Если ребенок плохо учится.
статья на тему

Сахарова Елена Эдуардовна

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_rebyonok_ploho_uchitsya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребёнок плохо учится.

Почему ребенок плохо учится? Этот вопрос волнует и семью, и школу.  Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только не хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе. Среди неуспевающих были: Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.

         В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны. К основным причинам неуспеваемости психологи относят:

  • недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова,
  • недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

В первом случае затруднения в учении проявляются в том, что школьник плохо понимает преподаваемый материал, не способен качественно его усвоить, не умеет на необходимом уровне осуществлять учебные действия. Среди конкретных психологических причин, относящихся к первой группе отрицательных факторов, выделяются следующие: несформированность приёмов учебной деятельности; недостаточное развитие психических процессов (главным образом – мыслительной сферы).

Ребенок, поступивший в школу, и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, не всегда способен самостоятельно найти правильные приемы работы. Если не обучать ребенка навыкам учебной работы, то он может самостоятельно выбрать не самый правильный и успешный способ письма, счета, заучивания и т.д. Только в индивидуальной работе с учащимся педагог может обнаружить ошибки и промахи ученика, обратить на них его внимание и внимание его родителей, научить правильным приемам работы, а родителей — способам контроля за их использованием. Так, например, хорошо известно, что многие учащиеся, даже старших классов, при усвоении текста учебника используют такой способ работы, как многократное прочитывание этого текста. Между тем, чтобы усвоить прочитанное, нужно использовать такие рациональные приемы смысловой обработки, как группировка материала, выделение опорных пунктов, составление плана, тезисов, логической схемы прочитанного, формулирование главной мысли и т. д.

Относительная легкость учебного материала на начальных этапах школьного обучения позволяет на первых порах пользоваться неэффективными способами работы без заметного отставания. При отсутствии должного контроля за способами учебной работы происходит закрепление нерациональных приемов деятельности, что по мере усложнения материала неизбежно приводит к затруднениям в его освоении. Психологически обоснованные методы начального обучения предусматривают не только преподавание школьникам определенных знаний и умений, но и формирование собственно учебной деятельности.

Обучение в школе требует от ребенка умения абстрагировать и обобщать. Если же его мышление преимущественно наглядное, конкретное, то возникают типичные затруднения. Ребенок не может отвлечься от значения слова и сосредоточиться на тех его свойствах, которые характеризуют его как часть речи; ему трудно найти общее понятие, объединяющее несколько частных понятий; при изучении математики возникают трудности в подведении задачи под общий вид. Ребенок затрудняется выделить существенные признаки предметов и явлений, путает их с несущественными и потому не может правильно усвоить понятия. Еще одна характерная особенность детского мышления – неспособность одновременно оперировать всеми условиями, необходимыми для решения, одновременно выполнить все требуемые действия, рассмотреть проблемную ситуацию с разных сторон. Все эти особенности мыслительной деятельности приводят к тому, что учебная работа оказывается малоэффективной, порождая разочарование у школьника. В школу подавляющее большинство детей приходят, преисполненные энтузиазма и положительного отношения к предстоящей учебе. Однако отсутствие заметных успехов, а тем более неуспеваемость уже в младших классах порождают во многих школьниках разочарование и снижение интереса к учебе. Обычно отстающие ученики склонны "оправдывать свою неуспеваемость причинами, от них не зависящими: слишком трудными заданиями на контрольных, придирчивостью учителей, невезением».

Если своевременно не оказать ребенку необходимой помощи, то у него постепенно угасает вера в свои силы, и неуспеваемость рисует стать хронической. Ребёнку, утрачивающему учебную мотивацию, необходимо помочь преодолеть формирующийся «комплекс неуспевающего». Решающая роль здесь принадлежит педагогу, который должен всячески стимулировать мотивы учебных достижений. Важно отмечать каждый, пусть малозначительный успех ученика, создавать возможность для такого успеха и сравнивать успехи ребенка не с достижениями лучше успевающих одноклассников, а с его собственным уровнем достижений, который удается превзойти.

И снова только совместная работа учителя и родителей могут помочь таким детям. Чтобы повысить успеваемость нужно отводить больше времени на выполнение домашнего задания, чем обычно. Здесь необходим строгий контроль со стороны родителей, т.к. именно родители отвечают за воспитание и учебу своих детей.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий.

  • Лучшее время для выполнения домашнего задания — с 16 до 18 часов. Занятия по вечерам малоэффективны.
  • Первое задание должно быть знакомым, выполнимым. Это позволяет лучше включиться в работу, почувствовать успех, поверить в свои силы, и тогда следующее трудное задание не станет непреодолимым препятствием.
  • Выполнить все задания сразу ни первоклассник, ни десятиклассник не в состоянии. Детям необходим перерыв через 30 -40  минут. 5-10 минут отдыха для того, чтобы расслабиться, изменить позу, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко или дольку шоколада.
  • Работа должна идти в хорошем темпе – от 1 часа во втором классе до 4 – 5 часов у старшеклассников.
  •  У школьника кроме учебы должны быть другие обязанности: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу.
  • Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, разумной требовательностью.
  • Уроки лучше учить в спокойной обстановке, поэтому отключите телевизор, радио, компьютер.
  • Не стоит выполнять задания сначала на черновике, а потом переписывать. Это не дает положительного результата, но создает дополнительное утомление.
  • Старайтесь не ругать ребенка за неудачи, неумелость, лучше найдите, за что похвалить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПЛОХО УЧИТСЯ.

Статья раскрывает нейропсихологические причины проблемы школьной неуспеваемости младших школьников...

Давидович Если ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?

для всех родителей!!!! замечательная книга!!! можно найти ответы на большинство вопросов по развитию речи своих детей...

Если ребёнок плохо учится

В этой статье даются советы психолога для родителей, чей ребёнок плохо учится. Причины, приёмы работы с  ребёнком....

Почему ребенок плохо учится

Презентация поможет родителям разобраться о причинах неудач в учебе...

родительское собрание "Почему ребенок плохо учится"

Материал к родительскому собранию...