Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье
методическая разработка на тему

Зайцева Варвара Ивановна

На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pooshchrenie_i_nakazanie_detey_v_seme.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Ерновская основная общеобразовательная школа»

 Зарайского района  Московской области

Родительское собрание

Поощрение и наказание

детей в семье

подготовила

учитель  начальных классов

 Зайцева Варвара Ивановна

Зарайск 2012

                                 

                                 Наказание — это причинение вреда причиняющему вред.

Похвала — педагогический домкрат.

В. Кротов

Задачи собрания:

Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ре бенка в семье.

Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

Форма проведения собрания:  обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения:

Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

Значение наказания и поощрения детей в семье.

Подготовительная работа к собранию:

1. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.

Ситуация 1.

Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу.

Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я дума ла, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители вело сипед купили!»

Ситуация 2.

Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказы ваем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придет -начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит - опять двойка».

Ситуация 3.

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

Ситуация 4.

В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок — уче ник третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители бы ли страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 5.

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хо рошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Ес ли родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать пол ную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти все гда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

2. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме со брания.

Анкета для родителей.

  1. Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
  2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказа ния?
  3. Как реагирует ваш ребенок на наказание?
  4. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
  5. Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?
  6. Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье счи таете наказанием?
  7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказа ния своего ребенка или делаете в одиночку?
  8. Как долго помнит ваш ребенок наказание?
  9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

3. Сочинение учащихся по теме собрания:

«Если бы я был вол шебником, я запретил бы наказывать детей...»

Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех на казаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сего дняшней жизни. Важным показателем этих сочинений является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами пе риодически страдают:

«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети пла чут. Мне их жалко».

«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей час то ставят в угол. Я это знаю. Ведь я — волшебник».

«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плака ла, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по ли цу».

4.Оформление плаката с мнением детей о поощрениях в их доме.

Меня хвалят, если...

Мне дарят подарки, если ...

Мне дарят деньги, если...

Мне разрешают..., если...

 

5. Оформление памятки для родителей.

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родитель ского собрания логически продолжает тему предыдущего собрания. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неурав новешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо ис пользуют по отношению к своему ребенку методы наказания и по ощрения.

Прежде, чем мы перейдем к активному анализу данной пробле мы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняш ним эпиграфом нашего собрания.

(Родители высказывают свое мнение по высказываниям, написан ным на доске).

А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по дан ной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.

Прежде, чем вы увидите результаты статистики, мне, как клас сному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родите ли неумело пользуются в воспитании ребенка наказанием и поощ рением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учеб ной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод

воспитания, не всегда играет свою положительную роль в форми ровании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.

Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор. А пока говорят дети...

Знакомство родителей со статистикой мнений учащихся по проблеме родительского собрания.

Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнения ми родителей по предложенным ситуациям. В родительский дневник.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это — метод вос питания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться.

Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная лич ность не может сформироваться в семейном рабстве.

Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их си ле их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться ро дителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.

Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадост ным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

Главный метод воспитания — это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Памятка №1.

Как поощрять ребенка в семье.

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку:
и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет
со своими игрушками.

Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготов ления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким ус пехом своего  ребенка, его поведением. Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его при нимать подарки.

Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ре бенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сен тября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки
внимания, проявленные к нему, независимо от суммы де нег, затраченных на подарок.

Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его же ланий, но и с учетом возможностей своей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только
подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликви ей в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного
изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.  Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учил ся и ми распоряжаться разумно.

Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, ка ким образом он  распорядился и обсудить это с ним.

Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте  их расходование без анализа самим ребенком ивами.

Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализи руйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

IV. Рефлексия собрания.

Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.

Литература по подготовке к собранию:

Астахов А. И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984.

Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Мн., 1995.

Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и реше ния./Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивано вой, Е. И. Соколовой. М., 1999.

Овчинникова И. Г. Отцовство. М.: Знание, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Поощрение и наказание ребёнка в семье.

эта тема родительского собрания актуальсна во всех классах...

родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"

родительское собрание в форме обмена мнениями...

Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"

Виды поощрений и наказаний детей в семье. Анкета для родителей. Анкета для детей. Памятка для родителей....