Реализация принципа психологической комфортности в образовательном процессе начальных классов.
материал по теме

Новикова Нина Николаевна

Выступление на педагогическом совете по теме:" Реализация принципа психологической комфортности в образовательном процессе начальных классов."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация принципа психологической комфортности в образовательном процессе начальных классов  школы №1245.

НАЧАЛО:

Музыкальная вставка.

Уважаемые коллеги!

              Я рада видеть Вас в этом уютном классе, где мы все вместе сегодня собрались. Друзья, возьмитесь за руки, посмотрите  друг на друга и улыбнитесь. Поддержите наше выступление своим  вниманием и неравнодушием. И тогда вам откроются тайны удивительной страны – «Комфорт». Куда мы с вами сейчас отправимся. Вы готовы? (Если нет, кто растерялся, то понаблюдайте за нами со стороны.) Отлично. В путь!

На экране появляется фото начальной школы.

               Понятие комфортности чаще всего ассоциируется у человека с представлениями об уюте, удобствах, отдыхе, доброжелательности.

               Педагоги начальной школы связывают понятие комфортности обучения с организацией взаимодействия взрослых и детей, умелым выбором оптимального (для каждой конкретной ситуации) стилем педагогического общения и обеспечением непрерывности психологической цепочки построения уроков с соответствующим дидактическим обеспечением каждого его элемента. И неслучайно в начальной школе была проведена психолого-педагогическая диагностика детей «Я и моё комфортное состояние в школе».

              Так что же чувствуют и говорят наши дети.

              …..(На экране вставка детских высказываний.)

                          Зачитываю несколько высказываний.

  1. « - Мне бывает комфортно, когда я слушаю учителя, я представляю перед собой картину – о чём рассказывают учителя. Иногда мне даже комфортно, когда я делаю задания. Например, на уроке чтения. Когда я читаю текст, мне кажется, что я стою и наблюдаю за героями этого текста. Ещё мне нравятся головоломки. Мне иногда даже бывает смешно, мне кажется, что если я не решу головоломку, то время остановится. Наш классный руководитель – очень хорошая учительница, и я всегда чувствую себя комфортно на её уроках.»

2. « - Я люблю урок математики. Мне комфортно на этом уроке. Наталья Васильевна нам даёт интересные карточки, и самостоятельные, и контрольные работы. Очень интересно, когда диктуют математический диктант. Очень интересное произведение Петерсона. Интересные задачки, задачи на внимание украшают его произведение. Петерсон –хороший писатель, скажу вам честно.»

3. «-Мне очень нравится урок русского языка и английского языка. Так приятно, удобно и комфортно, когда сидишь за партой, раскрыв свою тетрадь и пишешь в тишине…»

Как отступление, хотелось бы заметить, что в названии диагностики мы не акцентировали внимание детей на комфортное состояние ребёнка на уроках. Однако, они говорят, что им комфортно на уроках математики, чтения, русского языка и английского языка. Что говорит о высокой организации учебной деятельности учителя и учащихся.

                         Зачитываю дальше высказывания детей.

4. «- Комфорт в школе – это удобства для успешной учёбы учащихся, создаваемые школьной администрацией. »

Приятно заметить, что наши дети видят не только учителей, но административный состав школы.

                         

                          Зачитываю высказывание ребёнка.

5. «- Я люблю школу! В школе я познаю мир. Узнаю многое. Люблю урок музыки! Там я слушаю произведения Моцерда, Баха! Но мой самый любимый предмет это математика! Я в классе вундеркинд! У нас смешной класс, например, у нас было задание по риторике описать памятник пушкина. Тогда я спел песенку – я популярный пушкин и все мои подружки мечтают быть со мной, ой, ой, ой…Мне очень комфортно на уроках!»

6. «- Мне нравится, когда окружающем мире мы проводили разные опыты и работали с разными материалами…На уроке информатики, когда мы работаем за компьютерами…»

7. «Мне комфортно на уроках, когда не жарко и не холодно, а тепло. Когда у меня хорошее настроение, когда мне удобно, когда парта и стул не очень низкие. Когда никто не кричит, когда хорошая погода и светит солнце, мне хорошо на всех уроках и все уроки мне нравятся…»

              Попробуем облачить высказывания детей в платье науки. И что же она нам скажет?

               Учащиеся начальной школы ощущают комфортные условия обучения. Нельзя забывать, что каждый человек, особенно маленький ребёнок, испытывает рефлексивное ощущение дискомфорта, которое возникает в результате фрустрации потребностей. Ущемление жизненно-важных элементов (таких, как любовь, общение, познание окружающего мира через взрослых) приводит к психологическому дискомфорту, серьёзно сказывается на психическом и физическом здоровье ребёнка.

              Так что же не только радует, но иногда и тревожит наших детей?

                         

                      Зачитываю высказывания учащихся.

  1. «- …Дискомфортно я себя чувствую тогда, когда все знают материал, а я нет. Обидно же!»
  2. «- …Ещё я чувствую себя комфортно, когда не нервируюсь Не нервируюсь: когда мои руки не трясутся, когда я не делаю много ошибок.»
  3. «-…Но мне кажется, что с отличниками ничего особенно хорошего не случается, потому что они ведь выделяются и все обращают на них внимание, к примеру на поведение…»

           Многие дети боятся не оправдать ожидания взрослых и появляется боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Некоторые дети боятся сделать ошибку, когда готовят уроки, а  отметка – это не просто оценка конкретного результата деятельности, она субъективно воспринимается ребёнком (в младшем школьном возрасте) как оценка всей его личности. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Систематизируем данные высказывания: Что тревожит наших детей?

              (на экране текст)

               боязнь «быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками.

                            Так как же мы можем помочь детям справиться с их страхами и создать комфортные условия обучения? (На экране высказывания учителей)

           

 Рассмотрим высказывания учителей начальной школы об использовании принципа комфортности в своей практике.

                           Зачитываю высказывания учителей.

Давыдова Елена .Геннадьевна.

«Создаю для каждого ребёнка на уроках ситуацию успеха, чтобы ребёнок чувствовал себя более уверенно. Внушаю каждому ребёнку, что у него обязательно получится то, в чём он в данный момент испытывает трудности. Стараюсь создавать атмосферу доброжелательности…»

Еськова Наталья Васильевна

«Осуществляю принцип комфортности на уроках, благодаря электрифицированным наглядным пособиям. На уроках чтения я использую специальную библиотечку детских книг соответственно возрастным особенностям. Все пособия, которые я использую на уроках – красочные, занимательные, с картинками, с разного рода сигналами…»

Бусыгина Людмила Витальевна

«Ученикам 4 класса А проявлением комфортности служат следующие составляющие:

  • атмосфера доброжелательности в начале урока («возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу…»)
  • комфортность зависит от учителя, который обладает: профессионализмом, моден, современный, с юмором, добрый, справедливый и строгий, как мама…»

Шубина Татьяна Игоревна

«Дружной атмосфере в моём классе способствует внеклассная работа: совместные праздники, конкурсы, утренники, постановки различных сказок, экскурсии. Это всё сплачивает детей.

За неудовлетворительную оценку стараюсь не ругать, а наоборот поддержать ребёнка, если я вижу, что ученик испытывает затруднения в изучении материала…»

Попик Валентина Алексеевна

«Для достижения комфортной обстановки на уроках использую разные приёмы обратной связи. Например, на этапе урока-рефлексии, использую разнообразные приёмы: закрытый конверт- решил или выполнил задание сам; открытый конверт- мне не удалось выполнить задание самостоятельно; конверт с вопросом- я выполнил, но вопросы остались и т.д.»

Тузова Вероника Владимировна

«Успехи неудачи необходимо оценивать адекватно. Умелое использование влияет на эмоциональный комфорт, самооценку у детей, на их познавательную активность.

Необходимо:

 - учитывать индивидуальные особенности ребёнка:

  • обязательное фиксирование внимания на положительных проявлениях ребёнка;
  • умело сочетать на уроках технические средства обучения…»

Бакулина Светлана Александровна

На своих уроках нужно не жалеть сил на то, чтобы оставить ученика в психологическом позитиве, поэтому, если ребёнок не решил пример или задачу я предлагаю выбрать задание, которое ему посильно. Ученик остаётся с чёткой установкой «Я могу!»…

 

                   Когда страхи невелики, детей следует мягко и сочувственно побуждать к их признанию и преодолению, показывая, что нет никаких причин бояться. Но многих стрессовых ситуаций просто невозможно избежать. Время от времени дети должны справляться с грузом рядовых событий. Поэтому мы все вместе: (вывести на экране)

  1. Учимся распознавать и интерпретировать стрессовые реакции у детей.
  2. Обеспечиваем детям тёплое, надёжное пристанище, чтобы вернуть им уверенность.
  3. Даём детям возможность рассказывать о том, что они чувствуют.
  4. Не препятствуем регрессивному или  не соответствующему возрасту поведению.
  5. Помогаем детям понять смысл событий или обстоятельств, давая им необходимые объяснения.
  6. Выбираем стиль общения с детьми на занятиях.
  7. Главенствующую роль мы отводим мотивационному развитию ребёнка.

               Развитые познавательные и социальные мотивы учения позволяют школьнику с удовольствием воспринимать школьную жизнь.

 Таким образом, учителя начальной школы развивающую работу строят на основе индивидуального подхода. Вызывают у учеников живой интерес к  учению. В отношениях с детьми создают атмосферу доброжелательности и дружелюбия. Положительно оценивают любое достижение учащегося. А так же большое внимание уделяют развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

                       (На экране появляется диагностика)

             Подводя итоги нашей психолого-педагогической диагностики, мы можем с твёрдостью сказать, что эмоциональное состояние детей (начальной школы), связанное с различными формами их включения в школьную жизнь достаточно стабильно. Дети активно идут на контакт со сверстниками, стремятся развивать свои потребности в успехе, достигают высоких результатов при поставленной цели, не боятся демонстрировать свои возможности в аудитории.    

            Уважаемые педагоги средней и старшей школ!

(На экране «Самое дорогое, что есть у нас»)

Вы видите наши старания и заботу о каждом ребёнке, как о своем, о единственном. И нам хочется обратиться к вам с просьбой – продлить им минуты счастья, радости и удовольствия в обучении. И тогда наши дети будут чаще признаваться Вам в любви.

             Зачитываю стихотворение.

Волшебное слово УЧИТЕЛЬ

Знакомо с рождения всем!

Вы – друг, педагог, покровитель

В решении стольких проблем!

Спасибо за знаний просторы,

За радость и свет школьных лет,

Душевность, тепло разговоров,

За опыт и счастье побед!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ №1245

Слайд 2

А ЧОТ ЖЕ ЧУВСТВУЮТ И ГОВОРЯТ НАШИ ДЕТИ?

Слайд 6

ЧТО ТРЕВОЖИТ НАШИХ ДЕТЕЙ?

Слайд 7

ЧТО ТРЕВОЖИТ ДЕТЕЙ ? боязнь «быть не тем» страх сделать ошибку боязнь получить плохую отметку боязнь конфликта со сверстниками

Слайд 8

ТАК КАК ЖЕ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ С ИХ СТРАХАМИ И СОЗДАТЬ КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ? Давыдова Е.Г. « Создаю для каждого ребёнка на уроках ситуацию успеха, чтобы ребёнок чувствовал себя более уверенно. Внушаю каждому ребёнку, что у него обязательно получится то, в чём он в данный момент испытывает трудности. Стараюсь создавать атмосферу доброжелательности…» Долгова Н.Н. «Ученикам 4 класса «А» проявлением комфортности служат следующие составляющие: -атмосфера доброжелательности в начале урока («возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу…») комфортность зависит от учителя, который обладает: профессионализмом, моден, современный, с юмором, добрый, справедливый и строгий, как мама…» Еськова Н.В. «Осуществляю принцип комфортности на уроках, благодаря электрифицированным наглядным пособиям. На уроках чтения Я использую специальную библиотечку детских книг соответственно возрастным особенностям. Все пособия, которые Я использую на уроках – красочные, занимательные, с картинками, с разного рода сигналами...» Шубина Т. И. «Дружной атмосфере в моем классе способствует внеклассная работа: совместные праздники, конкурсы,утренники, постановки различных сказок, экскурсии. Это все сплачивает детей. За неудовлетворительную оценку стараюсь не ругать, а наоборот поддержать ребенка, если я вижу, что ученик испытывает затруднения в изучении материала...»

Слайд 9

ТАК КАК ЖЕ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ С ИХ СТРАХАМИ И СОЗДАТЬ КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ? Смирнова С.А. «Для достижения комфортной обстановки на уроках использую разные приемы обратной связи. Например: Закрытый конверт – Решил или выполнил задание сам. Открытый конверт – Мне не удалось выполнить задание самостоятельно. Конверт с вопросом – Я выполнил, но вопросы остались. и т.д….» Тузова В.В. «Успехи и неудачи необходимо оценивать адекватно. Умелое использование стиля взаимоотношений влияет на эмоциональный комфорт, самооценку у детей, на их познавательную активность . НЕОБХОДИМО : Учитывать индивидуальные особенности ребенка; Обязательное фиксирование внимания на положительных проявлениях ребенка; Умело сочетать на уроках технические средства обучения…» Алтунина М.А. «На своих уроках нужно не жалеть сил на то, чтобы оставить ученика в психологическом позитиве, поэтому, если ребенок не решил пример или задачу Я предлагаю выбрать задание которое ему посильно. Ученик остаётся с четкой установкой «Я могу!»…

Слайд 10

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ НА УРОКАХ Учимся распознавать и интерпретировать стрессовые реакции у детей. Обеспечиваем детям тёплое, надёжное пристанище, чтобы вернуть им уверенность. Даём детям возможность рассказывать о том, что они чувствуют. Не препятствуем регрессивному или не соответствующему возрасту поведению. Помогаем детям понять смысл событий или обстоятельств, давая им необходимые объяснения. Выбираем стиль общения с детьми на занятиях. Главенствующую роль мы отводим мотивационному развитию ребёнка.

Слайд 11

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ 1 .ЕСЛИ НА УРОКЕ У РЕБЯТ ПОЛУЧАЕТСЯ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ. 2 .ЕСЛИ УДАЛОСЬ ПОНЯТЬ ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ. 3 .ЕСЛИ УЧАЩИЕСЯ ВЫПОЛНЯЮТ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. 4 .ЕСЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: КОМПЬЮТЕР, ВИДЕО-/АУДИО-ЗАПИСИ И Т.Д. 5 .ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ ВОВРЕМЯ ЗАМЕТИЛ И ПОМОГ УЧЕНИКУ.

Слайд 12

САМОЕ ДОРОГОЕ, ЧТО ЕСТЬ У НАС Волшебное слово УЧИТЕЛЬ Знакомо с рождения всем! Вы – друг, педагог, покровитель В решении стольких проблем! Спасибо за знаний просторы, За радость и свет школьных лет, Душевность, тепло разговоров, За опыт и счастье побед!

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы».

«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы»....

Игровые технологии в образовательном процессе начальных классов

Задачи:•1.      Раскрыть особенности педагогических игр;•2.      Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых техноло...

Опыт внедрения ФГОС НОО в образовательный процесс начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее.

В данной презентации представлен опыт внедрения ФГОС НОО в образовательный процесс начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ»  с. Воротнее....

Статья учителя начальных классов Прониной Валентины Ивановны на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio."

Наряду с требованиями ФГОС учитель должен дать ученику глубокие и прочные знания . Перед современной школой стоит задача развивать творческие способности каждого ученика , сформировать у него так...

Реализация технологии деятельностного обучения в образовательном процессе начальной школы по требованиям ФГОС НОО. ИКТ как инструмент формирования УУД младшего школьника.

В стандартах второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в раз...

Статья.Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....

Из опыта работы Рыбенко Н.А. "Здоровьесберегающие технологии и основополагающие принципы их применения в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС"

Начальное общее образование обеспечивает формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в процессах проведения урочной, внеурочной и вне школьной деятельности с учётом возрастных и инди...