Статья учителя начальных классов Прониной Валентины Ивановны на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio."
статья по теме

Наряду с требованиями ФГОС учитель должен дать ученику глубокие и прочные знания . Перед современной школой стоит задача развивать творческие способности каждого ученика , сформировать у него такие умения и навыки,с помощью которых он сможет  самостоятельно добывать новые знания. Поэтому перед современным учителем стоит задача -  умение владеть эффективными способами создания проблемных ситуаций на уроке с использованием интерактивного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В. И. Пронина, учитель начальных классов

МБОУ «Шуруповская ОШ» Фроловский муниципальный район

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio.

«Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы.

Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их.

Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».
Ж.Ж.Руссо

 

Актуальность темы  заключается в том, что наряду с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта  дать школьнику глубокие и прочные знания, перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания.

Цель работы: Выявить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках с использованием интерактивного оборудования Mimio в начальных классах. Повысить познавательный интерес младших школьников, при использовании учителем следующих способов создания проблемных ситуаций:

  •  учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
  •  создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
  • формирование интереса к образованию;
  •  создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;
  • создание ситуации комфортности на уроке;
  • развитие личности ребенка;
  • развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.

В соответствии с целью работы  были определены её задачи:

1) определить эффективные способы создания проблемных ситуаций с использованием интерактивного оборудования Mimio на уроках в начальных классах;

2)экспериментально проверить эффективность выявленных способов создания проблемных ситуаций в учебном процессе.

Для решения намеченных задач использовались следующие методы исследования:

  • Проблемно-диалогический метод, деятельностный метод обучения.
  • Организация проблемной ситуации на уроке посредством использования интерактивного оборудования Mimio.
  • Наряду с фронтальной и индивидуальной формами  работы на уроке организация работы в парах, работы в малых группах.
  • Виды деятельности - исследовательская, поисковая, моделирование отношений и структур, конструирование, критический анализ, творческие работы.

  Из многочисленных проблем жизни самая «человеческая» - это проблема выбора. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирование  качеств толерантности, способности к самореализации и самоопределению. Ясно так же, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы. В программе «Школа 2100» построена новая модель обучения, которая обеспечивает синтез не конфликтующих между собой идей развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.), с позиций преемственности с традиционной школой. Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении современных образовательных целей. Один из принципов развивающего обучения принцип деятельности предполагает: новые понятия не даются детям в готовом виде, а добываются  ими самостоятельно в процессе учебной деятельности. Передо мной встал вопрос: «Как организовать такое обучение?» Курсы повышения квалификации, изучение методической литературы помогли найти ответ на поставленный вопрос. Методически грамотно организованные учителем на уроке проблемные ситуации, «затруднения в деятельности» - все это дает учителю возможность: учить детей учиться.

Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОНЗ я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам.        Современные возможности урока (мультимедийный проектор, интерактивная доска) позволяют сделать уроки более интересными и запоминающимися. Я объединила организацию проблемных диалогов с демонстрацией мультимедийных презентаций, но использую мультимедийные презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать  логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд на интерактивном оборудовании Mimio, предлагаемой мною, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов,  проверки самостоятельной работы по эталону. Демонстрация мультимедийных презентаций на этапах: актуализация знаний, открытие новых знаний, первичное закрепление - оживляет работу учащихся, позволяет в процесс открытия новых знаний включить практически каждого ребенка.  Организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к открытию новых знаний на уроках. Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, я не акцентирую на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаю следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др. Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Благодаря зрительному восприятию презентации детям легче было удерживать  логическую цепочку знаний, которые помогли осознать создавшееся противоречие. Знакомство с правилом в учебнике, после того как оно самостоятельно составлено детьми, вызывает у учащихся, как правило, положительные эмоции, так как правило в учебнике совпадает с выводами детей. Создается ситуация успеха на уроке.

Реализация такой возможности, проявление культуры мышления, предполагает наличие общих интеллектуальных способностей: совершать точный анализ содержания задач; выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения; проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.

Преимущество проблемного обучения в начальной школе состоит в том, что оно как нельзя лучше подготавливает детей к курсу средней школы. Данный вид обучения является своего рода адаптером связующим звеном при переходе учащихся в среднюю школу.

Итогом использования технологии проблемного обучения на уроках  в начальной школе является повышение познавательного интереса младших школьников, воспитание навыков творческого усвоения знаний и применения усвоенных знаний в новой ситуации. Поисковый путь в усвоении знаний, систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого обучения.

  Обучая детей в начальной школе по УМК «Школа 2100»с 2011-12 учебного года, пришла к выводу: использование интерактивного оборудования  на уроках ОНЗ во время организации проблемных диалогов на этапах: актуализация знаний, постановка проблемы, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, «открытие» новых знаний, определение темы и цели урока, первичное закрепления во внешней речи дает более высокий результат. Реализация проблемно-диалогических методов с использованием интерактивного оборудования Mimio позволяет практически каждого ребенка сделать активным участником учебного процесса. Исключение из учебного процесса пассивного восприятия учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку.

        Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий посредством диалога с учителем творческое усвоение знаний учащимися. Вся система заданий составлена таким образом, чтобы включить каждого ребенка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков чистописания, продвигаться в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать.

Показатель результативности: уровень обученности класса, который обучался по УМК «Школа 2100» с 2011-12учебного года, составляет 87 % по всем предметам, качество знаний – от 60 % до 80% Технология проблемно-диалогического обучения позволяет добиться положительной динамики качества обучения. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности.
         Считаю, что работа по данной теме способствует моему личному педагогическому росту и является востребованной в ОУ, так как соответствует единой учебно-методической теме школы, её основным целям и задачам в образовательной области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болатаева В.Н.Урок математики во 2 классе. //Начальная школа, -1999.-№7.-с.121-124.

2. Бурдов Г.И. Почему забывают о проблемном обучении.//Открытая школа.-2002.-№6-с.12-14.

3. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе: Учебное методическое пособие для студентов-заочников 2-3 курсов педагогических институтов.-М.: Просвещение,1984.-30с.

4. Ермаков Д. Обучение решению проблем. //Народное образование.-2004.-№9.-с.38-43.

5. Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения: Учебное пособие/ Кириллова Г.Д.; Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Грцена.-Л.: ЛГПИ,1976.-147с.

6. Селевко Г.К.проблемное обучение/ Г.К.Селевко//Школьные технологии.-2006.-№2.-с.61-66.

7. Бейзеров В.А.Проблемное обучение.// Образование в современной школе.-2005.-№12.-с.48-52.

8. Лобашев В.Д.Характеристики проблемно-задачного обучения// Школьные технологии.-2004.-№4.-с.163-176.

9. Лобашев В.Д.Характеристики проблемно-задачного обучения// Школьные технологии.-2004.-№5.-с.181-197.

10. Бейзеров В.А. Проблемное обучение// Образование в современной школе.-Б.М.-2005.-№12.-с.48-52.

11. Китанина Т.В.Проблемный подход к обучению на уроках информатики. Учительская кухня.// Начальная школа плюс до и после.-Б.М.-2004.-№1.-с.44-46.

12. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения/Школа 2100/ Под научной ред. А.А. Леонтьева.-М.:-Боласс,1999.

13. Афанасьев Ю.М., Строганов А.С; Шеховцов С.Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде - М.: РГТУ, 1999.

14. Володина Н.В. Актуализация литературного произведения// Русская словесность.-М: - 2006. - № 5. - С. 76-78.

15.http://mimioclass.ru/ Уроки и методика преподавания для интерактивных приставок Mimio

16.nsportal.ru  Современные образовательные технологии в начальных классах.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Раздай белочкам грибы.

Учащиеся видят изображения белочек и грибов с прикреплёнными к ним словами и выдвигают предположения о том, какое задание им предлагается выполнить. Затем на выдвижной области читают задание и оценивают правильность своих предположений. При помощи стилуса двигают грибок со словом белочке с однокоренным словом.

  1. Образуйте новые слова при помощи суффиксов. Распределите новые слова по столбикам.

Учащимся предлагается самим догадаться, какое задание им предстоит выполнить, увидев вопросы «кто?» и «что?», одинаковые слова в столбиках и «рассыпанные» суффиксы. Затем на выдвижной области читают задание, делают вывод о правильности своих предположений. При помощи стилуса присоединяют с одинаковым словам подходящие суффиксы так, чтобы одно слово отвечало на вопрос «кто?», а другое – на вопрос «что?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы».

«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы»....

Игровые технологии в образовательном процессе начальных классов

Задачи:•1.      Раскрыть особенности педагогических игр;•2.      Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых техноло...

Реализация принципа психологической комфортности в образовательном процессе начальных классов.

Выступление на педагогическом совете по теме:" Реализация принципа психологической комфортности в образовательном процессе начальных классов."...

Проектное обучение в образовательном процессе начальной школы.

В качестве главного результата модернизации образования объявлена готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за бл...

Реализация технологии деятельностного обучения в образовательном процессе начальной школы по требованиям ФГОС НОО. ИКТ как инструмент формирования УУД младшего школьника.

В стандартах второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в раз...

Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы

   В связи с модернизацией начального  образования и  необходимостью  реализации  модели  личностно-ориентированного  обучения  младших школьников...

Конспект урока русского языка в 4 класса с использованием интерактивного оборудования mimio по теме : "Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений".

Урок проведён в 4 классе для детей в возрасте 10-11 лет в рамках единого методического дня по теме «Использование современных образовательных технологий». На уроке использовалась презентац...