода из него нет. Разорвать этот круг можно лишь, обратившись за помощью к психотерапевту или психологу. Грамотный специалист сможет оказать помощь и поддержку самому пьющему человеку, и его семье, а главное – детям. Если эта помощь будет оказана вовремя, дети из семей алкоголиков имеют шансы вырасти полноценными людьми, адекватными по отношению к себе и людям.

    V. Трудный ребёнок. Какой он?

       Наши дети взрослеют, становятся умнее, а взрослым хочется, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении учащихся. Как бы вы охарактеризовали трудного ребёнка?

    Что может стать причиной проблем в поведении ребёнка?

    Причина1: борьба за внимание. Непослушание – это возможность привлечь к себе внимание, необходимое для эмоционального благополучия ребёнка.

    Причина 2: борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт , пусть даже ошибочный.

    Причина 3: желание отомстить за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; унижение членами семьи; несправедливость и невыполнение обещания; чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

    Причина 4: неверие в собственный успех, обусловленные учебными неуспехами, взаимоотношения с одноклассниками и учителями, низкой самооценкой.

    VI. Завершение родительского собрания

    Я хотела бы познакомить вас с правилами преодоления трудностей в поведении детей (памятки для родителей).

    *Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

    * Учите детей брать ответственность за свои поступки на себя, не сваливать свою вину на других.

    * Развивайте у агрессивных детей чувство эмпатии (сочувствия к другим) к сверстникам, взрослым, к живому миру.

    * Учите детей различать свои чувства, понимать их и анализировать.

    * Не запрещайте детям проявлять отрицательные эмоции.

    * Помогайте адекватно оценивать как собственное эмоциональное состояние,  так и состояние «ребенка-жертвы».

    * Расширяйте его представления о том, какими еще способами он может самоутвердиться.

    * Учите ребенка выплескивать гнев приемлемыми способами (рвать бумажки, стучать надувными игрушками и т.д.) или другими способами (в спортивной секции).

    * Умейте принять и любить своего ребенка таким, какой он есть.

    * Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

    * К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

    «Любовь – это встреча навсегда.
    Мать – теплица любви.
    Отец – открыватель возможностей.
    Сердце матери – это бездна,
    в глубине которой всегда найдётся прощение.»                  

                                                                       О. Бальзак


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    родительское собрание 4класс по теме "О родных и близких с любовью"

    Родительское собрание в 4 классе тема "О родных и близких с любовью..." . Совместное собрание родителей и учеников.  Задачи собрания: 1) способствовать формированию уважительного отношения: а)д...

    "Первая школьная отметка. Как к ней относиться?" Родительское собрание. 2 класс.

    Материалы к родительскому собранию. Цель: помочь родителям сформировать конструктивное отношение к школьным оценкам. Как влияет  отношение родителей к школьной оценке на учебную мотивацию ребенка...

    Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

    Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

    "Дисграфия и как с ней бороться" родительское собрание во втором классе с применением интерактивных форм взаимодействия (мастер - класс)

    Родительское собраниево 2 классе МКОУ «СОШ № 1 г. Пудожа» РКна тему «Что такое дисграфия и как с ней бороться»с применением интерактивных форм взаимодействия (мастер-класс).Цель: познакомить родителей...

    «Авторитет – как завоевать и не потерять». ( родительское собрание) 4класс

    laquo;Авторитет – как завоевать и не потерять».( родительское собрание)4класс...