Самохвалова Ольга Стефановна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии проблемно-диалогического обучения младших школьников»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Серикова Ольга Сергеевна

Меня, как  учителя волновала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Значит, моя задача как учителя: формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

«Использование технологии проблемно-диалогического обучения младших школьников»

Учитель начальных классов МБОУ «Прогимназия №8

г.Шебекино

 Белгородской области»

Самохвалова Ольга Стефановна

Тема моего мастер-класса «Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках  в начальной школе».

Еще говорил Сократ, что «человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

I.Теоретическая часть

Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний, но и, прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление самостоятельности.

Современный урок  должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства.

  Меня, как  учителя волновала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Значит, моя задача как учителя: формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Передо мной встал вопрос: как учить детей, чтобы они сами стремились к познанию, чтобы не угасал, а возрастал у них интерес к знаниям?           Я 8 лет  работала  по развивающей программе Л.В.Занкова. Использовала такие принципы , как  многогранность, коллизии системность, гибкость и глубину ума, преподавание  в быстром темпе «не спеша».

Сейчас работаю по программе  «Школа России».

Я  познакомилась с основными принципами и новыми методическими находками проблемно-диалогического обучения по  Е.Л. Мельниковой. По-моему мнению, принципы по Занкову и Мельниковой схожи .

      Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, как и по Занкову . Дети “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, то есть технология реализует также и деятельностный подход в обучении.

По  технологии Е.Л Мельниковой : слово «проблемный» означает, что на уроке обязательно должны быть проработаны два критерия: «постановка проблемы» и «поиск решения».

А слово «диалог» означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в  организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий -от проблемной ситуации :

1) создание проблемной ситуации;

2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Например,          Тема: «Величины»

На доске карточки с опорными словами: весы, длина, сантиметр, величина,  масса, килограмм, линейка, объём.

- Разбейте слова на группы. Докажите свой выбор.

- Почему слово «объём» не отнесли ни в какую группу?

- Может у вас есть предположения о значении этого слова?

- Какова же тема урока?         

Подводящий к теме диалог.  Он представляет собой систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к самостоятельному формулированию темы урока, в основном опираясь на предыдущую тему урока или домашнее задание.

II.        Практическая часть по рассказу М Зощенко «Ёлка» 4 класс

.Актуализация знаний и умение действовать.      «Литературная дуэль»

- Какие рассказы М. Зощенко вы уже читали?

- М.М. Зощенко «Золотые слова». 

Можно использовать приём недописанный план:

Задание: добавляй сам пропущенное по смыслу

  1. Ужин со ….
  2. Лёля … ….
  3. Взрослые ………
  4. Папино ……
  5. Масло в …
  6. Совет начальника - (продолжение заголовка найди на стр.151)
  7. Совет папы - (продолжение заголовка найди на стр.152 – это и будет главной мыслью рассказа)

Дети, главная мысль рассказа М.М. Зощенко «Золотые слова»: «Если меняются обстоятельства, то меняются и правила». ИЛИ «Можно нарушить правила, если изменились обстоятельства».   Исправьте в тетради у кого не так. У нас тоже с вами изменились обстоятельства, поэтому нужно подходить к учёбе более ответственно и ЧЕСТНО. Проверяю вашу честность. Прочитайте рассказ «Золотые слова» вслух ещё раз, осознанно вникая и глубоко понимая.

3. Как правильно ответить на вопрос №5 стр.153. Правильный ответ: заголовок рассказа не помогает, а намекает на золотые слова папы – там  надо искать главную мысль рассказа.

Мой совет: читайте не просто ради чтения, а старайтесь понять, зачем автор написал это произведение, что он вам хотел сказать.

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

  1. Стёпкина …..  идея.
  2. Наши ….
  3. Тяжёлый ….
  4. Стёпкино правило о …..
  5. Ночной заговор ….  с …..
  6. Путешествие завершилось …..
  7. Советы …….

Вы узнали, что ИРОНИЯ – это добрая насмешка, но не стоит зло шутить. Но можно пошутить над собой – это самоирония. Попробуйте пошутить над собой, расскажите смешную историю о себе. Если хотите, можете мне написать в классной работе – по желанию!!!

Работа над ошибками: дети, сверим домашнее задание – план

  1. Стёпкина фантастическая  идея.
  2. Наши сборы в поход.
  3. Тяжёлый мешок.
  4. Стёпкино правило о положении ног.
  5. Ночной заговор Лёли с Минькой.
  6. Путешествие завершилось на пристани.
  7. Советы папы.  

- Что записано на доске?

- Объясните смысл пословиц за 2 минуты.                                    ( 2 человека)

•        На что и клад, если в семье лад.

•        Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

- Защитники , помогите выступающим, у кого есть дополнения?

Из «Литературной дуэли»(  работа над пословицами) я хотела посредством проблемных, вопросов и диалога подвести  под теме урока.

Ребята, с каким произведениями мы познакомились на  занятиях в разделе «Страна детства»? (К.Г. Паустовский «Корзина с шишками», Б.С. Житков «Как я человечков ловил»)

-Отгадайте автора  произведения, которое  мы будем изучать ?

                     КЁЛМИХАИЛТЫВЦ

              ЩЭЗПУЗОЩЕНКОТОЬЖ                                                                 Михаил Зощенко                               Отгадайте загадку.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная.

На Рождество я главная. (Ёлка)

- Я вам сегодня на урок принесла ёлку.

. Конструирование образца, применение  знаний .          Познавательный интерес.

-Значит, какая тема нашего урока? (М.М. Зощенко «Ёлка») Это новый для вас писатель? С какими произведениями уже знакомы?

-        У нас выставка книг , вы можете их взять сегодня в библиотеке и прочитать. Какие рассказы Зощенко вы читали уже?

        -Какие цели перед собой поставите? (Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.)

- Давайте поставим задачи на урок? С творчеством какого писателя мы с вами знакомимся? (- Познакомиться с  биографией Зощенко.

- Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.

- Познакомиться с произведением.

-Проанализировать произведение и понять его основную мысль)

-Составим план урока. На партах у вас оценочные листы , указывающие на план работы. Оцениваем себя.

Лера сидит за компьютером и рассказывает биографию писателя.

1.Самостоятельное применение знаний.    

 Сейчас работаем по «Ромашке Блума».    Задаем друг другу дифференцированные вопросы по тексту.

 Простые вопросы .

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

Уточняющие вопросы

Творческие вопросы

Практические вопросы Как вы думаете, был ли автор одинок после того, как все осознал и изменился?

Оценочные вопросы.             Уточняющие вопросы.

3.Заключение: В результате использования ТРКМ ,а,именно, «РомашкаБлума» , и посредством диалога, я подвела детей к выводу о воспитании детей в семье, о поведении самих детей в обществе.Как вы понимаете словаМ.М. Зощенко: «Нет, мне, быть может , не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился».

Дети опять вступали в проблемный диалог и доказывали свою точку зрения. Здесь я ещё  формировала у детей литературоведческую функциональную грамотность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя начальных классов Прониной Валентины Ивановны на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio."

Наряду с требованиями ФГОС учитель должен дать ученику глубокие и прочные знания . Перед современной школой стоит задача развивать творческие способности каждого ученика , сформировать у него так...

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

Презентация по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе".

Презентация к выступлению на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогческого обучения в начальной школе"....

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....

Урок обучения грамоте с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

Технологическая карта урока обучения письму. 1 класс. Урок с использованием технологии  проблемно-диалогического обучения....

Лагутина Юлия Сергеевна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления младших школьников И.В. Муштавинской»

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году  Её авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.  Особенность технологии – работа с информацией ...