Мой методический семинар"Проектирование уроков в начальной школе с использованием технологии проблемно-диалогического обучения"
методическая разработка на тему

Методический семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaskirbaeva_metodicheskiy_seminar.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование уроков в начальной школе с использованием  технологии проблемно-диалогического обучения

(Слайд1). На сегодняшний день мы с детьми шагаем в ногу со временем. Для развития творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста через проблемно – диалогическое обучение я использую программу «Перспективная начальная школа». В педагогическом процессе творчество – это всегда поиск, исследовательская и познавательная активность, самостоятельность, решение проблем, которые способствуют раскрытию и реализации индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. Очень важно воспитать творческий тип личности ученика, научить применять свои умения в жизни и получать от этого удовольствие.

(Слайд2). Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся.

(Слайд3). Российское образование находится на пороге радикальных изменений, связанных с социально – экономическими преобразованиями. Главная задача школьного образования сегодня – это развитие творческой личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Наше общество нуждается в творчески мыслящих людях. Всем известно, что талант и творчество личности в современных социально – экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Интеллектуала с высоким уровнем развития творческого потенциала невозможно заменить ни компьютером, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально – творческими способностями.

(Слайд 4). Значимая характеристика природного творчества проявляется как потребность в новизне, оригинальности, инициативности, стремление к преобразованиям. В педагогическом процессе творчество - всегда поиск, исследовательская и познавательная активность, самостоятельность, решение проблем, которые способствуют раскрытию и реализации индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Для достижения новых результатов необходима такая технология проведения уроков, с помощью которой школьники регулярно на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности. Такая технология есть.

(Слайд 5)Технология проблемного диалога является эффективным средством реализации стандартов второго поколения, поскольку обеспечивает достижение установленных предметных, метапредметных и личностных результатов. Считаю, что проблемно-диалогический урок – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, так как обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности, речь и активность.

Всё, чем мы восхищаемся в жизни, создано творческими людьми! Школа - кузница маленьких творцов, которых мы, педагоги, уже сейчас готовим к жизни, учим применять приобретённые знания и умения в реальной жизненной ситуации. Именно эти дети будут радовать нас в будущем своими творческими достижениями.

Программа «ПНШ» помогает мне добиваться поставленной цели - развитие творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста через проблемно – диалогическое обучение.

Чтобы ребёнок развивался творчески, необходимо организовать его деятельность. Какая же деятельность считается творческой? Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств, оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем.

Считаю, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

(Слайд 6) Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия нового знания. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

(Слайды 7-15) На слайдах представлены учебные ситуации на уроках начальной школы с использованием технологии проблемно-диалогического обучения

 (Слайд 7) Прием 1. Самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения.

(Слайд 8) Прием 2. Состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

(Слайд 9) Прием 3. В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие — между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. В сравнении с предыдущими он сложнее, так как выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4. 5, 6. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие — в сути задания.

(Слайд 10) Прием 4. Наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

 (Слайд 11) Прием 5. Предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

(Слайд 12) Прием 6. Тоже сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

(Слайд 13 -16 ).Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Слайд 16) Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности, речь и активность, т.к. для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение материала большинством учащихся.

В современном мире только творчески мыслящие, эрудированные и образованные люди могут полноценно самореализовываться.

Литература:

1. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать учебные действия в начальной школе.Издательство «Просвещение»,2008, С149.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2007.

3. Дидактические и развивающие игры в начальной школе (+ CD-ROM): — Санкт-Петербург, Планета, 2011 г.- 272 с.

4.Лучшие нестандартные уроки в начальной школе. Математика: Г. Н. Сычева — Санкт-ПетербургЛ, Феникс, 2014 г.- 174 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.

6. Особенности проведения грамматического анализа в начальной школе. Методические рекомендации: А. П. Мишина — Москва, Русское слово - учебник, 2012 г.- 40 с.

7. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.

Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. -120 с.

8. Поташник М.М., Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.

9. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе

 Брыксина О.Ф., Галанжина Е.С., Смирнова М.А.Изд.: Академия, 2015 год

12. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования, 2009г.

Интернет-ресурсы

13. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс].URL: http://fgos.isiorao.ru/

14. http://omskedu.ru/conferens/17. ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательныесообщества [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/blogs/61808


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

Доклад на тему "Проектирование уроков в начальной школе в соответствие с требованиями ФГОС НОО" (из опыта работы).

Данный материал может помочь учителю начальных классов в конструировании технологической карты и сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС....

презентация "Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО"

мультимедийное сопровождение доклада "Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО"...

Проектирование урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

ØШкольные годы – это тысячи уроков –  веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.ØЧто же такое современный урок? Современный...

Методический семинар "Современный урок в начальной школе"

В презентации представлена система моей работы по теме "Современный урок в начальной школе", каким должен быть современный урок, этапы современного урока, а также представлены применяемые мн...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...