Главные вкладки

    Проблемное обучение младших школьников
    статья (1 класс) на тему

    Муромская Елена Анатольевна

    Советы родителям при проблемах обучения младших школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл problemy_mladshih_shkolnikov.docx20.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проблемы младших школьников

                  Начальная школа – очень важный период в развитии ребёнка. От неё зависит очень и очень многое, возможно, даже судьба ребёнка. В ней закладываются все основы: знаний, умений, навыков.– Ребёнок идёт в школу. Привычная жизнь семьи парализована. Стресс – неизбежность или его как-то можно избежать?

    – Если ребёнок хорошо готов к школе, то никаких стрессов в связи с его учёбой ни у кого не возникнет: ни у ребёнка, ни у остальных членов семьи. Мне кажется, стресс испытывают прежде всего сами родители, оттого что в их жизни вместе с учеником появляется больше обязанностей, ответственности, финансовых расходов – словом, жизнь усложняется. Но как бы ни хотелось остановить время – чтобы ребёнок навсегда остался маленьким, а родители как можно дольше молодыми и беззаботными – всё же необходимо всей семье полностью перестроиться и перейти на качественно новый, более сложный уровень жизни и взаимоотношений.

    Всегда нужно помнить: если взрослые будут находиться в состоянии стресса в течение всего учебного года, что, к большому сожалению, нередко случается, напряжение и раздражение родителей обязательно будет передаваться детям. Любовь к учебному процессу в такой обстановке у ребёнка, естественно, никогда не появится. А ведь нелюбимая учёба – это в будущем нелюбимая работа. Такие родители живут сегодняшним днём, не задумываясь о том, как жить их детям дальше…

    – Как нужно готовить ребёнка к школе, чтобы не превращать жизнь семьи в «театр военных действий»? Ведь не секрет, что довольно большое количество семей при выполнении домашних заданий пользуется непопулярными воспитательными мерами в виде ора, ремня и прочего?

    – Если ребёнок готов к школе, то никаких особых проблем с его учёбой, как правило, не возникает ни дома, ни в школе. С учётом нынешних программ, ребёнок к первому классу должен уметь читать, хотя бы по слогам, уметь пересказывать небольшие тексты и считать до 10.

    На всякий случай, ребёнок должен знать имена и фамилии своих близких, а также их адреса и номера телефонов.

    Но о чём часто забывают родители, готовность к школе предполагает не только готовность к учёбе, но и наличие ряда необходимых навыков, таких, как дисциплинированность, ответственность за свои действия, вежливость, умение жить в коллективе.

    – Чем отличаются нынешние дети от тех, которые учились ещё совсем недавно?

    Многие младшие школьники, к сожалению, не готовы к самостоятельности: сегодня никто из учащихся не делает уроки самостоятельно, это факт.

    Очень грустно, что дети не читают. В лучшем случае им читают перед сном родители, а то и этого нет. Как они будут учиться дальше? Школьные программы рассчитаны на ребёнка, который умеет слушать, говорить, читать и писать. Без этих четырёх компонентов вместе и по отдельности обучение просто невозможно.

    Нынешние дети предпочитают виртуальный мир реальному. Они постоянно где-то витают. До них порою очень сложно достучаться. Иногда создаётся впечатление, что они тебя не слышат. На переменах все дети заняты только своими телефонами. В своём большинстве они не умеют поддерживать диалог, не умеют чётко формулировать свою мысль, на уроках  не могут объяснить, что именно им непонятно.

    Довольно часто у детей виноват кто-то другой, но только не они. Опоздал в школу – мама или бабушка виноваты: поздно вышли или медленно шли. Не записал или выполнил неправильно домашнее задание – учитель виноват или сосед по парте. Ведь надо иметь мужество сказать или подумать: «Я отвлёкся, прослушал, поздно вышел, так как завозился…», а коли мужества не имеется, то легче всего спихнуть свою вину на другого.

         У младших школьников появились новые словесные клише: «Это ваши проблемы», «Я никому ничего не должен». А родители, бездумно повторяющие эти фразы по делу и без дела, не понимают, что этими словесными формулами воспитывают у своих детей пожизненное освобождение от долга – перед родителями, перед школой, перед друзьями. Как вы вообще представляете человека, который никому ничего не должен?

          Сегодняшние дети не знают таких слов, как «надо», «должен» – их давно заменили слова «хочу» и «не хочу» и с этим тоже надо что-то делать.

    Очень часто дети не научены элементарной вежливости. Привычные слова, такие, как извините, простите, спасибо, пожалуйста – детьми сегодня почти не употребляются. Если раньше дети говорили: «Можно войти?.. Можно я возьму у тебя?», то теперь говорят: «Я войду?.. Я возьму у тебя?» – понимаете, на первом месте «Я». Но ведь мы живём не в рекламном мире, где даже ватные палочки называются «Я самая», а в обычном реальном мире.

    И, конечно, общая беда наших дней: дети, как и их родители, ведут малоподвижный образ жизни. Все сидят либо перед телеэкранами, либо перед мониторами, либо с планшетами…

    – Как же бороться с малоподвижностью детей?

       Для этого сейчас есть масса спортивных секций, танцевальных коллективов. Выберите то, что по душе вашему ребёнку. Если ребёнок имеет какие-то противопоказания, то необходимы щадящие занятия: прогулки на свежем воздухе, занятия на тренажёрах дома и на детских площадках. Необходимо следить за осанкой ребёнка, осанка – это позвоночник, а это основа здоровья и качества будущей жизни.

    Но заменять спортивными занятиями домашние обязанности тоже нельзя. Ведь даже и небольшие несложные задания по дому – это тоже движения: собрать портфель, сходить в магазин за хлебом, выбить коврик перед дверью, вытереть пыль, помыть посуду, почистить обувь, покормить домашнего питомца. Ребёнок уже не будет всё время просиживать перед телевизором, ему будет просто некогда. Всё это вполне по силам ученику начального звена.

    А вот чрезмерно опекать детей совсем не нужно. Поощряйте их самостоятельность. Больше им доверяйте. И совсем не надо, чтобы дети были центром семьи и всё крутилось только вокруг них.

    Раньше дети хотели как можно быстрее повзрослеть. Быть взрослым было для детей очень престижно. Все дети говорили: «Когда я вырасту…» Теперь дети хотят быть маленькими детьми и оставаться ими как можно дольше. Почему жизнь взрослых стала такой непривлекательной для детей?

    – А чем отличаются нынешние родители от родителей тех детей?

    Сегодняшний родитель считает, что день рождения ребёнка или другого члена семьи является очень уважительной причиной для того, чтобы пропустить целый учебный день, не понимая, что пропущенный рабочий день останется белым пятном, который уже не восполнить.

    Нынешние родители, как правило, ведут активный образ жизни: многие посещают спортивные залы, фитнес-центры, любят экстремальные виды спорта, и с появлением ребёнка вовсе не собираются отказывать себе в этих удовольствиях, совершенно не считаясь с возрастными особенностями их малышей.

    Школа – это прежде всего упорный труд, именно в школе человек учится выполнять и любимую и нелюбимую работу. Это очень важный этап в развитии ребёнка. Он длительный, надо набраться терпения на все 11 лет. А в начальной школе нужно заложить основы обучения. И вся ответственность за это ложится, прежде всего, на родителей. Школа только помогает росту ребёнка. Даёт основы знаний. А осваивают всё, что даёт школа, сами дети с помощью их родителей.

    – Надо обязательно выходить на контакт с учителем, спрашивать, как дела у ребёнка, над чем ему надо работать. Ведь каждому ребёнку всегда есть над чем работать: кому-то нужно вовремя обратиться к окулисту, кому-то поработать с логопедом над исправлением дефекта дикции, кому-то надо увеличить скорость написания, кто-то очень медленно или невыразительно читает, кто-то чрезмерно робок, кто-то постоянно дерётся, кому-то надо потренировать память, а кому-то поработать над походкой… Нет совершенства – даже круглым отличникам есть над чем работать.

    – Никогда не стоит  кричать на детей и ни в коем случае не наказывать  их из-за учёбы. Нужно находить слова, не унижающие человеческое достоинство ребёнка, например: «Ничего, сегодня не получилось, но завтра обязательно получится, надо просто постараться». И так изо дня в день, все 11 лет…

    Нужно помнить, что ребёнок так же, как и взрослый человек, имеет право на ошибку. Необходимо помочь сделать так, чтобы учёба в школе стала для ребёнка радостью, а не непосильной и нелюбимой обузой.

         Начальная школа очень быстро заканчивается. Потом начнётся ещё более трудный период в жизни ребёнка – подростковый. Не упустите возможности быть рядом с детьми, когда вы им особенно нужны. Учите с ними языки, стихи. Интересуйтесь их жизнью. Советуйте, как поступить в том или в другом случае. Нужно больше разговаривать с детьми, чтобы они могли владеть устной речью, например, умели объяснить, что с ними произошло, как это случилось, хотя бы для того, чтобы им вовремя помочь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

    В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

    Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".

           В настоящее время большое значение  уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...

    ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

    В статье описан опыт по осуществлению гендерного подхода в условиях обучения детей начальной школы в смешанных классах....

    Самохвалова Ольга Стефановна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии проблемно-диалогического обучения младших школьников»

    Меня, как  учителя волновала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для с...