Поощрение и наказание ребенка в семье
методическая разработка на тему

Дзюбенко Анна Анатольевна

Конспект родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

                       

                        Родительское собрание

 На тему: «Поощрение и наказание ребенка в семье»

МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов»

Учитель начальных классов

Дзюбенко Анна Анатольевна

Задачи:

  1. Рассказать родителям о поощрении и наказании ребенка в семье.
  2. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
  3. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

                                Здравствуйте, уважаемые родители!

Слайд 1. Перед тем как начать обсуждение темы нашего родительского собрания, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, в котором рассказывается притча про ученика и его мастера.

( просмотр видеофрагмента «Все в твоих руках»)

Слайд 2. «Все в ваших руках»  - это именно те слова, которые мне хотелось бы донести до каждого из вас, до всех родителей на нашей планете. Каждый родитель несет огромную ответственность за воспитание своего чада. Как бабочка в руках ученика, так и ребенок зависит от своих родителей, в частности от того, как именно родители будут его воспитывать. Часто родители не задумываются над тем, правильно ли они воспитывают своего ребенка. Кто-то воспитывает как и его воспитывали его родители, кто-то же делает с точностью да наоборот, кто-то услышал чей-нибудь совет и слепо ему следует. Так как же нужно воспитывать ребенка, чтобы воспитать в нем личность, открытого, дружелюбного, трудолюбивого, а не зажатого и агрессивного человека? Чаще всего родители используют два метода воспитания: поощрение и наказание. Но как правильно поощрять и наказывать ребенка, многие родители просто не знают. А в этом я сейчас помогу вам разобраться.

Слайд 3. Итак, поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде. Если ребенок хорошо учится, добросовестно трудится, примерно ведет себя, его можно похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только конечные результаты, но и затраченные им усилия, усидчивость. По уровню своих способностей дети бывают разными. За одни только способности поощрять не стоит. Отмечать одобрением нужно старательность, усердие, прилежание. При этом родители должны быть особенно внимательны к детям, которым что-либо трудно дается. А ведь их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше всего нуждаются в поощрении, одобрением.

Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги.

Слайд 4. Сейчас мне хотелось бы представить вам требования к поощрению:

  • Ребенок заслуживает поощрения не только, когда он добился успеха, но и когда добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного отношения к делу. Надо поощрять, если сын или дочка проявили высокие нравственные качества: трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая  другим.
  • Поощрение должно соответствовать заслугам ребенка, его индивидуальным особенностям и не быть слишком частым.
  • Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную ребенка. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.
  • Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества ребенка, родитель вселяет в него уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Ребенок, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.

Слайд 5. За что не следует его хвалить:

  • за то, что получено от природы;
  • из жалости (дети это чувствуют);
  • второй раз за одно и то же достижение;
  • за то, что достигнуто не своим трудом;
  • из-за желания понравиться.

Слайд 6. Говоря о том, когда следует поощрять ребенка, невольно возникает вопрос, а как именно нужно поощрять? Существуют следующие формы поощрения:

  • Похвала
  • Ласка
  • Совместная деятельность
  • Разрешение активности с расширением прав ребенка
  • Материальное поощрение

Сейчас мы разберем каждый из них.

Слайд 7. Похвала – один из самых распространенных способов поощрения. Похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих. Ребенка можно поощрить приветливой улыбкой, одобрительным кивком головы. Также похвалить ребенка можно словом, например: «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!».

Слайд 8. Ласка – это тактильный контакт ребенка и родителя. Ласка является для ребенка убедительным свидетельством положительной оценки родителем его поступка, повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение. Необходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не были жестко привязаны к его успехам и достижениям. Вы можете обнять ребенка, погладить, поцеловать. Таким образом, он почувствует себя любимым родителями.

Слайд 9. Совместная деятельность - это совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Например, можно сказать: «Вот как ты хорошо сегодня сам убрал свои учебники, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (или показать кукольный театр, пойти зоопарк)». Но нужно помнить, что, если вы даете ребенку обещание, то его обязательно нужно выполнять. А так же, то что игра с ребенком, совместное времяпровождение не должны являться только формой поощрения, иначе ребенок будет стараться что-то сделать ( например, помыть посуду, получить «пятерку»), только чтобы привлечь ваше внимание и вы провели с ним время.

Слайд 10. Разрешение активности с расширением прав ребенка - должно выполняться не из-за воли родителя, и не в качестве награды, а как оценка взрослости и самостоятельности ребенка, доказанной его поступками и поведением.

Слайд 11. Материальное поощрение – к сожалению, в наше время одна из самых распространенных форм поощрения. Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований родителей. Обещание вознаграждения за хорошее поведение или за определенный результат может запросто привести к формированию прагматичности ребенка, к тому же ребенок начнет ставить условия. Например, ребенок предлагает родителям следующие условия: «Если я получаю 5, то вы будете давать мне за нее 5 рублей. И так за каждую «пятёрку», которую я получу», или, например: «Я буду мыть посуду каждый день, только если вы купите мне игрушку (мобильный телефон, планшет и т.д.). Родители могут заблуждаться, думая, что таким образом они смогут воспитать в ребенке трудолюбие, потому что ребенок будет что-то делать только для получения материального вознаграждения.

Конечно, дети должны чувствовать внимание к себе, заботу и любовь родителей. Но эти отношения не должны измеряться суммой, обозначенной в кассовом чеке, заплаченной за подарок, и тем более не числом подарков-подношений. Как показывает практика, дорогие вещи сначала радуют детей, но постепенно развивают у них зазнайство, отчужденность от сверстников и в конце концов приводят к формированию мещанских взглядов на жизнь.

Родители обязаны знать, что дарить вещи поощряя ребёнка следует с учетом их действительных потребностей и интересов: прежде всего это книги, разнообразные игры, коньки, лыжи, инструменты и другие предметы, способствующие умственному и физическому развитию. Они должны также помнить, что у абсолютного большинства детей (за исключением тех, кто уже испорчен родителями) свои критерии ценности подарка.

Очень хотелось бы исключить из семейного обихода самый распространенный метод поощрения - конфеткой, шоколадкой. Дети любят вкусно поесть, и надо стараться кормить их разнообразно, не отказывая и в лакомствах. Но создавать из еды культ, воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Да и слишком много сладкого в рационе ребенка вредно. Конечно, купить конфетку проще, чем заняться с ребенком. Проще, но далеко не лучше!

И еще одно - поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: "Сделай то-то, а за это получишь то-то". Ребенок должен учиться получать удовлетворение от самого труда, действия, достижения цели, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым делом следует награда, и не надо приучать ребенка всегда ожидать ее.

Но далеко не все дети заслуживают поощрения за что-либо. Иногда все бывает совсем наоборот – ребенок в чем-то провинился. Тогда родитель задается вопросом, как поступить, чтобы ребенок понял свою вину, не совершил такой поступок в будущем, но и не обидеть ребенка, не задеть его чувств. В данной ситуации стоит прибегнуть к наказанию.

Слайд 12.  Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности.

Противники наказаний утверждают: детей следует воспитывать так, чтобы потребность в наказаниях не возникала. Они считают, что наказывать детей несправедливо, т.к. в проступках ребенка в большинстве случаев виноваты его родители, имеющие свои недостатки, которые проявляются в поведении ребенка. Л. Н. Толстой писал: "Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен...". Нравственно ли наказывать ребенка за то, что он таков, каким его воспитали?

Однако, нет идеальных детей, как и нет идеальных родителей. А.С. Макаренко писал: "Наказание очень трудная вещь; она требует от воспитателя огромного такта и осторожности". Наказание оказывает воспитательное воздействие тогда, когда оно не повседневно, когда ребенок понимает его справедливость, когда оно соответствует степени вины совершенного проступка.

Слайд 13. Итак, в любом случае большинство родителей все же используют наказание в качестве метода воспитания. Для того, чтобы оно несло пользу для развития личности ребенка, а не унижало его, нужно следовать следующим правилам:.

  • Применять наказание можно лишь после того, когда другие методы и средства не дают никаких результатов.
  • Наказание должно быть строго индивидуализировано.
  • Не злоупотребляйте наказанием.
  • Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? Задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: нужно ли его за это наказывать?

Слайд 14.

  • Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать. Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай"
  • Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  • Наказывают за один поступок.
  • Запоздало не наказывать - за давностью все списывается.
  • Наказан, значит, прощен - никаких напоминаний.

Слайд 15.

  • Наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
  • Наказание должно соответствовать тяжести проступка;
  • В состоянии аффекта (сильного нервного волнения) нельзя наказывать;
  • Не надо делать проступок ребенка достоянием общественности (ни с кем не обсуждать);
  • Родителям не следует спорить в присутствии ребенка по поводу мер воздействия на него.

Существует множество форм наказания. Но не все можно использовать в процессе воспитания. Давайте разберемся в этом сложном вопросе.

Слайд 16. Итак, существуют следующие формы наказания:

  • физическая агрессия
  • вербальная агрессия
  • аффективное воздействие на ребенка
  • лишение родительской любви
  • ограничение активности ребенка
  • лишение благ и привилегий
  • инициирование чувства вины
  • принуждение к действию
  • наказание естественными последствиями
  • отложенный конфликт
  • блокирование нежелательного действия
  • логическое объяснение и обоснование

Слайд 17. Физические наказания - намеренное нанесение вреда как физического, так и психологического, связанного с переживанием боли, боязнью боли, низвержением и унижением личности ребенка.

Физические наказания приводят к морали власти и принуждения, малому усвоению социальных норм поведения, безынициативности, тревожности, изворотливости, лжи, покорности, зависимости, агрессивности, снижению чувства вины у ребенка, что препятствует формированию здорового самосознания; растет агрессивность, жестокость и склонность к насилию по отношению к другим.

Слайд 18. Вербальные (словесные) наказания такие как порицание, упреки, ворчливость, осуждение, негативная оценка личности ребенка. В связи с чем происходят отрицательные последствия, при этом нарушается личностное развитие, формируется низкая самооценка, зависимость, тревожность, неуверенность в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти. Следует иметь ввиду, что все высказывания родителя интерпретируются ребенком с точки зрения получения информации о себе (какой я есть); о родителе (какой человек отец, мать); об отношении родителя к ребенку («любит — не любит»).

Слайд 19. Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик) приводят к потере ребенком чувствительности, эмпатии (сочувствия к другим), к чувству страха. При этом авторитет родителя падает, включается бессознательная защита и ребенок становится не чувствительным к родительским призывам и окрикам. Такой вид наказания, крайняя эмоциональная форма воздействия на ребенка.

Слайд 20. Лишение родительской любви демонстрируется родителем в случае нарушения требований или запретов в виде очевидного отвержения ребенка (по типу: «Ты мне не нужен, раз ты так себя ведешь»). В поведении родителя этот вид наказания проявляется в избегании контактов с ребенком. По данным исследований, такой способ наказания (в большинстве случаев) является недопустимым, т.к. может вызвать у ребенка страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Хотя в ряде случаев такой вид наказания бывает весьма успешен только в том случае, когда ребенок реально видит, что это не постоянная мера, а ситуативная, и она относится не к личности ребенка, а к его поступку. В данном случае родителю необходимо использовать технику «Я» — сообщений, например: «Мне очень неприятен твой поступок, мне обидно», и т.п. Однако, ввиду воздействия на аффективное состояние ребенка, злоупотреблять этой формой наказания нельзя.

Слайд 21. Ограничение активности ребенка в виде постановки в «угол», запирания в комнате, лишения прогулки, игр и т.п., вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости о родителя; развивает пассивность или безынициативность, а также может вызвать у ребенка негативизм и различные виды протеста. Если такое наказание используется зачастую, то это может отразиться на личностном развитии в целом. А, что касается запирания, особенно в темных помещениях, то это вообще, чревато фобиями.

Слайд 22. Лишение благ и привилегий состоит из временного запрета на то, чем ребенок уже обладал. Такое наказание может быть действенным, если запрещенное благо является для ребенка действительно ценным. Например, можно лишить ребенка на время игры в компьютер, планшет; запретить смотреть какое-то время телевизор.

Слайд 23. Инициирование чувства вины включает в себя внушение ребенку представления о совершенном им моральном проступке, которое, в свою очередь, должно вызвать чувство вины и стыда у ребенка. Такой вид наказания может подойти только в том случае, если ребенком еще не приняты нормы морали, а когда они уже приняты и чувство вины за проступок у ребенка появляется само собой, то такое наказание может быть опасным, т.к. может сработать психологическая защита и проступок обесценится.

Также, такой вид наказания может формировать наказывающее самосознание, низкое и самоуважение, что в свою очередь сделает из ребенка неудачника, избегающего малейших трудностей и любых дел, в которых ему будет казаться, что он будет неуспешным.

Слайд 24. Принуждение к действию – это, когда родитель, не объясняя причин, заставляет ребенка что-либо делать, при этом и не объясняет причин, и не обосновывает нужность этого действия (умывание, уборка постели и т.п.). Такие действия со стороны родителя воспринимаются ребенком как насилие и произвол, что в свою очередь, может привести к негативизму по отношению к родителю, или к пассивной покорности и подчинению власти. Плюс ко всему, у ребенка не разовьется самостоятельность и саморегуляция.

Слайд 25. Наказание естественными последствиями происходит в том случае, когда ребенок сделал кокой-либо ущерб, и должен сам это исправить, например «Намусорил - убери», «получил двойку - исправь», и т.п. Этот способ наказания считается эффективным, потому что способствует конструктивному выходу из данной ситуации. Для родителя этот метод труден, потому что он (родитель) не может отказаться от немедленного реагирования на нарушение ребенка, а здесь необходимо проявить некоторую выдержку (потянуть время), дать ребенку возможность проявить инициативу, и не требовать от него немедленных действий (конечно же необходимо учитывать возраст и возможности ребенка). И, естественно не надо путать этот вид наказания от наказания трудом, в коем отражается принуждение к действию, со всеми вытекающими…

Слайд 26. Отложенный конфликт - это когда родитель вносит в общение паузу, в силу того, что в данный момент он не готов контролировать ситуацию из-за своего эмоционального возбуждения. Но не стоит откладывать конфликт на долгое время. Рекомендуется решить ситуацию и применить наказание непосредственно после совершения ребенком поступка, для того, чтобы ребенок осознал свою вину.

Слайд 27. Блокирование нежелательного действия используется в том случае, когда необходимо остановить действия ребенка которые могут причинить вред ему самому, окружающим, материальным и другим ценностям. После остановки действий ребенка, «разбор полетов» проводить лишь после разрядки эмоциональной напряженности ребенком.

Слайд 28. Логическое объяснение и обоснование направляет ориентировку ребенка в последствиях его поступка на окружающих людей, ребенок, как бы предупреждается о возможных последствиях своих действий для других людей. Этот способ хорош тем, что он формирует у ребенка чувствительность к результатам своих действий, и развивает эмпатию (способность сочувствовать другим), и также способствует моральному развитию ребенка.

Слайд 29. Из вышесказанного следует то, что использовать для наказания можно лишь три метода, это:

  • наказание естественными последствиями
  • блокирование нежелательного действия
  • логическое объяснение и обоснование.

Остальные виды наказаний необходимо избегать.

Слайд 30. Также нужно знать, что есть случаи, когда ребенка не следует наказывать:

  • Ребенка не следует наказывать из-за болезни или усталости.
  • Не наказывается ребенок, если его темперамент не устраивает взрослых. Ребенок холерического темперамента может вызывать недовольство резкостью, прямолинейностью, решительностью, настырностью и упрямством.
  • Сангвиника не наказывают за неугомонность, а флегматика за медлительность
  • Нервного ребенка не наказывают за плаксивость, возбудимость, как не наказывают за громкий голос, и вообще детей за шум.
  • Не наказывают ребенка и во время еды. Наказание, выговор за столом могут быть восприняты как попрек куском хлеба.
  • Не следует применять наказания, причиняющие ущерб здоровью, например, лишать ребенка прогулки.
  • Никогда нельзя использовать как наказание труд или умственную работу.

Но не стоит путать эти случаи с безнаказанностью!  Ведь родители не наказывают, если любовь родителей слепа и безответственна. И тогда воспитывается вседозволенность. Не наказывают также, если ребенка не любят или равнодушны к нему. Если не любят, кроме плохих поступков ничего и не ждут, берегут себя от волнений, от стресса, которым сопровождается наказание, а отсутствие наказания порождает депрессию или ожесточение.

Слайд 31. Всегда, в любой ситуации уважайте в своем ребенке личность. Даже наказывая его за какой-то проступок, проявляйте тактичность и сдержанность. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера.

Слайд 32. Уважаемые родители! Вы в ответе за воспитание своих детей. Вы ответственны за то, кем они вырастут, какими людьми станут. Я надеюсь, что после нашего родительского собрания вы узнали что-то новое для себя, быть может, вы пересмотрите свое поведение, если считаете нужным. У каждого из вас в руках ваши дети, как бабочка в руках у ученика, которых нужно выпустить в свободный полет во взрослую жизнь, а не убить их личности и все добрые чувства, неправильно используя методы воспитания. Помогите своим детям вырасти достойными людьми, и помните, что все же самое главное – это ваша любовь. Ребенок, окруженный разумной родительской любовью, растет чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру. Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

                                       

                                              Уважаемые родители!

         Прошу вас ответить на следующие вопросы в анкете.

Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?

Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?

Как реагирует ваш ребенок на наказание?

Что может послужить поводом для поощрения?

Как реагирует ваш ребенок на поощрение?

Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?

Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?

Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?

Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или делаете в одиночку?

Как долго помнит ваш ребенок наказание?

Какие меры наказания в вашей семье исключены?

Как вы относитесь к физическому наказанию?

Классный руководитель: __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье

На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...

Родительское собрание Поощрение и наказание ребёнка в семье.

эта тема родительского собрания актуальсна во всех классах...

Родительское собрание "О поощрении и наказании детей в семье"

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; опред...

"Поощрение и наказание детей в семье"

Поощрение и наказание детей в семье     Воспитывать ребенка - нелегкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с ...

Практические рекомендации родителям по правилам поощрения и наказания ребенка в семье

Главная роль в деле воспитания детей принадлежит семье. Зачастую родители не принимают никакую роль в воспитании ребенка, возлагая ее на школу, но школа является только помощником родителей в этом нел...